Нарушения в детско-родительских отношениях
Одно из направлений в описании типологии семейного воспи- тания —изучение воспитательных родительских установок и пози- ций. В общем виде были сформулированы оптимальная и неопти- мальная родительские позиции. Оптимальная родительская позиция отвечает требованиям адекватности, гибкости и прогностичности. Адекватность родительской позиции может быть определена как умение родителей видеть, понимать индивидуальность своего ребенка, замечать происходящие в его душе изменения. Гибкость родительской позиции рассматривается как способ- ность изменения воздействия на ребенка по ходу его взросления и в связи с различными изменениями условий жизни семьи. Прогностичность родительской позиции означает, что не ребе- нок должен вести за собой родителей, а наоборот, стиль общения должен опережать появление новых психических и личностных ка- честв детей. В дисгармоничных семьях, там, где воспитание ребен- ка приобрело проблемный характер, довольно отчетливо выявля- ется изменение родительских позиций. К числу наиболее часто встречающихся дисфункциональных родительских позиций относятся следующие: Отвергающая позиция. Родители воспринимают ребенка как ≪тя- желую обязанность≫, стремятся освободиться от этой ≪обузы≫, по- стоянно порицают и критикуют недостатки ребенка, не проявляют терпение. ю* 148 Часть /. Педагогика Позиция уклонения. Эта позиция свойственна родителям эмоцио- нально холодным, равнодушным; контакты с ребенком носят слу- чайный и редкий характер; ребенку предоставляется полная свобо- да и бесконтрольность. Позиция доминирования по отношению к детям. Для этой позиции характерны: непреклонность, суровость взрослого по отношению к ребенку, тенденции к ограничению его потребностей, социаль- ной свободы, независимости. Ведущие методы этого семейного воспитания —дисциплина, режим, угрозы, наказания. Отвергающе-принуждающая позиция. Родители приспосабливают ребенка к выработанному ими образцу поведения, не считаясь с его индивидуальными особенностями. Взрослые предъявляют за- вышенные требования к ребенку, навязывают ему собственный ав- торитет. При этом они не признают прав ребенка на самостоятель- ность. Отношение взрослых к детям носит оценивающий характер. Среди моделей, описывающих дисгармоничность детско-роди- тельских отношений, можно встретить не только типологии де- формаций родительских позиций, но и описания ролей, которые приписываются детям в проблемных семьях. Было выделено четы- ре наиболее типичные роли: ≪козел отпущения≫ —возникает в семье, когда супружеские проблемы родителей, взаимное недовольство друг другом перехо- дят на ребенка, он как бы отводит на себя негативные эмоции ро- дителей, которые на самом деле они испытывают по отношению друг к другу; ≪любимчик≫ —возникает тогда, когда родители не испытывают друг к другу никаких чувств, а эмоциональный вакуум заполняется преувеличенной заботой о ребенке, преувеличенной любовью к нему; ≪беби≫ —отдален от родителей, он как бы вытесняется из се- мейной общности, ему раз и навсегда предписано быть в семье только ребенком, от которого ничего не зависит; ≪примиритель≫ —рано включившийся в сложности семейной жизни, занимает важнейшее место в семье, регулируя и устраняя супружеские конфликты. В описании этих ролей видно, что ребенок выступает скорее как средство, используемое родителями для решения проблем су- пружеских отношений. Рассмотрим еще две классификации неблагоприятных вариан- тов семейных отношений. \ Глава 7. Семья как социокультурная среда воспитания 149 Так, например, А.С. Спиваковская выделяет восемь типов се- мей с такими отношениями. Внешне спокойная семья. В этой семье события протекают гладко, со стороны может показаться, что отношения ее членов упорядочены и согласованы. Однако за благополучным ≪фасадом≫ скрываются силь- но подавляемые в течение длительного времени чувства друг к другу. ≪Вулканическая≫ семья. В этой семье отношения изменчивы и от- крыты. Супруги постоянно выясняют отношения, часто расходятся, чтобы вскоре нежно любить и опять относиться друг к другу искрен- не и нежно. В этом случае спонтанность, эмоциональная непосред- ственность преобладают над чувством ответственности. Хотят того родители или нет, специфическая эмоциональная атмосфера семьи оказывает постоянное воздействие на личность ребенка. Семья-≪санаторий≫, Это характерный тип/:емейной дисгармонии. Поведение супругов принимает вид санаторных, усилия затрачива- ются на своеобразное коллективное самоограничение. Супруги все время проводят вместе и стараются удержать около себя детей. По- скольку бессознательная цель одного из супругов —удерживание любви и заботы другого, ребенок не может компенсировать недоста- ток любви со стороны ни одного, ни другого родителя. Ограничен- ность семьи заботой, внутренними отношениями приводит к посто- янной фиксации внимания на здоровье, подчеркиванию всевозмож- ных опасностей, запугиванию. Необходимость удержать ребенка в семье приводит к дискредитации внесемейных ценностей, к обесце- ниванию общения ребенка, предпочитаемых форм проведения сво- бодного времени. Мелочная опека, жесткий контроль и чрезмерная защита от реальных и мнимых опасностей —характерные признаки отношения к детям в семьях ≪санаторного≫ типа. Такие родительские позиции приводят к чрезмерной перегруз- ке нервной системы ребенка, при которой возникают невротиче- ские срывы. Семья-≪крепость≫. Для такого типа характерна ограниченность рамками семейного круга с дисгармоничными внутренними связя- ми. Отношение к детям в такой семье жестко регламентируется, необходимость ограничения связей вне семьи приводит к жесткой фиксации всевозможных ограничений. В семьях по типу ≪крепости≫ любовь ребенка все более приоб- ретает условный характер, он любим тогда/ когда оправдывает воз- ложенные на него семейным кругом требования. Подобная семей- 150 Часть!. Педагогика ная атмосфера и типы воспитания приводят к повышению неуве- ренности ребенка в себе, к безынициативности, иногда усиливают протестные реакции и поведение в виде упрямства и негативизма. Семья по типу ≪крепости≫ ставит ребенка в противоречивую пози- цию, ситуацию внутреннего конфликта, вызванного рассогласова- нием между требованиями родителей, окружения и собственным опытом ребенка. Постоянный внутренний конфликт приводит к перенапряжению нервной системы, создает повышенный риск не- вротического заболевания. Семья-≪театр≫. В таких семьях стабильность удерживается пу- тем специфического ≪театрализованного≫ образа жизни. Отноше- ния в такой семье всегда строятся на игре и эффекте. Как правило, один из супругов в подобных семьях испытывает сильную потреб- ность в признании, в постоянном внимании, поощрении, а также остро ощущает дефицит любви. Демонстрируемая посторонним любовь и забота о ребенке не спасает самого ребенка от ощущения, что родителям не до него, что выполнение отцом и матерью своих родительских обязанностей —формальная необходимость, навязы- ваемая социальными нормами. В ≪театрализованном≫ образе жизни семьи часто возникает особое отношение к ребенку, связанное со стремлением скрыть его недостатки и несовершенства. Все это приводит к ослаблению са- моконтроля, потере внутренней дисциплины. Отсутствие подлин- ной близости с родителями формирует эгоистическую направлен- ность личности. Семъя-≪третий лишний≫. Возникает в тех случаях, когда личност- ные особенности супругов, стиль их взаимодействия составляют особую значимость, а родительство бессознательно воспринимает- ся как помеха супружескому счастью. Так возникает стиль отноше- ний с ребенком по типу скрытого непринятия. Воспитание детей в подобных ситуациях приводит к формированию неуверенности в себе, безынициативности, фиксации на слабостях, детям свойст- венны мучительные переживания собственной неполноценности при усиленной зависимости и подчиняемости родителям. В таких семьях у детей часто возникают опасения за жизнь о здоровье ро- дителей, они с трудом переносят даже временное разлучение с ними, плохо адаптируются в детских коллективах. Семья,с ≪кумиром≫. Возникает тогда, когда забота о ребенке превра- щается в единственную силу, способную удержать родителей друг с Глава 7. Семья как социокультурная среда воспитания 151 другом. Ребенок оказывается центром семьи, становится объектом повышенного внимания и опеки, завышенных ожиданий родителей. Желание уберечь ребенка от жизненных трудностей приводит к огра- ничению самостоятельности, чему в значительной степени способст- вует бессознательная тенденция замедлить взросление ребенка, по- скольку уменьшение опеки угрожает нарушению семейной группы. При таком воспитании дети становятся несамостоятельными. Вместе с этим возрастает потребность в позитивных оценках, детям недоста- ет любви. Требование признания любой ценой порождает демонстра- тивность поведения. Критичное осознание собственных личностных качеств заменяется негативными оценками других, ощущениями не- справедливости и жестокости окружающих. Семья-≪маскарад≫. Порождается несогласованностью жизненных целей и планов супругов. Воспитание ребенка приобретает черты непоследовательности, и мир предстает перед ребенком разным, порой с противоречивыми сторонами. Мелькание ≪масок≫ повы- шает чувство тревожности. Несогласованность действий родите- лей, например повышенная требовательность отца при гиперопе- ке и всепрощении матери, вызывает растерянность ребенка и рас- щепление его самооценки. М.И. Буянов предлагает следующую классификацию типов вос- питания, деформирующих характер ребенка. Воспитание по типу ≪Золушки≫, когда родители чрезмерно при- дирчиво, враждебно или равнодушно относятся к своему ребенку, предъявляя к нему завышенные требования, не давая.нужной ему ласки и теплоты. Дети вырастают нерешительными, пугливыми, неспособными за себя постоять. Вместо того чтобы активно отно- ситься к жизни, некоторые из них уходят в мир фантазий. Воспитание по типу ≪кумира≫ семьи. В таких случаях выполняют- ся все требования и малейшие капризы ребенка. Дети растут кап- ризными, упрямыми. Гиперопека —особый вид воспитания, при котором ребенка ли- шают самостоятельности, подавляют его инициативу, не дают раз- вернуться его возможностям. Многие из таких детей вырастают не- решительными, слабовольными. Воспитание по типу ≪гипоопека≫, когда ребенок предоставлен сам себе, никем не контролируется, никто не формирует в нем навыки социальной жизни, не обучает его пониманию ≪что такое хорошо и что такое плохо≫. ]52 Часть I. Педагогика ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|