Система и структура органов прокуратуры
Система органов прокуратуры – это возглавляемая Генеральным прокурором Республики Беларусь совокупность подчиненных ему органов прокуратуры, организованная в соответствии с административно-территориальным делением и специализацией, а также иные государственные организации, созданные в системе органов прокуратуры по решению Президента Республики Беларусь. Система территориальных прокуратур Республики Беларусь включает три звена: 1. Генеральная прокуратура Республики Беларусь, являющаяся центральным органом системы органов прокуратуры; 2. Прокуратуры областей, г. Минска; 3. Прокуратуры районов, районов в городах, городов, межрайонные прокуратуры, осуществляющие надзор за исполнением законов на территории нескольких районов. К числу специализированных прокуратур относятся Белорусская транспортная прокуратура и подчиненные ей нижестоящие транспортные прокуратуры, Белорусская военная прокуратура и подчиненные ей нижестоящие военные прокуратуры (ст. 3 Закона Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь»). Кроме того, в республике действует также прокуратура по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях. Специализированные прокуратуры строятся по общим для прокуратуры принципам, руководствуются едиными законодательными актами, перед ними стоят общие для всех органов прокуратуры задачи, они используют те же средства прокурорского реагирования. Однако их объекты надзора и структурное построение имеют некоторые особенности. Структура органов прокуратуры – внутренняя организация прокуратур, входящих в систему органов прокуратуры. Высшее звено в системе органов прокуратуры – Генеральная прокуратура Республики Беларусь, возглавляемая Генеральным прокурором Республики Беларусь, у которого есть первый заместитель и заместители. Генеральная прокуратура Республики Беларусь контролирует работу органов прокуратуры; анализирует практику прокурорского надзора и состояние законности в Республике Беларусь; взаимодействует с другими государственными органами в обеспечении законности и правопорядка; организует и проводит повышение квалификации прокурорских работников; участвует в нормотворческой деятельности; представляет органы прокуратуры в международных отношениях; выполняет иные функции, предусмотренные законодательными актами. Приказом Генерального прокурора Республики Беларусь от 7 декабря 2005 г. № 295[94] утверждена организационная структура аппарата Прокуратуры Республики Беларусь: · Секретариат Генерального прокурора Республики Беларусь; · Группа советников Генерального прокурора Республики Беларусь; · Управление по борьбе с коррупцией в государственных органах; · Управление по надзору за исполнением законодательства о защите государственного строя и общественной безопасности; · Организационно-контрольное управление; · Управление правового обеспечения, информации и общественных связей; · Управление по надзору за исполнением законодательства и законностью правовых актов; · Управление по надзору за исполнением налогового и таможенного законодательства; · Управление по надзору за следствием в органах прокуратуры; · Следственное управление; · Управление по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении судами уголовных дел; · Управление по борьбе с коррупцией и организованной преступностью; · Управление по надзору за процессуальной деятельностью органов внутренних дел; · Управление по работе с кадрами; · Отдел по надзору за исполнением законодательства в войсках и на транспорте; · Отдел по надзору за исполнением законодательства в военно-промышленном комплексе; · Отдел по надзору за исполнением законодательства о государственной безопасности; · Отдел по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе; · Отдел по делам несовершеннолетних и молодежи; · Отдел по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний; · Международно-правовой отдел; · Отдел планирования и материально-технического обеспечения; · Отдел финансирования и бухгалтерского учета; · Отдел защиты информации и программного обеспечения; · Отдел организации и ведения делопроизводства. В Генеральной прокуратуре Республики Беларусь образуется коллегия в составе Генерального прокурора Республики Беларусь (председатель), первого заместителя и заместителей Генерального прокурора Республики Беларусь и иных прокурорских работников. Персональный состав коллегии Генеральной прокуратуры Республики Беларусь утверждается Президентом Республики Беларусь по представлению Генерального прокурора Республики Беларусь. На заседаниях коллегии обсуждаются наиболее важные практические вопросы деятельности прокуратуры, проекты важнейших приказов, распоряжений и указаний прокурора, заслушиваются отчеты и сообщения руководителей структурных подразделений прокуратуры, прокуроров, заслушиваются сообщения и объяснения руководителей и иных должностных лиц государственных органов, иных организаций и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, по вопросам исполнения законодательства. Решения коллегии проводятся в жизнь приказами Генерального прокурора Республики Беларусь. Для рассмотрения вопросов, связанных с организацией и деятельностью органов прокуратуры, образуется и действует Научно-консультативный совет при Генеральной прокуратуре Республики Беларусь. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 03 августа 2006 №482 был создан Научно-практический центр проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, который входит в систему органов прокуратуры и непосредственно подчиняется Генеральному прокурору Республики Беларусь. Научно-практический центр: - участвует в подготовке проектов нормативных правовых актов по проблемам укрепления законности, правопорядка, борьбы с преступностью, обеспечивает внедрение результатов научных исследований в практическую деятельность органов прокуратуры и других правоохранительных органов; - проводит в установленном порядке обязательную криминологическую экспертизу проектов законов Республики Беларусь; - обеспечивает государственные органы и иные государственные организации по их запросам криминологической информацией[95]. Прокуратуры областей, г. Минска и приравненные к ним специализированные прокуратуры (Белорусская транспортная и Белорусская военная) – второе звено прокурорской системы. Возглавляют эти прокуратуры соответственно прокурор области, г. Минска, Белорусский транспортный прокурор, Белорусский военный прокурор, которые имеют первого заместителя и заместителей. Указанные прокуроры в пределах своей компетенции осуществляют надзор за исполнением законодательства на определенной территории или в отрасли государственного управления. Структура прокуратуры области, города Минска, Белорусской военной прокуратуры, Белорусской транспортной прокуратуры образуется на тех же организационных принципах, что и Генеральная прокуратура Республики Беларусь, и включает управления и отделы, начальники которых являются старшими помощниками соответствующего прокурора. Так, организационная структура областной прокуратуры включает следующие отделы и группы: - организационно-контрольный отдел; - отдел по надзору за исполнением законодательства и законностью правовых актов; - отдел по надзору за расследованием уголовных дел в органах прокуратуры; - следственный отдел; - отдел по борьбе с коррупцией и организованной преступностью; - отдел по надзору за следствием в органах внутренних дел; - отдел по надзору за дознанием; - отдел по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел; - отдел по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе; - отдел по делам несовершеннолетних и молодежи; - отдел по работе с кадрами; - группа по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний; - отдел организации и ведения делопроизводства; - финансово-хозяйственный отдел. В прокуратуре области, г. Минска, Белорусской военной и Белорусской транспортной прокуратурах образуются коллегии, в состав которых входят прокурор (председатель), его заместители, другие прокурорские работники. Прокуратуры районов (городов), межрайонные прокуратуры, а также приравненные к ним специализированные прокуратуры – основное звено органов прокуратуры – осуществляют деятельность по всем отраслям прокурорского надзора на территории, подпадающей под их юрисдикцию. Эти прокуратуры возглавляют соответствующие прокуроры, которые имеют заместителя. В прокуратуре имеются старшие помощники и помощники прокурора, старшие следователи и следователи, а также канцелярия, возглавляемая заведующим. Военная прокуратура осуществляет: · надзор за исполнением законов, воинских уставов и других актов воинского законодательства всеми органами военного управления, воинскими частями, командирами и другими должностными лицами Вооруженных Сил; · надзор за исполнением законов органами дознания, действующими в Вооруженных Силах, следователями военных прокуратур; · надзор за исполнением законов при рассмотрении дел в военных судах; · надзор за исполнением законов и воинских уставов в местах содержания задержанных военнослужащих, при исполнении в воинских частях наказаний, назначенных военными судами; · производство предварительного следствия по уголовным делам о преступлениях, совершенных: а) военнослужащими Вооруженных Сил, внутренних войск, КГБ, пограничных войск и иных воинских формирований; б) военнообязанными во время прохождения ими военных сборов; в) рабочими и служащими Вооруженных Сил, внутренних войск, КГБ, пограничных войск и иных воинских формирований в связи с исполнением ими служебных обязанностей или в расположении воинской части, военном учреждении, заведении или военной организации. Система военных прокуратур включает (ст. 72 Закона Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь»): 1. Белорусскую военную прокуратуру, действующую на правах областной. 2. Межгарнизонные военные прокуратуры. 3. Военную прокуратуру по надзору за законностью на Государственной границе и в пограничных войсках Республики Беларусь. 4. Военную прокуратуру по надзору за законностью в частях военно-воздушных сил. Надзор за исполнением законов на транспорте (водном, воздушном, железнодорожном, метрополитене), за исключением автомобильного, осуществляют транспортные прокуратуры. Система транспортных прокуратур включает: 1. Белорусскую транспортную прокуратуру, действующую на правах областной. 2. Транспортные прокуратуры городов Минска, Могилева, Бреста, Гродно, Гомеля, Барановичи и Орши, действующих на правах районных прокуратур. Приказом Генерального прокурора Республики Беларусь от 27 августа 2002 г. № 24 «Об особенностях организации работы военных и транспортных прокуратур»[96] на транспортных прокуроров возлагается: · надзор за исполнением законодательства всеми учреждениями, организациями и должностными лицами Белорусской железной дороги, Государственного комитета по авиации, Минского метрополитена, речного и морского торгового флота, транспортного строительства, промышленного железнодорожного транспорта, предприятий и организаций различных форм собственности, созданных при транспортных предприятиях государственной формы собственности; · производство предварительного следствия по делам о преступлениях, отнесенных законом к подследственности следователей прокуратуры, совершенных на транспорте. Прокуратуры по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях (г.Орша и г.Могилев) имеют статус районных прокуратур и подчиняются прокурорам соответствующих областей (Витебской и Могилевской). ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|