Здавалка
Главная | Обратная связь

Нарушения в детско-родительских отношениях



Одно из направлений в описании типологии семейного воспи-

тания —изучение воспитательных родительских установок и пози-

ций. В общем виде были сформулированы оптимальная и неопти-

мальная родительские позиции.

Оптимальная родительская позиция отвечает требованиям

адекватности, гибкости и прогностичности.

Адекватность родительской позиции может быть определена

как умение родителей видеть, понимать индивидуальность своего

ребенка, замечать происходящие в его душе изменения.

Гибкость родительской позиции рассматривается как способ-

ность изменения воздействия на ребенка по ходу его взросления и

в связи с различными изменениями условий жизни семьи.

Прогностичность родительской позиции означает, что не ребе-

нок должен вести за собой родителей, а наоборот, стиль общения

должен опережать появление новых психических и личностных ка-

честв детей. В дисгармоничных семьях, там, где воспитание ребен-

ка приобрело проблемный характер, довольно отчетливо выявля-

ется изменение родительских позиций.

К числу наиболее часто встречающихся дисфункциональных

родительских позиций относятся следующие:

Отвергающая позиция. Родители воспринимают ребенка как ≪тя-

желую обязанность≫, стремятся освободиться от этой ≪обузы≫, по-

стоянно порицают и критикуют недостатки ребенка, не проявляют

терпение.

ю*

148 Часть /. Педагогика

Позиция уклонения. Эта позиция свойственна родителям эмоцио-

нально холодным, равнодушным; контакты с ребенком носят слу-

чайный и редкий характер; ребенку предоставляется полная свобо-

да и бесконтрольность.

Позиция доминирования по отношению к детям. Для этой позиции

характерны: непреклонность, суровость взрослого по отношению

к ребенку, тенденции к ограничению его потребностей, социаль-

ной свободы, независимости. Ведущие методы этого семейного

воспитания —дисциплина, режим, угрозы, наказания.

Отвергающе-принуждающая позиция. Родители приспосабливают

ребенка к выработанному ими образцу поведения, не считаясь с

его индивидуальными особенностями. Взрослые предъявляют за-

вышенные требования к ребенку, навязывают ему собственный ав-

торитет. При этом они не признают прав ребенка на самостоятель-

ность. Отношение взрослых к детям носит оценивающий характер.

Среди моделей, описывающих дисгармоничность детско-роди-

тельских отношений, можно встретить не только типологии де-

формаций родительских позиций, но и описания ролей, которые

приписываются детям в проблемных семьях. Было выделено четы-

ре наиболее типичные роли:

≪козел отпущения≫ —возникает в семье, когда супружеские

проблемы родителей, взаимное недовольство друг другом перехо-

дят на ребенка, он как бы отводит на себя негативные эмоции ро-

дителей, которые на самом деле они испытывают по отношению

друг к другу;

≪любимчик≫ —возникает тогда, когда родители не испытывают

друг к другу никаких чувств, а эмоциональный вакуум заполняется

преувеличенной заботой о ребенке, преувеличенной любовью к нему;

≪беби≫ —отдален от родителей, он как бы вытесняется из се-

мейной общности, ему раз и навсегда предписано быть в семье

только ребенком, от которого ничего не зависит;

≪примиритель≫ —рано включившийся в сложности семейной

жизни, занимает важнейшее место в семье, регулируя и устраняя

супружеские конфликты.

В описании этих ролей видно, что ребенок выступает скорее

как средство, используемое родителями для решения проблем су-

пружеских отношений.

Рассмотрим еще две классификации неблагоприятных вариан-

тов семейных отношений.

\

Глава 7. Семья как социокультурная среда воспитания 149

Так, например, А.С. Спиваковская выделяет восемь типов се-

мей с такими отношениями.

Внешне спокойная семья. В этой семье события протекают гладко, со

стороны может показаться, что отношения ее членов упорядочены и

согласованы. Однако за благополучным ≪фасадом≫ скрываются силь-

но подавляемые в течение длительного времени чувства друг к другу.

≪Вулканическая≫ семья. В этой семье отношения изменчивы и от-

крыты. Супруги постоянно выясняют отношения, часто расходятся,

чтобы вскоре нежно любить и опять относиться друг к другу искрен-

не и нежно. В этом случае спонтанность, эмоциональная непосред-

ственность преобладают над чувством ответственности. Хотят того

родители или нет, специфическая эмоциональная атмосфера семьи

оказывает постоянное воздействие на личность ребенка.

Семья-≪санаторий≫, Это характерный тип/:емейной дисгармонии.

Поведение супругов принимает вид санаторных, усилия затрачива-

ются на своеобразное коллективное самоограничение. Супруги все

время проводят вместе и стараются удержать около себя детей. По-

скольку бессознательная цель одного из супругов —удерживание

любви и заботы другого, ребенок не может компенсировать недоста-

ток любви со стороны ни одного, ни другого родителя. Ограничен-

ность семьи заботой, внутренними отношениями приводит к посто-

янной фиксации внимания на здоровье, подчеркиванию всевозмож-

ных опасностей, запугиванию. Необходимость удержать ребенка в

семье приводит к дискредитации внесемейных ценностей, к обесце-

ниванию общения ребенка, предпочитаемых форм проведения сво-

бодного времени. Мелочная опека, жесткий контроль и чрезмерная

защита от реальных и мнимых опасностей —характерные признаки

отношения к детям в семьях ≪санаторного≫ типа.

Такие родительские позиции приводят к чрезмерной перегруз-

ке нервной системы ребенка, при которой возникают невротиче-

ские срывы.

Семья-≪крепость≫. Для такого типа характерна ограниченность

рамками семейного круга с дисгармоничными внутренними связя-

ми. Отношение к детям в такой семье жестко регламентируется,

необходимость ограничения связей вне семьи приводит к жесткой

фиксации всевозможных ограничений.

В семьях по типу ≪крепости≫ любовь ребенка все более приоб-

ретает условный характер, он любим тогда/ когда оправдывает воз-

ложенные на него семейным кругом требования. Подобная семей-

150 Часть!. Педагогика

ная атмосфера и типы воспитания приводят к повышению неуве-

ренности ребенка в себе, к безынициативности, иногда усиливают

протестные реакции и поведение в виде упрямства и негативизма.

Семья по типу ≪крепости≫ ставит ребенка в противоречивую пози-

цию, ситуацию внутреннего конфликта, вызванного рассогласова-

нием между требованиями родителей, окружения и собственным

опытом ребенка. Постоянный внутренний конфликт приводит к

перенапряжению нервной системы, создает повышенный риск не-

вротического заболевания.

Семья-≪театр≫. В таких семьях стабильность удерживается пу-

тем специфического ≪театрализованного≫ образа жизни. Отноше-

ния в такой семье всегда строятся на игре и эффекте. Как правило,

один из супругов в подобных семьях испытывает сильную потреб-

ность в признании, в постоянном внимании, поощрении, а также

остро ощущает дефицит любви. Демонстрируемая посторонним

любовь и забота о ребенке не спасает самого ребенка от ощущения,

что родителям не до него, что выполнение отцом и матерью своих

родительских обязанностей —формальная необходимость, навязы-

ваемая социальными нормами.

В ≪театрализованном≫ образе жизни семьи часто возникает

особое отношение к ребенку, связанное со стремлением скрыть его

недостатки и несовершенства. Все это приводит к ослаблению са-

моконтроля, потере внутренней дисциплины. Отсутствие подлин-

ной близости с родителями формирует эгоистическую направлен-

ность личности.

Семъя-≪третий лишний≫. Возникает в тех случаях, когда личност-

ные особенности супругов, стиль их взаимодействия составляют

особую значимость, а родительство бессознательно воспринимает-

ся как помеха супружескому счастью. Так возникает стиль отноше-

ний с ребенком по типу скрытого непринятия. Воспитание детей в

подобных ситуациях приводит к формированию неуверенности в

себе, безынициативности, фиксации на слабостях, детям свойст-

венны мучительные переживания собственной неполноценности

при усиленной зависимости и подчиняемости родителям. В таких

семьях у детей часто возникают опасения за жизнь о здоровье ро-

дителей, они с трудом переносят даже временное разлучение с

ними, плохо адаптируются в детских коллективах.

Семья,с ≪кумиром≫. Возникает тогда, когда забота о ребенке превра-

щается в единственную силу, способную удержать родителей друг с

Глава 7. Семья как социокультурная среда воспитания 151

другом. Ребенок оказывается центром семьи, становится объектом

повышенного внимания и опеки, завышенных ожиданий родителей.

Желание уберечь ребенка от жизненных трудностей приводит к огра-

ничению самостоятельности, чему в значительной степени способст-

вует бессознательная тенденция замедлить взросление ребенка, по-

скольку уменьшение опеки угрожает нарушению семейной группы.

При таком воспитании дети становятся несамостоятельными. Вместе

с этим возрастает потребность в позитивных оценках, детям недоста-

ет любви. Требование признания любой ценой порождает демонстра-

тивность поведения. Критичное осознание собственных личностных

качеств заменяется негативными оценками других, ощущениями не-

справедливости и жестокости окружающих.

Семья-≪маскарад≫. Порождается несогласованностью жизненных

целей и планов супругов. Воспитание ребенка приобретает черты

непоследовательности, и мир предстает перед ребенком разным,

порой с противоречивыми сторонами. Мелькание ≪масок≫ повы-

шает чувство тревожности. Несогласованность действий родите-

лей, например повышенная требовательность отца при гиперопе-

ке и всепрощении матери, вызывает растерянность ребенка и рас-

щепление его самооценки.

М.И. Буянов предлагает следующую классификацию типов вос-

питания, деформирующих характер ребенка.

Воспитание по типу ≪Золушки≫, когда родители чрезмерно при-

дирчиво, враждебно или равнодушно относятся к своему ребенку,

предъявляя к нему завышенные требования, не давая.нужной ему

ласки и теплоты. Дети вырастают нерешительными, пугливыми,

неспособными за себя постоять. Вместо того чтобы активно отно-

ситься к жизни, некоторые из них уходят в мир фантазий.

Воспитание по типу ≪кумира≫ семьи. В таких случаях выполняют-

ся все требования и малейшие капризы ребенка. Дети растут кап-

ризными, упрямыми.

Гиперопека —особый вид воспитания, при котором ребенка ли-

шают самостоятельности, подавляют его инициативу, не дают раз-

вернуться его возможностям. Многие из таких детей вырастают не-

решительными, слабовольными.

Воспитание по типу ≪гипоопека≫, когда ребенок предоставлен сам

себе, никем не контролируется, никто не формирует в нем навыки

социальной жизни, не обучает его пониманию ≪что такое хорошо

и что такое плохо≫.

]52 Часть I. Педагогика







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.