Здавалка
Главная | Обратная связь

Анализ сезонности продаж



 

Мы уже не раз отмечали, что рационализация ассортимента должна проводиться с оглядкой на максимальное число ограничивающих факторов, например, на структуру потребителей. В этом разделе мы рассмотрим еще один немаловажный фактор – сезонность.

Существует множество товаров, имеющих в своих продажах ярко выраженную компоненту (зимой наблюдается пик спроса на шоколад и минимум спроса на карамель. Почти противоположная картина летом, когда многие компании отказываются перевозить шоколад в условиях жары. Сок также плохо продается летом и хорошо – зимой).

Для определения сезонности продаж используют индексы сезонности (табл. 5.6).

 

Таблица 5.6

Расчет индексов сезонности секции «Парфюмерия» городского универмага

Месяцы Товарооборот, руб. Индекс сезонности
1-й год 2-й год 3-й год В среднем за три года,
А
январь   902,6 761,8 96,7%
февраль   686,2 1111,6 898,9 114,1%
март   861,9 1345,9 1103,9 140,1%
апрель 509,8 584,7 931,3 675,3 85,7%
май 536,9 922,2 634,0 80,4%
июнь 455,5 467,7 910,2 611,1 77,5%
июль 497,2 506,7 761,6 588,5 74,7%
август 511,7 460,1 828,9 600,2 76,2%
сентябрь 903,6 753,9 95,7%
октябрь 514,5 656,9 957,3 709,6 90,0%
ноябрь 685,4 1017,3 754,2 95,7%
декабрь 966,7 1359,9 1772,5 1366,4 173,4%
Средний уровень ряда 549,27 691,70 1030,42 =788,15 100,0%

Рассчитанные индексы сезонности наносятся на график (рис. 5.5).

Анализируя пики товарооборота (выше среднегодового уровня, принятого за 100%), мы видим, что сезонность секции «Парфюмерия» связана с праздниками:

· Рождество, Татьянин день (25 января);

· Валентинов день (14 января);

· 23 февраля;

· 8 марта;

· новогодние праздники.

 

  Рис. 5.5.График ежегодных перепадов товарооборота по секции «Парфюмерия» комплекса «Парфюмерия – галантерея»


Знание сезонности продаж позволяет заранее спланировать необходимый ассортимент и программу маркетинговых мероприятий[25]:

Дата Секция Товар (бренд) Мероприятие Бюджет
19 января. Крещение Ювелирная Крестики, цепочки к ним Приглашение священника для церемонии освещения, реклама с указанием секции и реклама мероприятия  
       
14 февраля. День Святого Валентина «Сувениры», «Парфюмерия» В ассортименте Реклама с указанием секций  

Для продовольственных супермаркетов характерна следующая сезонность[26]:

Дата Ассортиментная группа Товар (бренд) Мероприятие Бюджет
«Весеннее» время (апрель, май, июнь)
Пасха Хлебобулочные изделия Молочная гастрономия Куличи Творог яйца    
1-9 мая Алкоголь Мясная гастрономия Сопутствующие товары Водка Пиво Шашлык Древесный уголь Одноразовая посуда и салфетки    
….        
«Летнее» время (июль, август, сентябрь)
«Пикник» «Снова в школу» Соки - воды Овощи – фрукты Алкоголь Сопутствующие товары Лимонады Пиво Товары для школы    
….        
«Осеннее» время (октябрь, ноябрь, декабрь)
Новый Год Алкоголь Сопутствующие товары Шампанское Открытки, свечи, подарочные наборы    
«Зимнее» время (январь, февраль, март)
  Сопутствующие товары Крем для рук    
….        

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.