Образовательная система России
Современное общество возлагает ответственность за всесто- ронне развитого человека на систему образования —специально разработанный обществом социальный институт с организованной системой связей и социальных норм, которые соответствуют основным потребностям общества и предъявляемым требованиям к социализированной личности. В современном педагогическом процессе система образования занимает центральное место. Именно эта система наряду с переда- чей формальных знаний об окружающем мире и существующих в нем закономерностях оказывает влияние на формирование лично- 4' 52 Часть1. Педагогика сти человека. Система образования призвана регулировать и на- правлять общение и деятельность субъектов образовательного про- цесса в русле формирования таких качеств и свойств личности, ко- торые необходимы ей для самореализации на данном этапе культурно-исторического развития общества. Таким образом, образование как система занимает важное место в современном педагогическом процессе и одновременно оказывает влияние на формирование его методических и организационных принципов. Реализация педагогического процесса, в свою очередь, выстраивает цепочку институтов, обеспечивающих его функциони- рование. Система образования имеет следующие основные звенья: систему дошкольного воспитания, общеобразовательную школу, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование, послевузовское образование, си- стему повышения квалификации и переподготовки кадров. Каждое звено системы образования представлено образователь- ными учреждениями, которые обеспечивают содержание воспита- ния и обучения, реализуя образовательные программы. По своим организационно-правовым формам образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственны- ми (частными, религиозных и общественных организаций). Однако действие законодательства в области образования распространяется на все образовательные учреждения независимо от их организаци- онно-правовых форм подчиненности. В России существуют следующие типы образовательных учреж- дений: дошкольные, общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); спе- циальные (коррекционные) для детей с отклонениями в развитии; учреждения дополнительного образования; учреждения для де- тей-сирот. Дошкольные образовательные учреждения (детский сад, детские яс- ли-сад, прогимназия, центры детского развития и др.) создаются в помощь семье для воспитания детей до 6 лет, охраны и укрепления их физического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции недостатков развития. Общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи) име- ют три ступени. Начальная школа (I ступень) на основе комплексного развития формирует у школьника познавательную мотивацию и навыки Глава 3. Образование как глобальный объект педагогики 53 учебной деятельности. Учебные предметы на этой ступени школы имеют характер интегрированных курсов, которые закладывают первоначальные представления о природе, обществе, человеке. Неполная средняя школа (II ступень) закладывает основы обще- образовательной подготовки, необходимой для включения в обще- ственную жизнь и продолжения образования. Главная задача этой ступени —формирование основ научного мировоззрения. Эта, II ступень, школы является обязательной, а ее выпускники могут продолжить обучение на III ступени (полная средняя школа) или в профессиональных учебных заведениях. Полная средняя школа (III ступень) завершает общеобразова- тельную подготовку учащихся, формирует и стимулирует способ- ность заниматься самообразованием. Для более глубокой диффе- ренциации обучения школа может ввести профильное обучение (гуманитарное, физико-математическое, экономическое и др.). Специальные образовательные учреждения создаются для детей, имеющих отклонения в развитии. В такие учреждения дети и по- дростки направляются только с согласия родителей (или лиц, их заменяющих) по заключению медико-психолого-педагогической комиссии. В этих учреждениях обеспечивается лечение, коррек- ция, обучение и социальная адаптация таких детей. Профессиональные образовательные учреждения создаются для реа- лизации программ среднего и высшего профессионального образо- вания. Среднее профессиональное образование готовит специалистов среднего звена на базе неполного или полного среднего образова- ния. К учреждениям этого типа относятся техникумы, училища, колледжи. Высшее профессиональное образование осуществляется в ин- ститутах, университетах, академиях, т.е. в высших учебных заведе- ниях. Цель такого образования —подготовка и переподготовка спе- циалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребности в углублении и расширении образования. Поступить в высшие учебные заведения можно лишь на основе полного среднего или среднего профессионального образования. Послевузовское профессиональное образование, включающее в себя аспирантуры, докторантуры, ординатуры и др., дает возмож- ность повышения уровня научной квалификации и приобретения навыков исследовательской деятельности. 54 Часть I. Педагогика Учреждения дополнительного образования (художественные и музы- кальные школы, дома детского творчества, центры профессиональ- ной ориентации, курсы повышения квалификации и др.) предо- ставляют услуги в сфере всестороннего удовлетворения образова- тельных потребностей граждан и организаций. Учреждения для детей сирот (детские дома) решают задачи воспи- тания и обучения детей, оставшихся без попечения родителей вследствие их болезни, смерти, лишения родительских прав и дру- гих причин. Дети из одной семьи помещаются в один детский дом, где создаются необходимые условия для поддержания между ними родственных отношений. Все этапы системы образования обеспечивают в рамках социаль- но принятого педагогического процесса решение основной задачи системы образования по созданию социально приемлемой развитой личности. При этом через личность, включенную в экономические, политические, духовные, иные социальные связи, реализуется связь системы образования со всеми областями общественной жизни. Этим обусловливаются многообразные функции системы образова- ния, реализующиеся как внутри самой системы образования путем влияния на педагогический процесс, так и в осуществлении связи системы образования с другими социальными системами общества. Реализация функций системы образования в реальной жизни происходит в процессе приобретения знаний и социального опы- та, накопленного в обществе, подрастающим поколением. Этот процесс и его результат являются частью системы образования и обеспечены методическими принципами и приемами педагогиче- ской системы. Содержание образования Содержание образования представляет собой комплекс специаль- ным образом отобранных, социально значимых и необходимых зна- ний, умений и навыков, усвоение которых необходимо для формиро- вания личности и эффективного включения ее в жизнь общества. Именно приобретение знаний и формирование личности человека в конечном итоге и являются целью образовательного процесса. В современной отечественной образовательной науке существу- ют разные концепции содержания образования, корни которых уходят в прошлое —в теорию формального и теорию материально- Глава 3. Образование как глобальный объект педагогики 55 го образования. Каждая из них связана с определенной трактовкой места и функций человека в мире и обществе. Истоки противостоя- ния диктатуры, авторитаризма, с одной стороны, демократии и гу- манизма —с другой, в конечном счете восходят к различному пони- манию функций человека в современном обществе. В основе этих различий лежит вопрос о том, чем же является человек: целью или средством, общество для него или он для общества? Ответ на этот вопрос зависит от того, какая концепция определяет содержание образования. Долгое время содержание образования рассматривалось как со- вокупность знаний, умений и навыков, которые должны быть усво- ены учениками. Предполагалось, что овладение знаниями и умени- ями (относящимися, главным образом, к тем же основам наук) позволит человеку адекватно функционировать внутри существую- щей общественной структуры. Достаточно потребовать от челове- ка, чтобы он знал и умел —не более. В этом случае и требования к образованию соответствующие: необходимо передать подрастаю- щему поколению минимальные знания (по родному языку, матема- тике, физике и другим учебным предметам) и обучить его опреде- ленным навыкам —и этого достаточно. В современных условиях развития для российской общеобразо- вательной школы этого явно мало. Решение задач, связанных с функционированием отдельных сфер жизни общества, требует от учащихся не только овладения определенным учебным содержани- ем, но и развития у них творческого отношения к деятельности и навыков самообразования, а также таких качеств, как сила воли, ответственность за свои поступки, за судьбы общества и страны, за охрану окружающей среды, нетерпимость к проявлению бездушия, несправедливости и недостаточного внимания к техническому и общественному прогрессу и т.п. В наибольшей степени соответствует этим установкам гумани- стического мышления концепция содержания образования как пе- дагогически адаптированного социального опыта во всей его структурной полноте. Помимо ≪готовых≫ знаний и опыта осущест- вления способов деятельности данная концепция включает также опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностных отношений. Как уже говорилось выше, фактором, детерминирующим содер- жание образования, является социальная среда, которая несет в 56 Часть 1. Педагогика себе знания и опыт, накопленный в процессе культурно-историче- ского развития общества. Однако содержание социокультурного опыта не определяет содержание образования на какой-либо конк- ретной ступени системы образования, например в школе. Сущест- вуют факторы, влияющие на отбор материала, который составляет содержание образования. Для определения этих факторов необхо- димо найти в социальном опыте более определенные источники, формирующие содержание школьного образования. Они определя- ют факторы отбора материала, принципы конструирования и по- строения его в соответствующую структуру. Таковыми являются на- ука, производство материальных и духовных благ, опыт обществен- ных отношений, духовные ценности, формы общественного сознания, сферы деятельности человека или, точнее, виды деятель- ности. К последним относятся: практико-преобразовательная, познавательная, коммуникативная, ценностно-ориентационная, художественная деятельность. Комплектование содержания обра- зовательного материала из перечисленных источников осуществ- ляется с учетом конкретно-исторических и психологических требо- ваний. В соответствии с этими требованиями содержание социаль- ного опыта подвергается педагогической переработке. Оно отбирается с позиций его ценности и необходимости для решения задач развития психических свойств и качеств личности ребенка и обеспечения в последующем его активного участия в жизни обще- ства. Наконец, при формировании содержания образования учи- тываются требования индивидуального и личностного развития де- тей, их способностей, дарований и интересов. С этой целью в содержании общего образования предусматриваются помимо обя- зательных предметов и учебные предметы для свободного выбора, к которым ученики могут проявить особый интерес. Такой подход способствует углубленному познанию и развитию профессиональ- ных интересов, склонностей учащихся. В качестве факторов, которые влияют на отбор и формирование содержания образования, выступают потребности общества в обра- зованных людях, цели, которые общество ставит перед общеобразо- вательной школой на тех или иных этапах своего исторического развития, реальные возможности процесса обучения; средние и оп- тимальные возможности учащихся, а также потребности личности в образовании. Общество выдвигает определенные требования к об- разованию, которое постоянно изменяется под влиянием требований производства, развития науки и техники, потребностей и инте- ресов общества и индивида в самом процессе обучения. Члены об- щества имеют право на самостоятельный выбор образования. Поэтому в педагогике имеются такие понятия, как образовательные потребности населения, образовательные услуги, дополнительное образование, дифференцированное обучение. Функции государства состоят в том, чтобы обеспечить образование, соответствующее го- сударственным стандартам в образовании —обязательному мини- мальному объему знаний по той или иной образовательной програм- ме и необходимый уровень ее усвоения. Принципы построения содержания образования Основанием для отбора содержания служат общие принципы, определяющие подход к его конструированию, и критерии, вы- ступающие в качестве инструментария определения конкретного наполнения содержания учебного материала в учебных дисципли- нах. Далее рассматриваются принципы, лежащие в основе постро- ения школьного образования. Пример школьного образования яв- ляется наиболее показательным, так как в его процессе довольно полно раскрывается содержание образования, а следующие за школой ступени системы образования построены аналогичным образом. Формулируя принципы, которые лежат в основе построения содержания образования, И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин исходят из того, что каждый из перечисленных ими принципов, а их более де- сяти, означает, что содержание образования должно быть насыще- но таким учебным материалом, который помогает обеспечить до- стижение целей, стоящих перед общеобразовательной школой. Од- нако, осознавая тот факт, что перечисленные ими принципы могут указывать только общее направление для отбора конкретного со- держания образования и малоинструментальны в осуществлении самого отбора, авторы пытаются обосновать более частные осно- вания. Они сводятся к следующему. В содержание образования включаются основы всех наук, определяющих современную естественно-научную и социальную картину мира. Под основами наук понимается совокупность фун- даментальных понятий, законов, теорий и обусловливающих их базовых фактов, основных типов проблем, решаемых наукой, ее методы. 58 Часть I. Педагогика В содержание образования включается все, что имеет общеоб- разовательное значение, т.е. значение для всех или многих сфер деятельности. В содержании образования должна быть оптимально доступная логика развертывания основных знаний при изложении информа- ции о теориях, процессах и их механизмах, принципах действий. В основах наук необходимо раскрыть основные области прак- тического приложения теоретического знания. Сознательность усвоения и развития научного мышления тре- бует включения в содержание образования методологических зна- ний, раскрытия процесса и истории познания, движения идей. В содержание образования для ознакомления включаются как основные, так и нерешенные социальные и научные проблемы, важные для общественного и личностного развития в целом. Необходимо реализовывать межпредметные связи. Несколько иначе формулирует принципы отбора содержания школьного образования Б.Т. Лихачев. Он выделяет две группы принципов: общеметодологические и специальные принципы формирования содержания школьного образования. Общеметодологические принципы Общеобразовательный характер учебного материала. Гражданская и гуманистическая направленность содержания. Связь учебного материала с практикой перемен в нашем обществе. Основообразующий и системообразующий характер учебного материала. Интегративность изучаемых курсов. Развивающий характер учебного материала. Гуманитарно-этическая направленность содержания образования. Взаимосвязанность и взаимообусловленность смежных предме- тов. Эстетические аспекты содержания образования. Специальные принципы 1. Принципы формирования содержания образования из облас- ти науки. Соотнесение учебного материала с уровнем развития современ- ной науки. Глава 3. Образование как глобальный объект педагогики 59 Политехнизм. Единство и противоположность логики науки и учебного предмета. 2. Принципы формирования содержания образования из облас- ти искусства. Единство идейного содержания и художественной формы. Гармоничное культурное развитие личности. Идейная общность и взаимосвязь искусства. Учет возрастных особенностей. 3. Принципы формирования содержания образования из облас- ти труда и физического развития. Общественно-экономическая целесообразность и необходимость детского труда, его включенность в производственную деятельность. Связь труда с наукой. Соответствие детского труда требованиям современных про- фессий. Все представленные принципы можно свести к трем основным принципам. 1. Принципу соответствия содержания образования уровню со- временной науки, производства и основным требованиям развива- ющегося общества. 2. Принципу учета содержательной и процессуальной сторон обучения при формировании и конструировании учебного матери- ала (этот принцип предполагает, что все виды человеческой дея- тельности должны быть представлены в их взаимосвязи во всех предметах учебного плана). 3. Принципу структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования с учетом личностного разви- тия ученика (предполагает пропорциональную уравновешенность компонентов содержания образования). Критерии отбора содержания образования Перечисленные принципы являются основными ориентирами в вопросе формирования и конструирования содержания образо- вания. В соответствии с этим в педагогической науке разработана следующая общедидактическая система критериев отбора содержа- ния (Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин). 1. Критерий целостного отражения в содержании школьно- го образования задач формирования творческого самостоятель- 60 Часть1. Педагогика но мыслящего человека демократического общества, предусмат- ривающий выделение типичных аспектных проблем тех облас- тей знаний, которые изучаются в школе, и методов наук, доступных учащимся и важных с общеобразовательной точки зрения. 2. Критерий высокой научной и практической значимости со- держания образовательного материала, включаемо.го в каждый от- дельно взятый учебный предмет и систему учебных дисциплин, изучаемых в школе. В учебные предметы следует включать важные в общеобразовательном отношении понятия (определения, науч- ные факты, теории, концепции и т.д.). 3. Критерий соответствия сложности содержания образова- тельного материала реальным учебным возможностям школьников данного возраста. 4. Критерий соответствия объема содержания имеющемуся времени на изучение данного предмета. 5. Критерий учета международного опыта построения содер- жания общего среднего образования. 6. Критерий соответствия содержания имеющейся учебно-ме- тодической и материальной базе современной школы. Стандартизация содержания образования Одной из современных тенденций развития содержания обра- зования является его стандартизация, которая вызвана двумя об- стоятельствами. Прежде всего, необходимостью создания единого в стране педагогического пространства, благодаря которому будет обеспечен единый уровень общего образования, получаемого мо- лодыми людьми в разных типах образовательных учреждений. Стандартизация содержания образования обусловлена и задачей вхождения России в систему мировой культуры, что требует учета тенденций развития образования применительно к международ- ной образовательной практике. Понятие стандарта происходит от английского слова ≪standart≫, означающего ≪норма, образец, мерило≫. Под стандартом образова- ния понимается система основных параметров, принимаемых в ка- честве государственной нормы образованности, отражающей об- щественный идеал и учитывающей возможности реальной лично- сти и системы образования по достижению этого идеала (B.C. Леднев). Глава 3. Образование как глобальный объект педагогики 61 Наряду с Законом РФ ≪Об образовании≫ (1992) стандарт обра- зования является основным нормативным документом, несущим толкование определенной части Закона. В Законе Российской Фе- дерации об образовании предусмотрено, что государственными ор- ганами власти нормируется лишь минимально необходимый уро- вень образованности. Определение же содержания образования сверх этой нормы находится в компетенции образовательных уч- реждений. Вот почему в государственном стандарте общего средне- го образования выделяются три компонента: федеральный, нацио- нально-региональный и школьный. Федеральный компонент определяет те нормативы, соблюде- ние которых обеспечивает единство педагогического пространст- ва России, а также интеграцию личности в систему мировой куль- туры. Национально-региональный компонент содержит нормативы в области родного языка и литературы, истории, географии, искусст- ва, трудовой подготовки и др. Они относятся к компетенции регио- нов и учреждений образования. Наконец, стандартом устанавливается объем школьного компо- нента содержания образования, отражающего специфику и направ- ленность отдельного образовательного учреждения. Итак, стандарт образования отражает обязательства, с одной стороны, государства перед своим гражданином, а с другой —граж- данина перед государством в области образования. Государство требует от своего гражданина достижения определенного стандар- том уровня образованности и гарантирует, в свою очередь, необхо- димый для этого уровень образовательных услуг. Федеральный и национально-региональный компоненты стан- дарта образования включают: описание содержания образования на каждой из его ступеней, которое государство предоставляет обу- чаемому в объеме необходимой общеобразовательной подготовки; требования к минимально необходимой подготовке учащихся в рамках указанного объема содержания; максимально допустимый объем учебной нагрузки школьников по годам обучения. До настоящего времени общеобразовательные стандарты у нас и за рубежом были представлены в виде программ и требований к уровню подготовки школьников по отдельным учебным предметам. На их основе могут быть разработаны самые разнообразные рабо- чие учебные планы. 62 Часть I. Педагогика Нормативные документы, регламентирующие содержание общего среднего образования Учебный план. На уровне общего теоретического представле- ния государственный стандарт содержания общего среднего обра- зования находит отражение в учебном плане школы. В практике общего среднего образования используется несколько типов учеб- ных планов: базисный, типовой и учебный план школы. Базисный учебный план общеобразовательной школы —это основной государственный нормативный документ, являющийся составной частью государственного стандарта в этой области обра- зования. Он служит основой для разработки типовых и рабочих планов и исходным документом для финансирования школы. Базисный учебный план как часть стандарта образования для неполной средней школы утверждается Государственной Думой, а для полной средней школы —Министерством общего и профессио- нального образования Российской Федерации. Типовые учебные планы носят рекомендательный характер. Они разрабатываются на основе государственного базисного учеб- ного плана и утверждаются Министерством общего и профессио- нального образования Российской Федерации. Учебный план общеобразовательной средней школы составля- ется с соблюдением нормативов базисного учебного плана. Сущест- вуют два типа учебных планов школы: •собственно учебный план школы, разрабатываемый на осно- ве государственного базисного учебного плана на длительный пе- риод и отражающий особенности конкретной школы (в качестве учебного плана школы может быть принят один из типовых учеб- ных планов); •рабочий учебный план, разрабатываемый с учетом текущих условий и утверждаемый педагогическим советом школы ежегодно. Структура учебного плана средней общеобразовательной шко- лы детерминируется теми же факторами, что и содержание обще- го образования в целом. Прежде всего в учебных планах, как и в государственном стандарте общего среднего образования, выде- ляются федеральный, национально-региональный и школьный компоненты. Федеральный компонент обеспечивает единство школьного образования в стране и включает в себя в полном объеме Такие об- разовательные области, как ≪Математика≫ и ≪Информатика≫, и ча- Глава 3. Образование как глобальный объект педагогики 63 стично такие области, как ≪Окружающий мир≫, ≪Искусство≫, в ко- торых выделяются учебные курсы общекультурного и общенацио- нального знания. Национально-региональный компонент обеспечивает потреб- ности и интересы в области образования народов нашей страны в лице субъектов Федерации и включает в себя в полном объеме та- кие образовательные области, как ≪Родной язык и литература≫, ≪Второй язык≫, и частично остальные области, в большинстве ко- торых выделяются учебные курсы или разделы, отражающие на- циональное своеобразие культуры. Интересы конкретного образовательного учреждения с учетом федерального и национально-регионального компонентов находят отражение в школьном компоненте учебного плана. Структура учебного плана школы в значительной мере обу- словлена необходимостью отражения в нем инвариантной и вари- ативной частей. Инвариантная часть (ядро) учебного плана обес- печивает приобщение к общекультурным и национально значи- мым ценностям, формирование их с целью базовой культуры. Вариативная часть, учитывающая личностные особенности, инте- ресы и склонности учащихся, позволяет индивидуализировать процесс обучения. Эти взаимодополняющие и относительно автономные части учебного плана не являются полностью независимыми. В результа- те их пересечения в учебном плане любого общеобразовательного заведения выделяются три основных вида учебных занятий: обяза- тельные занятия, составляющие базовое ядро общего среднего об- разования; обязательные занятия по выбору учащихся; факульта- тивные занятия (необязательные занятия по выбору). Базисный учебный план средней общеобразовательной школы как часть государственного стандарта охватывает следующий круг нормативов: •продолжительность обучения (в учебных годах) общая и по каждой из его ступеней: •недельная учебная нагрузка для базовых учебных курсов на каждой из ступеней общего среднего образования, обязательных за- нятий по выбору учащихся, факультативных занятий; •максимальная обязательная недельная учебная нагрузка для учащихся, включая число учебных часов, отводимых на обязатель- ные занятия по выбору; 64 Часть I. Педагогика •суммарная оплачиваемая государством нагрузка, учитываю- щая максимальную учебную нагрузку, факультативные занятия, внеклассную работу, деление (частичное) учебных групп на под- группы. Традиционно средняя общеобразовательная школа ' в нашей стране и во многих других странах базируется на трехступенчатой основе: начальная, неполная средняя и полная. Каждая из ступеней средней общеобразовательной школы, ре- шая общие задачи, имеет свои специфические функции, связанные с возрастными особенностями учащихся. Они находят отражение прежде всего в наборе базовых учебных курсов и в соотношении базового ядра и занятий по выбору учащихся. Основой базисного учебного плана средней общеобразователь- ной школы является осуществление принципа преемственности между ее ступенями, когда изучаемые учебные курсы получают на последующих ступенях свое развитие и обогащение. Учебный предмет и учебная программа. Содержание образо- вания, представленное на уровне теоретического осмысления в учебных планах, получает свою конкретизацию в учебных предме- тах или учебных курсах (дисциплинах). Учебный предмет —это система научных знаний, практических умений и навыков, которые позволяют учащимся усвоить с опреде- ленной глубиной и в соответствии с их возрастными познаватель- ными возможностями основные исходные положения науки или стороны культуры, труда, производства. Учебная программа —нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, логи- ку изучения основных мировоззренческих идей с указанием после- довательности тем, вопросов и количества времени на их изуче- ние. Она определяет общую научную и духовно-целостную направ- ленность преподавания предмета, оценок теорий, событий, фактов. В программе обусловлена структура расположения учебно- го материала по годам обучения и внутри каждого школьного клас- са. Полнота усвоения программных знаний, умений и навыков уча- щимися является одним из критериев успешности и эффективно- сти процесса обучения. Учебные программы могут быть типовыми, рабочими и автор- скими. Типовые учебные программы разрабатываются на основе требований государственного образовательного стандарта относи- Глава 3. Образование как глобальный объект педагогики 65 тельно той или иной образовательной области. Они утверждаются Министерством общего и профессионального образования Россий- ской Федерации и имеют рекомендательный характер. На основе типовой программы разрабатываются и утверждаются педагогиче- ским советом школы рабочие учебные программы. Они могут быть разработаны непосредственно исходя из требований государствен- ного стандарта к образовательным областям. В рабочей программе в отличие от типовой описывается национально-региональный компонент, учитываются возможности методического, информа- ционного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовленности учащихся. Авторские учебные программы, учитывая требования государ- ственного стандарта, могут содержать иную логику построения учебного предмета, авторские точки зрения на освещаемые явле- ния и процессы. При наличии рецензии от ученых, представляю- щих данную предметную область, заключений, сделанных педагога- ми, психологами, методистами, они утверждаются педагогическим советом школы. Авторские учебные программы наиболее широко используются в преподавании курсов по выбору учащихся (обяза- тельных и факультативных). Общая структура учебной программы содержит в основном три элемента. Первый —объяснительная записка, в которой опреде- лены основные задачи учебного предмета, его воспитательные воз- можности, ведущие научные идеи, лежащие в основе построения учебного предмета. Второй —собственно содержание образова- ния: тематический план, содержание тем, задачи их изучения, основные понятия, умения и навыки, возможные виды занятий. Третий —некоторые методические указания, касающиеся глав- ным образом оценки знаний, умений, навыков. Учебная литература. Проектирование содержания образова- ния на уровне учебного материала осуществляется в учебной лите- ратуре, к которой относятся учебники и учебные пособия. В них находит отражение конкретное содержание учебных программ. Среди всех видов учебной литературы особое место занимает школьный учебник, который по своему содержанию и структуре обязательно соответствует учебной программе по предмету. Учеб- ники, созданные на основе типовых учебных программ, рекоменду- ются Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации для всех школ страны. 5 - 4455 66 Часть I. Педагогика Структура учебника включает в себя текст как главный компо- нент и внетекстовые, вспомогательные компоненты. Все тексты де- лятся на тексты-описания, тексты-повествования, тексты-рассужде- ния. К внетекстовым компонентам относятся: аппарат организа- ции усвоения (вопросы и задания, памятки или инструктивные материалы, таблицы и шрифтовые выделения, подписи к иллюст- ративному материалу и упражнения); собственно иллюстративный материал; аппарат ориентировки, включающий предисловие, при- мечание, приложения, оглавление, указатели. Учебный текст (в отличие от текста справочника) служит преж- де всего для разъяснения содержания, а не просто информирова- ния о нем. Кроме того, учебный текст должен оказывать на учаще- гося определенное эмоциональное воздействие, вызывать интерес к предмету обучения. Вот почему, особенно на ранних стадиях обу- чения, язык учебника должен использовать семантические метафо- ры, языковые стереотипы и др., что недопустимо в строго норми- рованном научном языке. Учебники содержат изложение основы наук и одновременно ор- ганизуют самостоятельную учебную деятельность учащихся по усвое- нию учебного материала. Другими словами, они учат учиться. В этой связи к учебнику предъявляются требования, касающиеся не только построения учебных текстов. Это требования дидактические, психо- логические, эстетические, гигиенические. Учебник должен содер- жать материал высокой степени обобщения и вместе с тем быть кон- кретным, оснащенным основным фактическим материалом. Он дол- жен содержать изложение подлинной науки и одновременно быть доступным для учащихся, учитывать особенности их интересов, вос- приятия, мышления, памяти, развивать познавательный и практиче- ский интерес, потребность в знаниях и практической деятельности. Учебник является единым отражением логики науки, логики учеб- ной программы и логики развития личности. Хороший учебник ин- формативен, энциклопедичен, в нем прослеживается связь излагае- мого материала со смежными дисциплинами, он снабжен списком не- обходимой справочной литературы. Но главное достоинство такого учебника в том, что он побуждает к самообразованию и творчеству. Формулировки основных положений, выводов должны отли- чаться предельной ясностью и четкостью. Особое значение имеет не только доступность, но и проблемность изложения, что застав- ляет ученика думать. Глава 3. Образование как глобальный объект педагогики 67 Учебник должен быть в меру красочен, но тем не менее содер- жать необходимый иллюстративный материал (карты, схемы, диа- граммы, фотографии и т.д.). Как уже отмечалось, содержание образования на уровне учеб- ного материала наряду с учебниками раскрывается в различного рода учебных пособиях: хрестоматиях по литературе и истории; сборниках задач пс математике, физике, химии; атласах по геогра- фии, биологии; сборниках упражнений по языкам и др. Учебные пособия расширяют некоторые стороны учебника и имеют своей целью решение конкретных задач обучения (информационных, тренировочных, проверочных и др.). ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|