Формы организации обучения
В дидактике известны три основные системы организационно- го оформления педагогического процесса: индивидуальное обуче- ние и воспитание, классно-урочная система и лекционно-семинар- ская система. Индивидуальное обучение и воспитание является более ранней фор- мой организации процесса передачи знаний. Сегодня она не имеет широкого распространения, а до XVIII в. являлась господствующей. Учителя того времени брали на обучение (в первую очередь, рели- гиозное или профессиональное) 10—5 учеников разного возраста и с разной степенью подготовленности. Содержание обучения было Глава 6. Общие положения дидактики 123 строго индивидуально, так же как и сроки обучения. Учитель после- довательно сообщал каждому ученику знания, демонстрировал об- разцы выполнения заданий, проводил проверку. При этом коллек- тивные наставления и беседы почти не использовались. Классно-урочная система (основы которой были заложены ЯЛ. Коменским, а позже дополнены К.Д. Ушинским, А. Дистерве- гом и другими великими учеными-педагогами) имеет, в отличие от индивидуального обучения и воспитания, четкие требования к ор- ганизации педагогического процесса. К этим требованиям относят- ся: постоянное место и продолжительность учебных занятий, объе- динение в группы (классы) учеников одного возраста, постоянный состав учебных групп, стабильное расписание занятий, основной формой которых является урок, имеющий, как правило, следую- щие части: опрос, сообщение учителем новых знаний, упражнения на закрепление этих знаний (большая часть урока), проверка. Важным преимуществом классно-урочной системы является возможность сочетать в ней массовые, групповые и индивидуаль- ные формы учебно-воспитательного процесса. Массовые формы используются при организации внеурочной работы (утренники, школьные вечера, конкурсы, спортивные соревнования, олимпиа- ды, конференции и др.). Групповые формы подразделяются на учебные (урок, школьная лекция, семинар, экскурсии, лаборатор- но-практическое занятие) и внеучебные (кружки, спортивные сек- ции, факультативы, клубы по интересам). К индивидуальным фор- мам учебного процесса относят консультации и репетиторство. К основным достоинствам классно-урочной системы можно от- нести: возможность использовать классный коллектив в качестве педагогического средства стимулирования познавательной дея- тельности каждого ученика; четкость и системность в последовате- льности изучения учебного материала; экономическую выгоду при массовом обучении. Недостатки этой системы относятся, в основном, к организа- ции урока как основной форме педагогического процесса: единооб- разие содержания; ориентация на среднего ученика как в содержа- нии, так и в темпах усвоения учебного материала; недостаточная возможность обеспечения развития тех учащихся, чей уровень от- личается в ту или иную сторону от возрастной нормы. В истории педагогики предпринимались попытки усовершенст- вовать классно-урочную систему (белль-ланкастерская система в Ан- 124 Часть I. Педагогика глии, дальтонский лабораторный план Е. Паркхерта и план Трампа в США, бригадно-лабораторная форма организации обучения в России и ряде зарубежных стран), однако эти попытки на практике показали низкие результаты обучаемости и не получили широкого распространения. Классно-урочная система в своих основных чертах остается не- изменной формой организации учебного процесса уже на протяже- нии более 300 лет. Лекционно-семинарская система, появившаяся в связи с созданием первых университетов, также почти не претерпела существенных изменений за историю своего существования. Она используется в практике профессиональной подготовки и рассчитана на то, что ее участники (студенты) уже имеют навыки учебной деятельности и способны к самостоятельному поиску и усвоению знаний. Основ- ными формами обучения в лекционно-семинарской системе явля- ются лекции, семинары, практические и лабораторные занятия, консультации, коллоквиумы, зачеты, экзамены, производственная практика. В последнее время элементы лекционно-семинарской систе- мы широко используются в общеобразовательной школе, сочета- ясь с формами обучения классно-урочной системы. Это, с одной стороны, повышает эффективность обучения школьников, а с другой —обеспечивает преемственность между средней и вы- сшей школой. Рассмотрим подробнее основные и дополнительные формы ор- ганизации учебно-воспитательного процесса в общеобразователь- ной школе. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|