Здавалка
Главная | Обратная связь

Образовательная система России



Современное общество возлагает ответственность за всесто-

ронне развитого человека на систему образования —специально

разработанный обществом социальный институт с организованной

системой связей и социальных норм, которые соответствуют

основным потребностям общества и предъявляемым требованиям

к социализированной личности.

В современном педагогическом процессе система образования

занимает центральное место. Именно эта система наряду с переда-

чей формальных знаний об окружающем мире и существующих в

нем закономерностях оказывает влияние на формирование лично-

4'

52 Часть1. Педагогика

сти человека. Система образования призвана регулировать и на-

правлять общение и деятельность субъектов образовательного про-

цесса в русле формирования таких качеств и свойств личности, ко-

торые необходимы ей для самореализации на данном этапе

культурно-исторического развития общества.

Таким образом, образование как система занимает важное место

в современном педагогическом процессе и одновременно оказывает

влияние на формирование его методических и организационных

принципов. Реализация педагогического процесса, в свою очередь,

выстраивает цепочку институтов, обеспечивающих его функциони-

рование. Система образования имеет следующие основные звенья:

систему дошкольного воспитания, общеобразовательную школу,

профессионально-техническое образование, среднее специальное

образование, высшее образование, послевузовское образование, си-

стему повышения квалификации и переподготовки кадров.

Каждое звено системы образования представлено образователь-

ными учреждениями, которые обеспечивают содержание воспита-

ния и обучения, реализуя образовательные программы. По своим

организационно-правовым формам образовательные учреждения

могут быть государственными, муниципальными, негосударственны-

ми (частными, религиозных и общественных организаций). Однако

действие законодательства в области образования распространяется

на все образовательные учреждения независимо от их организаци-

онно-правовых форм подчиненности.

В России существуют следующие типы образовательных учреж-

дений: дошкольные, общеобразовательные (начального общего,

основного общего, среднего (полного) общего образования); спе-

циальные (коррекционные) для детей с отклонениями в развитии;

учреждения дополнительного образования; учреждения для де-

тей-сирот.

Дошкольные образовательные учреждения (детский сад, детские яс-

ли-сад, прогимназия, центры детского развития и др.) создаются в

помощь семье для воспитания детей до 6 лет, охраны и укрепления

их физического здоровья, развития индивидуальных способностей

и необходимой коррекции недостатков развития.

Общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи) име-

ют три ступени.

Начальная школа (I ступень) на основе комплексного развития

формирует у школьника познавательную мотивацию и навыки

Глава 3. Образование как глобальный объект педагогики 53

учебной деятельности. Учебные предметы на этой ступени школы

имеют характер интегрированных курсов, которые закладывают

первоначальные представления о природе, обществе, человеке.

Неполная средняя школа (II ступень) закладывает основы обще-

образовательной подготовки, необходимой для включения в обще-

ственную жизнь и продолжения образования. Главная задача этой

ступени —формирование основ научного мировоззрения. Эта,

II ступень, школы является обязательной, а ее выпускники могут

продолжить обучение на III ступени (полная средняя школа) или в

профессиональных учебных заведениях.

Полная средняя школа (III ступень) завершает общеобразова-

тельную подготовку учащихся, формирует и стимулирует способ-

ность заниматься самообразованием. Для более глубокой диффе-

ренциации обучения школа может ввести профильное обучение

(гуманитарное, физико-математическое, экономическое и др.).

Специальные образовательные учреждения создаются для детей,

имеющих отклонения в развитии. В такие учреждения дети и по-

дростки направляются только с согласия родителей (или лиц, их

заменяющих) по заключению медико-психолого-педагогической

комиссии. В этих учреждениях обеспечивается лечение, коррек-

ция, обучение и социальная адаптация таких детей.

Профессиональные образовательные учреждения создаются для реа-

лизации программ среднего и высшего профессионального образо-

вания.

Среднее профессиональное образование готовит специалистов

среднего звена на базе неполного или полного среднего образова-

ния. К учреждениям этого типа относятся техникумы, училища,

колледжи.

Высшее профессиональное образование осуществляется в ин-

ститутах, университетах, академиях, т.е. в высших учебных заведе-

ниях. Цель такого образования —подготовка и переподготовка спе-

циалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребности

в углублении и расширении образования. Поступить в высшие

учебные заведения можно лишь на основе полного среднего или

среднего профессионального образования.

Послевузовское профессиональное образование, включающее

в себя аспирантуры, докторантуры, ординатуры и др., дает возмож-

ность повышения уровня научной квалификации и приобретения

навыков исследовательской деятельности.

54 Часть I. Педагогика

Учреждения дополнительного образования (художественные и музы-

кальные школы, дома детского творчества, центры профессиональ-

ной ориентации, курсы повышения квалификации и др.) предо-

ставляют услуги в сфере всестороннего удовлетворения образова-

тельных потребностей граждан и организаций.

Учреждения для детей сирот (детские дома) решают задачи воспи-

тания и обучения детей, оставшихся без попечения родителей

вследствие их болезни, смерти, лишения родительских прав и дру-

гих причин. Дети из одной семьи помещаются в один детский дом,

где создаются необходимые условия для поддержания между ними

родственных отношений.

Все этапы системы образования обеспечивают в рамках социаль-

но принятого педагогического процесса решение основной задачи

системы образования по созданию социально приемлемой развитой

личности. При этом через личность, включенную в экономические,

политические, духовные, иные социальные связи, реализуется связь

системы образования со всеми областями общественной жизни.

Этим обусловливаются многообразные функции системы образова-

ния, реализующиеся как внутри самой системы образования путем

влияния на педагогический процесс, так и в осуществлении связи

системы образования с другими социальными системами общества.

Реализация функций системы образования в реальной жизни

происходит в процессе приобретения знаний и социального опы-

та, накопленного в обществе, подрастающим поколением. Этот

процесс и его результат являются частью системы образования и

обеспечены методическими принципами и приемами педагогиче-

ской системы.

Содержание образования

Содержание образования представляет собой комплекс специаль-

ным образом отобранных, социально значимых и необходимых зна-

ний, умений и навыков, усвоение которых необходимо для формиро-

вания личности и эффективного включения ее в жизнь общества.

Именно приобретение знаний и формирование личности человека в

конечном итоге и являются целью образовательного процесса.

В современной отечественной образовательной науке существу-

ют разные концепции содержания образования, корни которых

уходят в прошлое —в теорию формального и теорию материально-

Глава 3. Образование как глобальный объект педагогики 55

го образования. Каждая из них связана с определенной трактовкой

места и функций человека в мире и обществе. Истоки противостоя-

ния диктатуры, авторитаризма, с одной стороны, демократии и гу-

манизма —с другой, в конечном счете восходят к различному пони-

манию функций человека в современном обществе. В основе этих

различий лежит вопрос о том, чем же является человек: целью или

средством, общество для него или он для общества? Ответ на этот

вопрос зависит от того, какая концепция определяет содержание

образования.

Долгое время содержание образования рассматривалось как со-

вокупность знаний, умений и навыков, которые должны быть усво-

ены учениками. Предполагалось, что овладение знаниями и умени-

ями (относящимися, главным образом, к тем же основам наук)

позволит человеку адекватно функционировать внутри существую-

щей общественной структуры. Достаточно потребовать от челове-

ка, чтобы он знал и умел —не более. В этом случае и требования к

образованию соответствующие: необходимо передать подрастаю-

щему поколению минимальные знания (по родному языку, матема-

тике, физике и другим учебным предметам) и обучить его опреде-

ленным навыкам —и этого достаточно.

В современных условиях развития для российской общеобразо-

вательной школы этого явно мало. Решение задач, связанных с

функционированием отдельных сфер жизни общества, требует от

учащихся не только овладения определенным учебным содержани-

ем, но и развития у них творческого отношения к деятельности и

навыков самообразования, а также таких качеств, как сила воли,

ответственность за свои поступки, за судьбы общества и страны, за

охрану окружающей среды, нетерпимость к проявлению бездушия,

несправедливости и недостаточного внимания к техническому и

общественному прогрессу и т.п.

В наибольшей степени соответствует этим установкам гумани-

стического мышления концепция содержания образования как пе-

дагогически адаптированного социального опыта во всей его

структурной полноте. Помимо ≪готовых≫ знаний и опыта осущест-

вления способов деятельности данная концепция включает также

опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностных

отношений.

Как уже говорилось выше, фактором, детерминирующим содер-

жание образования, является социальная среда, которая несет в

56 Часть 1. Педагогика

себе знания и опыт, накопленный в процессе культурно-историче-

ского развития общества. Однако содержание социокультурного

опыта не определяет содержание образования на какой-либо конк-

ретной ступени системы образования, например в школе. Сущест-

вуют факторы, влияющие на отбор материала, который составляет

содержание образования. Для определения этих факторов необхо-

димо найти в социальном опыте более определенные источники,

формирующие содержание школьного образования. Они определя-

ют факторы отбора материала, принципы конструирования и по-

строения его в соответствующую структуру. Таковыми являются на-

ука, производство материальных и духовных благ, опыт обществен-

ных отношений, духовные ценности, формы общественного

сознания, сферы деятельности человека или, точнее, виды деятель-

ности. К последним относятся: практико-преобразовательная,

познавательная, коммуникативная, ценностно-ориентационная,

художественная деятельность. Комплектование содержания обра-

зовательного материала из перечисленных источников осуществ-

ляется с учетом конкретно-исторических и психологических требо-

ваний. В соответствии с этими требованиями содержание социаль-

ного опыта подвергается педагогической переработке. Оно

отбирается с позиций его ценности и необходимости для решения

задач развития психических свойств и качеств личности ребенка и

обеспечения в последующем его активного участия в жизни обще-

ства. Наконец, при формировании содержания образования учи-

тываются требования индивидуального и личностного развития де-

тей, их способностей, дарований и интересов. С этой целью в

содержании общего образования предусматриваются помимо обя-

зательных предметов и учебные предметы для свободного выбора,

к которым ученики могут проявить особый интерес. Такой подход

способствует углубленному познанию и развитию профессиональ-

ных интересов, склонностей учащихся.

В качестве факторов, которые влияют на отбор и формирование

содержания образования, выступают потребности общества в обра-

зованных людях, цели, которые общество ставит перед общеобразо-

вательной школой на тех или иных этапах своего исторического

развития, реальные возможности процесса обучения; средние и оп-

тимальные возможности учащихся, а также потребности личности в

образовании. Общество выдвигает определенные требования к об-

разованию, которое постоянно изменяется под влиянием требований производства, развития науки и техники, потребностей и инте-

ресов общества и индивида в самом процессе обучения. Члены об-

щества имеют право на самостоятельный выбор образования.

Поэтому в педагогике имеются такие понятия, как образовательные

потребности населения, образовательные услуги, дополнительное

образование, дифференцированное обучение. Функции государства

состоят в том, чтобы обеспечить образование, соответствующее го-

сударственным стандартам в образовании —обязательному мини-

мальному объему знаний по той или иной образовательной програм-

ме и необходимый уровень ее усвоения.

Принципы построения содержания образования

Основанием для отбора содержания служат общие принципы,

определяющие подход к его конструированию, и критерии, вы-

ступающие в качестве инструментария определения конкретного

наполнения содержания учебного материала в учебных дисципли-

нах. Далее рассматриваются принципы, лежащие в основе постро-

ения школьного образования. Пример школьного образования яв-

ляется наиболее показательным, так как в его процессе довольно

полно раскрывается содержание образования, а следующие за

школой ступени системы образования построены аналогичным

образом.

Формулируя принципы, которые лежат в основе построения

содержания образования, И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин исходят из

того, что каждый из перечисленных ими принципов, а их более де-

сяти, означает, что содержание образования должно быть насыще-

но таким учебным материалом, который помогает обеспечить до-

стижение целей, стоящих перед общеобразовательной школой. Од-

нако, осознавая тот факт, что перечисленные ими принципы могут

указывать только общее направление для отбора конкретного со-

держания образования и малоинструментальны в осуществлении

самого отбора, авторы пытаются обосновать более частные осно-

вания. Они сводятся к следующему.

В содержание образования включаются основы всех наук,

определяющих современную естественно-научную и социальную

картину мира. Под основами наук понимается совокупность фун-

даментальных понятий, законов, теорий и обусловливающих их

базовых фактов, основных типов проблем, решаемых наукой, ее

методы.

58 Часть I. Педагогика

В содержание образования включается все, что имеет общеоб-

разовательное значение, т.е. значение для всех или многих сфер

деятельности.

В содержании образования должна быть оптимально доступная

логика развертывания основных знаний при изложении информа-

ции о теориях, процессах и их механизмах, принципах действий.

В основах наук необходимо раскрыть основные области прак-

тического приложения теоретического знания.

Сознательность усвоения и развития научного мышления тре-

бует включения в содержание образования методологических зна-

ний, раскрытия процесса и истории познания, движения идей.

В содержание образования для ознакомления включаются как

основные, так и нерешенные социальные и научные проблемы,

важные для общественного и личностного развития в целом.

Необходимо реализовывать межпредметные связи.

Несколько иначе формулирует принципы отбора содержания

школьного образования Б.Т. Лихачев. Он выделяет две группы

принципов: общеметодологические и специальные принципы

формирования содержания школьного образования.

Общеметодологические принципы

Общеобразовательный характер учебного материала.

Гражданская и гуманистическая направленность содержания.

Связь учебного материала с практикой перемен в нашем

обществе.

Основообразующий и системообразующий характер учебного

материала.

Интегративность изучаемых курсов.

Развивающий характер учебного материала.

Гуманитарно-этическая направленность содержания образования.

Взаимосвязанность и взаимообусловленность смежных предме-

тов.

Эстетические аспекты содержания образования.

Специальные принципы

1. Принципы формирования содержания образования из облас-

ти науки.

Соотнесение учебного материала с уровнем развития современ-

ной науки.

Глава 3. Образование как глобальный объект педагогики 59

Политехнизм.

Единство и противоположность логики науки и учебного

предмета.

2. Принципы формирования содержания образования из облас-

ти искусства.

Единство идейного содержания и художественной формы.

Гармоничное культурное развитие личности.

Идейная общность и взаимосвязь искусства.

Учет возрастных особенностей.

3. Принципы формирования содержания образования из облас-

ти труда и физического развития.

Общественно-экономическая целесообразность и необходимость

детского труда, его включенность в производственную деятельность.

Связь труда с наукой.

Соответствие детского труда требованиям современных про-

фессий.

Все представленные принципы можно свести к трем основным

принципам.

1. Принципу соответствия содержания образования уровню со-

временной науки, производства и основным требованиям развива-

ющегося общества.

2. Принципу учета содержательной и процессуальной сторон

обучения при формировании и конструировании учебного матери-

ала (этот принцип предполагает, что все виды человеческой дея-

тельности должны быть представлены в их взаимосвязи во всех

предметах учебного плана).

3. Принципу структурного единства содержания образования

на разных уровнях его формирования с учетом личностного разви-

тия ученика (предполагает пропорциональную уравновешенность

компонентов содержания образования).

Критерии отбора содержания образования

Перечисленные принципы являются основными ориентирами

в вопросе формирования и конструирования содержания образо-

вания. В соответствии с этим в педагогической науке разработана

следующая общедидактическая система критериев отбора содержа-

ния (Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин).

1. Критерий целостного отражения в содержании школьно-

го образования задач формирования творческого самостоятель-

60 Часть1. Педагогика

но мыслящего человека демократического общества, предусмат-

ривающий выделение типичных аспектных проблем тех облас-

тей знаний, которые изучаются в школе, и методов наук,

доступных учащимся и важных с общеобразовательной точки

зрения.

2. Критерий высокой научной и практической значимости со-

держания образовательного материала, включаемо.го в каждый от-

дельно взятый учебный предмет и систему учебных дисциплин,

изучаемых в школе. В учебные предметы следует включать важные

в общеобразовательном отношении понятия (определения, науч-

ные факты, теории, концепции и т.д.).

3. Критерий соответствия сложности содержания образова-

тельного материала реальным учебным возможностям школьников

данного возраста.

4. Критерий соответствия объема содержания имеющемуся

времени на изучение данного предмета.

5. Критерий учета международного опыта построения содер-

жания общего среднего образования.

6. Критерий соответствия содержания имеющейся учебно-ме-

тодической и материальной базе современной школы.

Стандартизация содержания образования

Одной из современных тенденций развития содержания обра-

зования является его стандартизация, которая вызвана двумя об-

стоятельствами. Прежде всего, необходимостью создания единого

в стране педагогического пространства, благодаря которому будет

обеспечен единый уровень общего образования, получаемого мо-

лодыми людьми в разных типах образовательных учреждений.

Стандартизация содержания образования обусловлена и задачей

вхождения России в систему мировой культуры, что требует учета

тенденций развития образования применительно к международ-

ной образовательной практике.

Понятие стандарта происходит от английского слова ≪standart≫,

означающего ≪норма, образец, мерило≫. Под стандартом образова-

ния понимается система основных параметров, принимаемых в ка-

честве государственной нормы образованности, отражающей об-

щественный идеал и учитывающей возможности реальной лично-

сти и системы образования по достижению этого идеала

(B.C. Леднев).

Глава 3. Образование как глобальный объект педагогики 61

Наряду с Законом РФ ≪Об образовании≫ (1992) стандарт обра-

зования является основным нормативным документом, несущим

толкование определенной части Закона. В Законе Российской Фе-

дерации об образовании предусмотрено, что государственными ор-

ганами власти нормируется лишь минимально необходимый уро-

вень образованности. Определение же содержания образования

сверх этой нормы находится в компетенции образовательных уч-

реждений. Вот почему в государственном стандарте общего средне-

го образования выделяются три компонента: федеральный, нацио-

нально-региональный и школьный.

Федеральный компонент определяет те нормативы, соблюде-

ние которых обеспечивает единство педагогического пространст-

ва России, а также интеграцию личности в систему мировой куль-

туры.

Национально-региональный компонент содержит нормативы в

области родного языка и литературы, истории, географии, искусст-

ва, трудовой подготовки и др. Они относятся к компетенции регио-

нов и учреждений образования.

Наконец, стандартом устанавливается объем школьного компо-

нента содержания образования, отражающего специфику и направ-

ленность отдельного образовательного учреждения.

Итак, стандарт образования отражает обязательства, с одной

стороны, государства перед своим гражданином, а с другой —граж-

данина перед государством в области образования. Государство

требует от своего гражданина достижения определенного стандар-

том уровня образованности и гарантирует, в свою очередь, необхо-

димый для этого уровень образовательных услуг.

Федеральный и национально-региональный компоненты стан-

дарта образования включают: описание содержания образования

на каждой из его ступеней, которое государство предоставляет обу-

чаемому в объеме необходимой общеобразовательной подготовки;

требования к минимально необходимой подготовке учащихся в

рамках указанного объема содержания; максимально допустимый

объем учебной нагрузки школьников по годам обучения.

До настоящего времени общеобразовательные стандарты у нас

и за рубежом были представлены в виде программ и требований к

уровню подготовки школьников по отдельным учебным предметам.

На их основе могут быть разработаны самые разнообразные рабо-

чие учебные планы.

62 Часть I. Педагогика

Нормативные документы, регламентирующие содержание

общего среднего образования

Учебный план. На уровне общего теоретического представле-

ния государственный стандарт содержания общего среднего обра-

зования находит отражение в учебном плане школы. В практике

общего среднего образования используется несколько типов учеб-

ных планов: базисный, типовой и учебный план школы.

Базисный учебный план общеобразовательной школы —это

основной государственный нормативный документ, являющийся

составной частью государственного стандарта в этой области обра-

зования. Он служит основой для разработки типовых и рабочих

планов и исходным документом для финансирования школы.

Базисный учебный план как часть стандарта образования для

неполной средней школы утверждается Государственной Думой, а

для полной средней школы —Министерством общего и профессио-

нального образования Российской Федерации.

Типовые учебные планы носят рекомендательный характер.

Они разрабатываются на основе государственного базисного учеб-

ного плана и утверждаются Министерством общего и профессио-

нального образования Российской Федерации.

Учебный план общеобразовательной средней школы составля-

ется с соблюдением нормативов базисного учебного плана. Сущест-

вуют два типа учебных планов школы:

•собственно учебный план школы, разрабатываемый на осно-

ве государственного базисного учебного плана на длительный пе-

риод и отражающий особенности конкретной школы (в качестве

учебного плана школы может быть принят один из типовых учеб-

ных планов);

•рабочий учебный план, разрабатываемый с учетом текущих

условий и утверждаемый педагогическим советом школы ежегодно.

Структура учебного плана средней общеобразовательной шко-

лы детерминируется теми же факторами, что и содержание обще-

го образования в целом. Прежде всего в учебных планах, как и в

государственном стандарте общего среднего образования, выде-

ляются федеральный, национально-региональный и школьный

компоненты.

Федеральный компонент обеспечивает единство школьного

образования в стране и включает в себя в полном объеме Такие об-

разовательные области, как ≪Математика≫ и ≪Информатика≫, и ча-

Глава 3. Образование как глобальный объект педагогики 63

стично такие области, как ≪Окружающий мир≫, ≪Искусство≫, в ко-

торых выделяются учебные курсы общекультурного и общенацио-

нального знания.

Национально-региональный компонент обеспечивает потреб-

ности и интересы в области образования народов нашей страны в

лице субъектов Федерации и включает в себя в полном объеме та-

кие образовательные области, как ≪Родной язык и литература≫,

≪Второй язык≫, и частично остальные области, в большинстве ко-

торых выделяются учебные курсы или разделы, отражающие на-

циональное своеобразие культуры.

Интересы конкретного образовательного учреждения с учетом

федерального и национально-регионального компонентов находят

отражение в школьном компоненте учебного плана.

Структура учебного плана школы в значительной мере обу-

словлена необходимостью отражения в нем инвариантной и вари-

ативной частей. Инвариантная часть (ядро) учебного плана обес-

печивает приобщение к общекультурным и национально значи-

мым ценностям, формирование их с целью базовой культуры.

Вариативная часть, учитывающая личностные особенности, инте-

ресы и склонности учащихся, позволяет индивидуализировать

процесс обучения.

Эти взаимодополняющие и относительно автономные части

учебного плана не являются полностью независимыми. В результа-

те их пересечения в учебном плане любого общеобразовательного

заведения выделяются три основных вида учебных занятий: обяза-

тельные занятия, составляющие базовое ядро общего среднего об-

разования; обязательные занятия по выбору учащихся; факульта-

тивные занятия (необязательные занятия по выбору).

Базисный учебный план средней общеобразовательной школы

как часть государственного стандарта охватывает следующий круг

нормативов:

•продолжительность обучения (в учебных годах) общая и по

каждой из его ступеней:

•недельная учебная нагрузка для базовых учебных курсов на

каждой из ступеней общего среднего образования, обязательных за-

нятий по выбору учащихся, факультативных занятий;

•максимальная обязательная недельная учебная нагрузка для

учащихся, включая число учебных часов, отводимых на обязатель-

ные занятия по выбору;

64 Часть I. Педагогика

•суммарная оплачиваемая государством нагрузка, учитываю-

щая максимальную учебную нагрузку, факультативные занятия,

внеклассную работу, деление (частичное) учебных групп на под-

группы.

Традиционно средняя общеобразовательная школа ' в нашей

стране и во многих других странах базируется на трехступенчатой

основе: начальная, неполная средняя и полная.

Каждая из ступеней средней общеобразовательной школы, ре-

шая общие задачи, имеет свои специфические функции, связанные

с возрастными особенностями учащихся. Они находят отражение

прежде всего в наборе базовых учебных курсов и в соотношении

базового ядра и занятий по выбору учащихся.

Основой базисного учебного плана средней общеобразователь-

ной школы является осуществление принципа преемственности

между ее ступенями, когда изучаемые учебные курсы получают на

последующих ступенях свое развитие и обогащение.

Учебный предмет и учебная программа. Содержание образо-

вания, представленное на уровне теоретического осмысления в

учебных планах, получает свою конкретизацию в учебных предме-

тах или учебных курсах (дисциплинах).

Учебный предмет —это система научных знаний, практических

умений и навыков, которые позволяют учащимся усвоить с опреде-

ленной глубиной и в соответствии с их возрастными познаватель-

ными возможностями основные исходные положения науки или

стороны культуры, труда, производства.

Учебная программа —нормативный документ, раскрывающий

содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, логи-

ку изучения основных мировоззренческих идей с указанием после-

довательности тем, вопросов и количества времени на их изуче-

ние. Она определяет общую научную и духовно-целостную направ-

ленность преподавания предмета, оценок теорий, событий,

фактов. В программе обусловлена структура расположения учебно-

го материала по годам обучения и внутри каждого школьного клас-

са. Полнота усвоения программных знаний, умений и навыков уча-

щимися является одним из критериев успешности и эффективно-

сти процесса обучения.

Учебные программы могут быть типовыми, рабочими и автор-

скими. Типовые учебные программы разрабатываются на основе

требований государственного образовательного стандарта относи-

Глава 3. Образование как глобальный объект педагогики 65

тельно той или иной образовательной области. Они утверждаются

Министерством общего и профессионального образования Россий-

ской Федерации и имеют рекомендательный характер. На основе

типовой программы разрабатываются и утверждаются педагогиче-

ским советом школы рабочие учебные программы. Они могут быть

разработаны непосредственно исходя из требований государствен-

ного стандарта к образовательным областям. В рабочей программе

в отличие от типовой описывается национально-региональный

компонент, учитываются возможности методического, информа-

ционного, технического обеспечения учебного процесса, уровень

подготовленности учащихся.

Авторские учебные программы, учитывая требования государ-

ственного стандарта, могут содержать иную логику построения

учебного предмета, авторские точки зрения на освещаемые явле-

ния и процессы. При наличии рецензии от ученых, представляю-

щих данную предметную область, заключений, сделанных педагога-

ми, психологами, методистами, они утверждаются педагогическим

советом школы. Авторские учебные программы наиболее широко

используются в преподавании курсов по выбору учащихся (обяза-

тельных и факультативных).

Общая структура учебной программы содержит в основном три

элемента. Первый —объяснительная записка, в которой опреде-

лены основные задачи учебного предмета, его воспитательные воз-

можности, ведущие научные идеи, лежащие в основе построения

учебного предмета. Второй —собственно содержание образова-

ния: тематический план, содержание тем, задачи их изучения,

основные понятия, умения и навыки, возможные виды занятий.

Третий —некоторые методические указания, касающиеся глав-

ным образом оценки знаний, умений, навыков.

Учебная литература. Проектирование содержания образова-

ния на уровне учебного материала осуществляется в учебной лите-

ратуре, к которой относятся учебники и учебные пособия. В них

находит отражение конкретное содержание учебных программ.

Среди всех видов учебной литературы особое место занимает

школьный учебник, который по своему содержанию и структуре

обязательно соответствует учебной программе по предмету. Учеб-

ники, созданные на основе типовых учебных программ, рекоменду-

ются Министерством общего и профессионального образования

Российской Федерации для всех школ страны.

5 - 4455

66 Часть I. Педагогика

Структура учебника включает в себя текст как главный компо-

нент и внетекстовые, вспомогательные компоненты. Все тексты де-

лятся на тексты-описания, тексты-повествования, тексты-рассужде-

ния. К внетекстовым компонентам относятся: аппарат организа-

ции усвоения (вопросы и задания, памятки или инструктивные

материалы, таблицы и шрифтовые выделения, подписи к иллюст-

ративному материалу и упражнения); собственно иллюстративный

материал; аппарат ориентировки, включающий предисловие, при-

мечание, приложения, оглавление, указатели.

Учебный текст (в отличие от текста справочника) служит преж-

де всего для разъяснения содержания, а не просто информирова-

ния о нем. Кроме того, учебный текст должен оказывать на учаще-

гося определенное эмоциональное воздействие, вызывать интерес

к предмету обучения. Вот почему, особенно на ранних стадиях обу-

чения, язык учебника должен использовать семантические метафо-

ры, языковые стереотипы и др., что недопустимо в строго норми-

рованном научном языке.

Учебники содержат изложение основы наук и одновременно ор-

ганизуют самостоятельную учебную деятельность учащихся по усвое-

нию учебного материала. Другими словами, они учат учиться. В этой

связи к учебнику предъявляются требования, касающиеся не только

построения учебных текстов. Это требования дидактические, психо-

логические, эстетические, гигиенические. Учебник должен содер-

жать материал высокой степени обобщения и вместе с тем быть кон-

кретным, оснащенным основным фактическим материалом. Он дол-

жен содержать изложение подлинной науки и одновременно быть

доступным для учащихся, учитывать особенности их интересов, вос-

приятия, мышления, памяти, развивать познавательный и практиче-

ский интерес, потребность в знаниях и практической деятельности.

Учебник является единым отражением логики науки, логики учеб-

ной программы и логики развития личности. Хороший учебник ин-

формативен, энциклопедичен, в нем прослеживается связь излагае-

мого материала со смежными дисциплинами, он снабжен списком не-

обходимой справочной литературы. Но главное достоинство такого

учебника в том, что он побуждает к самообразованию и творчеству.

Формулировки основных положений, выводов должны отли-

чаться предельной ясностью и четкостью. Особое значение имеет

не только доступность, но и проблемность изложения, что застав-

ляет ученика думать.

Глава 3. Образование как глобальный объект педагогики 67

Учебник должен быть в меру красочен, но тем не менее содер-

жать необходимый иллюстративный материал (карты, схемы, диа-

граммы, фотографии и т.д.).

Как уже отмечалось, содержание образования на уровне учеб-

ного материала наряду с учебниками раскрывается в различного

рода учебных пособиях: хрестоматиях по литературе и истории;

сборниках задач пс математике, физике, химии; атласах по геогра-

фии, биологии; сборниках упражнений по языкам и др. Учебные

пособия расширяют некоторые стороны учебника и имеют своей

целью решение конкретных задач обучения (информационных,

тренировочных, проверочных и др.).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.