Здавалка
Главная | Обратная связь

Классификация потребительских товаров



Классификация товаров

Для того чтобы разделить всю массу товаров на отдельные группы, ис­пользуются классификационные признаки.Классификационный при­знак позволяет определить то, чем выделенные группы будут отли­чаться друг от друга.

В качестве классификационного признакаможет быть использована цель применения товара. В соответствии с целью применения различа­ют товары производственного назначения и потребительские товары.

Товары производственного назначения - это продукты, которые используются для создания других товаров, т. е. потребляются в про­цессе производства или приобретаются организациями-потребителями для дальнейшей продажи (оптовик).

Потребительские товары - это продукты, которые приобретаются домохозяйствами для личного потребления.

Организа­ции-потребители, как правило, обращают внимание на такие характе­ристики, как соответствие стандартам, своевременная организация отгрузки или доставки партий товара, возможность получения при­были. Домохозяйства могут быть заинтересованы в низкой цене, в со­стоянии приобретать небольшие партии товара, хотели бы покупать то­вар в удобной упаковке в торговой точке как можно ближе к дому. Поведение этих двух групп потребителей - организаций и домохозяйств - диктует наличие разных коммерческих характеристик у това­ра.



Таблица 3.1

Классификация потребительских товаров

Классифика­ционный признак Выделяемые классификацио-н­ные группы Общая характеристика поведения потребителей в отношении группы товаров Примеры
Характер потребления     Товары краткосрочного пользования Полностью отребляются за один или несколько циклов использования Моющие средства, продукты
Товары длительного пользования Обычно выдерживают многократное использование Бытовая техника, одежда
Степень ма­териальности     Физические товары Товары, имеющие материальное воплощение Мебель, видеофильмы
Услуги Действия, выгоды или удовлетворение, которое получает потребитель без материального обладания товаром Ремонтные работы, стрижка
Характер поведения потребителей при покупке   Товары повседневного спроса включают подгруппы: Покупаются часто, без раздумий и с минималь­ными усилиями на их сравнение Табачные изделия, газеты
1. Основные товары постоянного спроса Покупаются регулярно Средства гигиены, продукты
2. Товары импульсной покупки Приобретаются без предварительного планирования и поиска, под воздействием минутного желания Жевательные резинки, бижутерия, журналы
3. Товары для экстренных случаев Покупаются при возникновении острой нужды в них Зонтики, лекарства
Товары предварительного выбора Сравниваются между собой в процессе выбора по показателям качества, цены внешнего оформления, покупки планируются заранее Мебель, автомобили, бытовые приборы
Товары особого спроса Обладают уникальными характеристиками, ради их приобретения значительная часть покупателей готова затратить дополнительные усилия и средства Модные товары, драгоценности, предметы роскоши  
Товары пассивного спроса Об их покупке потребитель обычно не задумывается в силу малого знакомства или легкомыслия, или зная, не стремится их купить Страхование, энциклопедии, кредиты, могильн.участок

 

Таблица 3.1 (окончание)

 

Степени совмести- мости в процессе потребления (комплемен- тарность) Взаимозаменяемые товары (субституты) Рассматриваются потребителями как схожие продукты, являющиеся альтернативными для удовлетворения определенной потребности Сливочное масло и заменители масла, вино и пиво
Взаимодополня-ющие (комплементарные) товары Их совместное наличие является необходимым условием для процесса потребления Автомобиль и бензин

 

 

Подробно разбирали в прошлом семестре.

 

Жан-Жак Ламбен в своей работе «Стратегический маркетинг»[2] опре­деляет товар как «совокупность атрибутов», обеспечивающую поку­пателю «ядерную услугу», т. е. базовую функциональную ценность или полезность, специфичную для данного класса товаров, и ряд до­полнительных вторичных качеств или полезностей, которые способ­ствуют улучшению или подкреплению ядерной услуги. Например, ос­новной функцией зубной пасты является гигиена полости рта, но она может иметь дополнительную полезность - предотвращение кариеса, приятный вкус.

Дополнительные услуги могут быть необходимыми или добавленны­ми. Необходимые услуги определяются вариантом производства ядер­ной услуги (комфортностью, экономичностью, отсутствием шума) и всем тем, что обычно сопровождает ядерную услугу (упаковка, постав­ка, условия платежей, послепродажное обслуживание). Атрибуты мо­гут иметь физическую природу (мощность, габариты), экономическую, а также эстетическую и эмоциональную, т. е. быть следствием восприя­тия образа марки или рекламного позиционирования, обеспечивающе­го эффект статуса или престижа. Цена всегда является важным, но не обязательно решающим атрибутом.

Добавленные услуги не связаны с ядерной услугой, товар обеспечи­вает их в качестве дополнительных. Например, авиакомпании предла­гают во время полета бесплатные напитки.

По мнению Ж. Ж. Ламбена[3], покупатели оценивают атрибуты на ос­нове степени значимости каждого и степени их воспринимаемого при­сутствия в оцениваемом товаре.

Модель Ж. Ж. Ламбена, по мнению не которых исследователей, является более универсаль­ной, так как не ограничивает перечень характеристик-атрибутов, подле­жащих рассмотрению в процессе выбора товара, а предполагает предварительные исследования по этому поводу. Трёхуровневый товар (или многоуровневый по теории Благоева) при детальном рассмотрении также можно обнаружить в модели Ж. Ж. Лам­бена. Это связано, прежде всего, с тем, что процесс отбора и сравнения товаров является многоэтапным. Потребитель первоначально сравни­вает воплощение базовых функций, затем необходимые дополнитель­ные услуги, а далее добавленные услуги. Пример разработанной мультиатрибутивной модели услуги:

Концепция мультиатрибутивной модели товара

На рынке внутригородских автотранспортных услуг по доставке крупно­габаритных предметов для населения разрабатывалась новая услуга. Для создания услуги, отвечающей запросам потенциальных клиентов на фоне уже существующих многообразных автотранспортных услуг по доставке крупногабаритных предметов для населения, потребовалась разработка концепций мультиатрибутивного товара.

Подобный подход позволил:

во-первых, избежать искажения в представлениях потребителей о реаль­но существующих услугах по доставке грузов населению, которые прово­цируются спецификой услуг как товара: нестабильностью качества во времени и в пространстве, неосязаемостью характеристик транспортного обслуживания. Такая возможность появляется благодаря тому, что кон­цепция мультиатрибутивного товара предполагает выявление выгод-ат­рибутов, важных для данной автотранспортной услуги;

во-вторых,определить конкурентоспособность новой, не имеющей ана­логов на рынке автотранспортной услуги. Конкуренты, присутствую­щие на рынке, не предлагают подобных транспортных услуг, но рассмат­риваются как ближайшие соперники в силу альтернативного характера их предложения;

в-третьих,определить потенциальный спрос на новую услугу. Сово­купный спрос на автотранспортные услуги для населения определяется потребностями перемещения крупногабаритных предметов в результате их покупки или переезда. Доля спроса, на которую могла бы претендо­вать новая услуга, может быть определена на основании восприимчивос­ти потребителей к тем или иным новым характеристикам автотранс­портной услуги.

На основе анализа характеристик автотранспортных услуг по доставке грузов населению, существующих в настоящее время на рынке, и предпоч­тений потенциальных клиентов нами были предложены для оценки такие атрибуты доставки грузов:

· точно вовремя - клиент назначает дату и точное время доставки;

· от двери до двери - груз доставляется на этаж, где находится квартира клиента;

· вежливо;

· экономично - выгоды от пользования услугой выше затрат, связанных с ее оплатой клиентом (это экономия денег, времени, усилий и эмоций);

· квалифицированно - означает, что все работы по доставке (перевозке и погрузке-разгрузке) выполняются специалистами-профессионалами вы­сокой квалификации с использованием самых современных транспорт­ных средств, погрузчиков и разгрузчиков;

· надежно - означает, что организация безотказно выполняет все работы по доставке, обозначенные в договоре;

· гарантированно - предусматривается ответственность за все выполня­емые операции.

Для уточнения значимости имеющихся атрибутов был проведен опрос потенциальных потребителей, который позволил расставить приоритеты. В ходе исследования было выявлено, что первые 4 места данного списка являются для потребителей значимыми, так как наличие этих характеристик признается потребителем весомым доводом для увеличения оплаты перевозки.


 

 

Значение концепции жизненного цикла товара для практической мар­кетинговой деятельности велико, так как на ее основе определяется последовательность маркетинговых действий по совершенствованию существующих товаров и созданию новых.

С течением времени меняется состояние как внешней, так и внут­ренней среды, процессы, происходящие с товаром под влиянием этих изменений, имеют определенную закономерность, на основе которой выделяют основные этапы ЖЦТ.Общая закономерность, однако, про­является многообразно. Отдельные этапы ЖЦТ для разных товаров в зависимости от ситуации на рынке имеют неодинаковую продолжи­тельность. Анализ вариантов ЖЦТ позволил выделить наиболее ти­пичные виды ЖЦТ.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.