Здавалка
Главная | Обратная связь

Анализ производства и реализации продукции



 

Объектом анализа являются: а) объем производства и реализации продукции; б) структура и качество выпускаемой продукции; в) ритмичность производства и реализации продукции.

Источниками информации для анализа являются: отчетность ф. №1-п (годовая) «Отчет по продукции»; ф. №1-п (квартальная) «Квартальная отчетность промышленного предприятия (объединения) о выпуске отдельных видов продукции в ассортименте»; ф. №1-п (месячная) «Срочная отчетность промышленного предприятия (объединения) по продукции»; ф. №2 «Отчет о прибыли и убытках»; ведомость №16 «движение готовых изделий, их отгрузка и реализация»; бизнес-план предприятия; оперативные планы-графики и др.

В процессе анализа дается общая оценка объема и динамики выпущенной продукции. Делается это путем сопоставления фактического объема производства за отчетный период с ожидаемым (плановым). Производится также сравнение фактических результатов с показателями предыдущего года или показателями нескольких предыдущих лет. Оценка динамики роста (прироста) показателя может осуществляться в текущих и сопоставимых ценах. При сопоставлении значений объема за несколько лет рассчитываются базисные и цепные темпы роста (прироста). В первом случае показатели каждого последующего года сопоставляются с базисной величиной, значение которой принимается за 100%. При расчете цепных темпов сопоставление производится по отношению к каждому предыдущему году. Среднегодовые темпы роста можно определить с помощью среднегеометрической величины.

Оценка выполнения заданий по производству и реализации продукции за отчетный период производится путем сопоставления фактических и базовых (плановых) значений показателей по каждому виду изделий, определения абсолютных и относительных отклонений показателей.

Оперативный анализ производства и отгрузки продукции осуществляется на основании расчета, в котором отражаются плановые и фактические сведения о выпуске и отгрузке продукции по объему и ассортименту за день, нарастающим итогом с начала месяца, а также отклонение от плана.

При использовании факторного анализа объема продаж могут использоваться натуральные (условно-натуральные) и стоимостные показатели.

Объем производства продукции в натуральном выражении (N) определяется так: N = Мз * Т * Кро * Нм,

где Мз – количество единиц установленного (заправленного) оборудования; Т – время работы оборудования в анализируемом периоде, часы; Кро –коэффициент работающего оборудования; Нм – производительность оборудования за час в физических (натуральных) единицах.

Отклонения фактических значений выпуска продукции от базисных (DN ) можно определить методом ЦП (АР, ОР):

Произведение первых трех сомножителей приведенной выше формулы представляет собой отработанные машино-часы Мчр = Мз * Т * Кро, т.е. N = Мчр * Нм. В этом случае анализ можно осуществить методом ЦП (АР, ОР), интегральным и др.

При необходимости анализ можно углубить, разложив Т и Нм на составляющие: Т = Д* Ксм * tсм, а Нм = А * Кпв = А * Ка * Кб (в формулах Д – число рабочих дней в анализируемом периоде, Ксм – коэффициент сменности, tсм – средняя продолжительность смены, А – теоретическая производительность единицы оборудования, Кпв – коэффициент полезного времени, Ка – коэффициент по группе «а» и Кб – коэффициент по группе «б»).

Объем производства (реализации, продаж) в денежном выражении (Q) определяется так: Q = åN*ц,

где Ц – цена единицы соответствующего изделия.

Отклонение фактического результата от базисного составляет DQ = Q/ - Q. При выпуске предприятием одного изделия это отклонение зависит от двух факторов – изменения N и Ц. Их влияние на DQ, используя метод ЦП, можно определить следующим образом:

1. DQ(N) = å(N/ - N)ц = åN/* ц - åN* ц = Q// - Q.

2. DQ(Ц) = å(ц/ - ц)N/ = åN/* ц/ - åN/* ц = Q/ - Q//.

В итоге: DQ = DQ(N) + DQ(Ц) = (Q// - Q) + (Q/ - Q//) = Q/ - Q.

Если на предприятии производится не менее двух изделий, то помимо вышеперечисленных факторов, на величину общего отклонения может повлиять третий фактор – структурные (ассортиментные) сдвиги в составе вырабатываемой продукции DQ(Стр). Влияние каждого фактора в этом случае определится так:

1. DQ(N) = Q(IN - 1) = Q/// - Q,

где IN = åN//åN – индекс роста объема производства в натуральном выражении; Q// и Q/// - соответственно фактический выпуск продукции при базисных ценах, при базисных ценах и базисной структуре.

2. DQ(Ц) = å(ц/ - ц)N/ = Q/ - Q//.

3. DQ(Стр) = å(N/ - NJN)ц = Q// - Q///.

В итоге: DQ = DQ(N) + DQ(Ц) + DQ(Стр) = (Q/ - Q).

При определении выручки от продаж по формуле Q = å(Nобщ*Удi*цi) расчет влияния факторов проводится так:

§ DQ(N) = å(N/общ*Удi*цi)-å(Nобщ*Удi*цi);

§ DQ(Стр) =å(N/общ*Удi/*цi) - å(N/общ*Удi*цi);

§ DQ(Ц) = å(N/общ*Удi/*цi /) - å(N/общ*Удi/*цi).

где Nобщ – общая выработка в натуральных единицах по всем видам изделий; Удi – удельный вес выпуска каждого вида изделий в общем объеме.

Влияние структурных сдвигов можно определить также способом процентных разностей: DQ(Стр) = (IQ- IN)Q/, где IQ = Q// Q. Данный метод можно использовать для определения влияния структуры реализованной продукции на сумму выручки, трудоемкость, материалоемкость, себестоимость, прибыль, рентабельность и другие экономические показатели.

Следует иметь в виду, что на объем реализации влияют сальдо остатков готовой продукции на начало и конец периода, находящейся на складе и отгруженной, но не оплаченной покупателем (мы допускаем, что эти остатки на начало и конец периода неизменны).

Что касается цен на продукцию, то они, помимо конъюнктурных факторов, в основном зависят от качества (сортности) изделий. Поэтому при анализе выявляются факторы, определяющие потребительские цены и потери предприятия от производства некачественной продукции, а также возможное в связи с этим ухудшение финансового положения.

Влияние качества изделий на общий объем производства определяется прямым счетом на основе разницы в цене изделий предполагаемого качества по сравнению с фактической. Если продукция, а соответственно и цены, подразделяются по сортам, то влияние качества на объем выпуска определяется с помощью средней взвешенной цены. При анализе в этом случае используется показатель – коэффициент сортности.Помимо этого для анализа качества используются такие показатели, как удельный вес сертифицированной и экспортной продукции в общем объеме ее реализации.

Расчет влияния сортового состава продукции на объем ее производства в стоимостном выражении (DQсорт) можно осуществлять так:

DQсорт = Σ(∆Удί * цί)*N/,

где ∆Удί – изменение удельного веса по каждому сорту, цί – цена соответствующего сорта и N/ – общий фактический выпуск данного вида продукции в натуральном выражении.

Анализ объема производства предполагает изучение выполнения заданий по выпуску и поставкам продукции в номенклатуре (перечню наименований изделий), в ассортименте (перечню наименования изделий с указанием количества по каждому из них), по выполнению договорных обязательств и ритмичности выпуска.

Оценка выполнения плана по ассортименту может производиться:

Ø по способу наименьшего процента выполнения обязательств по отдельным видам продукции;

Ø по способу среднего процента, который определяется делением общего фактического выпуска продукции в пределах обязательств на общий выпуск продукции;

Ø по удельному весу изделий, по которым обязательства выполнены (определяется путем деления разности между планируемым объемом продаж и стоимостью недовыпущенной продукции не общий плановый выпуск продукции).

Выполнение договорных обязательств по поставкам продукции в процентах (Кдог) определяется по формуле: Кдог = (Q - Qн/п)/Q*100,

где Qн/п – недопоставка продукции по договорам в стоимостном выражении.

Под ритмичностью работы предприятия понимается выпуск продукциив соответствии с планом-графиком за каждый отрезок времени в течение отчетного периода. Нарушение ритмичности ведет к неравномерной загрузке оборудования, рабочей силы, перерасходу заработной платы, снижению качества продукции, росту штрафных санкций и, в конечном счете, к снижению прибыли и рентабельности, ухудшению финансового положения предприятия.

Ритмичности не следует путать равномерность работы предприятий, под которой понимается равный фактический выпуск продукции в равные отрезки времени в течение отчетного периода.

Ритмичностьхарактеризуется коэффициентом, показывающим степень точности выполнения установленных заданий по декадам месяца, месяцам квартала или кварталам года. В расчет коэффициента ритмичности (Кр) принимаются фактические значения выпуска продукции в пределах плана (Q/пл) и плановые показатели: Кр = Q/пл/Q. Помимо этого определяется коэффициент аритмичности: Кар = (1 - Кр) и объем недовыпущенной продукции из-за аритмичной работы: DQарм = (Кар - 1).

Плановый объем выпуска продукции на декаду для обеспечения равномерного производства определяется исходя из удельного веса рабочих дней в декаде (dр.д) в количестве рабочих дней за месяц (Д): Qдек = Q * dр.д/Д.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.