Семья как социальный институт
Семья как древнейший институт человеческого общества про- шла сложный путь развития —от родо-племенных форм общежи- тия, когда человек в одиночку вообще не мог выжить, через боль- шую семью, объединявшую под одной крышей несколько поколе- ний, к нуклеарной семье, состоящей только из родителей и детей. Испокон веков существовали традиционные функции семьи. Семья была хозяйственной ячейкой, и жить в семье с этой точки зрения было просто необходимо. Человек без семьи считался оби- женным судьбой и Богом. Иметь семью и детей было так же необ- ходимо, так же естественно, как необходимо и естественно было трудиться. Семья скреплялась наибольшим нравственным автори- тетом. Таким авторитетом обычно пользовался традиционный гла- ва семьи. Но сочетание традиционного главенства и нравственно- го авторитета вовсе необязательно. Иногда таким авторитетом был наделен дед или один из сыновей, тогда как формальное главенст- во всегда принадлежало мужу, отцу. Формальная традиционная иерархия в русском семействе не всегда совпадала с нравственной, хотя существовало стремление к такому слиянию как к идеальному воплощению семейного устрой- ства. Поэтому даже слабохарактерного отца дети уважали и слуша- лись, не очень удачливый муж пользовался женским доверием, не слишком толковому сыну передавалось негласное, само собой разу- меющееся старшинство от отца. Строгость семейных отношений исходила от традиционных нравственных установок. Эти традиции сохранялись и передавались из поколения в по- коление с небольшими изменениями (вследствие изменения соци- ально-экономической структуры и форм общественной деятельно- сти людей). Однако за последние десятилетия законы института семьи очень сильно изменились. Семья находится в процессе изме- нения и развития. Глава 7. Семья как социокультурная среда воспитания ]'М) Теперь хозяйственная функция семьи сошла на нет. Сегодня че- ловек без ущерба для здоровья может прожить один. Возникла, окрепла и стала доминирующей новая функция семьи: создание и поддержание психологического комфорта для каждого члена семьи. Раньше думать об этом не было особой необходимости, так как семья держалась на иных связях. Следующее, что отличает современную семью —новая структу- ра. Городская семья, как правило, малочисленна —одно-два поколе- ния. В ней сместился психологический центр: если раньше все дер- жалось на отношениях родственных, самыми крепкими были связи детей и родителей, то теперь —в основном на отношениях супру- жеских, а родительские отношения (хотя значение их очень вели- ко) отошли на второй план. Семья для всех ее членов является определенным жизненным пространством, в котором протекает большая часть жизни каждого из них. Это не просто маленькая группа людей, но такая, в которой каждый стремится удовлетво- рить свои потребности, реализовать себя и в то же время находит- ся в тесной связи со всеми членами семьи. В чем проявляются кризисные явления в семье? Прежде всего, в ее нестабильности. В крупных городах распадается свыше 50% браков. Причем более чем у ]/з распадающихся семей совместная жизнь продолжалась от нескольких недель до 4 лет, т.е. совсем не- долго. Нестабильность приводит к росту неполных семей, снижает родительский авторитет, отражается на здоровье взрослых и детей. К явлению нестабильности семьи следует добавить ее дезорга- низацию, т.е. увеличение числа так называемых конфликтных се- мей, где муж и жена живут в постоянном конфликте, а воспитание детей в обстановке ссор и скандалов оставляет желать лучшего. Это отрицательно сказывается как на взрослых, так и на детях. Среди факторов, фатально влияющих на семью, следует указать и на культ потребления, в основе своей призванный заменить ис- тинный смысл жизни и подлинные ее ценности, прежде всего че- ловеческую близость, погоней за иллюзорными престижными ве- щами, за иллюзорным статусом, когда самые близкие люди стано- вятся жертвой потребительского отношения друг к другу. К этим же факторам можно причислить и новое общественное положение женщины, ее экономическую и социальную самостоя- тельность. 140 Часть I. Педагогика И все же в условиях тотального отчуждения семья остается главным прибежищем духовной безопасности, человеческого само- утверждения и эмоциональной защищенности. Исследования учеными картины реально существующих типов семьи позволили выделить: патриархально-модернизированный, детоцентрический, супружеский, материнский и неполный типы семей. Патриархально-модернизированный тип семьи: характеризуется относительным сохранением формы главенства и внутрисемейных отношений, свойственных патриархальному типу семьи с жесткой регламентацией ролевых стратегий при мужской власти; этот тип семьи ориентирован на средне- и многодетность. Детоцентрический тип семьи: обладает сильно развитой систе- мой моральной, материальной психологической опеки старшим поколением младшего; родители испытывают гипертрофирован- ное чувство долга по отношению к своим детям, что приводит к серьезным негативным последствиям (замедление становления личности ребенка, межличностная отчужденность между родителя- ми и детьми и т.д.); семья ориентирована на малодетность. Супружеский тип семьи: отношения определяются в основном не родством, не родительством, а брачностью с обязательным вы- делением личностных аспектов; взаимная поддержка и заинтересо- ванность всех членов семьи этого типа в судьбе каждого создают оптимальные условия для гармоничной деятельности внутри семьи; отношения родители —дети опираются на принципы взаим- ного уважения, дружбы. Материнский тип семьи: как безбрачная форма семьи, характе- ризуется детоцентрической направленностью, так как создается женщиной во имя ребенка. Неполный тип семьи: как сколок традиционной, детоцентриче- ской, супружеской семьи. Социально-психологический уровень супружеских отноше- ний характеризует сферу взаимодействия мужа и жены в процес- се реализации супружеских ролей. Некоторые исследователи предлагают классификацию супружеских ролей. Т.С. Яценко вы- делила четыре такие роли: сексуальный партнер; друг; опекун; покро- витель. При выполнении указанных ролей реализуются соответствую- щие потребности супругов. Глава 7. Семья как социокультурная среда воспитания 141 Американский исследователь К. Киркпатрик выделяет три основных вида ролей. 1. Традиционные роли предполагают обязанности жены по вос- питанию детей, обслуживанию семьи, подчинению собственных интересов требованиям мужа; ограниченность сферы деятельно- сти; материальную зависимость от главы семьи. Муж обязан сохра- нять преданность матери своих детей; обеспечивать экономиче- скую безопасность и защиту семьи; принимать основные решения; поддерживать власть и контроль в семье; обеспечивать семью али- ментами в случае развода. 2. Товарищеские роли требуют от жены сохранения внешней при- влекательности; обеспечения моральной поддержки и сексуально- го удовлетворения; поддержания полезных для мужа социальных контактов; живого и интересного общения с мужем. От мужа —ры- царского отношения к жене; романтической любви и нежности; ма- териальных средств для удовлетворения потребностей жены, со- вместного проведения досуга. 3. Роли партнеров требуют от супругов обоюдного экономиче- ского обеспечения семьи; общей ответственности за воспитание детей; совместного участия в решении бытовых вопросов. Адекватность ролевого поведения супругов зависит от соответст- вия ролевых ожиданий (установки мужа и жены на активное выпол- нение ими в качестве партнеров определенных функций в семье). Семья, благодаря всему комплексу межличностных отношений и взаимодействия супругов, родителей и детей, создает конкрет- ные условия для физического, психического, социального разви- тия ребенка, передает ему систему духовных ценностей, мораль- ных норм, образцов поведения, традиций и т.д. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|