Здавалка
Главная | Обратная связь

Понятие и система принципов правосудия



Современное общество в рамках процесса обеспечения демократического устройства судебной системы выработало определенные принципы, способные исключить или свести к минимуму какое бы то ни было давление на судебную власть.

Принципами правосудия являются основные правовые положения, выражающие природу и сущность правосудия, сформулированные в нормативных правовых актах в виде норм-принципов, или вытекающие из системы конкретных правовых норм[48].

Принципы правосудия сформулированы в Конституции Республики Беларусь и Кодексе Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей. Кроме того, ряд принципов декларируется в соответствующих процессуальных кодексах. В силу этого принципы судопроизводства можно классифицировать на группы в зависимости от источника изложения. Система принципов правосудия выглядит следующим образом:

1. Конституционные принципы правосудия.

2. Общеправовые принципы.

3. Отраслевые принципы.

Следует отметить, что некоторые из принципов, закрепленных в Конституции Республики Беларусь, находя свое отражение в Кодексе о судоустройстве и статусе судей, нередко могут быть сформулированы несколько иначе. Конституция Республики Беларусь была принята в 1994 г., на этапе становления правовой базы независимого белорусского государства. В связи с тем, что в 1996 г. и 2004 г. нормы Конституции были утверждены референдумом, внесение изменений и дополнений разделы I, II, IV, VIII также возможно только путем всенародного голосования – референдума. В то же время, массив законодательства – явление по-своему динамичное, постоянно претерпевающее реформационные процессы, затрагивающие в том числе и юридическую терминологию. В свете вышесказанного некоторое расхождение в формулировках принципов, не меняющее сути самого принципа, уточняющее его конституционный смысл, представляется вполне естественным.

Конституционные принципы правосудияпредставляют собой ряд основополагающих принципов судопроизводства, по существу являющихся демократическими гарантиями для граждан. Данные принципы определяют общие положения построения и реализации судебной власти в форме правосудия и закреплены в главе 6 Конституции Республики Беларусь «Суд».

Принцип осуществления правосудия только судомвытекает из ст. 109 Конституции Республики Беларусь, устанавливающей, что судебная власть в республике принадлежит судам. Аналогичные положения содержит ст. 2 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей. Разрешением гражданских и административных споров занимаются различные третейские суды, административные комиссии и другие квазисудебные органы, создаваемые спорящими сторонами или действующие на постоянной основе. Но их деятельность не может называться правосудием, поскольку она осуществляется не от имени государства и вне установленных законом процессуальных правил. Только суды, учреждаемые законом на основе Конституции, вправе рассматривать уголовные, гражданские и иные дела, выносить приговоры и решения, обеспеченные государственным принуждением. Конституция Республики Беларусь не содержит перечня судебных инстанций, а ограничивается закреплением общего правила о том, что судоустройство в Республике Беларусь определяется законом. В Конституции Республики Беларусь установлен строгий запрет на создание чрезвычайных судов. Это означает, что ни при каких, даже самых экстремальных условиях (военное или чрезвычайное положение и пр.) не могут учреждаться временные суды, военные трибуналы, выпадающие из конституционно обусловленной судебной системы и действующие без процессуальных гарантий, присущих демократическому правосудию. Следует иметь в виду, что такими судами не являются существующие в настоящее время военные суды, которые являются частью системы общих судов и рассматривают дела в рамках своей юрисдикции.

Принцип, в соответствии с которымсудьи при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только закону, закреплен в ст. 110 Конституции Республики Беларусь. Данный принцип означает, что какое-либо вмешательство в деятельность судей по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону. Подобная ответственность установлена в главе 24 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (например, ст. 24.1 «Неуважение к суду»). Ряд составов преступлений против правосудия содержится в главе 34 Уголовного кодекса Республики Беларусь[49] (ст. 388 «Насилие в отношении судьи или народного заседателя», ст. 390 «Вмешательство в разрешение судебных дел или производство предварительного расследования» и др.). Рассматриваемый принцип является важнейшим принципом организации судебной власти. Одновременно это главное условие самостоятельности и эффективности судебной власти, ее способности защищать права и свободы граждан, общества, государства. Независимость судей обеспечивается закрепленными в ч. 2 ст. 85 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь положениями: установленными законодательными актами порядком их назначения (избрания, утверждения), приостановления и прекращения полномочий, неприкосновенностью, процедурой рассмотрения дел и вопросов, тайной совещания при вынесении судебных постановлений и запрещением требовать ее разглашения, ответственностью за неуважение к суду или вмешательство в его деятельность, иными гарантиями, соответствующими статусу судей, а также созданием надлежащих организационно-технических условий для деятельности судов.

Термин «закон» в конституционной формулировке вышеназванного принципа (судьи при осуществлении правосудия… подчиняются только закону) не следует понимать буквально, поскольку Конституция Республики Беларусь, закрепляя основы принципа законности, устанавливает в ст. 112, что суды осуществляют правосудие на основе Конституции и принятых в соответствии с ней иных нормативных актов. Аналогичное положение содержится в ст. 7 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей.

Судьи в первую очередь обязаны обеспечивать применение конституционных норм, поскольку Конституция Республики Беларусь – это акт высшей юридической силы, имеющий прямое действие. Судьи должны также подчиняться законодательным и иным нормативным правовым актам. Соединяя независимость судей с их подчинением Конституции Республики Беларусь и иным нормативным правовым актам, Конституция не допускает противоречия, поскольку независимость правосудия призвана неукоснительно обеспечивать реализацию конституционных и законодательных норм. Суд выступает как главный механизм господства режима законности в государстве, его право обеспечивать это господство есть одновременно обязанность контролировать правоприменение и охранять свойственную правовому государству фундаментальную иерархию источников права[50]. Власть судов усиливается особым указанием в ч. 2 ст. 112 Конституции Республики Беларусь: «Если при рассмотрении конкретного дела суд придет к выводу о несоответствии нормативного акта Конституции, он принимает решение в соответствии с Конституцией и ставит в установленном порядке вопрос о признании данного нормативного акта неконституционным». Эта норма, содержащаяся также в ч. 2 ст. 7 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, подчеркивает господство Конституции над всеми другими правовыми актами государства.

В соответствии с принципом коллегиального и единоличного рассмотрения дел судами(ст. 113 Конституции Республики Беларусь, ст. 12 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей), дела в судах рассматриваются коллегиально, а в предусмотренных законом случаях – единолично судьями. В настоящее время в сфере действия процессуального законодательства повсеместно складывается обратная ситуация, то есть, по общему правилу, судьи рассматривают дела в качестве суда первой инстанции единолично, и лишь в предусмотренных законом случаях – коллегиально. Речь идет, прежде всего, об уголовном судопроизводстве, в рамках которого осуществляется коллегиальное рассмотрение ряда категорий дел (например, дел о преступлениях, совершенных несовершеннолетними) с участием судьи и двух народных заседателей. Коллегиальное рассмотрение дел осуществляется также судами второй (кассационной) и надзорной инстанций. В данном контексте можно говорить об участии общественности в осуществлении правосудия. Как отмечается в литературе, в Республике Беларусь принцип участия граждан в осуществлении правосудия не получил прямого закрепления ни в Конституции Республики Беларусь. В то же время справедливо обращается внимание на то, что участие граждан в судебном разбирательстве дел обеспечивает тесную связь судебной власти с народом, привлечение его к государственному управлению, общественный контроль за судебной деятельностью, вынесение законных и обоснованных судебных решений, нравственно-правовое влияние судебного процесса[51]. В настоящее время принцип участия граждан в осуществлении правосудия нашел свое отражение в ст. 9 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей.

Конституционным является также принцип открытого разбирательства дел во всех судах (ст. 114 Конституции Республики Беларусь, ст. 11 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей). Принцип открытости (гласности) разбирательства закреплен также во всех процессуальных кодексах и предполагает судебное рассмотрение дел в открытых судебных заседаниях с обеспечением для лиц, достигших установленного законом возраста (16 лет), реальной возможности присутствовать на судебных процессах, а также возможности широкого освещения в средствах массовой информации хода и результатов разрешения дела[52]. Согласно ч. 3 ст. 11 Кодекса о судоустройстве и статусе судей, не допускаются разглашение сведений, относящихся к личной жизни гражданина, которые унижают его честь и достоинство либо могут причинить вред его правам, законным интересам или деловой репутации, а равно разглашение сведений, относящихся к деятельности организации, индивидуального предпринимателя, которые могут причинить вред их правам, законным интересам или деловой репутации, если иное не предусмотрено законодательством. Конституция Республики Беларусь допускает слушание дел в закрытом судебном заседании лишь в случаях, определенных законом, с соблюдением всех правил судопроизводства (ст. 17 ГПК; ст. 21 ХПК; ст. 23 УПК).

Принцип гласности действует и при осуществлении правосудия Конституционным Судом Республики Беларусь. Однако, согласно ч. 3 ст. 26 Закона Республики Беларусь «О Конституционном Суде Республики Беларусь», по решению Конституционного Суда в случае, если это необходимо для сохранения государственной тайны, могут проводиться закрытые заседания.

Закрытое разбирательство не означает какого-либо ослабления процессуальных гарантий или отступления от общих правил судопроизводства, оно только закрывает доступ в зал суда широкой общественности и средствам массовой информации. Но резолютивные части приговоров и решений оглашаются в открытом заседании суда.

Статья 115 Конституции Республики Беларусь закрепляет принцип состязательности сторон в процессе. В соответствии с данным принципом складывается такой правовой режим, при котором суд при осуществлении правосудия занимает подлинно независимое, беспристрастное положение арбитра, взвешивающего доводы каждой из заинтересованных в исходе дела сторон и других участников процесса. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Эта конституционная норма ставит перед каждой из сторон в процессе условия, при которых необходимо четко обосновывать свои требования, аргументировать возражения, представлять доказательства и т.п. Данный принцип тесно связан с принципом равенства сторон в процессе. Конституция Республики Беларусь соединяет данные принципы, говоря об осуществлении правосудия на основе состязательности и равенства сторон в процессе. В ч. 2 ст. 8 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей также содержится требование обеспечивать состязательность и равенство сторон в процессе. В подобном контексте термин «равенство сторон» близок по своему значению к термину «равноправие». Равенство сторон не означает формальной аналогии представляемых участникам процесса прав и возлагаемых обязанностей, но создает ситуацию, когда права и обязанности сторон корреспондируют, то есть соответствуют друг другу, обеспечивая тем самым элемент состязательности. Перечень прав и обязанностей сторон в процессе установлен соответствующими процессуальными кодексами. Несколько иной смысл вкладывается в принцип равенства в ч. 1 ст. 8 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, согласно которой правосудие в Республике Беларусь осуществляется на основе равенства граждан, организаций, индивидуальных предпринимателей перед законом и судом. В этом смысле равенство означает осуществление правосудия на началах равенства перед законом и судом независимо от происхождения, социального, должностного и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, политических и иных убеждений, отношения к религии, пола, образования, языка, рода и характера занятий и иных обстоятельств. Здесь понятие «равенство» созвучно международно-правовому пониманию данного принципа, закрепленному во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах и других документах, устанавливающих общепризнанные стандарты в области отправления правосудия.

Конституционно-правовые основы осуществления правосудия сформулированы не только в главе 6 Конституции Республики Беларусь. Как отмечалось выше, судебная власть, как никакая другая, затрагивает область прав и свобод граждан, поэтому осуществляется в строгих процессуальных формах. Эти формы выражают собой важные гарантии свободы человека, а потому требуют конституционного закрепления своих основ. По своей сути это универсальные, общепризнанные во всем мире принципы, зафиксированные в международно-правовых документах о правах человека. Некоторые из этих гарантий закреплены в разделе ІІ Конституции Республики Беларусь «Личность, общество, государство». Так, ст. 26 Конституции Республики Беларусь посвящена принципу презумпции невиновности, имеющему основополагающее значение для осуществления правосудия по уголовным делам и, на наш взгляд, не менее важному в сфере административного судопроизводства (то есть в тех сферах правосудия, где фигурирует лицо, обвиняемое в совершении преступления либо административного правонарушения). Презумпция невиновности как принцип уголовного судопроизводства и вытекающие из данного принципа положения тесно связаны с правом не свидетельствовать против себя самого и своих близких (ст. 27 Конституции Республики Беларусь). Конституция Республики Беларусь в ст. 62 закрепляет также право на юридическую помощь. Так, каждый имеет право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе право пользоваться в любой момент помощью адвокатов и других своих представителей в суде, иных государственных органах, органах местного управления, в учреждениях, организациях, общественных объединениях и в отношениях с должностными лицами и гражданами. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается за счет государственных средств. Рассматриваемая норма Конституции устанавливает также запрет на противодействие оказанию правовой помощи в Республике Беларусь. Статья 10 Кодекса о судоустройстве и статусе судей гарантирует право граждан и организаций на судебную защиту.

Общеправовые принципы правосудия закреплены в Кодексе Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей. Часть из закрепленных в данных нормативных актах принципов имеют статус конституционных, поскольку первоначально они получили свое отражение в Конституции Республики Беларусь, и были нами рассмотрены (например, принципы независимости судей и подчинения их только закону, открытости судебного разбирательства и др.). В то же время, ряд принципов, вытекающих из общих положений Конституции Республики Беларусь, сформулирован именно в вышеназванных Кодексе и Законе. К таким принципам относится в первую очередь принцип государственного языка судопроизводства. В соответствии с Законом Республики Беларусь «О языках в Республике Беларусь»[53]: государственными языками Республики Беларусь являются белорусский и русский языки. Статья 13 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей также закрепляет, что судопроизводство и делопроизводство в судах Республики Беларусь ведутся на белорусском или русском языке. Иными словами, делопроизводство в государстве, в том числе в судебной системе, ведется на белорусском и русском языках, поскольку они обладают равным статусом. В основной своей массе документация в судах оформляется на русском языке, поскольку подавляющее большинство населения республики использует данный язык в качестве основного средства общения. В то же время, лицам, участвующим в деле и не владеющим языком судопроизводства, обеспечивается право ознакомления со всеми материалами дела, участие в судебных действиях через переводчика, право выступать в суде на родном языке.

Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей (ст. 14) закрепляетпринцип обязательности судебных постановлений и требований судьи. Вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех государственных органов, иных организаций, а также должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории государства. Требование судьи, вытекающее из его полномочий и предъявленное в соответствии с законодательством, является обязательным и подлежит исполнению в установленный срок. Информация, истребуемая судьей в связи с рассматриваемым делом, предоставляется бесплатно. Неисполнение судебных постановлений, вступивших в законную силу, и требований судьи влечет за собой соответствующую ответственность.

Отраслевые принципы судопроизводства присущи определенному виду правосудия. При этом ряд принципов сформулирован на основе положений Конституции Республики Беларусь, Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, некоторые же из принципов касаются непосредственно определенного вида процессуальной деятельности, регламентированной соответствующим кодексом – Гражданским процессуальным, Уголовно-процессуальным, Хозяйственным процессуальным, Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях, а также Законом Республики Беларусь «О Конституционном Суде Республики Беларусь» и Регламентом Конституционного Суда Республики Беларусь.

Контрольные вопросы и задания для самоконтроля

1. Приведите понятие правосудия и его отличительные признаки.

2. Каковы понятие и система принципов правосудия?

3. Охарактеризуйте каждый из принципов правосудия.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.