Педагогические умения
Говоря об умениях учителя в целом, считают, что в собственно дидактическом плане все они сводятся к трем основаниям: 1) уме- нию переносить известные учителю знания, варианты решения, приемы обучения и воспитания в условиях новой педагогической ситуации; 2) умению находить для каждой педагогической ситуа- ции новое решение; 3) умению создавать новые элементы педаго- гических знаний и идей, конструировать новые примеры решения конкретной педагогической ситуации. Педагогические умения изучались целым рядом зарубежных и отечественных психологов и педагогов. Рассмотрим в качестве примера классификацию педагогических умений, предложенную А.К. Марковой. Глава 4. Педагогическая деятельность 83 Первая группа: умение видеть в педагогической ситуации проблему и оформлять ее в виде педагогических задач; умение при постановке педагогической задачи ориентироваться на ученика как на активного развивающегося участника образовательного про- цесса, имеющего собственные мотивы и цели; изучать и преобразо- вывать педагогическую ситуацию; конкретизировать педагогиче- ские задачи в поэтапные и оперативные; принимать оптимальное педагогическое решение в условиях неопределенности, гибко пе- рестраивать педагогические цели и задачи по мере изменения пе- дагогической ситуации; умение с достоинством выходить из труд- ных педагогических ситуаций; предвидеть близкие и отдаленные результаты решения педагогических задач. Вторую группу педагогических умений составляют три подгруппы. Подгруппа ≪чему учить≫: умение работать с содержанием учебно- го материала (осведомленность в новых концепциях и технологиях обучения), выделять основные идеи учебного предмета и обнов- лять его содержание за счет использования результатов современ- ных исследований; способность к педагогической интерпретации социальной информации; формирование у обучающихся общих и специальных дидактических умений и навыков, осуществление межпредметных связей. Подгруппа ≪кого учить≫: умение изучать закономерности и осо- бенности функционирования отдельных психических функций (па- мяти, мышления, внимания, речи и др.) и целостных характери- стик видов деятельности (учебной, трудовой); изучать реальные учебные возможности обучающихся, различать успеваемость и лич- ностные качества учеников; выявлять зону не только наличного, но и ближайшего уровня развития; проектировать и формировать у школьников отсутствующие у них уровни деятельности; осуществ- лять индивидуальный подход к каждому ученику. Подгруппа ≪как учить≫: умение _______отбирать и применять сочетания приемов и форм обучения и воспитания; умение сравнивать и обобщать педагогические ситуации; организовывать самостоятель- ную учебную деятельность; осуществлять вариативность при реше- нии учебных задач. Третья группа: умения использовать психолого-педагоги- ческие знания и осведомленность в современном состоянии пси- хологии и педагогики, передового педагогического опыта; хроно- 6* 84 Часть I. Педагогика метрировать, фиксировать, регистрировать процесс и результаты своего труда; соотносить затруднения учащихся с недочетами в своей работе; умения видеть сильные и слабые стороны своего труда, оценить свой индивидуальный стиль, анализировать и обобщать свой опыт, соотносить его с опытом других учителей; умение строить планы развития своей педагогической деятельно- сти и др. Ч е т в е р т а я группа: приемы постановки широкого спект- ра названных выше коммуникативных задач, наиглавнейшей из ко- торых является создание условий психологической безопасности в общении и реализации внутренних резервов партнера по обще- нию. Пятая группа: приемы, способствующие достижению вы- соких уровней общения. К ним относятся: умение понять позицию другого в общении, проявить интерес к его личности, ориентация на развитие личности ученика; умение интерпретировать и ≪чи- тать≫ его внутреннее состояние по нюансам поведения, владение средствами невербального общения (мимика, жесты); умение встать на точку зрения ученика (≪децентрация≫ учителя); создать обстановку доверительности, терпимости к непохожести другого человека; владение средствами, усиливающими воздействие (прие- мы риторики); преимущественное использование организующих воздействий по сравнению с оценивающими и особенно дисципли- нирующими; преобладание демократического стиля руководства; умение владеть разными ролями как средством предупреждения конфликтов в общении (например, занять позицию ученика); го- товность1 поблагодарить ученика, при необходимости извиниться перед ним; умение поддерживать равное отношение ко всем детям; отказ от корпоративного стереотипа ≪учитель всегда прав≫; умение с юмором отнестись к отдельным аспектам педагогической ситуа- ции, не замечать некоторых негативных моментов, быть готовым к улыбке, владеть тонами и полутонами, слушать и слышать ученика, не прерывая его речи и учебных действий; воздействовать на уче- ника не прямо, а косвенно, через создание условий для появления у ученика желаемого качества; умение не бояться обратной связи с учениками; действовать в обстановке публичного выступления, близкой к театральной. Шестая группа: это прежде всего умение удерживать устойчивую профессиональную позицию педагога, понимающего Глава 4. Педагогическая деятельность 85 значимость своей профессии, способного противостоять трудно- стям во имя ее социальной и общечеловеческой ценности; реализо- вывать и развивать свои педагогические способности, включая как их перцептивный компонент (понимать и изучать другого челове- ка, сопереживать ему, вставать на его точку зрения), так и управ- ленческий (умения воздействовать не только на поведение и по- ступки ученика, но и на его мотивы, цели); умение управлять свои- ми эмоциональными состояниями, придавая им конструктивный, а не разрушительный характер; осознавать свои позитивные возмож- ности и тем самым способствовать упрочению своей позитивной Я-концепции; умение овладевать эталонами труда (педагогическое мастерство); осуществлять творческий поиск. Седьмая группа: умение осознавать перспективу своего профессионального развития, определять особенности своего ин- дивидуального стиля, используя все положительное из своих при- родных данных; укреплять свои сильные стороны, устранять сла- бые, использовать компенсаторные звенья способностей, быть от- крытым поиску нового, переходить от уровня мастерства к собственно творческому, новаторскому уровню. Восьмая группа: умение определять характеристики зна- ний учащихся в начале и в конце учебного года; определять состоя- ние деятельности, умений и навыков, видов самоконтроля и само- оценки в учебной деятельности в начале и в конце учебного года; выявлять отдельные показатели обучаемости (активность ориенти- ровки, определять дозированную помощь, необходимую для про- движения данного ученика, выявлять на этой основе причины от- ставания и осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход); умение поэтапно отрабатывать все компоненты обученно- сти обучаемости; стимулировать готовность к самообучению и не- прерывному образованию. Девятая группа: оценивание учителем состояния воспи- танности и воспитуемости школьников; умение распознавать по поведению учащихся согласованность нравственных норм и убеж- дений школьников; умение учителя увидеть личность ученика в це- лом —во взаимосвязи того, что он говорит, думает и как поступает; умение создавать условия для стимуляции слаборазвитых черт лич- ности отдельных учеников (например, стимулировать активность одного ученика, способствовать снижению тревожности другого, поддержать стремление к лидерству третьего). 86 Часть I. Педагогика ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|