Система органов самоуправления судей
Согласно положениям Основных принципов, касающихся независимости судебных органов 1985 г.[85], судьи, равно как и другие граждане, имеют наряду со свободой слова, свободу организовывать и вступать в уже существующие ассоциации судей и прочие организации с целью защиты своих интересов, усовершенствования своей профессиональной подготовки и сохранения своей судейской независимости. Самоуправление судей– это система объединений различного уровня, выражающих интересы судей и решающих вопросы внутренней деятельности судов. К ним, как правило, относятся вопросы организационного обеспечения судов и деятельности судей, социальная защита судей и их семей, повышение профессиональной квалификации судей, организация обмена опытом с коллегами из других государств, обеспечение информационных, культурных и других потребностей, защита и представительство интересов в органах законодательной и исполнительной власти. Создание органов самоуправления судей является неотъемлемой составной частью обеспечения принципа независимости судебной власти. В настоящее время органы самоуправления судей играют существенную роль в осуществлении правосудия, разработке и внедрении в практику предложений по его совершенствованию, и тем самым, устанавливают новые демократические стандарты в данной области. В соответствии со ст. 141 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, судейское сообщество Республики Беларусь составляют судьи Конституционного Суда Республики Беларусь, общих и хозяйственных судов, а также судьи, находящиеся в отставке. Система органов самоуправления судей (судейского сообщества) в Республике Беларусь представлена на схеме 14. Схема 14
Основными задачами органов судейского сообщества согласно ст. 144 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей являются поддержание авторитета судебной власти; обеспечение соблюдения судьями в их профессиональной деятельности и личном поведении требований, предъявляемых к ним Конституцией Республики Беларусь, иными актами законодательства и Кодексом чести судьи Республики Беларусь; защита прав и законных интересов судей; содействие реализации гарантий независимости и неприкосновенности судей; совершенствование судебной системы и судопроизводства. Кодекс закрепляет также принципы организации и деятельности органов судейского сообщества: 1) коллегиальность; 2) гласность; 3) неукоснительное соблюдение принципа независимости судей. Республиканский совет судей, квалификационные коллегии судей организуются на основе выборности, сменяемости и подотчетности перед органами, их избравшими. Подотчетность квалификационных коллегий судей не распространяется на принятие ими решений (заключений) по конкретным материалам. Высшим органом самоуправления судей является съезд судей Республики Беларусь. Съезд осуществляет свои полномочия в составе судей Конституционного Суда, общих и хозяйственных судов, а также судей в отставке. В компетенцию съезда судей входит рассмотрение вопросов деятельности судебной системы; обобщение вопросов судебной практики, в необходимых случаях внесение предложений органам и лицам, обладающим правом законодательной инициативы; проведение обсуждений проектов законов и иных нормативных правовых актов, касающихся статуса судей, кадрового, организационного, материально-технического обеспечения работы судов и других вопросов их деятельности; представление интересов судей в государственных органах, общественных объединениях и международных организациях. Съезд судей избирает также Республиканский совет судей и его председателя, заслушивает отчет председателя Республиканского совета судей о работе Республиканского совета судей. Съезды судей созываются не реже одного раза в четыре года. В случае необходимости может созываться внеочередной съезд судей Республики Беларусь. Работа съезда судей Республики Беларусь осуществляется через образованные им рабочие органы – президиум, секретариат, редакционную, счетную и иные комиссии, созданные для выработки проектов и принятия решений по вопросам, включенным в повестку заседания. В период между съездами судей полномочия съезда осуществляет Республиканский совет судей, который действует в соответствии с Положением о Республиканском совете судей, утвержденным 5 декабря 1997 г. на первом съезде судей Республики Беларусь[86]. Так, Республиканский совет судей избирается съездом судей Республики Беларусь (и ему подотчетен) сроком на 4 года из числа судей Конституционного Суда, общих и хозяйственных судов. При этом норма представительства от каждого из названных судебных ведомств определяется съездом судей республики. В случае выбытия члена Республиканского совета судей из состава совета судей соответствующие суды в установленном порядке вправе делегировать в Республиканский совет судей другого представителя с последующим утверждением его кандидатуры этим советом. В состав Республиканского совета судей избираются судьи, имеющие, как правило, стаж работы в должности судьи не менее 3 лет. Судья не может быть избран одновременно в Республиканский совет судей и квалификационную коллегию судей Верховного Суда или квалификационную коллегию судей хозяйственных судов. Полномочия сформированного Совета судей сохраняются до проведения очередного съезда судей Республики Беларусь. Решение о досрочном прекращении полномочий Республиканского совета судей может быть принято только внеочередным съездом судей Республики Беларусь. Республиканский совет судей осуществляет свою деятельность коллегиально и гласно, созывается по мере необходимости, но не реже двух раз в год. Заседание Республиканского совета судей считается правомочным при условии присутствия на нем более половины судей, избранных в состав Совета. Решения Совета принимаются простым большинством голосов от числа судей, принимавших участие в заседании Совета. Согласно требованиям законодательства, в Республиканском совете судей действуют секции Конституционного Суда, общих и хозяйственных судов. Работа Республиканского совета судей проводится в секциях и на пленарных заседаниях всего состава Совета. В работе Совета предусмотрена возможность формирования постоянных и временных комиссий, в состав которых могут входить судьи, не являющиеся членами совета, а также должностные лица иных государственных органов. Так, на первом заседании совета были созданы следующие постоянные комиссии: 1) по пересмотру Концепции судебно-правовой реформы, проведению общественной экспертизы и подготовке проектов законов и иных нормативных актов, касающихся судебной деятельности и статуса судей; 2) по вопросам организационного, кадрового и материально-технического обеспечения работы судов, защите прав и законных интересов судей; 3) по судебной этике и отношениям со средствами массовой информации[87]. Председатель Республиканского совета судей и его заместители (по одному из числа судей Конституционного Суда, общих и хозяйственных судов – членов Совета) избираются Советом и ему подотчетны. Заместители председателя Совета являются одновременно председателями соответствующих секций Совета. Председатель Республиканского совета судей проводит заседания Совета, организует и руководит его деятельностью, представляет Совет в государственных органах, общественных объединениях и международных организациях. По поручению председателя Совета его полномочия может выполнять один из его заместителей. Республиканский совет судей осуществляет свою работу не изолированно, а во взаимодействии с судами республики. Члены Республиканского совета судей могут по приглашению председателей соответствующих судов присутствовать на заседаниях Пленумов Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда, а также на заседаниях Конституционного Суда. В работе Республиканского совета судей вправе по должности принимать участие Председатель Конституционного Суда, Председатель Верховного Суда, Председатель Высшего Хозяйственного Суда и их заместители с правом совещательного голоса, если они не избраны в состав Совета. На заседании Республиканского совета судей могут присутствовать судьи судов Республики Беларусь. Кроме этого, Республиканский совет судей в пределах своей компетенции осуществляет также прямые связи с органами судейского сообщества и профессиональными объединениями судей других государств, с международными юридическими организациями и сотрудничает с ними. Конференции судей областных (Минского городского) судов, конференции судей военных судов и конференции судей хозяйственных судов являются первичным органом самоуправления судей (судей в отставке). Конференции судей созываются по мере необходимости, но не реже одного раза в год. Решение о созыве конференции судей соответствующих судов принимает квалификационная коллегия судей этих судов. Квалификационная коллегия судей определяет время и место проведения конференции, формирует повестку дня, проводит подготовительную работу для проведения конференции. Конференции судей могут созываться также по инициативе не менее двух третей судей соответствующих судов, соответственно Председателя Верховного Суда Республики Беларусь, Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Министра юстиции Республики Беларусь. Конференции судей правомочны при участии в их работе не менее двух третей судей, наделенных правом участия в соответствующей конференции. Решение конференции судей по любому вопросу считается принятым, если за него проголосовало более половины от общего количества присутствующих. В работе конференции судей вправе принимать участие представители Республиканского совета судей, председатели, заместители председателей и судьи вышестоящих судов, Министр юстиции Республики Беларусь, его заместители и иные представители Министерства юстиции Республики Беларусь, начальники управлений юстиции соответствующих областных (Минского городского) исполнительных комитетов, их заместители, представители иных государственных органов, общественных объединений. Конференции судей проводят свою работу при неукоснительном соблюдении принципа независимости судей и невмешательства в деятельность судей по отправлению правосудия. Это означает, что соответствующая конференция судей не вправе давать какие-либо руководящие указания, касающиеся разрешения конкретного дела, находящегося в производстве судьи. По итогам обобщения судебной практики в рамках проведения конференции могут быть сформулированы лишь общие рекомендации, направленные на унификацию судебной практики, повышение качества судебного правоприменения, разработку предложений по внесению изменений и дополнений действующего законодательства в целях его совершенствования.Квалификационные коллегии судей являются одним из органов самоуправления судей, предназначенным для совершенствования работы по подбору кандидатов на должности судей, их аттестации и повышении квалификации. Квалификационные коллегии судей судов Республики Беларусь образуются в целях поддержания высоких профессиональных и моральных стандартов судей, усиления гарантий их независимости и высокого престижа судейского труда. Законодательное регулирование получила также система квалификационных коллегий судей, создаваемых в Республике Беларусь. Так, в Республике Беларусь создаются и действуют: 1. Квалификационная коллегия судей Верховного Суда. Данная коллегия (в том числе председатель и его заместитель) избирается на Пленуме Верховного Суда из числа его членов.2. Квалификационные коллегии судей областных (Минского городского) судов избираются на конференциях судей соответствующих судов из числа судей, осуществляющих деятельность по отправлению правосудия в соответствующем суде. На конференции избирается также председатель коллегии и его заместитель.3. Квалификационные коллегии судей военных судов, как и коллегии судей областей, формируются на основе выборов конференциями судей военных судов. В аналогичном порядке избирается председатель коллегии и его заместитель.4. Квалификационная коллегия судей хозяйственных судов, в том числе председатель квалификационной коллегии и его заместитель, избираются на Пленуме Высшего Хозяйственного Суда из числа судей хозяйственных судов.Количественный состав квалификационных коллегий судей, норма представительства в них судей нижестоящих судов, а также порядок голосования определяются соответствующими пленумами судов и конференциями судей по согласованию с Министерством юстиции Республики Беларусь.В состав квалификационных коллегий судей с правом решающего голоса Министерством юстиции по согласованию с Председателем Верховного суда либо Председателем Высшего Хозяйственного суда Республики Беларусь включаются представители соответствующих органов юстиции. Например, в состав квалификационной коллегии областного суда будет входить не менее двух представителей соответствующего управления юстиции областного исполнительного комитета. Это вполне целесообразно и не нарушает логику работы органов самоуправления судей, поскольку Министерство юстиции и его структурные подразделения осуществляют, как указывалось выше, кадровое обеспечение судов. В состав квалификационных коллегий судей не могут быть избраны председатели судов и их заместители, кроме председателей районных (городских) и межгарнизонных военных судов.Согласно нормам Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, квалификационные коллегии судей формируются сроком на четыре года Квалификационная коллегия судей правомочна при участии в ее работе не менее половины состава коллегии. Подготовку заседания квалификационной коллегии судей осуществляет председатель коллегии или его заместитель, который определяет время, место проведения заседания и круг лиц, приглашаемых на заседание. Приглашенные лица должны быть извещены о времени и месте проведения заседания не позднее, чем за семь дней до даты его проведения (то есть заседания квалификационных коллегий проводятся по мере необходимости).
Контрольные вопросы и задания для самоконтроля 1. Дайте понятие организационного обеспечения деятельности судов. 2. Какова роль Министерства юстиции и его органов в осуществлении организационного обеспечения деятельности судов? 3. Что представляет собой система органов самоуправления судей? 4. Каков порядок деятельности съезда судей Республики Беларусь и Республиканского совета судей? 5. Как осуществляют свою деятельность конференции судей? 6. Проанализируйте теоретические положения о деятельности квалификационных коллегий судей. 7. На основе материала, пройденного ранее, изложите организационные полномочия председателей судов. 8. Решение каких организационных вопросов возложено на аппараты судов?
ТЕМА 8. ПРОКУРАТУРА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|