Здавалка
Главная | Обратная связь

Сущность эффективности менеджмента



 

Содержание эффективности менеджмента

Возрастание роли управления в условиях рыночной эконо­мики в результате получения организацией экономической сво­боды и полной ответственности за свои результаты ведет к во­влечению в сферу управления дополнительных ресурсов (тру­довых, финансовых, материальных). Для собственника пред­приятия важно не только расходование ресурсов для управле­ния, но и то, насколько управление дает стратегические пре­имущества предприятию на рынке, усиливает его конкуренто­способность, поддерживает общественную значимость пред­приятия. В условиях конкуренции руководители должны забо­титься q производительности и эффективности.

Эффективность – это комплексное понятие (четкого, общепри­нятого определения этого термина нет), описываемое такими характе­ристиками, как целесообразность, результативность, качество, полез­ность и проч.

Эффективность в системном смысле – характеристика системы с точки зрения качества, результативности и своевременно­сти достижения ее целей, развития системы в запланированном на­правлении при выполнении определенных критериальных показате­лей и ограничений.

В более узком смысле эффективность системы ха­рактеризует соотношения затрат (неких ресурсов) и результатов функционирования системы. В зависимости от того, какие затраты и особенно какие результаты принимаются во внимание, можно гово­рить об экономической, социально-экономической, социальной, тех­нологической, экологической эффективности.

Экономические организации существуют для реализации определен­ных целей, и количественный результат (эффект) их деятельности яв­ляется одним из решающих. Следовательно, организация считается добившейся успеха, если она достигла своей цели.

Эффективность предполагает возможность оценки, сравнения альтернатив (результатов, путей развития и т.д.) хотя бы в качествен­ных категориях: лучше/хуже, качественно/некачественно и т.д. Оцен­ка и сравнение возможны при наличии критериальных показателей и ограничений. Аспект сравнения очень важен – эффективность не аб­солютна для организации, она всегда оценивается с точки зрения, как организации, так и общества и в сравнении с другими организациями.

Таким образом, эффективность существует при наличии:

• определенной точки отсчета, базы и критериев для сравнения и оценки;

• установленной системы (иерархии) целей развития системы;

• установленных ограничений (условий) внутренней и внешней по отношению к системе среды, которые задают определенный диапазон развития системы, результатов ее функционирования, альтернатив.

Понятие эффективности управления во многом совпадает с понятием эффективности производственной деятельности ор­ганизации. Однако управление производством имеет свои спе­цифические экономические характеристики. В качестве глав­ного критерия результативности управления выступает уровень эффективности управляемого объекта. Проблема эффективности управления – составная часть экономики управления, которая включает рассмотрение:

управленческого потенциала, т.е. совокупности всех ре­сурсов, которыми располагает и которые использует система управления. Управленческий потенциал выступает в матери­альной и интеллектуальной формах;

затрат и расходов на управление, которые определяются содержанием, организацией, технологией и объемом работ по реализации соответствующих функций управления;

характера управленческого труда;

эффективности управления, т.е. эффективности действий людей в процессе деятельности организации, в процессе реали­зации интересов, в достижении определенных целей.

Эффек­тивность управления – это результативность функционирования системы и процесса управления как взаимодействия управляемой и управ­ляющей систем, т.е. интегрированный результат взаимодейст­вия компонентов управления. Эффективность показывает, в какой мере управляющий орган реализует цели, достигает за­планированных результатов. Эффективность управления прояв­ляется в эффективности производства, составляет часть эффек­тивности производства. Результаты действия, соотнесенные с целью и затратами, – это и есть содержание эффективности как управленческой категории.

Эффективность менеджмента как управляющей системы в широ­ком смысле – это целесообразность и качество управления, нацеленное на наилучшую результативность деятельности управляемой систе­мы организации, реализацию целей и стратегий, достижение опреде­ленных качественных и количественных экономических результатов. Эффективность менеджмента определяется многими аспектами деятельности организации, включая внешние и внутренние характери­стики.

Исследование проблемы эффективности менеджмента организа­ции обусловлено следующими факторами:

• ограниченность экономических ресурсов и/или нерациональ­ность их распределения;

• стремление хозяйствующих субъектов к организационному раз­витию и получению максимального эффекта при наименьших затра­тах; при этом вопросы оптимальных организационных структур, моти­ваций и поведения выдвигаются на первый план;

• предотвращение негативного влияния институциональных сис­тем менеджмента или адаптирование этих систем к новым условиям.

На эффективность деятельности менеджера влияет ряд фак­торов:

- потенциал сотрудника, его способность выполнять опре­деленную работу;

- средства производства;

- социальные аспекты деятельности персонала и коллектива в целом;

- культура орга­низации.

Все эти факторы действуют совместно, в интеграци­онном единстве.

Эффективное управление организацией – это сложный акт балан­сирования различных величин и интересов, предполагающий наме­ренные жертвы, когда это необходимо для общего блага организации (и/или окружающей среды). Поэтому управление, нацеленное на ус­пех в сложном динамическом мире, требует к себе определенного под­хода, например ситуационного или интегрированного.

Каким бы ни был избранный критерий, эффективность менедж­мента в динамике характеризует рост организации, т.е. изменение гра­ниц между организациями и между организациями и рынком.

Внутренняя эффективность показывает, каким образом удовле­творение определенных потребностей сказывается на динамике собст­венных целей организации и отдельных групп ее участников.

Внешняя эффективность менеджмента показывает, насколько ор­ганизация соответствует требованиям и ограничениям внешней сре­ды, общества, экономики.

Итак, главным признаком эффективности менеджмента является степень достижения целей деятельности организации.

Достижение любых целей требует определенной деятельности со­трудников организации, т.е. совокупности поступков, активного пове­дения. Деятельность характеризуется такими чертами, как простран­ственно-временная определенность, стихийность или планомерность, самостоятельность или подчиненность и т.п.

Следует отметить, что эффективность по отношению к организа­ции (бизнесу) включает как минимум две стороны:

эффективность основной деятельности (производственной), т.е. эффективность бизнеса по затратам и результатам производственно-экономической, финансовой, маркетинговой и прочих направлений деятельности, т.е. оценка того, что делает организация;

эффективность системы управления организацией (по сути, эф­фективность менеджмента), т.е. оценка достижения организацией со­ответствующих результатов.

Желание добиться успеха (эффективности) характерно для всех субъектов хозяйственной деятельности.

Таким образом, эффективность управления – один из ос­новных показателей совершенствования управления, опреде­ляемый сопоставлением результатов управления и ресурсов, затраченных на их достижение. Оценить эффективность управ­ления можно путем соизмерения полученной прибыли и затрат на управление. Но такая упрощенная оценка не всегда кор­ректна, так как:

1) результат управления не всегда заключается в прибыли;

2) такая оценка приводит к непосредственному и опосредо­ванному результату, который скрывает роль управления в его достижении. Прибыль часто выступает как опосредованный результат;

3) результат управления может быть не только экономиче­ским, но и социальным, социально-экономическим;

4) затраты на управление не всегда можно достаточно четко выделить.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.