Здавалка
Главная | Обратная связь

Педагогические умения



Говоря об умениях учителя в целом, считают, что в собственно

дидактическом плане все они сводятся к трем основаниям: 1) уме-

нию переносить известные учителю знания, варианты решения,

приемы обучения и воспитания в условиях новой педагогической

ситуации; 2) умению находить для каждой педагогической ситуа-

ции новое решение; 3) умению создавать новые элементы педаго-

гических знаний и идей, конструировать новые примеры решения

конкретной педагогической ситуации.

Педагогические умения изучались целым рядом зарубежных и

отечественных психологов и педагогов. Рассмотрим в качестве

примера классификацию педагогических умений, предложенную

А.К. Марковой.

Глава 4. Педагогическая деятельность 83

Первая группа: умение видеть в педагогической ситуации

проблему и оформлять ее в виде педагогических задач; умение при

постановке педагогической задачи ориентироваться на ученика

как на активного развивающегося участника образовательного про-

цесса, имеющего собственные мотивы и цели; изучать и преобразо-

вывать педагогическую ситуацию; конкретизировать педагогиче-

ские задачи в поэтапные и оперативные; принимать оптимальное

педагогическое решение в условиях неопределенности, гибко пе-

рестраивать педагогические цели и задачи по мере изменения пе-

дагогической ситуации; умение с достоинством выходить из труд-

ных педагогических ситуаций; предвидеть близкие и отдаленные

результаты решения педагогических задач.

Вторую группу педагогических умений составляют три

подгруппы.

Подгруппа ≪чему учить≫: умение работать с содержанием учебно-

го материала (осведомленность в новых концепциях и технологиях

обучения), выделять основные идеи учебного предмета и обнов-

лять его содержание за счет использования результатов современ-

ных исследований; способность к педагогической интерпретации

социальной информации; формирование у обучающихся общих и

специальных дидактических умений и навыков, осуществление

межпредметных связей.

Подгруппа ≪кого учить≫: умение изучать закономерности и осо-

бенности функционирования отдельных психических функций (па-

мяти, мышления, внимания, речи и др.) и целостных характери-

стик видов деятельности (учебной, трудовой); изучать реальные

учебные возможности обучающихся, различать успеваемость и лич-

ностные качества учеников; выявлять зону не только наличного, но

и ближайшего уровня развития; проектировать и формировать у

школьников отсутствующие у них уровни деятельности; осуществ-

лять индивидуальный подход к каждому ученику.

Подгруппа ≪как учить≫: умение _______отбирать и применять сочетания

приемов и форм обучения и воспитания; умение сравнивать и

обобщать педагогические ситуации; организовывать самостоятель-

ную учебную деятельность; осуществлять вариативность при реше-

нии учебных задач.

Третья группа: умения использовать психолого-педагоги-

ческие знания и осведомленность в современном состоянии пси-

хологии и педагогики, передового педагогического опыта; хроно-

6*

84 Часть I. Педагогика

метрировать, фиксировать, регистрировать процесс и результаты

своего труда; соотносить затруднения учащихся с недочетами в

своей работе; умения видеть сильные и слабые стороны своего

труда, оценить свой индивидуальный стиль, анализировать и

обобщать свой опыт, соотносить его с опытом других учителей;

умение строить планы развития своей педагогической деятельно-

сти и др.

Ч е т в е р т а я группа: приемы постановки широкого спект-

ра названных выше коммуникативных задач, наиглавнейшей из ко-

торых является создание условий психологической безопасности в

общении и реализации внутренних резервов партнера по обще-

нию.

Пятая группа: приемы, способствующие достижению вы-

соких уровней общения. К ним относятся: умение понять позицию

другого в общении, проявить интерес к его личности, ориентация

на развитие личности ученика; умение интерпретировать и ≪чи-

тать≫ его внутреннее состояние по нюансам поведения, владение

средствами невербального общения (мимика, жесты); умение

встать на точку зрения ученика (≪децентрация≫ учителя); создать

обстановку доверительности, терпимости к непохожести другого

человека; владение средствами, усиливающими воздействие (прие-

мы риторики); преимущественное использование организующих

воздействий по сравнению с оценивающими и особенно дисципли-

нирующими; преобладание демократического стиля руководства;

умение владеть разными ролями как средством предупреждения

конфликтов в общении (например, занять позицию ученика); го-

товность1 поблагодарить ученика, при необходимости извиниться

перед ним; умение поддерживать равное отношение ко всем детям;

отказ от корпоративного стереотипа ≪учитель всегда прав≫; умение

с юмором отнестись к отдельным аспектам педагогической ситуа-

ции, не замечать некоторых негативных моментов, быть готовым к

улыбке, владеть тонами и полутонами, слушать и слышать ученика,

не прерывая его речи и учебных действий; воздействовать на уче-

ника не прямо, а косвенно, через создание условий для появления у

ученика желаемого качества; умение не бояться обратной связи с

учениками; действовать в обстановке публичного выступления,

близкой к театральной.

Шестая группа: это прежде всего умение удерживать

устойчивую профессиональную позицию педагога, понимающего

Глава 4. Педагогическая деятельность 85

значимость своей профессии, способного противостоять трудно-

стям во имя ее социальной и общечеловеческой ценности; реализо-

вывать и развивать свои педагогические способности, включая как

их перцептивный компонент (понимать и изучать другого челове-

ка, сопереживать ему, вставать на его точку зрения), так и управ-

ленческий (умения воздействовать не только на поведение и по-

ступки ученика, но и на его мотивы, цели); умение управлять свои-

ми эмоциональными состояниями, придавая им конструктивный, а

не разрушительный характер; осознавать свои позитивные возмож-

ности и тем самым способствовать упрочению своей позитивной

Я-концепции; умение овладевать эталонами труда (педагогическое

мастерство); осуществлять творческий поиск.

Седьмая группа: умение осознавать перспективу своего

профессионального развития, определять особенности своего ин-

дивидуального стиля, используя все положительное из своих при-

родных данных; укреплять свои сильные стороны, устранять сла-

бые, использовать компенсаторные звенья способностей, быть от-

крытым поиску нового, переходить от уровня мастерства к

собственно творческому, новаторскому уровню.

Восьмая группа: умение определять характеристики зна-

ний учащихся в начале и в конце учебного года; определять состоя-

ние деятельности, умений и навыков, видов самоконтроля и само-

оценки в учебной деятельности в начале и в конце учебного года;

выявлять отдельные показатели обучаемости (активность ориенти-

ровки, определять дозированную помощь, необходимую для про-

движения данного ученика, выявлять на этой основе причины от-

ставания и осуществлять индивидуальный и дифференцированный

подход); умение поэтапно отрабатывать все компоненты обученно-

сти обучаемости; стимулировать готовность к самообучению и не-

прерывному образованию.

Девятая группа: оценивание учителем состояния воспи-

танности и воспитуемости школьников; умение распознавать по

поведению учащихся согласованность нравственных норм и убеж-

дений школьников; умение учителя увидеть личность ученика в це-

лом —во взаимосвязи того, что он говорит, думает и как поступает;

умение создавать условия для стимуляции слаборазвитых черт лич-

ности отдельных учеников (например, стимулировать активность

одного ученика, способствовать снижению тревожности другого,

поддержать стремление к лидерству третьего).

86 Часть I. Педагогика







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.