Здавалка
Главная | Обратная связь

Метод, виды и способы (приемы) экономического анализа



 

ЭА предполагает оценку хозяйственных процессов, диагностику и прогнозирование развития.

Оценка как аналитическая процедура связана с выявлением размера и динамики отклонений определенных показателей, отражающих экономическое состояние предприятия.

Диагностика,или факторный анализ, применяется для выявления влияния различных факторов на результирующий показатель.Применение диагностики в ЭА включает в себя несколько последовательных процедур:

· определение системы показателей, описывающих объект исследования;

· установление соподчиненности показателей;

· выделение групп соподчиненных факторов;

· выделение в группе факторов основных и второстепенных;

· установление формы взаимосвязи между показателями;

· выбор приемов и способов изучения взаимосвязи;

· количественное измерение влияния факторов на совокупный показатель.

Прогнозирование в экономическом анализе предусматривает опережающее определение показателей финансово-экономической деятельности предприятий. На основе прогнозирования появляется возможность перехода от политики выживания к стратегии роста, базирующейся на упреждающем поведении в окружающем бизнес-пространстве и приобретении дополнительного конкурентного преимущества.

Методв широком понимании – это способ подхода к изучению исследуемого объекта. Под методом экономического анализа понимается диалектический подход к изучению, измерению и обобщению влияния факторов на результаты деятельности организации. Если предмет экономического анализа характеризует «что»изучается, то метод – «как»это делается.

Эффективность ЭА во многом зависит от методики его проведения, под которой понимается совокупность правил, приемов и способов проведения аналитических исследований хозяйственной деятельности. Если методологию (учение о научном методе познания) ЭА можно представить как стратегию исследования процессов и явлений, то методика – это тактика их изучения и оценки. Методика исследования того или иного явления (процесса) всегда конкретна. Так, есть свои особенности в подходах (методике) изучения текущего состояния объекта, определения влияния факторов на конечные результаты, оценке резервов роста эффективности производства, обоснования бизнес-планов и т.д. Методика предусматривает следующие этапы исследований:

¨ определение цели и задач ЭА, а также потребителей аналитической информации;

¨ выбор системы показателей для исследования и моделирования их взаимосвязи;

¨ выбор способов исследования, технических средств и приемов;

¨ подготовка источников информации для проведения анализа;

¨ собственно анализ;

¨ интерпретация результатов исследования.

Используя различные признаки классификации, можно выделить следующие виды ЭА:

· посубъектам (пользователям, потребителям) анализа – а) внешний и б) внутренний;

· пообъектамуправления – а) управленческий (производственный, технико-экономический); б) финансовый, в) социально-экономический, г) экономико-статистический д) экономико-экологический, е) маркетинговый;

· по методам изучения объектов – а) сравнительный, б) факторный, в) функционально-стоимостной; г) стохастический, д) инвестиционный, е) логистический;

· по признаку времени– а) ретроспективный (итоговый), б) оперативный (текущий) и в) перспективный (прогнозный); г) эпизодический и д) систематический.

· по охвату изучаемых явлений– а) тематический и б) комплексный.

Каждый из этих видов экономического анализа имеет свои задачи, содержание и особенности осуществления.

Наиболее объемным и важным для деятельности предприятий является комплексный экономический анализ. Он охватывает основныепоказателифункционирующей организации, которые могут быть синтетическими (общими) и/или аналитическими (частными).

Система показателей при комплексном анализе должна удовлетворять ряду требований:

а) необходимая широта охвата показателями всех сторон изучаемого явления;

б) взаимосвязь показателей системы;

в) логическое развертывание (редукция) одних показателей из других.

Система показателей формируются, как правило, под воздействием определенных внутренних и внешних факторов.

Общая схема формирования и анализа основных групп показателей в системе комплексного экономического анализа приведена на рис. 2.

 

Блок 1

               
 
 
       
 


Блок 11

 

 

Рис. 2. Схема формирования основных групп показателей в системе

комплексного экономического анализа

 

Блок 1 здесь отражает показатели организационно-технического уровня производства, включая природные и социальные условия, а также внешнеэкономические связи предприятия. От всех этих условий зависит степень использования производственных ресурсов, т.е. средств труда (блок 2), предметов труда (блок 3) и собственно труда (блок 4). Последние три блока предопределяют объемы производства и качество работы (блок 5), а также себестоимость продукции (блок 6). Объемы и затраты на производство продукции в свою очередь влияют на прибыль предприятия и рентабельность производства (блок 7). Эффективность использования производственных ресурсов отражается на величине и структуре авансированных для хозяйственной деятельности основных и оборотных средств (блок 8). С другой стороны объемы производства и авансированные активы в совокупности характеризуют оборачиваемость (эффективность использования) основных и оборотных средств (блок 9). Наконец, прибыльность и эффективность использования средств определяют рентабельность капитала (блок 10) и финансовое состояние предприятия (блок 11).

Приведенная схема может служить ориентиром в последовательности и содержании комплексного экономического анализа.

Изменение результативных (итоговых) показателей может происходить под воздействием определенных факторов. По отношению к анализируемому показателю изучаемые факторы можноподразделить на ряд групп:

а) первичные, вторичные и т.д. (первого, второго, третьего … уровня);

б) зависящие и не зависящие от предприятия;

в) основные (определяющие) и второстепенные;

г) поддающиеся и неподдающиеся количественной оценке;

д) постоянные и временные;

е) экстенсивные (количественные) и интенсивные (качественные);

ж) положительного и отрицательного воздействия;

з) производственные и внепроизводственные.

Различают пять видов производственных факторов:

· производственно-экономические отражают состояние материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

· технико-экономические отражают уровень механизации и автоматизации производственных процессов, степень внедрения достижений науки и техники, передовой технологии, организации труда и производства;

· социально-экономические характеризуют параметры, определяющие социальную активность работников

· социально-психологические отражают показатели психологической комфортности в трудовом коллективе;

· физиологические связаны с санитарно-гигиеническими, эстетическими и другими параметрами, влияющими на физическое состояние человека.

Совокупность факторных и результативных признаков, связанных одной причинно-следственной связью, называется факторной системой. Математическая формула, выражающая связь между результативным (у) и факторными признаками (х1, х2, х3…, хm) называется моделью факторной системы и имеет вид: у = f(х1, х2,…, хm). Модели могут иметь различную математическую форму.

Методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей представляет собой факторный анализ.

Основными задачами факторного анализа являются:

· отбор факторов, которые определяют исследуемые результативные показатели;

· классификация и систематизация факторов с целью обеспечения возможностей системного подхода;

· определение формы зависимости между факторами и результативным показателем;

· моделирование взаимосвязей между результативным и факторными показателями;

· расчет влияния факторов и оценка роли каждого из них в изменении величины результативного показателя;

· работа с факторной моделью (практическое использование модели).

Различают следующие типыфакторного анализа:

Ø детерминированный (когда связь факторов с результативным показателем носит функциональный характер) и стохастический (связь вероятностная, корреляционная);

Ø прямой (дедуктивный – от общего к частному) и обратный (индуктивный – от частных факторов к обобщающим);

Ø одноступенчатый и многоступенчатый (когда производится детализация/разложение факторов первого и последующих уровней);

Ø статический (расчет влияния факторов на результативный показатель на определенную дату) и динамический (изучение причинно-следственных связей в динамике).

При детерминированных связях могут встречаться следующие виды факторных моделей:

1) аддитивные – алгебраическая сумма показателей y = Σхi = х1 + х2 + …+ хn;

2) мультипликативные – произведение факторов y = Πхi = х1 * х2 * х3 ** хn;

3) кратные – характеризуют отношения факторов, например, z = х/у

4) смешанные – различное сочетание перечисленных выше моделей.

Для углубленного изучения взаимосвязи результативного признака с изучаемыми аргументами используются специальные приемы преобразованиядетерминированных факторных моделей.

1. Метод удлинения факторной системы. Исходная модель: у = х12, если при этом х1 = х11+ х12 +…+ х1n, то модель примет вид у = х112 + х122 +… + х1n/х2.

2. Метод расширенияфакторной системы. Умножив числитель и знаменатель исходной модели на одно и то же число, имеем: у = х1* а * в * с / х2 * а * в * с = х1* а/в * в/с * с/х2.

3. Метод сокращенияфакторной модели. Разделив числитель и знаменатель на одно и то же число, получаем у = (х1:а)/(х2:а). Обозначив х1:а = х11 и х2:а = х21, имеем у = х1121.

При осуществлении ЭА используют:

а) дескриптивные модели (модели описательного характера, используемые для оценки финансового состояния предприятия – построение системы отчетных балансов, построение финансовой отчетности в различных аналитических разрезах, вертикальный и горизонтальный анализ, анализ аналитических коэффициентов, аналитические записки к отчетности);

б) предикативные модели (модели предсказательного, прогностического характера - расчет точек безубыточности, построение прогностических финансовых отчетов и модели динамического анализа, факторные и регрессионные модели, модели ситуационного анализа);

в) нормативные модели (когда фактические результаты сравниваются с ожидаемыми, рассчитанными исходя из установленных нормативов).

В ЭА выделяют две группы методов (приемов, способов) обработки экономической информации и измерения влияния факторов: неформализованные – основываются на опыте и интуиции и формализованные – основываются на строгих аналитических зависимостях.

К числу неформализованныхотносят следующие методы: экспертный, психологический, сценариев, ситуационного анализа. На практике наибольшее распространение получил метод экспертных оценок – организованный сбор суждений и предложений специалистов по исследуемой проблеме с последующей статистической обработкой полученных ответов. Основными разновидностями экспертного метода являются:

· метод «мозговой атаки» или конференции идей, когда генерирование идей происходит в творческом споре и личном контакте специалистов;

· метод «мозгового штурма», при котором одна группа экспертов выдвигает идеи, а другая их анализирует;

· синектический метод – использование при генерировании идей аналогий из других областей знаний или фантастики;

· метод Дельфи – анонимный опрос специалистов по заранее подготовленным вопросам.

Среди формализованныхметодов можно выделить:

· традиционные методы экономической статистики (сравнения, средних и относительных величин, группировок, графический, индексный);

· классические методы (цепных подстановок, абсолютных и относительных разниц, балансовый, процентных чисел, дифференциальный, логарифмический, интегральный, дисконтирования);

· математико-статистические (корреляционного, регрессионного, дисперсионного и факторного анализа, метод главных компонент);

· эконометрическиеметоды (матричный и гармонический анализ, метод теории производственных функций);

· методы экономической кибернетики и оптимального программирования (системного анализа, машинного, линейного, нелинейного и динамического программирования);

· методы исследования операций и теории принятия решений (теории графов, игр и массового обслуживания, метод сетевых графиков).

Рассмотрим некоторые формализованные методы (способы, приемы), наиболее часто применяемые при обработке экономической информации.

Любой вид анализа предполагает использование метода сравнения. При этом базой для сравнения могут быть соответствующие нормы и нормативы, показатели плана текущего года, показатели прошлых периодов, показатели предприятий-конкурентов, передовых фирм других отраслей (последнее направление носит название бенчмаркинг) и др.

При сравнении определяется абсолютные и относительные отклонения показателей с использованием среднихвеличиних значений (средние арифметическая - простая и взвешенная, гармоническая, геометрическая и хронологическая, мода, медиана и др.).

К относительным величинамотносятся коэффициенты (отношение двух взаимосвязанных абсолютных показателей одинакового измерения, значение одного из которых принимается за единицу), удельные показатели (частное от деления двух абсолютных показателей различного измерения, например производительность труда) и структурные показатели (частное от деления структурного компонента на всю совокупность, например, доля оборотных активов в валюте баланса).

В процессе сравнения показатели зачастую группируют по определенным признакам. При этом используются в основном три вида группировок:

а) типологические – выделение социально-экономических типов явлений, например, группы предприятий по формам собственности;

б) структурные – определение структуры однородных совокупностей (состава предприятий по мощности, кадровому составу, структуры выпускаемой продукции);

б) аналитические(причинно-следственные) – вскрытие связей и зависимостей различных показателей (факторов), отражающих производственно-хозяйственную деятельность.

По сложности построения различают простые и комбинированные группировки. Первые используются для изучения взаимосвязи явлений, сгруппированных по какому-либо одному признаку. В комбинированных группировках изучаемая совокупность делится сначала по одному признаку, а затем внутри каждой группы – по другому признаку и т.д.

В качестве информационной основы группировок служат или генеральная совокупность однотипных показателей, или выборочная совокупность. Во втором случае для определения необходимого объема изучаемой информации используется формула случайной безвозвратной выборки: n = (N·t2σs2)/(N·∆x2 + t2σx2), где n – необходимый объем выборки, t коэффициент доверия, σs2 общая выборочная дисперсия, N объем генеральной совокупности, ∆x2 предельная ошибка выборочной средней.

При изучении показателей, находящихся в балансовой зависимости (обеспечение предприятия сырьем, трудовыми, финансовыми ресурсами и т.д.) используется балансовыйспособ. Как вспомогательный он применяется для проверки правильности расчетов влияния факторов на совокупный результативный показатель.

В ходе экономического анализа используется табличное и графическое отражение аналитических данных. При этом каждая таблицадолжна иметь общий заголовок, систему горизонтальных строк и вертикальных граф. Подлежащее таблиц показывает, о чем идет речь (оно содержит перечень показателей, характеризующих явление), а сказуемое – указывает, какими признаками характеризуется подлежащее. Таблицы бывают простые, групповые и комбинированные (материал подлежащего разбивается на группы и подгруппы).

Графическое отражениеинформацииосуществляетсяс помощьюдиаграмм (столбиковых, круговых, фигурных и др.), кривых распределения, графиков корреляционного поля, статистических картограмм, что позволяет получить обобщающую картину положения дел в статике и динамике.

Для измерения влияния факторов на отклонение результативного показателя используются следующие способы:

1. Метод цепных подстановок (ЦП). Он заключается в измерении влияния одного из нескольких факторов на обобщающий показатель при исключении действия остальных (прием устранения воздействия всех факторов на величину результативного показателя, кроме одного, называется элиминированием). Достигается это путем последовательной замены базисных значений факторов фактическими. Если, например, по базе (плану) у = а*в*с, а по факту у/ = а/*в/*с/, то отклонение Dу = у/ - у = а/*в/*с/ - а*в*с. С помощью первой подстановки находим у1 = а/*в*с и Dуа = у1 - у = а/*в*с - а*в*с; после второй – у2 = а/*в/*с, Dув = у2 - у1 = а/*в/*с - а/*в*с и, наконец, после третьей – у3 = у/ = а/* в/*с/, Dус = у3 - у2 = а/* в/*с/ - а/* в/*с. Баланс отклонений Dу = Dуа + Dув + Dус.

2. Разновидностью метода ЦП является метод абсолютных разниц(АР), который основан на прямом подсчете влияния каждого из факторов на изменение обобщающего показателя. используя этот метод и данные предыдущего примера, находим: Dуа = (а/ - а)в*с, Dув = а// - в)с, Dус = а/*в/*/ - с). Баланс отклонений Dу = Dуа + Dув + Dус.

3. Метод относительных разниц(ОР), как разновидность предыдущего, основывается на использовании отклонений относительных значений факторов (в виде коэффициентов или процентов). При у = а*в*с, у/ = а/*в/*с/, Dу = (у/ - у) рассчитываются Dа(%) = (а/ - а)/а*100; Dв(%) = (в/ - в)/в*100 и т.д. Далее влияние каждого фактора определяется так: Dуа = у*Dа/100; Dув = (у + Dуа)*Dв/100; Dус = (у + Dуа + Dув)*Dс. Баланс отклонений: Dу = у/ - у = Dуа + Dув + Dус.

Недостатком методов элиминирования является то, что результаты влияния отдельных факторов на общее отклонение зависят от последовательности (очередности) их подстановки. В связи с этим рекомендуетсяосуществлять подстановку факторов в порядке убывания их абсолютных значений (сначала количественных/экстенсивных, затем качественных/интенсивных).

Когда обобщающий показатель измеряется путем умножения значений двух факторов (у = а*в), один из которых является количественным (пусть «а»), а другой – качественным («в»), при измерении влияния количественного фактора его приращение Dа = (а/ - а) умножается на абсолютную величину базового качественного фактора (в), а при измерении влияния качественного фактора его приращение Dв = (в/ - в) умножается на фактическое (отчетное) значение количественного фактора (а/), т.е. при Dу = у/ - у имеем: Dуа = (а/ - а)*в, а Dув = (в/ - в)*а/.

В результате различной последовательности подстановок исследуемых факторов выявляется разница в величине влияния каждого из них на общее отклонение результирующего показателя. Эта разница называется неразложимым остатком.При расчетах с помощью ЦП (АР) неразложимый остаток прибавляется к воздействию качественного фактора, тем самым обеспечивается его преимущественное влияние на изменении обобщающего показателя.

Для равномерного распределения неразложимого остатка между изучаемыми факторами можно использовать:

4. Метод простого прибавления неразложимого остатка (см. интегральный метод).

5. Метод взвешенных конечных разностей (считается весьма трудоемким и затраты на его реализацию бывают несопоставимыми с выгодами, получаемыми в результате применения).

6. В аддитивных и кратно-аддитивных моделях используется метод пропорционального деления (долевого участия). Если, например, у = а + в + с, то этим методом Dуа = [Dу / (Dа + Dв + Dс )] * Dа ; Dув = [Dу / (Dа + Dв + Dс )] * Dв; Dус = [Dу / (Dа + Dв + Dс )] * Dс.

В смешанных моделях сначала методом ЦП (АР) определяется, насколько изменился результативный показатель за счет числителя и знаменателя, затем методом пропорционального деления по вышеприведенному алгоритму рассчитывается влияние факторов второго порядка.

7. При использовании интегральногометода неразложимый остаток равномерно распределяется по всем факторам. Расчет при этом ведется так:

а) при наличии двух факторов у = а*в, Dуа =Dа*в + 0,5Dа*Dв, Dув = Dв*с + 0,5Dа*Dв;

б) при наличии трех факторов у = а*в*с, Dу = Dуа + Dув + Dус, Dуа = 0,5Dа(в*с/ + в/*с) + 1/3Dа**Dс, Dув = 0,5Dв(а*с/ + а/*с) + 1/3Dа**Dс, Dус = 0,5Dс(а*в/ + а/*в) + 1/3Dа**Dс.

Если модели кратные или смешанные, то рабочие формулы для анализа интегральным методом выглядят так:

а) при наличии двух факторов – у = а/в, Dуа = Dа/Dв* ln½в//в½, Dув = Dу - Dуа ;

б) при наличии трех факторов у = а/(в + с), Dуа =Dа/(Dв + Dс)* ln½(в/ + с/)/(в + с)½; Dув = (Dу - Dуа) *Dв/(Dв + Dс); Dус = (Dу - Dуа)*Dс /(Dв + Dс).

8. Логарифмическийметод основывается на том, что между индексами изменения показателей сохраняется та же зависимость, что и между самими показателями.

В нашем случае, когда у = а*в, lgу = lgа + lgв, lg(у//у) = lg(а//а) + lg(в//в), lg= lg + lg. Разделив обе части последнего выражения на lgи умножив их на Dу, получим Dу = Dуа + Dув = Dу( lg/lg) + Dу(lg/lg) = Dу[lg(а/: a)/lg(у/: у) + [lg(в/: в)/ lg(у/: у)].

Анализ можно выполнить и так:

Dу = Dуа + Dув = Dу* Ка + Dу* Кв, где Ка = (lgа/ - lgа)/(lgу/ - lgу), Кв = (lgв/ - lgв)/(lgу/ - lgу).

Логарифмический метод применяется для кратных и мультипликативных моделей. При этом можно использовать как десятичные, так и натуральные логарифмы.

9. Прииндексномметоде индекс (I) любого показателя определяется делением его фактического значения у/ на базисное(плановое - у или фактическое предыдущего периода - у0). Различают индивидуальные индексы, которые отражают соотношение непосредственно измеряемых величин и агрегатные (групповые, тотальные) – характеризуют соотношение сложных величин, явлений. Если параметр «у» исчисляется как произведение нескольких элементов, например, у = в*с, то агрегатный индекс Iу = у//у= Iа* Iв, а индивидуальные Iа = а//а и Iв = в//в. Относительное (Iу) и абсолютное (Dу) отклонение каждого фактора определяется так:

а = (Σа/*в)/(Σа*в), Dуа = Σа/*в - Σа*в и Iув = (Σа/*в/)/(Σа/*в), Dув = Σа/*в/ - Σа/*в.

Применительно к изменению физического объема продаж, если товары учитываются не только по ценам (Ц), но и по количеству (N), индекс рассчитывается так: IN = ΣN/*Ц/ ΣN*Ц. Если количественный учет не ведется, то индекс физического оборота определяется отношением индекса оборота в действующих ценах и индекса цен, исчисляемый по схеме среднего гармонического индекса: IЦ = ΣN/*Ц// ΣN/*Ц = ΣN/*Ц// Σ(1/jц*N*Ц), где jц = Ц/

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.