Свойства судебной власти
Как указывалось выше, в соответствии с положениями главы 6 Конституции Республики Беларусь, судебная власть представляет собой самостоятельную и независимую (при осуществлении правосудия) часть государственного аппарата, обладающую рядом отличительных признаков (свойств). 1. Государственной власти присуще такое свойство, как легитимность[41]. Применительно к судебной власти данный признак имеет некоторую специфику. В широком смысле легитимность – это принятие власти населением страны, признание ее права управлять социальными процессами, готовность ей подчиняться. В узком смысле легитимной признается законная власть, образованная в соответствии с процедурой, предусмотренной правовыми нормами[42]. Легитимность судебной власти В.Н. Бибило понимает как соответствие данной ветви власти прогрессивным человеческим ценностям. Автор указывает, что легитимна такая судебная власть, которую поддерживает народ[43]. Юридическим выражением легитимности власти служит ее легальность (от лат. «legalis» – законный), то есть нормативность, способность воплощаться в нормах права, ограничиваться законом, функционировать в рамках законности. 2. Исключительность судебной власти означает, что судебную власть вправе осуществлять только суды (ст. 109 Конституции Республики Беларусь, ст. 2 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей). Никакой другой государственный орган, должностное лицо не имеет права присваивать себе судебные функции. Порядок образования судов, их система и полномочия определяются Конституцией и соответствующими законами. Создание судов, не входящих в судебную систему, определенную законом (чрезвычайных судов), не допускается. Принцип разделения властей обеспечивает гарантии, в соответствии с которыми взаимный контроль и сбалансированность полномочий не могут привести к присвоению полномочий судебной власти какой-либо другой властью. Осуществлять функции судебной власти не вправе ни органы законодательной, ни органы исполнительной власти. В то же время, судебная власть взаимодействует с законодательной и исполнительной, как это указано в ч. 4 ст. 2 Кодекса о судоустройстве и статусе судей. 3. Независимость, самостоятельность и обособленность судебной власти. При выполнении своих полномочий судьи подчиняются только закону (ст. 110 Конституции Республики Беларусь). Органы судебной власти пользуются самостоятельностью. Эта самостоятельность судебной власти проявляется в независимости судей, которые подчиняются только Конституции Республики Беларусь и закону. Самостоятельность судебной власти (ч. 4 ст. 2 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей) означает, что суды осуществляют свои полномочия самостоятельно. В своей деятельности по осуществлению правосудия судьи никому не подотчетны. Никто не имеет право давать судье рекомендации, как разрешить то или иное дело. Судьи, рассматривая дело, не связаны позицией и мнением сторон в процессе. Вышестоящий суд может отменить решение нижестоящего, но не вправе дать указания о квалификации преступления, мере наказания. Вмешательство в судебную деятельность является преступлением против правосудия и влечет уголовную ответственность. Решения суда не требуют какого-либо утверждения. Как указывалось выше, суды образуют обособленную систему, не входящую в другую государственную структуру. Организационно они никому не подчинены. Суды имеют определенные взаимоотношения с органами законодательной и исполнительной власти, но они осуществляются в рамках закона, гарантирующего независимость судей. 4. Властный характер полномочий суда. Судебная власть является разновидностью государственной власти наряду с законодательной и исполнительной. Место судебной власти в системе органов государственной власти Республики Беларусь в решающей степени определяется положением о разделении властей, закрепленным в Конституции государства. Принцип разделения властей не только распределяет функции государственной власти между тремя ветвями власти, но и устанавливает их самостоятельность и взаимное равновесие. В этой системе суды связаны с законодательной и исполнительной властью обязанностью применять законы и другие нормативные правовые акты, а также в отношении назначения судей на их должности. В то же время, судебная власть полностью самостоятельна в вынесении судебных решений и приговоров, но их исполнение относится к обязанностям исполнительной власти. Возможность судебного обжалования гражданами действий (бездействия) должностных лиц и органов исполнительной власти позволяет судебной власти противостоять незаконным действиям этой власти. Функции и полномочия судебных органов, таким образом, служат своеобразным противовесом в отношении двух других ветвей власти, а в совокупности с ними образуют единую государственную власть. Все требования и распоряжения суда обязательны для всех без исключения государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан. В случае невыполнения решений суда органы, исполняющие судебные решения, могут применить принудительные меры для реализации судебных решений. 5. Судебная власть реализуется на основе Конституции Республики Беларусь и законов (ст. 110 Конституции Республики Беларусь). Согласно ст. 3 Кодекса о судоустройстве и статусе судей, правовую основу судоустройства и статуса судей в Республике Беларусь составляют Конституция Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей и иные законодательные акты белорусского государства. В силу этого судьи при решении любого вопроса их компетенции руководствуются только законом. В данном контексте «закон» следует толковать распространительно[44]. Это значит, что судьи руководствуются не только законами в собственном смысле слова, но и иными законодательными (кодексами, декретами Президента Республики Беларусь) и подзаконными актами. 6. Правоприменительный характер судебной власти. Суд не издает нормативных актов, а применяет их к конкретным фактам и обстоятельствам. Вместе с тем, судебная практика, безусловно, влияет на направление законодательной деятельности, более того, своим толкованием права в процессе его применения суды выявляют подлинное содержание правовых норм, иногда отличное от первоначальных целей. Отметим, что Законом Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» акты судебных органов (Конституционного Суда Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь) названы в числе нормативных. 7. Полнота судебной власти, выражаемая в широких, законодательно закрепленных полномочиях судов и судей как в разрешении с помощью правовых методов самых разнообразных юридических споров и конфликтов, так и в применении мер государственного принуждения к правонарушителям вплоть до самых строгих, исключительных. В частности, только суд на легальной основе вправе применять в качестве меры уголовного наказания такие его виды, как пожизненное заключение и смертная казнь. Контрольные вопросы и задания для самоконтроля 1. Дайте понятие и проанализируйте сущность судебной власти. 2. Какова роль судебной власти в механизме государственной власти Республики Беларусь? 3. Каковы конституционные положения об организации судебной власти в Республике Беларусь? 4. Назовите основные свойства судебной власти.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|