И стили семейного воспитания
Большинство взрослых являются родителями и почти ежеднев- но, а порой и ежечасно играют эту непростую роль. Кому-то она нравится, кому-то —не очень, кто-то готовился к ней не один год, кто-то узнал о ней как о свершившемся факте и вынужден был при- мириться с новым положением. Осознание себя родителем —процесс сложный, требующий обычно пересмотра жизненных смыслов, ценностей, устремле- 142 Часть]. Педагогика ний. Процесс осознавания себя в новом статусе ведет, как прави- ло, к повышению ответственности и личной включенности. Ведь появившийся на свет ребенок настоятельно требует заботы и во всем зависим от родителей. После шока первого телесного кон- такта с новорожденным, когда заботы о его физическом состоя- нии становятся привычными, у родителей возникают вопросы: ≪Каким он будет? Что мы можем для него сделать? Как его воспи- тывать?≫ Ответы на эти вопросы и реальное воспитание порой очень различны. Во многом это несоответствие напоминает процесс ри- сования трехлетним ребенком, когда замысел уже есть и он нравит- ся малышу, но полученный результат —рисунок не имеет ничего общего с этим замыслом. Весь процесс рисования —это полет фан- тазии, постоянно меняющаяся череда образов, динамическое эмо- циональное представление, когда рисунок —лишь условный резуль- тат творческого действия, потому что от этого результата невоз- можно отделить калейдоскоп различных проявлений маленького творца (его речь, мимику, позу и т.д.). Так и в воспитании, несмотря на огромный научный и практи- ческий опыт, наличие стройных воспитательных систем, концеп- ций и программ, каждая семья, каждый участник воспитательного процесса —творец —динамическая система, находящаяся в динами- ческих отношениях с другими динамическими системами. Родители выполняют разнообразные воспитательные задачи, заменяя и дополняя друг друга. Взаимодополняемость связана со спецификой выполнения мужской и женской социальных ролей в семье. От женской роли матери зависит, прежде всего, развитие эмо- циональной сферы ребенка, воспитание его морально-нравствен- ных качеств. В семье именно женщина-мать создает эмоциональ- ный климат, удовлетворяет повседневные потребности детей, при- учает их к семейным традициям. Роль отца в процессе семейного воспитания специфична. 3. Фромм, анализируя психологию отцовства, подчеркивает, что отец представляет ребенку мир мысли, созданные человеческим трудом вещи, закон, порядок и дисциплину. Фромм утверждает, что отец необходим ребенку на всем протяжении его развития. Отцы являются основными воспитателями дисциплины и незави- симости. Отец для ребенка —источник безопасности. Роль отца, Глава 7. Семья как социокультурная среда воспитания 143 активно общающегося с детьми и имеющего у них авторитет, неза- менима. Отсутствие мужчины в семье оказывает негативное влия- ние на развитие личности ребенка (особенно мальчика). Это мо- жет проявиться в следующем: •в нарушении гармоничного развития интеллектуальной сфе- ры (страдают математические, пространственные, аналитические способности ребенка за счет способностей вербальных); •в менее четком процессе половой идентификации мальчиков и девочек; •в затруднении обучения подростков навыкам общения с про- тивоположным полом; •в возможной избыточной привязанности к матери, поскольку отсутствует член семьи, который мог бы ≪оторвать ребенка от ма- тери≫. Также у ребенка могут сформироваться комплексы вины и не- полноценности вследствие неправильного поведения матери в пе- риод развода (ребенок может решить, что именно он является при- чиной ухода отца из семьи). Любой человек для нормального развития нуждается и в отцов- ской, и в материнской любви. Ему необходима справедливая оцен- ка его достоинства, он также нуждается и в безусловном принятии и понимании. Любой сдвиг в сторону преобладания одного из ви- дов любви —отцовской или материнской —приводит, как правило, к нарушению поведения. Колоссальное значение для развития как мальчика, так и де- вочки имеют отношения между отцом и матерью. Сухомлинский подчеркивал, что в хорошей семье, где мать и отец живут в согла- сии, перед ребенком раскрывается все то, чем утверждается его вера в человеческую красоту, его душевное спокойствие, равно- весие, его непримиримость ко всему аморальному, антиобщест- венному. Ребенок наблюдает панораму отношений между родителями, которые становятся для него моделью, положительным или отри- цательным образцом отношений между мужчиной и женщиной во- обще. Ребенок видит, какими способами и в чью пользу решаются конфликты, какие качества (грубость, хитрость, нежность, доброта и т.д.) больше всего ценятся. Он предвидит здесь свою будущую роль, получает ≪сценарий≫ для построения своих собственных от- ношений в дальнейшем, и чтобы разрушить этот сценарий, чтобы 144 Часть I. Педагогика понять, что жить можно по-другому, ему понадобятся большие уси- лия и большой опыт. По данным исследователей, занимающихся этим вопросом (Спиваковская, Кочубей и др.), воспитание ребенка в семье с устой- чивыми супружескими отношениями способствует: •усвоению ребенком поведения, связанного со своим полом; •формированию у детей таких качеств, как общительность, дис- циплинированность, активность, волевые компоненты. Необходимо также остановиться еще на одном факторе, оказы- вающем большое влияние на развитие личности ребенка, —это на- личие в семье других детей. Эксперименты показывают, что дети, выросшие в одной семье и, казалось бы, имеющие одинаковую сре- ду для развития личности, оказываются на практике абсолютно разными. Почему? Для ответа на этот вопрос необходимо рассмот- реть каждого ребенка в отдельности. Первый ребенок до появления второго был единственным. Для сво- их родителей он был чем-то новым, непознанным, вызывал боль- шую неуверенность, тревогу. Поэтому такой ребенок испытывал со стороны родителей безраздельную любовь и заботу. Первые дети часто занимают такую позицию: ≪Я счастлив только тогда, когда другие обращают на меня внимание и заботятся обо мне≫. Эта по- зиция может привести к негативным последствиям в виде инфан- тильности ребенка, эгоизма, несамостоятельности и др. Второй ребенок не был единственным никогда и жил в семье, где кроме него и родителей всегда жил еще один ребенок. Этот ребе- нок рождается в более спокойной обстановке (мать уже имеет опыт общения с детьми). Исследования показывают, что со вто- рым ребенком мать меньше разговаривает, меньше занимается. Ча- стично это восполняет старший ребенок. Очень часто между первым и вторым ребенком наблюдается конкуренция. Особенно остро она проявляется, если разница в воз- расте составляет 1— года: старший старается превзойти младшего и наоборот —младший стремится догнать и перегнать старшего. Если младший в чем-то обойдет старшего, для последнего это будет тяжелым испытанием. Причиной такой конкуренции является обыкновенная ревность. Последствиями могут оказаться: инфан- тильность одного из малышей, чувство неуверенности в себе, про- явления агрессивности по отношению к брату или сестре, чувство неполноценности и т.д. Глава 7. Семья как социокультурная среда воспитания 145 Стили общения в семье Развитие личности ребенка включает две стороны. Одна из них состоит в том, что ребенок постепенно начинает понимать окружа- ющий мир и осознавать свое место в нем, это порождает новые типы мотивов поведения, под влиянием которых ребенок соверша- ет те или иные поступки. Другая сторона —это развитие чувств и воли. Они обеспечивают действенность этих мотивов, устойчи- вость поведения, его определенную независимость от изменения внешних обстоятельств. Основной путь влияния взрослых на развитие личности де- тей —организация усвоения ими моральных норм, регулирующих поведение людей в обществе. Эти нормы усваиваются ребенком под влиянием образцов и правил поведения. Образцами поведения для детей служат, прежде всего, сами взрослые —их поступки, взаи- моотношения. Наиболее существенное воздействие на ребенка ока- зывает поведение людей, непосредственно его окружающих, преж- де всего —его родителей. Одним из важнейших факторов, формирующих гармонически развитую личность ребенка, являются воспитательные позиции ро- дителей, определяющие общий стиль воспитания. Воспитательные позиции родителей —это характер эмоционального отношения отца и матери к ребенку. Выделяют следующие основные типы от- ношений родителей к ребенку с точки зрения дистанции между ними. 1. ≪Оптимальная дистанция≫ (≪уважение≫) —эмоционально- уравновешенное отношение к ребенку (оптимальный стиль поведе- ния родителей): родители воспринимают ребенка как формирую- щуюся личность с определенными возрастными, половыми и лич- ностными особенностями, потребностями и интересами. Основой этих отношений является уважение взрослым ребенка. Родители выражают ребенку свои чувства, категоричность и настойчивость, но при этом сохраняют необходимую для него степень свободы и независимости. Взрослый воспринимает ребенка как личность. Межличностные отношения родителей и детей строятся на основе взаимодействия и взаимопонимания. 2. ≪Сокращенная дистанция≫ (≪слияние≫) —концентрация вни- мания родителей на ребенке (нежелательный стиль родительского поведения): семья существует ради ребенка. Родители проявляют постоянную гиперопеку по отношению к ребенку. Они постоянно 10-4455 146 Часть I. Педагогика контролируют поведение ребенка, ограничивают его социальные контакты, стремятся давать советы, навязывают общение. В этом случае родительские позиции заключаются в следующем: а) чрезмерная уступчивость; б) неадекватность понимания личности ребенка; в) отношение с ребенком как с младенцем (не учитывая его воз- растные особенности); г) неспособность адекватно воспринимать степень социальной зрелости и активности ребенка; д) неумение руководить детьми; е) духовная отдаленность отца и матери от ребенка. 3. ≪Увеличенная дистанция≫ (≪отчуждение≫) —эмоциональная дистанция между родителями и ребенком (нежелательный стиль ро- дительского поведения). Дистанция означает психологическую от- даленность взрослых от детей —редкие и поверхностные контакты с ребенком, эмоциональное равнодушие к нему. Отношения роди- телей и детей не приносят взаимного удовлетворения, так как в основе своей имеют ориентацию взрослых ≪найти на ребенка упра- ву≫, не понимая его индивидуальных особенностей, потребностей и мотивов поведения. Согласно другой, более традиционной классификации, сущест- вует два стиля семейных взаимоотношений —авторитарный и де- мократический. Авторитарный стиль в отношениях характеризуется властностью родителей, желанием выработать у ребенка привычку беспрекослов- ного подчинения. Взрослые мало считаются с индивидуальностью ребенка, с его интересами и желаниями. Хотя дети и растут послуш- ными и дисциплинированными, но эти качества складываются у них без эмоционально-положительного и осознанного отношения к тре- бованию взрослых. В большей мере это слепое послушание, осно- ванное на опасении быть наказанным. Уже в дошкольном возрасте у таких детей, как правило, не проявляются или проявляются слабо самостоятельность, инициативность, творчество. При демократическом стиле воспитания взаимоотношения между членами семьи характеризуются взаимной любовью, уважением, вниманием и заботой взрослых и детей друг о друге. В семьях с де- мократическим стилем общения деятельными участниками жизни семьи очень рано становятся и дети. Взрослые обсуждают с детьми вопросы, доступные детскому пониманию. Родители стараются Глава 7. Семья как социокультурная среда воспитания 147 лучше познать своих детей, выяснить причины их хороших и дур- ных поступков. Предъявляя требования, взрослые обращаются прежде всего к сознанию ребенка, поощряют его инициативу. Де- мократический стиль воспитания дает наибольший эффект в фор- мировании у детей сознательной дисциплины, осознаваемой заин- тересованности в делах семьи, в событиях окружающей жизни. При этом родители пользуются авторитетом у детей. Наказания в таких семьях обычно не применяются —достаточно порицания или огорчения родителей. Дети из семей с демократическим сти- лем воспитания, как правило, более раскованны и непосредствен- ны в общении, чем их сверстники из семей с авторитарным сти- лем. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|