Здавалка
Главная | Обратная связь

Цели и задачи образования



Образование традиционно определяется как создание человека

по образу и подобию Бога. В таком определении содержится и ре-

лигиозный смысл, и светская культурно-историческая трактовка.

Истоки самого понятия ≪образование≫ находятся в раннем Средне-

вековье и соотносятся с понятием ≪образ≫, ≪образ Божий≫. В рели-

гиозной модели мира человек рассматривается как созданный но

образу и подобию Бога, а процесс его уподобления Божественному

образу рассматривается как процесс образования человека. Начи-

ная с эпохи Возрождения, когда человек сам становится ценно-

стью, образование рассматривается как способ его саморазвития,

приобщения к культуре, формирования мировоззренческих ценно-

стей и установок. Образование становится способом создания свое-

го образа, личности. При этом образ культуры проецируется на со-

держание, организацию и методы, используемые в образовании.

Цель образования имеет как внешнюю, так и внутреннюю на-

правленность. Внешняя цель образования как государственного ин-

ститута состоит в жизнеобеспечении общества в конкретно-истори-

ческих условиях, в развитии его производительных сил, общей куль-

туры и цивилизованности, в укреплении гражданского статуса

отношений и морально-правовых устоев членов общества. Внутрен-

няя целевая направленность образования заключается в развитии

личностного потенциала, в овладении прочными знаниями, умения-

ми и навыками с возможностью их применения на практике.

Раскрытие личностного потенциала в процессе исторического

развития общества не совершается автоматически. Оно требует це-

ленаправленных усилий со стороны социального окружения, и эти

усилия должны быть направлены как на создание материальных

возможностей, объективных социальных условий, так и на реали-

зацию открывающихся на каждом историческом этапе новых воз-

можностей для духовно-нравственного совершенствования челове-

4-4455

50 Часть I. Педагогика

ка. В этом процессе реальная возможность развития личности мо-

жет быть обеспечена только всей совокупностью материальных и

духовных ресурсов общества.

Однако наличие объективных условий само по себе еще не ре-

шает задачу эффективного формирования полноценно развитой

личности. Необходима организация систематического процесса

обучения и воспитания, построенного на знании объективных воз-

растных особенностей развития личности и общих закономерно-

стей процесса усвоения знаний, умений, навыков.

Сегодня человека можно назвать образованным, если он владе-

ет идеями, принципами и методами, которые определяют общий

подход к рассмотрению многообразных фактов и явлений окружа-

ющей действительности, и располагает высоким уровнем развитых

способностей, умением применять изученное к возможно больше-

му числу частных случаев.

Образование в современном обществе —это общественно орга-

низуемый и нормируемый процесс (и его результат) постоянной

передачи знаний и социально значимого опыта, в ходе которого

происходит становление личности.

В процессе культурно-исторического развития общества пред-

ставления о социальных функциях человека изменяются. Это, в

свою очередь, опосредует те социальные требования, которые

предъявляются к личности. Под влиянием этих факторов формиру-

ются две важнейшие составляющие образовательного процесса — структура и содержание образования.

Образование является процессом, структура которого харак-

теризуется такими составляющими, как усвоение индивидом опы-

та, накопленного в процессе культурно-исторического развития

общества, воспитание социально приемлемых и одобряемых

форм поведения, интеллектуальное и физическое развитие. Тем

самым образование детерминировано определенными представ-

лениями о социальных функциях человека, принятыми в обще-

стве в данный момент времени. Эти структурные элементы опре-

деляют содержание образования, т.е. именно от них зависит тот

комплекс социально значимого опыта, усвоение которого необхо-

димо подрастающему поколению для эффективного включения в

жизнь общества.

Образование осуществляется в ходе педагогического процесса,

который представляет собой комплекс целенаправленных педаго-

Глава 3. Образование как глобальный объект педагогики 51

гических воздействий. Их целью является передача подрастающе-

му поколению знаний об окружающем мире, социального опыта,

накопленного в процессе культурно-исторического развития обще-

ства, а также выработка социально приемлемых и социально одоб-

ряемых форм поведения. То есть в рамках педагогического процес-

са путем целенаправленного развития интеллектуального, нравст-

венного, эстетического и физического потенциала решается

важнейшая задача общества по формированию личности.

Педагогическая наука, которая позволяет не только анализиро-

вать и систематизировать достижения педагогической практики,

но и теоретически прогнозировать и моделировать дальнейшее

развитие педагогического процесса.

Педагогическая практика, которая выявляет эффективность

применения тех или иных педагогических теорий и моделей.

Социальный заказ, потребности государства и общества в

сфере образования. Влияние этого источника на развитие педа-

гогического процесса чрезвычайно велико. История педагогики

показывает, что государство через систему образования способ-

но инициировать, фасилитировать или дискредитировать те или

иные тенденции педагогического процесса. Общество, разви-

ваясь, диктует насущную потребность в подготовке специали-

стов, которые могут быть востребованы в новых политических и

социально-экономических условиях. Это влияет и на формули-

ровку задач обучения и воспитания, и на определение содержа-

ния педагогического процесса, и на выбор адекватных методов и

средств.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.