Надзор за исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.
Предметом данной отрасли прокурорского надзора является согласно ст. 28 Закона Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь» соответствие законодательству правовых актов и решений (действий) органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и их должностных лиц. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности перечислены в ст. 29 Закона Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь»: 1. Проверяет дела оперативного учета, другие материалы и документы, связанные с оперативно-розыскной деятельностью. Исключение составляют данные о лицах, внедренных в организованные преступные группы и преступные организации, негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, об организации и тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий. Прокурор вправе также знакомиться со сведениями об указанных выше лицах в случае обращения их с письменными заявлениями и жалобами на незаконные действия сотрудников органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, или привлечения этих лиц к уголовной ответственности. 2. Дает санкцию либо отказывать в даче санкции на проведение оперативно-розыскных мероприятий. Санкция прокурора или его заместителя обязательна для проведения оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан на тайну корреспонденции, телефонных и иных сообщений, передаваемых по техническим каналам связи, неприкосновенность жилища и иных законных владений граждан, осуществления слухового контроля (ст. 13 Закона Республики Беларусь «Об оперативно-розыскной деятельности»)[93].К таким оперативно-розыскным мероприятиям относятся: прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи; обследование жилища и иных законных владений граждан; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; слуховой контроль.Осуществление указанных мероприятий допускается только с санкции прокурора по мотивированному постановлению соответствующего органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, и при наличии информации о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления; о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление; о событиях или действиях, создающих угрозу национальной безопасности Республики Беларусь. В отношении лица, должность которого включена в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь, депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, судьи, прокурорского работника оперативно-розыскные мероприятия, ограничивающие конституционные права граждан, могут проводиться только с санкции Генерального прокурора Республики Беларусь или лица, исполняющего его обязанности (ст. 13 Закона Республики Беларусь «Об оперативно-розыскной деятельности»).Санкция либо отказ в ее даче оформляются прокурором в виде резолюции на постановлении о проведении мероприятий, скрепляемой печатью соответствующей прокуратуры. 3. Продлевает сроки проведения оперативно-розыскных мероприятий. 4. Дает письменные указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам, а также о прекращении их проведения. 5. Требует письменные объяснения от должностных лиц и иных граждан по фактам выявленных нарушений законодательства. 6. Принимает меры по отмене незаконных постановлений о заведении дел оперативного учета и проведении отдельных оперативно-розыскных мероприятий. 7. Требует от руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, проведения проверок исполнения законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности с обязательным сообщением о результатах их проведения. При установлении нарушений законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности мерами прокурорского реагирования являются: опротестование противоречащих законодательству правовых актов и решений (действий) органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и их должностных лиц; внесение представлений, вынесение предписаний и официальных предупреждений; составление протоколов об административных правонарушениях; вынесение постановлений о возбуждении дисциплинарного производства или о привлечении к материальной ответственности, либо о возбуждении уголовного дела. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|