Цели и задачи образования
Образование традиционно определяется как создание человека по образу и подобию Бога. В таком определении содержится и ре- лигиозный смысл, и светская культурно-историческая трактовка. Истоки самого понятия ≪образование≫ находятся в раннем Средне- вековье и соотносятся с понятием ≪образ≫, ≪образ Божий≫. В рели- гиозной модели мира человек рассматривается как созданный но образу и подобию Бога, а процесс его уподобления Божественному образу рассматривается как процесс образования человека. Начи- ная с эпохи Возрождения, когда человек сам становится ценно- стью, образование рассматривается как способ его саморазвития, приобщения к культуре, формирования мировоззренческих ценно- стей и установок. Образование становится способом создания свое- го образа, личности. При этом образ культуры проецируется на со- держание, организацию и методы, используемые в образовании. Цель образования имеет как внешнюю, так и внутреннюю на- правленность. Внешняя цель образования как государственного ин- ститута состоит в жизнеобеспечении общества в конкретно-истори- ческих условиях, в развитии его производительных сил, общей куль- туры и цивилизованности, в укреплении гражданского статуса отношений и морально-правовых устоев членов общества. Внутрен- няя целевая направленность образования заключается в развитии личностного потенциала, в овладении прочными знаниями, умения- ми и навыками с возможностью их применения на практике. Раскрытие личностного потенциала в процессе исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует це- ленаправленных усилий со стороны социального окружения, и эти усилия должны быть направлены как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реали- зацию открывающихся на каждом историческом этапе новых воз- можностей для духовно-нравственного совершенствования челове- 4-4455 50 Часть I. Педагогика ка. В этом процессе реальная возможность развития личности мо- жет быть обеспечена только всей совокупностью материальных и духовных ресурсов общества. Однако наличие объективных условий само по себе еще не ре- шает задачу эффективного формирования полноценно развитой личности. Необходима организация систематического процесса обучения и воспитания, построенного на знании объективных воз- растных особенностей развития личности и общих закономерно- стей процесса усвоения знаний, умений, навыков. Сегодня человека можно назвать образованным, если он владе- ет идеями, принципами и методами, которые определяют общий подход к рассмотрению многообразных фактов и явлений окружа- ющей действительности, и располагает высоким уровнем развитых способностей, умением применять изученное к возможно больше- му числу частных случаев. Образование в современном обществе —это общественно орга- низуемый и нормируемый процесс (и его результат) постоянной передачи знаний и социально значимого опыта, в ходе которого происходит становление личности. В процессе культурно-исторического развития общества пред- ставления о социальных функциях человека изменяются. Это, в свою очередь, опосредует те социальные требования, которые предъявляются к личности. Под влиянием этих факторов формиру- ются две важнейшие составляющие образовательного процесса — структура и содержание образования. Образование является процессом, структура которого харак- теризуется такими составляющими, как усвоение индивидом опы- та, накопленного в процессе культурно-исторического развития общества, воспитание социально приемлемых и одобряемых форм поведения, интеллектуальное и физическое развитие. Тем самым образование детерминировано определенными представ- лениями о социальных функциях человека, принятыми в обще- стве в данный момент времени. Эти структурные элементы опре- деляют содержание образования, т.е. именно от них зависит тот комплекс социально значимого опыта, усвоение которого необхо- димо подрастающему поколению для эффективного включения в жизнь общества. Образование осуществляется в ходе педагогического процесса, который представляет собой комплекс целенаправленных педаго- Глава 3. Образование как глобальный объект педагогики 51 гических воздействий. Их целью является передача подрастающе- му поколению знаний об окружающем мире, социального опыта, накопленного в процессе культурно-исторического развития обще- ства, а также выработка социально приемлемых и социально одоб- ряемых форм поведения. То есть в рамках педагогического процес- са путем целенаправленного развития интеллектуального, нравст- венного, эстетического и физического потенциала решается важнейшая задача общества по формированию личности. Педагогическая наука, которая позволяет не только анализиро- вать и систематизировать достижения педагогической практики, но и теоретически прогнозировать и моделировать дальнейшее развитие педагогического процесса. Педагогическая практика, которая выявляет эффективность применения тех или иных педагогических теорий и моделей. Социальный заказ, потребности государства и общества в сфере образования. Влияние этого источника на развитие педа- гогического процесса чрезвычайно велико. История педагогики показывает, что государство через систему образования способ- но инициировать, фасилитировать или дискредитировать те или иные тенденции педагогического процесса. Общество, разви- ваясь, диктует насущную потребность в подготовке специали- стов, которые могут быть востребованы в новых политических и социально-экономических условиях. Это влияет и на формули- ровку задач обучения и воспитания, и на определение содержа- ния педагогического процесса, и на выбор адекватных методов и средств. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|