Понятие правосудия и его отличительные признаки
Любой государственный орган при реализации государственной власти выполняет присущие ему функции, которые предопределяются характером и содержанием функций государства. Среди функций государства, нацеленных на решение внутренних задач страны, в качестве основного выступает блок охранительных функций, направленных на охрану конституционного строя, прав и свобод граждан, существующих форм собственности, обеспечение законности и правопорядка и др. В целях эффективного распределения полномочий по решению названных задач каждый государственный орган выполняет специфическую, только ему присущую функцию, и для этого наделяется определенной компетенцией. В ч. 1 ст. 7 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей сказано, что суды осуществляют правосудие. Правосудие – это вид государственной деятельности, который осуществляется судом путем рассмотрения и разрешения в процессуальном порядке уголовных, гражданских и иных дел в целях укрепления законности и правопорядка, охраны прав граждан и организаций[45]. Являясь одной из государственных функций, правосудие обладает рядом специфических черт. Отличительные признаки правосудия в литературе предложено объединить в три группы признаков: организационно-правовые, правоприменительные и процессуальные[46] (схема 4). Схема 4
К организационно-правовым признакам правосудия относятся положения, в соответствии с которыми правосудие осуществляется специально созданными государственными органами – судами (ст. 112 Конституции Республики Беларусь). Правоприменительным признаком, на наш взгляд, является конституционная норма о том, что правосудие осуществляется на основе Конституции и принятых в соответствии с ней иных нормативных актов (ст. 112 Конституции Республики Беларусь, ст. 7 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей). К процессуальным признакам правосудия относится осуществление правосудия в рамках установленной законом процедуры, указанными в законе способами, а в предусмотренных законом случаях – с участием представителей общественности. Правосудие есть форма осуществления судебной власти, что определено ст. 112 Конституции Республики Беларусь, ст. 7 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей. В настоящее время сложилось несколько вариантов осуществления судебной власти в форме правосудия, которые принято называть видами судопроизводства. Данное положение нашло отражение в Кодексе Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей[47], где в ст. 2 указывается, что судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, уголовного, хозяйственного и административного судопроизводства. Однако судебная власть не сводится лишь к данному полномочию, хотя и самому главному. Она включает и ряд других полномочий, которые также имеют большое значение: - судебный контроль за законностью и обоснованностью решений и действий государственных органов и должностных лиц (реализуется Конституционным Судом Республики Беларусь в процессе своей деятельности, либо, например, общими и хозяйственными судами в форме принесения частных определений на выявленные нарушения законности отдельными должностными лицами либо существенные недостатки или нарушения в деятельности юридических лиц); - обеспечение исполнения постановлений судов (приговоров, решений, определений) и решений некоторых других органов; - разъяснение действующего законодательства на основе анализа судебной статистики, данных судебной практики и другие. Реализация этих полномочий тесно связана с правосудием и содействует его осуществлению.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|