Современные тенденции развития образования
На современное состояние развития общества и развитие чело- веческого познания, в частности, все большее влияние оказывает стремительно расширяющееся информационное поле и появление качественно новых коммуникационных технологий. Наряду с этой общемировой тенденцией в нашей стране социальная ситуация осложняется политическим и социально-экономическим кризисом. Поэтому сегодня достаточно четко выражена потребность в специ- алистах, обладающих высоким уровнем развития творческого по- тенциала, умением системно ставить и решать различные задачи. Творчество как важнейший механизм приспособления в более широком плане можно рассматривать не только как профессио- нальную характеристику, но и как необходимое личностное качест- во, позволяющее человеку адаптироваться в быстро меняющихся социальных условиях и ориентироваться во все более расширяю- щемся информационном поле. Личностный (или личностно-ориентированный) подход предполага- ет, что в центре обучения находится обучающийся с его индивиду- ально-психологическими, возрастными, половыми и национальны- ми особенностями. Развитие личности ученика является основной задачей обучения, которое строится с учетом его особенностей и ≪зоны ближайшего развития≫. Последнее проявляется и в содержа- нии учебных программ, и в формах организации учебного процесса, и характере общения. Такое обучение как бы ≪преломляется≫ через личность обучающегося (его цели, мотивы, ценностные ориента- ции, стремления, возможности). 5* 68 Часть 1. Педагогика Поскольку образовательный процесс —это специфическая фор- ма субъектно-субъектных отношений, совершенно очевидно, что оба участника этого процесса (и педагог, и ученик) вносят в него свой вклад. Какие же требования предъявляются к каждому участ- нику образовательного процесса в рамках личностно-ориентиро- ванного подхода? Таблица 3.1 Требования, предъявляемые к участникам образовательного процесса Педагог Ученик 1. Основной задачей профессиональной деятельности является создание условий для безопасного проявления личности каждого ученика в различных учебных ситуациях, а это требует от педагога, в первую очередь, находиться не в тради- ционной позиции педагога-информато- ра, источника знаний и контролера, а в позиции ведущего партнера, помогаю- щего саморазвитию личности ученика 2. Внутри цели личностного развития наиболее важным направлением профес- сиональной деятельности педагога явля- ется развитие внутренней мотивацион- ной сферы ученика, формирование у него собственной познавательной по- требности не только в получении и усвое- нии новых знаний, но и в выработке обобщенных способов и приемов учеб- ной деятельности, умении получать удо- вольствие и удовлетворение от познания 3. Личностно-ориентированный под- ход предполагает большую внутреннюю работу педагога по саморазвитию: лич- ностному и профессиональному. В пер- вую очередь, это осуществляется при развитии собственного творческого по- тенциала, позволяющего адекватно ре- шать общую задачу обучения и развития с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика и учебной группы, что составляет основу профессионального мастерства педагога 1. Личностно-ориентированный под- ход предполагает и формирует актив- ность ученика, его готовность к учебной деятельности 2. Важным условием успешного обуче- ния является согласование внешних (в первую очередь, мотив достижения) и внутренних (познавательных) мотивов ученика 3. Личностно-ориентированный под- ход предполагает большую самостоя- тельность обучающегося, определен- ный уровень саморегуляции и самосо- знания (целеполагания, самоконтроля и самооценки) Глава 3. Образование как глобальный объект педагогики 69 Изменившийся социальный заказ в области образования при- вел к появлению новых тенденций в построении педагогического процесса. 1. Гуманизация образования, увеличение внимания к личности учащегося как высшей ценности общества, установка на формиро- вание гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами. И хотя принцип гуманизации давно включен в общедидактические принципы, но лишь на современ- ном этапе развития образования возникли действительно реаль- ные условия его реализации. 2. Демократизация, создание предпосылок для развития актив- ности, инициативы и творчества участников образовательного процесса (учащихся и педагогов), широкое привлечение обще- ственности к управлению образованием. 3. Индивидуализация как усиление еще одного традиционного дидактического принципа необходимости индивидуального подхо- да, согласно которому в учебно-воспитательной работе с детьми должны учитываться все индивидуальные особенности каждого ре- бенка. Во-первых, он обеспечивает индивидуальное своеобразие детей, дает возможности максимального развития всех способно- стей ребенка. В о-в торых, без учета индивидуальных особенно- стей детей любое педагогическое воздействие может оказать на них совсем не то влияние, которое ожидалось. 4. Индустриализация обучения, т.е. его компьютеризация и сопровождающая ее технологизация, что позволяет создавать и использовать новые модели обучения и проверки результативно- сти усвоения его содержания (например, программированное обучение). Кроме того, компьютеризация образовательного процесса во многом расширяет возможности заочного обучения, особенно для лиц, которые по состоянию здоровья не способны посещать обра- зовательные учреждения. 5. Вариативность. На протяжении нескольких десятилетий оте- чественная педагогическая наука и практика могли развиваться лишь в рамках единственной идеологически одобряемой концеп- ции формирования личности. Такая монологичность и конверген- тность не только сужали возможности развития педагогического процесса, но и приводили к застойным явлениям, снижали статус- ную позицию педагога в общественном сознании. Изменившаяся 70 Часть 1. Педагогика социально-политическая ситуация в последнее десятилетие ≪разбу- дила вулкан≫, извергающий новые педагогические теории, техно- логии и программы. Вариативность отчетливо наблюдается не только в содержании предлагаемых образовательных программ, но и в формах организа- ции педагогического процесса, в широком спектре типов образова- тельных учреждений. Это дает возможность родителям и учащимся выбирать получаемое образование и нести ответственность за этот выбор. 6. Интегративностъ. В первую очередь, это проявляется в струк- турных изменениях образовательной системы. Осознание того, что качественное обучение и воспитание возможно лишь в условиях ре- альной преемственности всех звеньев образовательной системы, приводит к возникновению комплексных образовательных учрежде- ний (детский сад —школа, школа —вуз и др.). И хотя проблема пре- емственности всегда была одной из центральных для отечественной педагогической науки, сегодня наблюдаются качественные измене- ния в создании педагогических теорий, в центре которых —осмыс- ление необходимости интеграции и системности педагогического процесса (например, научная школа М.М. Зиновкиной). Кроме внутрисистемной интеграции наблюдается объединение всех воспитывающих сил общества, школы, семьи и других соци- альных институтов. Тенденция к интеграции заметна и в содержа- нии образования (усиление межпредметных связей, создание ин- тегративных курсов и т.д.). 7. Психологизация современного образовательного процесса. Хотя в этом случае психологизация является частным вариантом междисциплинарной интеграции, в силу значимости данного явле- ния правомерно выделить эту тенденцию как самостоятельную ха- рактеристику. Это является не только отражением повышенного социального интереса к психологии (что характерно в периоды со- циальных кризисов и, как следствие, фрустрации и невротизации общества), но и отражением того, что сегодня изменяется сама формулировка педагогических задач. Анализ имеющихся программ обучения и воспитания детей по- казывает, что сегодня смещение акцента в таких программах дела- ется не на определение знаний, умений и навыков (ЗУН), которые следует формировать у детей, а на развитие мыслительных ка- честв, которые позволят ребенку получать эти ЗУН. Глава 3. Образование как глобальный объект педагогики 71 Если формирование поля ЗУН —это педагогическая задача, то формирование мыслительных качеств —это психолого-педагогиче- ская задача. Однако уровень психологической подготовки наших педагогов не позволяет сегодня успешно решать эту задачу. Воспи- тателю, учителю не хватает знаний, он недостаточно мотивирован, а главное, часто не осознает возможных негативных последствий некорректного использования психологических методов диагнос- тики и развития. И если вчера было важно привлечь внимание педагога к про- фессиональной рефлексии, то сегодня, когда многие осознали, что это надо делать, важно научить, как это можно делать. Для реше- ния этой задачи необходимо, во-первых, пересмотреть учебные планы по психолого-педагогическим дисциплинам при подготовке специалистов и, во-вторых, провести специальные исследования, результаты которых помогли бы более качественно реализовать су- ществующую сегодня тенденцию к практической интеграции педа- гогики и психологии. 8. Переход от информативных к активным методам обучения с включением элементов проблемности, научного поиска, широким использованием резервов самостоятельной работы учащихся. Это сочетается с переходом от жестко регламентированных контроли- рующих, алгоритмизированных способов организации учебно-вос- питательного процесса к развивающим, стимулирующим развитие и творчество личности. 9. Стандартизация содержания образования относится к тен- денциям современной международной практики образования. Она определяется необходимостью создания единого уровня общего образования независимо от типа образовательного учреждения. Перечисленные выше современные тенденции проявляются в организации личностно-деятельностного подхода в образовании. Основы этого подхода были заложены психологическими труда- ми Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Анань- ева. Особенностью личностно-деятельностного подхода является рассмотрение процесса обучения как специфической формы субъек- тно-субъектных отношений между педагогом и учеником. В самом названии данного подхода подчеркивается взаимосвязь двух его основных компонентов: личностного и деятельностного. Личностно-деятелъностный подход. Образование реализует функ- цию развития личности только в том случае, если оно побуждает ее к 7'2 Часть I. Педагогика деятельности. Значимость деятельности и ее продукта для личности влияет на эффективность ее овладения общечеловеческой культурой. По определению С.Л. Рубинштейна, деятельность —это форма активного целенаправленного взаимодействия человека с окружа- ющим миром (включающим и других людей), отвечающего вызвав- шей это взаимодействие потребности, необходимости в чем-либо. Исходя из теории деятельности А.Н. Леонтьева, основными ха- рактеристиками деятельности являются ее предметность и субъект- ность. Предмет деятельности —это то, на что направлена вызвавшая ее потребность. Различают две взаимосвязанные стороны деятельно- сти: опредмечивание и распредмечивание. При опредмечивании человеческие способности (замысел, образ и др.) переходят в пред- мет, который становится социальным, культурным или человече- ским. В последующей деятельности происходит распредмечива- ние, когда из предметов, явлений, объектов культуры ≪выделяется≫ воплощенная в них идея, смысл. В учебной деятельности реализу- ется внутреннее единство процессов опредмечивания и распредме- чивания. В процессе обучения педагог ≪кодирует≫, опредмечивает социально-культурный и исторический опыт человечества в виде знаковой системы (например, речи), предъявляемой ученику, кото- рый, в свою очередь, ≪раскодирует≫, распредмечивает и, тем са- мым, постигает смысл воспринимаемого. Деятельность всегда субъектна, и это отражается в одном из ба- зовых положений отечественной психологии о единстве сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн, В.В. Давыдов, А.В. Брушлин- ский, А.В. Петровский и др.). С субъектностью и предметностью деятельности связаны и та- кие ее характеристики, как мотивированность, целеположенность (целенаправленность) и осознанность. Если мотив —это побудительная причина деятельности, то цель —это предвосхищение в мышлении результата деятельности и способов ее реализации, т.е. цель, собственно, и является ≪иде- альным≫ предметом деятельности и непосредственно связана с мо- тивами этой деятельности. Важным положением для понимания осознанности как характеристики деятельности является утверж- дение А.Н. Леонтьева о том, что актуально сознается только то со- держание деятельности, которое является предметом целенаправ- ленной активности субъекта. Глава 3. Образование как глобальный объект педагогики 73 Кроме кратко обозначенных характеристик деятельности (предметность, субъектность, мотивированность, целенаправлен- ность, осознанность) при планировании учебной деятельности не- обходимо учитывать ее структуру (действия, операции) и компо- ненты (предмет, средства, способы, продукт, результат). Выделение каждого из рассмотренных компонентов личност- но-деятельностного подхода (личностного и деятельностного) условно, так как они неразрывно связаны между собой в силу того, что личность всегда выступает субъектом деятельности, а деятель- ность определяет развитие ее как субъекта. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Раскройте содержание основных принципов формирования содержания среднего образования. 2. Дайте характеристику основных компонентов образовательной системы. 3. Что является результатом образования? 4. Какие документы регламентируют содержание общего среднего образова- ния? ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ 1. Личностно-деятельностный подход в образовании. 2. Образование как общечеловеческая ценность и социокультурный феномен. 3. Единство образования и самообразования. 4. Психологизация педагогического процесса. ЛИТЕРАТУРА 1. Бабанский Ю.К. Личностный фактор оптимизации обучения // Вопросы психологии. 1984. № 1. 2. Дидактика средней школы // Под ред. М.Н. Скаткина. М., 1982. 3. Закон Российской Федерации об образовании // Бюлл. Комитета по высш. шк. Министерства науки, высш. шк. и техн. политики РФ. 1993. № 1. 4. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов н/Д, 1997. 5. Зиновкина М.М., Хохлов Н. Технология формирования инженера-творца // Высшее образование в России. 1995. № 3. 6. Ледпев B.C. Содержание образования. М., 1989. 7. Мшценко А.И. Педагогический процесс как целостное явление. М., 1993. 8. Никандров Н.Д. Россия: ценности общества на рубеже XXI века. М., 1997. 9. Симонов В.П. Качество образования: что в основе? Как его определить? // Стандарты и качество. 1994. № 2. 10. Сластенин В.А. и др. Педагогика. М., 1998. Глава 4. Педагогическая деятельность ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|