Тема 2. Суть и характеристика товарного рынкаСтр 1 из 35Следующая ⇒
ДНЕПРОПЕТРОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Имени АЛЬФРЕДА НОБЕЛЯ ЭЛЕКТРОННЫЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ИНФРАСТРУКТУРА ТОВАРНОГО РЫНКА
Днепропетровск 2011 Тема 1. Предмет, метод и задачи дисциплины. Вопросы: 1. Предмет дисциплины. 2. Метод дисциплины. 3. Задачи дисциплины.
В современной экономической ситуации особая роль отводится товарному рынку, который отображает взаимодействие всех звеньев в процессе движения товара. Функционирующая система товарного рынка владеет собственной инфраструктурой, что является обязательным компонентом рыночной экономики. Инфраструктура товарного рынка является совокупностью организационно правовых форм, которые опосредствуют движение материальных ресурсов и делового отношения и связывают эти отношения в единое целое. Инфраструктура товарного рынка оказывает содействие взаимодействию между производителями и потребителями, спросом и предложением. От того, насколько четким есть этот механизм, в значительной мере зависит эффективность функционирования всей экономики страны. Элементы инфраструктуры товарного рынка является объективной необходимостью рыночных отношений, значение их возрастает в меру развития и усовершенствование этих отношений. Целью дисциплины является усвоение знаний и теории развития инфраструктуры товарного рынка, управление деятельностью предприятия в отрасли продвижения, хранения и продажи товаров и услуг, удовлетворение нужд потребителей. Задачи, решаемые в курсе дисциплины «Инфраструктура товарного рынка», следующие: предоставление знаний о сущности инфраструктуры товарного рынка и её роль в рыночной экономике, организацию и планирование деятельности предприятий на рынке, систему показателей инфраструктуры товарного рынка и методы их формирования; приобретение умений самостоятельно выполнять технико-экономические расчёты, связанные с анализом и обоснованием эффективного функционирования и развития инфраструктуры товарного рынка. Предметом дисциплины является деятельность субъектов инфраструктуры товарного рынка по обеспечению эффективного функционирования сферы оборота. Тема 2. Суть и характеристика товарного рынка Вопросы: 1. Понятие, экономическое содержание и классификация рынков. 2. Особенности товарного рынка. 3. Формы и методы регулирования товарного рынка.
2.1. Понятие, экономическое содержание и классификация рынков Рыночная экономика является такой формой организации экономической жизни общества, в котором производители и потребители взаимодействуют с помощью рынка. Рынок - это механизм формирования и движения воспроизведенных процессов, форма связи производства и потребления, а также разных видов коммерческо-хозяйственной деятельности с помощью купли-продажи товаров, капиталов, рабочей силы, технологий, информации и т.п.. Обязательным условием рынка является обмен товарами или услугами. Для того чтобы осуществился обмен, необходимо соблюдение следующих условий: 1. Сторон, которые вступают в обмен, должно быть как минимум две - продавец и покупатель. 2. Каждая сторона должна иметь в своем распоряжении что-то такое, что могло бы заинтересовать другую сторону. 3. Каждая сторона должна быть способной осуществить коммуникацию и доставку своего товара. 4. Каждая сторона должна быть свободной в принятии или отклонении предложения другой стороны. 5. Каждая сторона должна быть уверена в целесообразности или желании иметь дело с другой стороной. При классификации рынков за территориальным признаком выделяют четыре следующие типа рынков: 1.) внутренний; 2.) национальный; 3.) региональный; 4.) мировой. 1. Внутренний (местный) рынок охватывает сферу обмена, ограниченную границами конкретной страны. Ее участниками есть как местные предприниматели, так и фирмы и организации других стран. 2. Национальный рынок (отечественный или зарубежный) - это сфера осуществления внутренне- и внешнеторговых сделок. 3. Региональный рынок - это сфера осуществления и межрегиональных торговых операций. Региональный рынок может быть самообеспеченным, частично обеспеченным и полностью зависимым от ввоза товаров. 4. Мировой рынок - это совокупность национальных рынков. По характеру и уровню спроса и предложения на рынке различают два следующие типа рынка: 1) рынок продавца - спрос превышает предложение; 2) рынок покупателя - предложение превышает спрос. 1. Рынок продавца характеризуется ограниченностью товарного ассортимента и количественного предложения товара - дефицитом. Это побуждает покупателя покупать то, что предлагает продавец, не выдвигая особых требований к качеству и технико-экономическим характеристикам товара. 2. Рынок покупателя характеризуется наличием широкого ассортимента товаров, которые выпускаются разными производителями, который порождает конкуренцию между продавцами изделий, которые удовлетворяют одни и те же потребности покупателей. В зависимости от вида потребителей различают два следующие типа рынков: 1) потребительские; 2) организационные рынки, или рынки организаций. 1. Потребительские рынки - это совокупность индивидов и семей, которые покупают товары и услуги для личного потребления. Рынки потребительских товаров характеризуются наличием массового потребителя, разнообразной конкуренцией, децентрализованной структурой. 2. Организационные рынки, или рынки организаций, которые, в свою очередь, делятся на следующие виды рынков. Рынки продукции производственно-технического назначения, которые являются совокупностью организаций и частных лиц, которые покупают товары и услуги, используемые при производстве других продуктов. Рынки перепродаж - это совокупность организаций и индивидуальных лиц, которые покупают товары с целью их перепродажи или сдачи в аренду. Рынки государственных учреждений, на которые государственные учреждения всех уровней покупают или арендуют товары и услуги для выполнения своих функций. В зависимости от степени привлечения потребителя в процесс продаж выделяют пять следующих типов рынков: 1) потенциальный рынок; 2) доступный рынок; 3) квалифицированный доступный рынок; 4) целевой рынок; 5) освоенный рынок. 1. Потенциальный рынок - это совокупность потребителей, которые проявляют некоторый интерес к определенному продукту. 2. Доступный рынок - это группа потребителей, которые имеют интерес, средства и доступ к определенному продукту. 3. Квалифицированный доступный рынок - это совокупность потребителей, которые имеют интерес, средства и доступ к рынку и удовлетворяют законодательным требованиям (например, вековые ограничения на управление автомобилем). 4. Освоенный рынок - это совокупность потребителей, которые уже купили какой-либо продукт.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|