Здавалка
Главная | Обратная связь

И стили семейного воспитания



Большинство взрослых являются родителями и почти ежеднев-

но, а порой и ежечасно играют эту непростую роль. Кому-то она

нравится, кому-то —не очень, кто-то готовился к ней не один год,

кто-то узнал о ней как о свершившемся факте и вынужден был при-

мириться с новым положением.

Осознание себя родителем —процесс сложный, требующий

обычно пересмотра жизненных смыслов, ценностей, устремле-

142 Часть]. Педагогика

ний. Процесс осознавания себя в новом статусе ведет, как прави-

ло, к повышению ответственности и личной включенности. Ведь

появившийся на свет ребенок настоятельно требует заботы и во

всем зависим от родителей. После шока первого телесного кон-

такта с новорожденным, когда заботы о его физическом состоя-

нии становятся привычными, у родителей возникают вопросы:

≪Каким он будет? Что мы можем для него сделать? Как его воспи-

тывать?≫

Ответы на эти вопросы и реальное воспитание порой очень

различны. Во многом это несоответствие напоминает процесс ри-

сования трехлетним ребенком, когда замысел уже есть и он нравит-

ся малышу, но полученный результат —рисунок не имеет ничего

общего с этим замыслом. Весь процесс рисования —это полет фан-

тазии, постоянно меняющаяся череда образов, динамическое эмо-

циональное представление, когда рисунок —лишь условный резуль-

тат творческого действия, потому что от этого результата невоз-

можно отделить калейдоскоп различных проявлений маленького

творца (его речь, мимику, позу и т.д.).

Так и в воспитании, несмотря на огромный научный и практи-

ческий опыт, наличие стройных воспитательных систем, концеп-

ций и программ, каждая семья, каждый участник воспитательного

процесса —творец —динамическая система, находящаяся в динами-

ческих отношениях с другими динамическими системами.

Родители выполняют разнообразные воспитательные задачи,

заменяя и дополняя друг друга. Взаимодополняемость связана со

спецификой выполнения мужской и женской социальных ролей в

семье.

От женской роли матери зависит, прежде всего, развитие эмо-

циональной сферы ребенка, воспитание его морально-нравствен-

ных качеств. В семье именно женщина-мать создает эмоциональ-

ный климат, удовлетворяет повседневные потребности детей, при-

учает их к семейным традициям.

Роль отца в процессе семейного воспитания специфична.

3. Фромм, анализируя психологию отцовства, подчеркивает, что

отец представляет ребенку мир мысли, созданные человеческим

трудом вещи, закон, порядок и дисциплину. Фромм утверждает,

что отец необходим ребенку на всем протяжении его развития.

Отцы являются основными воспитателями дисциплины и незави-

симости. Отец для ребенка —источник безопасности. Роль отца,

Глава 7. Семья как социокультурная среда воспитания 143

активно общающегося с детьми и имеющего у них авторитет, неза-

менима. Отсутствие мужчины в семье оказывает негативное влия-

ние на развитие личности ребенка (особенно мальчика). Это мо-

жет проявиться в следующем:

•в нарушении гармоничного развития интеллектуальной сфе-

ры (страдают математические, пространственные, аналитические

способности ребенка за счет способностей вербальных);

•в менее четком процессе половой идентификации мальчиков

и девочек;

•в затруднении обучения подростков навыкам общения с про-

тивоположным полом;

•в возможной избыточной привязанности к матери, поскольку

отсутствует член семьи, который мог бы ≪оторвать ребенка от ма-

тери≫.

Также у ребенка могут сформироваться комплексы вины и не-

полноценности вследствие неправильного поведения матери в пе-

риод развода (ребенок может решить, что именно он является при-

чиной ухода отца из семьи).

Любой человек для нормального развития нуждается и в отцов-

ской, и в материнской любви. Ему необходима справедливая оцен-

ка его достоинства, он также нуждается и в безусловном принятии

и понимании. Любой сдвиг в сторону преобладания одного из ви-

дов любви —отцовской или материнской —приводит, как правило,

к нарушению поведения.

Колоссальное значение для развития как мальчика, так и де-

вочки имеют отношения между отцом и матерью. Сухомлинский

подчеркивал, что в хорошей семье, где мать и отец живут в согла-

сии, перед ребенком раскрывается все то, чем утверждается его

вера в человеческую красоту, его душевное спокойствие, равно-

весие, его непримиримость ко всему аморальному, антиобщест-

венному.

Ребенок наблюдает панораму отношений между родителями,

которые становятся для него моделью, положительным или отри-

цательным образцом отношений между мужчиной и женщиной во-

обще. Ребенок видит, какими способами и в чью пользу решаются

конфликты, какие качества (грубость, хитрость, нежность, доброта

и т.д.) больше всего ценятся. Он предвидит здесь свою будущую

роль, получает ≪сценарий≫ для построения своих собственных от-

ношений в дальнейшем, и чтобы разрушить этот сценарий, чтобы

144 Часть I. Педагогика

понять, что жить можно по-другому, ему понадобятся большие уси-

лия и большой опыт.

По данным исследователей, занимающихся этим вопросом

(Спиваковская, Кочубей и др.), воспитание ребенка в семье с устой-

чивыми супружескими отношениями способствует:

•усвоению ребенком поведения, связанного со своим полом;

•формированию у детей таких качеств, как общительность, дис-

циплинированность, активность, волевые компоненты.

Необходимо также остановиться еще на одном факторе, оказы-

вающем большое влияние на развитие личности ребенка, —это на-

личие в семье других детей. Эксперименты показывают, что дети,

выросшие в одной семье и, казалось бы, имеющие одинаковую сре-

ду для развития личности, оказываются на практике абсолютно

разными. Почему? Для ответа на этот вопрос необходимо рассмот-

реть каждого ребенка в отдельности.

Первый ребенок до появления второго был единственным. Для сво-

их родителей он был чем-то новым, непознанным, вызывал боль-

шую неуверенность, тревогу. Поэтому такой ребенок испытывал со

стороны родителей безраздельную любовь и заботу. Первые дети

часто занимают такую позицию: ≪Я счастлив только тогда, когда

другие обращают на меня внимание и заботятся обо мне≫. Эта по-

зиция может привести к негативным последствиям в виде инфан-

тильности ребенка, эгоизма, несамостоятельности и др.

Второй ребенок не был единственным никогда и жил в семье, где

кроме него и родителей всегда жил еще один ребенок. Этот ребе-

нок рождается в более спокойной обстановке (мать уже имеет

опыт общения с детьми). Исследования показывают, что со вто-

рым ребенком мать меньше разговаривает, меньше занимается. Ча-

стично это восполняет старший ребенок.

Очень часто между первым и вторым ребенком наблюдается

конкуренция. Особенно остро она проявляется, если разница в воз-

расте составляет 1— года: старший старается превзойти младшего

и наоборот —младший стремится догнать и перегнать старшего.

Если младший в чем-то обойдет старшего, для последнего это будет

тяжелым испытанием. Причиной такой конкуренции является

обыкновенная ревность. Последствиями могут оказаться: инфан-

тильность одного из малышей, чувство неуверенности в себе, про-

явления агрессивности по отношению к брату или сестре, чувство

неполноценности и т.д.

Глава 7. Семья как социокультурная среда воспитания 145

Стили общения в семье

Развитие личности ребенка включает две стороны. Одна из них

состоит в том, что ребенок постепенно начинает понимать окружа-

ющий мир и осознавать свое место в нем, это порождает новые

типы мотивов поведения, под влиянием которых ребенок соверша-

ет те или иные поступки. Другая сторона —это развитие чувств и

воли. Они обеспечивают действенность этих мотивов, устойчи-

вость поведения, его определенную независимость от изменения

внешних обстоятельств.

Основной путь влияния взрослых на развитие личности де-

тей —организация усвоения ими моральных норм, регулирующих

поведение людей в обществе. Эти нормы усваиваются ребенком

под влиянием образцов и правил поведения. Образцами поведения

для детей служат, прежде всего, сами взрослые —их поступки, взаи-

моотношения. Наиболее существенное воздействие на ребенка ока-

зывает поведение людей, непосредственно его окружающих, преж-

де всего —его родителей.

Одним из важнейших факторов, формирующих гармонически

развитую личность ребенка, являются воспитательные позиции ро-

дителей, определяющие общий стиль воспитания. Воспитательные

позиции родителей —это характер эмоционального отношения

отца и матери к ребенку. Выделяют следующие основные типы от-

ношений родителей к ребенку с точки зрения дистанции между

ними.

1. ≪Оптимальная дистанция≫ (≪уважение≫) —эмоционально-

уравновешенное отношение к ребенку (оптимальный стиль поведе-

ния родителей): родители воспринимают ребенка как формирую-

щуюся личность с определенными возрастными, половыми и лич-

ностными особенностями, потребностями и интересами. Основой

этих отношений является уважение взрослым ребенка. Родители

выражают ребенку свои чувства, категоричность и настойчивость,

но при этом сохраняют необходимую для него степень свободы и

независимости. Взрослый воспринимает ребенка как личность.

Межличностные отношения родителей и детей строятся на основе

взаимодействия и взаимопонимания.

2. ≪Сокращенная дистанция≫ (≪слияние≫) —концентрация вни-

мания родителей на ребенке (нежелательный стиль родительского

поведения): семья существует ради ребенка. Родители проявляют

постоянную гиперопеку по отношению к ребенку. Они постоянно

10-4455

146 Часть I. Педагогика

контролируют поведение ребенка, ограничивают его социальные

контакты, стремятся давать советы, навязывают общение. В этом

случае родительские позиции заключаются в следующем:

а) чрезмерная уступчивость;

б) неадекватность понимания личности ребенка;

в) отношение с ребенком как с младенцем (не учитывая его воз-

растные особенности);

г) неспособность адекватно воспринимать степень социальной

зрелости и активности ребенка;

д) неумение руководить детьми;

е) духовная отдаленность отца и матери от ребенка.

3. ≪Увеличенная дистанция≫ (≪отчуждение≫) —эмоциональная

дистанция между родителями и ребенком (нежелательный стиль ро-

дительского поведения). Дистанция означает психологическую от-

даленность взрослых от детей —редкие и поверхностные контакты

с ребенком, эмоциональное равнодушие к нему. Отношения роди-

телей и детей не приносят взаимного удовлетворения, так как в

основе своей имеют ориентацию взрослых ≪найти на ребенка упра-

ву≫, не понимая его индивидуальных особенностей, потребностей

и мотивов поведения.

Согласно другой, более традиционной классификации, сущест-

вует два стиля семейных взаимоотношений —авторитарный и де-

мократический.

Авторитарный стиль в отношениях характеризуется властностью

родителей, желанием выработать у ребенка привычку беспрекослов-

ного подчинения. Взрослые мало считаются с индивидуальностью

ребенка, с его интересами и желаниями. Хотя дети и растут послуш-

ными и дисциплинированными, но эти качества складываются у них

без эмоционально-положительного и осознанного отношения к тре-

бованию взрослых. В большей мере это слепое послушание, осно-

ванное на опасении быть наказанным. Уже в дошкольном возрасте у

таких детей, как правило, не проявляются или проявляются слабо

самостоятельность, инициативность, творчество.

При демократическом стиле воспитания взаимоотношения между

членами семьи характеризуются взаимной любовью, уважением,

вниманием и заботой взрослых и детей друг о друге. В семьях с де-

мократическим стилем общения деятельными участниками жизни

семьи очень рано становятся и дети. Взрослые обсуждают с детьми

вопросы, доступные детскому пониманию. Родители стараются

Глава 7. Семья как социокультурная среда воспитания 147

лучше познать своих детей, выяснить причины их хороших и дур-

ных поступков. Предъявляя требования, взрослые обращаются

прежде всего к сознанию ребенка, поощряют его инициативу. Де-

мократический стиль воспитания дает наибольший эффект в фор-

мировании у детей сознательной дисциплины, осознаваемой заин-

тересованности в делах семьи, в событиях окружающей жизни.

При этом родители пользуются авторитетом у детей. Наказания в

таких семьях обычно не применяются —достаточно порицания

или огорчения родителей. Дети из семей с демократическим сти-

лем воспитания, как правило, более раскованны и непосредствен-

ны в общении, чем их сверстники из семей с авторитарным сти-

лем.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.