Здавалка
Главная | Обратная связь

Надзор за исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания.



Надзор за исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания осуществляется прокурором независимо от ведомственной принадлежности органов предварительного расследования. Согласно ст. 30 Закона Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь» предметом надзора является соответствие Уголовно-процессуальному кодексу Республики Беларусь правовых актов и решений (действий) органов предварительного расследования и их должностных лиц.

Полномочия прокурора в этой отрасли надзора определяются Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь и носят властный характер (прокурор не только выявляет нарушения закона, но и устраняет их).

Согласно ст. 34 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь в ходе досудебного производства по материалам и уголовному делу прокурор:

· возбуждает уголовное дело, поручает его расследование соответствующему органу предварительного следствия, органу дознания;

· принимает дело к своему производству и расследует его в полном объеме;

· отказывает в возбуждении уголовного дела;

· осуществляет надзор и процессуальное руководство расследованием уголовных дел органом дознания, дознавателем, следователем и нижестоящим прокурором.

Осуществляя надзор и процессуальное руководство расследованием, прокурор уполномочен:

1) истребовать от нижестоящего прокурора, следователя, дознавателя и органа дознания для проверки уголовные дела, материалы и документы, а также проверять уголовные дела, материалы и документы и знакомиться со сведениями в ходе предварительного расследования;

2) изымать от органа дознания и передавать следователю любое уголовное дело, передавать уголовное дело от одного органа предварительного следствия другому в соответствии с подследственностью, а также от одного следователя другому в целях обеспечения всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств уголовного дела;

3) участвовать в производстве дознания и предварительного следствия, а также лично производить отдельные следственные и иные процессуальные действия или предварительное расследование в полном объеме по любому уголовному делу;

4) поручать предварительное расследование уголовного дела группе следователей, формировать ее состав и возглавлять группу следователей;

5) отменять незаконные и необоснованные постановления нижестоящего прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя, а также не соответствующие закону указания нижестоящего прокурора, руководителя следственного подразделения, органа дознания;

6) давать нижестоящему прокурору, следователю, органу дознания и дознавателю обязательные для исполнения письменные указания о производстве следственных, иных процессуальных действий и оперативно-розыскных мероприятий, а также о применении мер по обеспечению безопасности;

7) применять, изменять или отменять меры пресечения, продлевать срок содержания под стражей, домашнего ареста, устанавливать срок предварительного расследования, продлевать срок рассмотрения заявлений и сообщений о преступлении и срок предварительного расследования;

8) прекращать производство по уголовному делу;

9) разрешать отводы и самоотводы;

10) разрешать жалобы на решения и действия нижестоящего прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя, кроме жалоб, рассмотрение которых отнесено законом к компетенции суда;

11) отстранять нижестоящего прокурора, следователя, руководителя органа дознания и дознавателя от производства предварительного расследования по данному уголовному делу, если ими были допущены нарушения законности при его расследовании;

12) обращаться в соответствующие органы с представлением о лишении иммунитета от уголовного преследования лиц, им пользующихся, если эти лица подлежат привлечению по уголовному делу в качестве обвиняемых;

13) санкционировать применение меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога; производство обыска, осмотра жилища; наложение ареста на имущество, находящееся в жилище и ином законном владении, на почтово-телеграфные и иные отправления и их выемку, выемку документов, содержащих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну; прослушивание и запись переговоров, ведущихся по техническим каналам связи, и иных переговоров; извлечение трупа из места захоронения (эксгумация); помещение подозреваемого или обвиняемого, не содержащихся под стражей, в психиатрическое (психоневрологическое) учреждение; отстранение обвиняемого от должности в случае и порядке, установленном УПК;

14) возвращать уголовные дела нижестоящему прокурору, следователю, органу дознания со своими письменными указаниями о производстве дополнительных следственных и иных процессуальных действий;

15) направлять уголовное дело в суд;

16) использовать другие полномочия, предоставленные ему УПК.

Осуществляя надзор за исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания, прокурор в установленном порядке вносит представления, выносит постановления, дает письменные указания, дает санкцию на проведение процессуальных и иных действий.

Представление вносится прокурором для устранения причин и условий, способствовавших совершению преступления. Оно направляется в соответствующий государственный орган, иную организацию или должностному лицу для принятия мер по устранению этих причин и условий. В месячный срок по выполнению содержащихся в представлении требований должны быть приняты необходимые меры и о результатах сообщено прокурору.

Постановлениеакт прокурорского надзора, содержащий решение прокурора по наиболее важным вопросам в ходе осуществления надзора за расследованием преступлений: о возбуждении уголовного дела; об отказе в возбуждении уголовного дела; о приостановлении и прекращении производства по уголовному делу, об отмене постановлений следователя, органа дознания, дознавателя.

Указаниеэто письменное обращение прокурора к следователю, органу дознания или дознавателю о необходимости выполнения ими тех или иных процессуальных действий, обязательное для исполнения. Несогласие с указанием и его обжалование не приостанавливают исполнения данного акта. Исключение составляют случаи, предусмотренные ч. 4 ст. 36 УПК, когда следователь не согласен с указанием прокурора о привлечении в качестве обвиняемого, квалификации преступления и объеме обвинения, передаче уголовного дела прокурору для направления в суд или прекращении производства по уголовному делу. В этих случаях следователь вправе не выполнять указаний прокурора и представить дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений. Вышестоящий прокурор или отменяет указание нижестоящего прокурора, или поручает производство предварительного следствия по этому делу другому следователю.

Санкция – письменное разрешение прокурора о проведении процессуальных и иных действий, связанных с ограничением конституционных прав и законных интересов подозреваемого или обвиняемого, иных граждан и организаций (заключение под стражу, залог, домашний арест, обыск и др.). Санкция либо отказ в ее даче оформляются прокурором в виде резолюции на постановлении о проведении действий, скрепляемой печатью соответствующей прокуратуры.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.