Здавалка
Главная | Обратная связь

Краткий конспект лекции



 

1. Государство Древнего Египта – одно из древнейших государств в мире. Оно сложилось к 3 тыс. до н. э. в Северо-Восточной Африке. Его расположение в долине по нижнему течению реки Нил обусловило интенсивное развитие поливного земледелия, что способствовало социальному расслоению и выделению управленческой верхушки во главе с первосвященниками – жрецами уже в первой половине 4 тыс. до н. э. Во второй половине 4 тыс. до н. э. в Древнем Египте складываются первые государственные образования – номы. Они также возникли вследствие развития поливного земледелия: сельские общины объединялись вокруг храмов для совместного ведения ирригационных работ. Номов ко времени образования единого египетского царства было на его территории около сорока. Они первоначально объединились в два самостоятельных государства – Верхний и Нижний Египет. К концу 4 тыс. до н. э. цари Верхнего Египта завоевали и объединили под своей властью весь Египет.

 

Раннее царство (3100-2800 гг. до н.э.)

Древнее царство (около 2800-2250 гг. до н.э.)

Среднее царство (около 2250-1700 гг. до н.э.)

Новое царство (около 1575-1087 гг. до н.э.)

 

В конце Нового царства Египет приходит в упадок, его завоевывают сначала персы, затем римляне, включившие Египет в состав Римской империи.

Египетское государство в период Раннего царства представляло собой древний племенной союз. Основную массу населения составляли свободные крестьяне – общинники. Общины владели землей на основе общинного землевладения. Государство считало себя верховным собственником земли и взимало в свою пользу часть доходов свободного населения общин. В Египте рано сложилось классовое рабовладельческое общество. Уже в Раннем царстве в результате ведения многочисленных войн появились пленники – рабы, которых использовали в крупных хозяйствах.

В период Древнего царства развитие хозяйства имело высокий уровень. Социальное и имущественное расслоение населения уже было четко определено. Власть государства утверждалась в концентрации собственности у отдельных лиц, начиная с фараона. Крупная рабовладельческая знать обладала огромными земельными владениями, стояла вверху общественной лестницы, занимала важные должности при дворе и в государственном управлении. Крестьяне-общинники оставались основной рабочей силой в государстве. Особое положение в египетском обществе заняли рабы. Они были окружены почитанием ввиду того, что монопольно обладали знаниями о загробном мире, об искусстве врачевания, возведения сложных архитектурных сооружений и т. д. Жрецы обожествляли и прославляли фараонов, служа опорой их власти. Храмовые хозяйства освобождались от налогов и отработок на государство. Фараон был не только верховным правителем, но и верховным жрецом, хотя постепенно эти функции начинают разделяться.

В эпоху Среднего царства значительно растет рабовладение в частных хозяйствах и изменяется положение землевладельцев: происходит расслоение сельских общин, появляются мелкие собственники-неджесы; они, в свою очередь, подразделяются на бедных неджесов и сильных, разбогатевших неджесов, которые становились писцами, торговцами и землевладельцами.

В период Нового царства продолжает развиваться рабство, чему способствуют многочисленные войны. Труд рабов не только широко использовался в домашнем хозяйстве, из их среды выходили ремесленники, каменотесы, перевозчики камня, ткачи, кузнецы, строители и др. Основная масса общинников – землевладельцев беднела; с целью наложения различных повинностей ежегодно проводились смотры людей, скота, птицы. Продолжается возвышение жречества, оно превращается в замкнутую наследственную касту, все более освобождаясь от центральной власти.

2. В период Раннего царства начинает формироваться государственный аппарат: во главе государства стоял царь, которого окружал многочисленный двор, состоявший из придворных чинов и прислужников, носители царской власти обожествлялись, в их руках находилось верховное руководство работами по организации орошения в Нильской долине. В дальнейшем наблюдается централизация управления: законодательная, исполнительная и судебная власть сосредоточилась в руках фараона. Все важные дела в государстве – мероприятия по орошению, суд, назначения и пожалования, наложение повинностей и освобождение от них, военные походы, государственное строительство – проводились под его общим руководством. Авторитет фараона укреплялся при помощи религиозной идеологии. Члены царского дома занимали важнейшие должности в государстве – верховных сановников, военачальников, хранителей сокровищ, верховных жрецов, появляется должность везира, в его компетенцию входили управление деятельностью верховных судебных органов, государственных хранилищ, руководство государственными мастерскими. К 3-2 тыс. до н. э. объединению государства и укреплению центральной власти способствует ограничение фараонами власти номархов – происходит замена независимых правителей областей новыми, подчиненными царской власти.

Основной чертой государственного строя в период Нового царства становится укрепление системы централизованного бюрократического управления. Страна была разделена на два административных округа: Верхний и Нижний Египет, каждым из которых руководил особый наместник фараона. Административные округа делились на области – номы, города и крепости возглавляли начальники, которых назначал фараон.

Суд в Древнем Египте не был отделен от администрации. В качестве местного суда выступали органы общинного самоуправления. К их компетенции относились споры о земле и воде, семейные и наследственные отношения. Царскими судьями в номах являлись номархи, высшие надзорные функции над их деятельностью осуществляли сам фараон или везир, которые могли пересмотреть решение любого суда. Некоторые судебные функции имели храмы, причем решение жреца-оракула в силу огромного религиозного авторитета не могло быть оспорено царским чиновником.

3.Источниками права в Древнем Египте были обычаи и с развитием государства – законодательная деятельность фараонов.

Самыми крупными землевладельцами были храмовые хозяйства и вельможи фараона. Они могли совершать различные сделки с землей – дарить, продавать, передавать по наследству. В деревне частная собственность развивалась медленно, поскольку община выступала сдерживающим фактором. Виды земельных владений: государственные, храмовые, частные, общинные. Обязательства возникали из договоров. Ввиду особой ценности земли в Египте был создан особый порядок перехода ее из рук в руки, предусматривающий совершение трех действий: первое – достижение соглашения между продавцом и покупателем о предмете и цене договора и производство платежа; второе –продавец давал клятву перед лицом богов, подтверждающую договор; третье – ввод покупателя во владение, что вело к переходу права собственности на землю. Виды договоров: купли-продажи, займа, найма, поклажи, аренды земли, товарищества.

Брак в Египте заключался на основе договора между мужем и женой, имущество, принесенное женой в виде приданого, оставалось собственностью жены, что также определялось договором. Развод осуществлялся свободно для обеих сторон. В Египте довольно долго существовал матриархат. С течением времени главой семьи становится муж, и жена, несмотря на ее достаточно высокое положение в семье, утрачивает прежнее равенство с ним. Египетское право знает наследование как по закону, так и по завещанию. Наследниками по закону были дети обоих полов, завещание могли составить и муж, и жена.

Группы деяний, которые египетское уголовное право признавало преступлениями: посягательства на государственный и общественный строй – измены, заговоры, мятежи, разглашение государственных тайн. Эти преступления считались наиболее тяжкими, и в случаях их совершения ответственность наряду с непосредственным виновником несли все члены семьи.

Преступления религиозного характера: убийство священных животных, чародейство; преступления против личности – убийство, членовредительство; имущественные преступления – кража, обмеривание, обвешивание; преступления против чести и достоинства – прелюбодеяние, изнасилование. Целью наказания было устрашение. Распространенным наказанием была смертная казнь, кроме того, применялись членовредительские наказания, избиения палками, заключение в тюрьму, отдача в рабство, денежные штрафы.

Процесс велся одинаково как по уголовным, так и по гражданским делам. Дело начиналось с заявления потерпевшей стороны; в качестве средств доказывания служили свидетельские показания, клятвы. При следствии весьма обычным было применение пытки, делопроизводство имело письменный характер.

4. В Азиатском Междуречье, между реками Тигр и Евфрат, первые государства возникли в начале III тысячелетия до н. э. В общественном и государственном строе этих небольших городов-государств долго сохранялись черты родоплеменной организации. Государство Шумер получило свое название от народа шумеров, древнейшего населения страны, заложившего основы цивилизации в Междуречье. Постепенно всю территорию государства захватили проживавшие к северу от шумеров аккадцы, создав могучее Шумеро-Аккадское царство.

Особенностью общественного строя Древнего Шумера является сохранение пережитков родоплеменной организации. Существование территориальных общин обусловлено тем обстоятельством, что сельское хозяйство основывалось на принципе организованного орошения.

Центрами управления сельским хозяйством были храмы. Сначала они не имели собственной земли – каждая деревня выделяла своему храму участок земли, который обрабатывался крестьянами-общинниками, а собранный урожай отдавался храму. Постепенно храмы стали вести на этих землях хозяйство самостоятельно, присвоив их себе. Увеличение территории храмовых земель происходило за счет их купли-продажи, которая рано была разрешена в Шумере. Часть земель сдавалась в аренду.

Высшие слои шумерского общества составляло жречество, игравшее огромную роль в жизни Шумера. Храмы организовывали прокладку каналов, собирали налоги, управляли жизнью соседних городов и деревень.

Родовые общинники составляли более пятидесяти процентов населения. Общинники, потерявшие связь с общиной, обладали личной свободой, но находились в экономической зависимости от храмов и частных лиц. Наемный труд безземельных крестьян широко применялся на храмовых землях.

Рабами в Шумере были в основном чужеземцы, плененные или купленные. Рабов могли иметь и храмы, и частные лица.

Государственный строй Древнего Шумера отличается тем, что на территории Шумера находилось несколько десятков самостоятельных городов и областей, не составлявших единого государства. Наиболее известными были: Эриду, Ур, Лагаш, Умма, Урук, Киш.

Главой города и области был верховный жрец главного городского храма, носивший титул « энси» («патеси»). Если власть правителя города выходила за границы города, правителю присваивался титул «лугаля». Основные функции правителя сводились к управлению общественным строительством, ирригацией и храмовым хозяйством. Энси и лугали возглавляли общинный культ, предводительствовали войском, председательствовали в совете старейшин и народном собрании.

Органами, ограничивавшими власть правителя, были совет старейшин и народное собрание. Они избирали правителя, давали ему рекомендации, производили общий контроль над его деятельностью, осуществляли суд и управление общинным имуществом.

Около 2000 г. до н. э. Междуречье захватили кочевники-амореи, которые победили Шумеро-Аккадское царство и расселились на его территории. Одним из опорных пунктов кочевников был Вавилон. Возвышению Вавилона способствовало удобное географическое положение, и при царе Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.) Вавилон сделался столицей огромного государства, которое включало в себя большую часть Междуречья. После смерти Хаммурапи Старо-Вавилонское царство (Вавилония), потерпев ряд поражений от своих соседей, в 1595 г. до н. э. было уничтожено хеттами и касситами. В VII-VI вв. до н. э. Вавилон пережил новый подъем – настала эпоха Ново-Вавилонского (Халдейского) царства. При Навуходоносоре II Вавилонское царство превратилось в могущественную державу. После смерти Новуходоносора II Вавилонию захватывает персидский царь Кир. В обществе развиваются рабовладельческие отношения, происходит рост крупного землевладения. Осуществляется строительство храмов, оборонительных и ирригационных сооружений. Получают развитие ремесло и торговля. Как и в Древнем Египте, высокое положение в обществе занимало жречество.

Низший общественный слой в Древнем Вавилоне составляли рабы – вардум. Ими становились военнопленные, а также порабощенные и ставшие бесправными свободные люди. Для обозначения рабского состояния на рабов налагались особые знаки, вырезаемые или выжигаемые на теле. Рабы рассматривались законом как вещь, находящаяся в полной собственности хозяина; рабов могли продать, заложить и т. д. Причинение вреда здоровью или лишение жизни раба считалось не более как повреждением имущества его господина, которому виновный обязан возместить ущерб. Рабы не имели права собственности. С разрешения господина они могли владеть имуществом, но оно считалось частью собственности господина и переходило к нему после смерти раба. По принадлежности рабы были царские, храмовые и частновладельческие.

Свободное население Вавилона состояло из неполноправных и полноправных граждан. Неполноправную часть населения составляли жители покоренных городов и областей – мушкену. Основную массу населения составляли полноправные свободные граждане – авилум. Они могли владеть землей, несли имущественные и личные повинности. Полноправные граждане не были однородным сословием. Отдельные зажиточные общинники становились все более самостоятельными. Наряду с ними появились обедневшие общинники, попавшие в долговую кабалу.

Свободное население разделялось и по профессиональным занятиям. Первое место занимали придворные служащие – царские телохранители и высшее жречество; далее следовали «редум», «баирум», «декум», «лубуттум» – различного рода военнослужащие; почетное положение среди профессий занимали храмовые служащие; высокое положение в обществе занимало чиновничество; низшие ступени профессионально-служебной лестницы занимали крупные купцы, предприниматели, врачи, ремесленники, поденщики.

5. По своему государственному строю Древне-Вавилонское царство было централизованным государством. Законодательная, исполнительная и судебная власть находились в руках царя. Глава государства считался наместником и служителем бога – защитника. Снизу царская власть ограничивалась богатыми городами и сильным жречеством, которое выступало блюстителем неприкосновенности прав городов. В Вавилонии существовало три города, занимавших привилегированное положение, – Ниппур, Сиппар и Вавилон. Льготные грамоты, которыми обладали эти города, лишали царей права сажать в тюрьму их граждан, требовать у них солдат, работников для храмовых хозяйств.

Древневавилонские правители создали отлаженный механизм управления – все управление было сосредоточено в царском дворце, личное внимание царя обращалось на все дела государства. Поэтому умелыми и опытными чиновниками дорожили, что повлекло вытеснение родовой знати служилой. Ценились писцы. Особенностью дворцовой системы управления было то, что лица, управлявшие царским хозяйством, занимали и высшие должности в государстве. К высшим сановникам государства относились визирь, дворецкий, начальник финансов, кравчий, главный военачальник.

В системе государственных органов различались центральные и местные органы управления. Большими городами управляли наместники царя. На местах сохранялись органы общинного самоуправления, осуществлявшие административную, финансовую и судебную власть.

В вавилонском обществе до правления Хаммурапи ведущее место в осуществлении правосудия принадлежало храмовым и общинным судам. В качестве судебных органов выступали советы храмов, общинные собрания или специально выделяемая ими коллегия общинных судов. В общинах коллегиальные суды состояли из членов совета старейшин, руководство ими осуществляли рабианумы.

Усиление царской власти привело к ограничению судебных полномочий общин и храмов. При Хаммурапи во всех больших городах были введены царские суды, рассматривавшие в основном дела царских людей. Царь считался высшей судебной инстанцией, но не выступал как высшая кассационная или апелляционная инстанция – он имел право помилования в случае вынесения смертного приговора, а также принимал жалобы на судебную волокиту, на злоупотребления судей, на отказ в правосудии.

В нововавилонском обществе в храмовые советы, осуществлявшие судебные функции, включались представители народных собраний городов, на территории которых находились храмы.

В Вавилонии имелась регулярная армия. Во время крупных военных походов созывалось общинное ополчение.

При Хаммурапи произошел отрыв постоянной армии от общинного землевладения. Воин получал надел царской земли, который обеспечивал его и его семью, причем воинский надел полностью исключался из оборота, все сделки относительно земли воина считались ничтожными. Если воин бросал свой надел ради избавления от службы, то не терял права на него в течение года при условии возвращения к своим обязанностям.

В целях укрепления боеспособности и дисциплины в армии Законы Хаммурапи предписывали жестоко карать воинов, нарушивших царский приказ о выступлении в поход, а также воинских начальников, использовавших в своих целях имущество солдат («илку») или отдавших это имущество внаем.

6. Первая кодификация законов Вавилонии, относившаяся к началу правления царя Хаммурапи, до нас не дошла. Известные нам законы Хаммурапи были созданы в конце этого правления. Сборник законов выбит на черном базальтовом столбе. Текст законов заполняет обе стороны столба и начертан под рельефом, который помещен наверху, на лицевой стороне столба, и изображает царя, стоящего перед богом Солнца Шамашем – покровителем суда. Изложение законов отличается тем, что сделано в казуистической форме, тексты не содержат общих принципов, не имеют религиозного и морализирующего элементов. Источниками для сборника Законов Хаммурапи явились: обычное право, шумерские судебники и новое законодательство. Сборник Законов Хаммурапи состоит из трех составных частей: введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, «чтобы сильный не притеснял слабого», а также перечисляет благодеяния, которые были им оказаны городам своего государства; далее следуют 282 статьи законов; заканчивает сборник обширное заключение.

Земельная собственность в Вавилонии была четырех видов: царская, храмовая, общинная и частная. При царе Хаммурапи частная собственность на землю была широко распространена и подкреплена нормами права. Царским и храмовым хозяйством управлял царь. С развитием частной собственности на землю сокращались общинные земли, происходил упадок общины. Поэтому земли могли свободно продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству; каких-либо ограничений на подобные сделки со стороны общины не существовало. Крупные землевладельцы использовали труд рабов и наемных рабочих, мелкие землевладельцы обрабатывали свою землю сами. Земельные наделы воинов, а также имущество солдат подчинялись особому правовому режиму.

В законодательстве Хаммурапи существовали следующие виды договоров: договор аренды; имущественного найма; личного найма; займа; купли-продажи; хранения; товарищества; мены; поручения.

Большую роль в земельных отношениях того времени играет аренда земли, поэтому в Законах Хаммурапи имеется ряд статей, посвященных аренде поля, сада, еще не освоенной земли.

В Законах Хаммурапи упоминаются различные виды имущественного найма: помещений, домашних животных, судов, повозок, рабов. Устанавливается плата за наем вещей, а также ответственность в случае потери или гибели нанятого имущества.

При помощи договора личного найма нанимали сельскохозяйственных рабочих, врачей, ветеринаров, строителей. Законами определяются порядок оплаты труда этих лиц и их ответственность за результаты труда.

Особенностью законодательства Хаммурапи в отношении договора займа (как денежного, так и натурального) является стремление оградить должника от кредитора и предотвратить долговое рабство. Законы подробно регулировали следующие положения: ограничение максимального срока отработки долга тремя годами; ограничение процентов, взимаемых ростовщиком; ответственность кредитора в случае смерти должника в результате дурного обращения с ним.

Договор купли-продажи был очень распространен ввиду существования частной собственности на движимое и недвижимое имущество. Купля-продажа регламентировалась следующими положениями: продажа ценных предметов (земли, построек, рабов, скота) осуществлялись в письменной форме при свидетелях; продавцом мог быть только собственник вещи; продажа имущества, изъятого из оборота, считалась недействительной.

Брак и семейные отношения в Вавилонии имели свои особенности:

- брак заключался на основе письменного договора между будущим мужем и отцом невесты и был действительным только при наличии этого договора;

- главой семьи был муж. Замужняя женщина обладала некоторой правоспособностью: она могла иметь свое имущество, сохраняла право на принесенное ею приданое, имела право на развод, могла наследовать после мужа вместе с детьми;

- права жены были ограничены: за неверность (определяемую в законе как прелюбодеяние) она подвергалась суровому наказанию; если была бесплодна, то мужу разрешалось иметь побочную жену;

- будучи главой семьи, отец имел над детьми сильную власть: он мог продавать детей, отдавать их в качестве заложников за свои долги, отрезать язык за злословие на родителей.

Хотя закон и признает наследование по завещанию, преимущественным способом наследования является наследование по закону. Наследниками по закону являлись: дети; усыновленные дети (Законы Хаммурапи разрешают усыновление детей); внуки; дети от рабыни-наложницы, если отец признавал их своими. Особенностью закона о наследстве было то, что отец не имел права лишить наследства сына, не совершившего преступления.

Общего понятия преступления и перечня всех деяний, которые признаются преступными, Законы Хаммурапи не дают. Но из содержания кодификации можно выделить три вида преступлений:

- преступления против личности: к преступлениям против личности законы относят неосторожное убийство. Об умышленном убийстве ничего не говорится. Подробно рассматриваются различного рода членовредительства: повреждения глаза, зуба, кости. Отдельно отмечается причинение побоев;

- имущественные преступления, среди которых законы называют кражу скота, рабов. Отличными от кражи преступлениями считаются грабеж, укрывательство рабов;

- преступления против семьи: преступлениями, подрывающими устои семьи, законы считают прелюбодеяние (неверность жены и только жены) и кровосмешение. Также преступными являлись действия, подрывавшие отцовскую власть.

Целью наказаний, предусмотренных Законами Хаммурапи, являлось возмездие, что определяло их виды. Основные виды наказаний: смертная казнь в различных вариантах – сожжение, утопление, посажение на кол; членовредительские наказания – отрубание руки, отрезание пальцев, языка и т.п.; штрафы; изгнание. При определении наказания за преступления, совершенные против личности, законодатель руководствовался «принципом талиона» – «мера за меру», когда виновному назначалась та же участь, что и потерпевшему. Наказаниями за имущественные преступления были смертная казнь, членовредительство или штраф, многократно превышавший стоимость украденного. В случае неуплаты штрафа виновного казнили. Преступления, подрывавшие основы семьи, также наказывались смертной казнью (за прелюбодеяние) или членовредительством – например, отрубанием руки сыну, ударившему отца.

Ведение процессов по уголовным и гражданским делам осуществлялось одинаково и начиналось по жалобе потерпевшей стороны. Доказательствами служили свидетельские показания, клятвы, а также ордалии (например, испытание водой, регламентированное законодателем). Согласно нормам процессуального права судья обязан был лично исследовать дело. Изменить свое решение судья не мог под угрозой крупного штрафа и лишения должности без права возвращения к ней.

 

БЛОК 2. ПРАКТИЧЕСКИЙ

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.