Педагогического процесса
Каждый урок имеет структуру (взаимосвязанные элементы), ко- торая зависит от содержания учебного материала, дидактических целей и задач, возрастных особенностей учащихся и особенностей класса как коллектива. Однако есть общие структурные компонен- ты (части, фазы) этой формы организации обучения. Проведение любого урока состоит из трех фаз: подготовитель- ной, фазы активного обучения, фазы оценивания результатов уро- ка. Содержание этих фаз можно представить следующей схемой, разработанной Э. Стоунсом. Глава 6. Общие положения дидактики ] 25 I. Подготовка 1. Определение целей урока в терминах научения учеников. 2. Анализ цели урока с тем, чтобы выявить его основные эле- менты. 3. Определение ключевых характеристик, понятий и навыков, которым будут научаться ученики. 4. Проверка наличного уровня владения учениками предме- том, которому их будут учить. 5. Принятие решения о том, как обеспечить постепенное нау- чение, гарантирующее ученику высокий уровень успешности. 6. Принятие решения о типе осуществляемых учениками дей- ствий, о характере обратной связи, которую следует обеспечить, о способах предъявления учебного материала и оценке степени его усвоения. П. Обучение 7. Объяснение в начале урока характера нового материала, ко- торым ученики должны овладеть. 8. Обеспечение примеров, дающих представление обо всем диапазоне ключевых характеристик изучаемых понятий. 9. Упорядочивание примеров с тем, чтобы обучение понятиям было экономичным и эффективным. 10. Приведение контрпримеров, не относящихся к утопиче- ским понятиям. 11. Приведение новых примеров с тем, чтобы расширить по- нимание понятий. 12. Помощь учащимся на начальных этапах научения. Сначала она значительна, но постепенно сходит на нет, когда учащиеся мо- гут продемонстрировать научение без посторонней помощи. 13. Поощрения учеников теми или иными способами, позволя- ющие им почувствовать, что научение идет успешно, и повышаю- щие их заинтересованность в обучении. 14. Стимулирование учеников к самостоятельному объяснению новых понятий посредством вопросов, подсказок, выдвижения ги- потез и т.п. 15. Увеличение уровня мотивации всех учеников посредством обеспечения высокого уровня успешности в научении. 16. Обеспечение обратной связи с деятельностью учеников на всех стадиях их научения. 126 Часть I. Педагогика 17. При обучении двигательным навыкам упорядочивание кон- трольных практических занятий относительно меняющихся усло- вий выполнения навыка. 18. При обучении двигательным навыкам обеспечение плавно- го перехода от одного поднавыка к другому. 19. Поощрение учеников к самостоятельным, аналитическим и эвристическим решениям проблем. III. Оценивание 20. Проверка умения учеников применять усвоенное научение в новых ситуациях (перенос на меняющиеся условия). 21. Оценка заинтересованности учеников в изучаемом ими предмете. 22. Сравнение достижений учеников с целями данного урока. Подобное деление на фазы учебного процесса может быть при- менимо и при изучении целостной темы или раздела учебной про- граммы. Многообразие структур урока, методов их организации и дидак- тических целей предполагает разнообразие и их типов. Приведем классификацию уроков (по Б.П. Есипову) с рассмот- рением их структурных особенностей. 1. Урок ознакомления учащихся с новым материалом или сооб- щения новых знаний. Структура такого урока: повторение предыду- щего материала, который является основой для изучения нового; объяснение учителем нового материала и работа с учебником; про- верка понимания и первичное закрепление знаний; задание на дом. 2. Урок закрепления знаний. Его структура: проверка домашне- го задания; выполнение устных и письменных упражнений; провер- ка выполнения заданий; задание на дом. 3. Урок выработки и закрепления умений и навыков. Предпо- лагает воспроизведение теоретических знаний; выполнение прак- тических заданий и упражнений; проверка самостоятельно выпол- ненных работ; задание на дом. 4. Урок обобщения и систематизации знаний. Такие уроки про- водятся в конце изучения отдельных тем, разделов, учебных кур- сов. Их обязательными элементами являются вступление и заклю- чение учителя, а само повторение и обобщение материала прово- дится в форме кратких сообщений и беседы учителя с учащимися. 5. Урок проверки знаний, умений и навыков. Основные задачи такого урока —выявление уровня обученности учащихся и установ- Глава 6. Общие положения дидактики 127 ление недостатков в овладении материалом. При этом могут ис- пользоваться письменные или устные формы контроля. 6. Комбинированный (смешанный) урок. Его примерная струк- тура: проверка домашней работы и опрос учащихся; изучение ново- го материала; первичная проверка его усвоения; упражнения на за- крепление новых знаний; повторение ранее изученного в виде бе- седы; проверка и оценка знаний учащихся; задание на дом. Обязательными элементами всех обозначенных выше типов уроков являются: организационный момент (постановка цели и обеспечение ее принятия; актуализация учебной мотивации и уста- новка на восприятие, осмысление и запоминание материала; созда- ние рабочей обстановки) и подведение итогов урока (фиксация до- стижения целей урока; определение степени участия в их достиже- нии каждого ученика и класса в целом; оценка работы и определение дальнейших перспектив). На любом уроке могут быть использованы фронтальные, груп- повые и индивидуальные формы работы. При фронтальном обуче- нии педагог управляет учебно-познавательной деятельностью всего класса, который работает над единой задачей. При групповых фор- мах класс делится на пары или небольшие группы (обычно по 3— человек в каждой). Группы получают определенное задание и выполняют его сообща под непосредственным руководством лиде- ра группы или учителя. Индивидуальная работа предполагает само- стоятельное выполнение учащимися одинаковых или дифференци- рованных заданий. Традиционно фронтальная и индивидуальная формы организации учебного процесса используются чаще, а груп- повая —реже. Внеурочные формы организации педагогического процесса Экскурсия —специфическое учебно-воспитательное занятие, проводимое на предприятии, в музее, на выставке, в лесу и т.п. Специфика этой формы организации учебного процесса способст- вует накоплению наглядных представлений и жизненных фактов; помогает учащимся устанавливать связи теории с практикой, обучения с жизнью; позволяет решать задачи эстетического и нрав- ственного воспитания. В зависимости от объекта наблюдения эк- скурсии подразделяют на производственные, природоведческие, краеведческие, литературные, географические и т.п. По учеб- но-воспитательным целям они могут быть обзорными и тематиче- 12S Часть!. Педагогика скими. По месту и структуре —вводными или предваряющими, те- кущими и итоговыми. Экскурсию может проводить сам педагог или экскурсовод, знающий специфику возрастного восприятия учащих- ся. При этом педагог остается организатором и руководителем по- знавательной деятельности детей на протяжении всей экскурсии. Дополнительные занятия проводятся с целью восполнения про- белов в знаниях, умениях, навыках или удовлетворения повышен- ного интереса к учебному предмету (факультативные занятия). В первом случае учитель повторяет объяснение темы и разъясняет отдельные вопросы, а на факультативных занятиях решаются зада- чи повышенной сложности, даются рекомендации по самостоя- тельному освоению интересующих проблем. Дополнительные заня- тия могут проводиться в индивидуальной или групповой форме. Консультации в отличие от дополнительных занятий организу- ются по мере необходимости. Различают тематические и обобщаю- щие (например, при подготовке к зачетам или экзаменам) консуль- тации. Они могут проводиться в индивидуальной или групповой форме. Лекция —это развернутое, продолжительное и системное изло- жение сущности какой-либо учебной, научной, воспитательной или иной проблемы. Основа лекции —теоретическое обобщение, где конкретный фактический материал служит лишь иллюстрацией или необходимым отправным моментом. Традиционно лекции (наряду с семинарами) являются фор- мой организации учебного процесса в высшей школе, но уже в старших классах общеобразовательной школы используются адап- тированные варианты элементов лекционно-семинарской систе- мы. Школьные лекции (вводные или обобщающие) применяются при изучении как гуманитарных, так и естественно-научных дис- циплин. На таких занятиях учитель не только сообщает или обоб- щает теоретические знания, но и учит школьников приемам конс- пектирования. Семинары, проводимые в старших классах школы при изучении гуманитарных дисциплин, могут проводиться в форме заранее под- готовленных докладов и сообщений или в опросно-ответной фор- ме. Важной задачей педагога при проведении семинаров является организация коллективного обсуждения изучаемой темы. Практические и лабораторные занятия применяются при изуче- нии дисциплин естественно-научного цикла, а также в процессе Глава 6. Общие положения дидактики 129 трудовой и профессиональной подготовки. Такие занятия прово- дятся в учебных кабинетах, лабораториях, мастерских, в учеб- но-производственных комплексах. Обычно работа учащихся орга- низуется индивидуально или небольшими подгруппами и представ- ляет собой выполнение заданий по предложенным алгоритмам (изучение функциональных возможностей приборов и механиз- мов, измерение, сборка, наблюдение и т.п.). Диспут —организуемое педагогом столкновение мнений с целью формирования у обучающихся суждений и умения защищать свои взгляды, убеждать в них других людей. Ценность диспута за- ключается в том, что знания, полученные в ходе столкновения мне- ний, отличаются глубиной, обобщенностью, прочностью и созна- тельностью усвоения. Диспут требует от педагога тщательной под- готовки, так как важно чтобы вопросы, выносимые на обсуждение, содержали значимую для учащихся проблему. Конференция —форма организации учебного процесса, которая требует длительной подготовительной работы (проведение наблю- дений, постановка опытов, изучение теоретических источников, обобщение материалов экскурсий и т.п.). Цель учебной конферен- ции —обобщение знаний по какому-либо разделу программы. Кон- ференции могут проводиться по всем учебным предметам или вы- ходить за рамки учебных программ. Зачеты и экзамены имеют целью систематизацию, закрепление, выявление точности и глубины знаний, умений и навыков обучаю- щихся. Это формы общественной проверки и признаний успехов или неудач в учебной деятельности. Подготовка к зачетам и экзаме- нам заставляет учащихся мобилизоваться на повторение и система- тизацию изученного материала, способствует интенсивному обоб- щению знаний, формирует чувство ответственности. Эти формы организации учебного процесса могут проводиться в виде ответов на экзаменационные билеты, выполнения учащимися самостоя- тельных творческих работ (например, сочинение), контрольного выполнения практических заданий и т.д. Методы обучения В современной дидактике существуют различные подходы и ва- рианты классификаций методов обучения. Одной из таких класси- фикаций является распространенная классификация методов обу- 9 - 4455 130 Часть I. Педагогика чения по источнику получения знаний (словесные, наглядные и практические методы). Словесные методы. Их основное назначение —сообщение учеб- ной информации при помощи слов (устного и печатного) с ис- пользованием логических, организационных и технических прие- мов. Основные методы этой группы: рассказ, беседа, лекция, работа с печатными источниками. Деятельность педагога, приме- няющего эти методы, предполагает такие действия: постановка основного вопроса, подлежащего изучению; выявление призна- ков; определение исходных позиций в анализе процессов и объек- тов; сравнение, обобщение; формулировка выводов и т.д. Деятель- ность обучающихся заключается в восприятии и осмыслении по- лучаемой информации, выполнении различных записей, зарисовке чертежей, схем, работе с предъявляемым дидактиче- ским материалом и т.д. Наглядные методы. Основное назначение —сообщение учебной информации при помощи различных средств наглядности. Основ- ные методы: демонстрация опытов, демонстрация натуральных объектов, демонстрация наглядных пособий (предметов, схем, таб- лиц, муляжей, макетов и т.д.), просмотр видеофильмов, кинофиль- мов, телепередач и т.д. Деятельность педагога осуществляется в форме постановки основного вопроса и его изучения на основании полученных данных из различных наглядных источников, которые демонстрирует сам преподаватель или обучаемые. Деятельность обучаемых заключается в наблюдении за демонстрациями, кото- рые проводит педагог или сам обучаемый, осмысление полученных данных и принятие основной дидактической цели конкретного урока, выполнение различных записей, схем, зарисовок и т.д. Практические методы. Основное назначение —получение ин- формации на основании практических действий, выполняемых обучающимся или обучаемым в процессе организации различных практических работ. Основные методы: практические и лаборатор- ные работы, упражнения. Деятельность педагога заключается в по- становке основного вопроса, подлежащего изучению в процессе проведения различных практических работ, выполненных самим обучающим. Деятельность обучаемых включает в себя осмысление практических действий, демонстрируемых педагогом, собствен- ных практических действий, выполнение различных записей, за- рисовок, схем и принятие основной дидактической цели урока. Глава 6. Общие положения дидактики 131 Другой _______распространенной классификацией методов обучения яв- ляется классификация, предложенная М.Н. Скаткиным и И.Я. Лерне- ром. Они предлагали делить методы обучения в зависимости от ха- рактера познавательной деятельности учащегося по усвоению изучае- мого материала (объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемное изложение, частично-поисковые и исследовательские). Объяснительно-иллюстративный метод (информационно-рецеп- тивный). Основное назначение —организация усвоения информа- ции обучаемым путем сообщения им учебного материала и обеспе- чения его успешного восприятия. Этот метод —один из наиболее экономных способов передачи обучаемым обобщенного и система- тизированного опыта. Деятельность педагога направлена на сооб- щение учебной информации с использованием различных дидакти- ческих средств (наглядных пособий, текстов и т.д.). Деятельность обучаемых заключается в восприятии, осмыслении и запоминании сообщаемой информации. Репродуктивный метод. Основное назначение —формирование навыков и умений использования и применения полученных зна- ний. Для решения этой задачи педагог разрабатывает и применяет различные упражнения и задачи, использует инструкции (алгорит- мы) и элементы программированного обучения. Деятельность обу- чаемых заключается в овладении приемами выполнения отдель- ных упражнений при решении различных видов задач и овладении общим алгоритмом практических действий. Проблемный метод (проблемное изложение). Основное назначе- ние —раскрытие в изучаемом учебном материале различных проб- лем и демонстрация способов их решения. Деятельность педаго- га —выявление и классификация проблем, которые можно ставить перед обучаемым, формулировка гипотез и демонстрация способов их проверки, постановка проблем в процессе проведения опыта, наблюдений в природе, логического умозаключения. Деятельность обучаемых заключается не только в восприятии, осмыслении и за- поминании готовых научных выводов, но и в прослеживании логи- ки их доказательства, а также фиксации движения мысли педагога (проблема, гипотеза, доказательство достоверности или ложности выдвинутых предположений и т.д.). Частично-поисковый (или эвристический) метод. Основное назна- чение —постепенная подготовка обучаемых к самостоятельной по- становке и решению проблем. Педагог в этом случае показывает 132 Часть!. Педагогика учащимся, как необходимо находить доказательства, делать выво- ды из приведенных фактов, строить план проверки и т.д. Деятель- ность обучаемых заключается в активном участии в эвристических беседах, в овладении приемами анализа учебного материала с .целью постановки проблемы, выявления противоречий и нахожде- ния путей их разрешения. Исследовательский метод. Основные задачи, решаемые этим ме- тодом, —обеспечить овладение обучаемыми методами научного по- знания, сформировать и развить мотивы и способы поисковой творческой деятельности по решению новых для них проблем. В рамках этого метода педагог предъявляет учащимся новые проб- лемы, разрабатывает и определяет исследовательские задания. Де- ятельность обучающихся заключается в освоении ими приемов са- мостоятельной постановки проблем и нахождения способов их ре- шения. Существуют и другие классификации методов обучения. Это объясняется сложностью объекта исследования и значимостью ме- тодического оснащения педагогического процесса. Выбор практи- ками методов обучения зависит от целого ряда условий. Например, от общих целей образования; особенностей изучаемого предмета; возрастных особенностей учащихся и их уровня подготовленно- сти; уровня профессиональных навыков учителя; материальной оснащенности; целей и задач конкретного урока и др. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|