Здавалка
Главная | Обратная связь

Психологическая природа педагогической деятельности



Каждая теория воспитания и обучения предъявляет свои собст-

венные требования к личности и деятельности учителя. Согласно

Руссо, учитель —только сторож и охранитель ребенка от порчи и

других влияний. По Толстому, это должен быть непременно добро-

детельный человек, который своим личным примером заражал бы

ребенка. Для аскетической педагогики воспитатель —тот, кто умеет

исполнять заповеди: ≪Ломай волю твоего ребенка, чтобы он не по-

гиб≫. Для Гаюи учитель —это гипнотизер, и хорошим учителем бу-

дет тот, кто умеет внушать и подчинять себе чужую волю. Согласно

Песталоцци и Фребелю, воспитатель —детский садовник. Блонский

считает, что воспитатель —инженер от антропотехники или педо-

техники, техник человеководства, которое существует наряду с рас-

тениеводством и животноводством как однородная с ними наука.

Каждое отдельное представление о педагогическом процессе

связывается с особым взглядом на природу учительского труда. Но-

вая точка зрения, которая выдвигается в педагогике и пытается со-

здать новую систему воспитания, непосредственно вызывает новое

понимание учительского труда. Если раньше учитель выступал в

роли простого источника знаний, справочника или словаря, учеб-

ника и демонстратора, —одним словом, вспомогательного средства

и орудия воспитания (именно эта сторона учительского труда со-

ставляла в прежней школе 9/10 содержания всей работы учителя),

то сейчас эта роль все больше сходит на нет и всячески замещается

активной энергией ученика, который везде и всюду должен сам ис-

кать и добывать знания.

Для нынешнего образования не так важно научить известному

количеству знаний, как воспитать желание и умение приобретать

эти знания и пользоваться ими. На долю учителя выпадает новая

ответственная роль. Ему предстоит сделаться организатором той

социальной среды, которая является важнейшим воспитательным

фактором. Во время чтения лекции или объяснения урока учитель

Глава 4. Педагогическая деятельность

выступает в своей роли учителя только тогда, когда устанавливает

отношения ребенка к воздействующим на него элементам среды.

Если же он просто излагает материал, он перестает быть учителем.

Многим представляется, что в новой педагогической системе

учителю отводится ничтожная роль, что педагогика будущего —это

педагогика без педагога и школа без учителя. Думать, что учителю

в будущей школе нечего будет делать, равносильно представлению

о ненужности человека в автоматизированном производстве. На

самом деле роль учителя безмерно возрастает, она потребует от

него высочайшего профессионализма —умения превратить воспи-

тание в творчество жизни.

Каждый, кто выбирает- профессию педагога, берет на себя от-

ветственность за тех, кого он будет обучать и воспитывать, вместе

с тем отвечая за самого себя, свою профессиональную подготовку,

свое право быть Педагогом, Учителем, Воспитателем. Сегодня та-

кой выбор и достойное выполнение профессионального долга тре-

бует от человека принятия ряда обязательств.

В о-п ервых, следует объективно оценивать свои возможности

как будущего педагога, знать свои слабые и сильные, значимые для

данной профессии качества (особенности саморегуляции, само-

оценки, эмоциональные проявления, коммуникативные, дидакти-

ческие способности).

В о-в торых, будущий педагог должен овладеть общей культу-

рой интеллектуальной деятельности (мышления, памяти, восприя-

тия, представления, внимания), культурой поведения, общения в

частности.

В-т р е т ь и х, для педагога обязательной предпосылкой и осно-

вой успешной деятельности является уважение, знание и понима-

ние своего ученика как ≪другого≫. Ученик должен быть понят и

принят вне зависимости от того, совпадают ли их системы ценно-

стей; модели поведения и оценок. Это также предполагает знание

психологических механизмов, закономерностей и возрастных осо-

бенностей поведения, общения.

В-четвертых, педагог является организатором учебной дея-

тельности обучаемых, их сотрудничества и в то же время выступа-

ет в качестве партнера и фасилитатора (по К. Роджерсу) педагоги-

ческого общения.

В науке нет еще тех данных и открытий, которые позволили бы

ей найти ключи к психологии учителя. На сегодняшний день мы

76 Часть!. Педагогика

располагаем только отрывочными сведениями, фрагментарными

замечаниями, не приведенными пока в систему, а также знаем

лишь о некоторых практических попытках, связанных с психотех-

ническим подбором учителей. В области психотехники выработка

психограммы учителя представляет гораздо большие трудности,

чем в остальных профессиях.

В качестве примера определения приоритетов личностного и

профессионального развития педагога, а также эффективности его

деятельности рассмотрим карту профессионально значимых ка-

честв преподавателя.

Таблица 4.1

Карта профессионально значимых качеств преподавателя

(по В.П. Симонову)

п/п

1

1.1

1.2

1.3

1.4

1.5

1.6

1.7

2

2.1

2.2

2.3

Оптимальный

уровень

Допустимый

уровень

Критический

уровень

Психологические черты личности как индивидуальности

Сильный уравновешен-

ный тип нервной

системы

Тенденции к лидерству

Уверенность в себе

Требовательность

Добросердечие и от-

зывчивость

Гипертимность

Эмотивность

Преподаватель

Преобладание демокра-

тического стиля обще-

ния

Только конструктив-

ные конфликты по

принципиальным

вопросам

Стремление к сотруд-

ничеству с коллегами

Сильный неуравнове-

шенный тип нервной

системы

Властность

Самоуверенность

Непримиримость

Недостаточная само-

стоятельность

Педантичность

Застреваемость

Слабый инертный тип

нервной системы

Деспотизм

Самовлюбленность

Жестокость

Чрезмерный конфор-

мизм

Возбудимость

и демонстративность

Тревожность и дистим-

ность

в структуре межличностных отношений

Преобладание автори-

тарного стиля общения

Полное отсутствие кон-

фликтов с учащимися и

коллегами

Стремление к соперни-

честву с коллегами

Преобладание либе-

рального стиля обще-

ния

Постоянная деструк-

тивная конфликтность

по большинству вопро-

сов

Постоянные приспо-

собления и компро-

миссы

Глава 4. Педагогическая деятельность 77

Продолжение табл. 4.1

п/п

2.4

2.5

3

3.1

3.2

3.3

3.4

3.5

3.6

3.7

3.8

3.9

Оптимальный

уровень

Нормальная само-

оценка

Уровень изоляции

в коллективе, равный 0

Профессион

Широкая эрудиция и

свободное изложение

материала

Умение учитывать пси-

хологические и возра-

стные особенности уча-

щихся

Темп речи —120— 130 слов в минуту, чет-

кая дикция, общая и

специфическая грамот-

ность

Элегантный внешний

вид, выразительная ми-

мика и жесты

Обращение к учащимся

по имени

Мгновенная реакция

на ситуацию, находчи-

вость

Умение четко форму-

лировать конкретные

цели

Умение организовать

учебную работу всех

учащихся сразу

Проверяет степень по-

нимания учебного ма-

териала всегда

Допустимый

уровень

Заниженная само-

оценка

Уровень изоляции

в пределах 10%

альные черты личности пр

Знание только своего

предмета

Знание возрастной и

педагогической психо-

логии учащихся

Темп речи ниже

120 слов в минуту, ≪глу-

хой≫ голос, отдельные

оговорки с последую-

щим исправлением

Стандартный внешний

вид, отсутствие мими-

ки и жестов

Обращение к учащимся

по фамилиям

Чуть замедленные ре-

акции и находчивость

Умение определять

только общие цели

Умение организовать

работу большинства

учащихся

Проверяет степень по-

нимания учебного ма-

териала периодически

Критический

уровень

Завышенная само-

оценка

Уровень изоляции

в коллективе более

10%

тодавателя

Работа только по конс-

пекту

Отсутствие знаний по

возрастной и педагоги-

ческой психологии

Темп речи выше

150 слов в минуту, не-

разборчивость речи,

≪проглатывание≫ окон-

чаний слов и т.п.

Неряшливый внешний

вид, чрезмерная жести-

куляция и неадекватная

мимика

Постоянное безадрес-

ное обращение к обуча-

емым

Отсутствие находчиво-

сти, слабая реакция

Отсутствие умений чет-

кого целеполагания

Работа только с отдель-

ными учащимися, при

пассивности большин-

ства

Никогда не проверяет

степень понимания

учебного материала в

ходе объяснения

78 Часть I. Педагогика

Окончание табл. 4.1

п/п

4

4.1

4.2

4.3

4.4

Коли-

чество

ба.ыов

Оптимал ьны и

уровень

Допустимый

уровень

Критический

уровень

Эффективность профессиональной деятельности

Эффективность учеб-

ных занятий 85% и

выше

Работа на высшем

уровне требований

Фактический уровень

обученности 64—00%

Рейтинг преподавателя

4,4 балла и выше

100

Эффективность учеб-

ных занятий 65—4%

Работа на среднем

уровне требований

Фактический уровень

обученности 36—3%

Рейтинг преподавателя

3,8-4,3 балла

75

Эффективность учеб-

ных занятий 45—4%

Работа на низшем уров-

не требований

Фактический уровень

обученности менее 36%

Рейтинг преподавателя

менее 3,8 балла

50

Таким образом, мы видим, что профессиональные качества пе-

дагога соотносятся со следующими заповедями его психолого-педа-

гогической деятельности.

Уважай в ученике человека, личность (что является конкрети-

зацией золотого правила древности —относить к другим, как ты

хотел бы, чтобы относились к тебе).

Постоянно ищи возможность саморазвития и самосовершенст-

вования (ибо известно, что тот, кто не учится сам, не может разви-

вать вкус и потребность к учению у других).

Передавай ученику знания так, чтобы он хотел и мог их осваи-

вать, был готов их использовать в различных ситуациях и в своем

самообразовании.

Эти заповеди отражают суть основного педагогического тезиса:

≪только личность воспитывает личность, только характер форми-

рует характер≫.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.