Комплексные показатели оценки эффективности логистической системы компании
За время развития логистики сформировалась система показателей, в общем плане оценивающих ее эффективность и результативность, к которым обычно относятся [15]: · общие логистические издержки; · качество логистического сервиса; · продолжительность логистических циклов; · производительность; · возврат на инвестиции в логистическую инфраструктуру. Эти показатели можно назвать ключевыми или комплексными показателями эффективности логистической системы. Они лежат в основе отчетных форм компаний и систем показателей логистических планов разных уровней. Ключевыми/комплексными показателями эффективности логистической системы называются основные измерители эффективности использования ресурсов в компании для сформированной логистической системы, в комплексе оценивающие результативность логистического менеджмента и являющиеся основой логистического планирования, учета и контроля. Общими логистическими издержками называются суммарные затраты, связанные с комплексом функционального логистического менеджмента и логистическим администрированием в логистической системе. В составе общих логистических издержек можно выделить следующие основные группы затрат: - затраты на выполнение логистических операций/функций (операционные, эксплуатационные логистические издержки); - ущербы от логистических рисков; - затраты на логистическое администрирование. Анализ структуры логистических издержек в различных отраслях промышленности экономически развитых стран показывает, что наибольшую долю в них занимают затраты на: - управление запасами (20-40%); - транспортные расходы (15-35%); - расходы на административно-управленческие функции (9-14%). Использование общих логистических издержек в качестве ключевого показателя при формировании логистической стратегии в отечественном бизнесе наталкивается на ряд трудностей, вызванных следующими основными причинами: · неспособностью действующей системы бухгалтерского учета и статистической отчетности предприятий выделять многие составляющие логистических издержек; · наличием в отечественном бизнесе «двойной» бухгалтерии, «черного нала», закрытостью финансовой информации для партнеров в логистической системе и даже между структурными подразделениями внутри компании и т.п.; · отсутствием методов расчета ущербов от логистических рисков и т.д. Важнейшим комплексным показателем эффективности логистической системы является продолжительность полного логистического цикла — время исполнения заказа потребителя (покупателя). Использование этого показателя (или его отдельных составляющих) обусловлено требованиями корпоративной стратегии, если в качестве основного фактора повышения конкурентоспособности фирмы выбирается время. Комплексный показатель - производительность (результативность) логистической системы - определяется объемами логистической работы (услуг), выполненными техническими средствами, технологическим оборудованием или персоналом, задействованными в логистической системе, в единицу времени, или удельными расходами ресурсов в логистической системе. В большинстве зарубежных фирм, имеющих логистические службы, составляются специальные отчеты о логистической производительности/продуктивности, в которых отражается достаточно большое число показателей, например: · число обработанных заказов в единицу времени; · грузовые отправки на единицу складских мощностей и грузовместимости транспортных средств; · отношение типа «вход-выход» для отражения динамики выпуска продукции и документооборота; · отношение операционных логистических издержек на единицу инвестированного капитала; · отношение логистических издержек на единицу производимой продукции; · логистические издержки в дистрибуции на единицу объема продаж и т.п. Комплексный показатель - возврат на инвестиции в логистическую инфраструктуру - характеризует эффективность капиталовложений в подразделения инфраструктуры логистической системы, к которым в настоящее время относят: · складское хозяйство (склады разного вида и назначения, грузовые терминалы и терминальные комплексы); · транспортные подразделения различных видов транспорта; · транспортные коммуникации (автомобильные и железные дороги, железнодорожные подъездные пути и т.п.); · ремонтные и вспомогательные подразделения, обслуживающие транспортно-складское хозяйство; · телекоммуникационная система; · информационно-компьютерная система (комплекс технических средств и оргтехника). Возврат на инвестиции в перечисленные объекты логистической инфраструктуры определяется в соответствии с действующими нормативно-методическими документами оценки эффективности капиталовложений. В методическом пособии авторов по практикуму рассматривается подход к определению комплексного уровня логистического сервиса.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|