Виды уплотнений подвижных и неподвижных соединений.
Наиболее обширная область применения уплотнений в машиностроении - это герметизация входных и выходных валов машин. Уплотнения, с одной стороны, предупреждают утечку масла из корпуса машин, с другой - защищают внутренние полости корпуса от внешних воздействий (проникновения пыли,'грязи и влаги извне). Другая область применения уплотнений - это герметизация полостей в машинах, содержащих газы и жидкости при высоких давлениях или под вакуумом (роторные и поршневые машины). Все системы уплотнений можно разделить на два класса: контактные кбесконтактные. В первом случае уплотнение достигается непосредственным соприкосновением подвижной и неподвижной части уплотнений. К числу этих уплотнений относят сальники, манжеты, разрезные пружинные кольца, торцевые уплотнения и т.д. Во втором случае контакт между частями уплотнений отсутствует. Уплотнительный эффект достигается с помощью центробежных сил, гидродинамических явлений и т.д. К числу этих уплотнений относят лабиринтные уплотнения, отгонные резьбы, отражательные диски, ловушки разнообразных типов и др. Контактные уплотнения обеспечивают более высокую герметичность соединений. Недостатки этих уплотнений (ограниченность допустимых скоростей относительного движения, изнашиваемость и потери уплотнительных свойств с износом) устраняют регулированием силы прижатия контактирующих поверхностей, рациональным подбором материала трущихся поверхностей, компенсацией износа с помощью упругих устройств. Бесконтактные уплотнения не имеют пределов по скоростям относительного движения; их срок службы не ограничен; уплотнительные свойства гораздо ниже, чем у контактных уплотнений; полной герметизацией можно добиться лишь применением дополнительных устройств. Контактные уплотнения.Сальники принадлежат к числу отживающих систем уплотнений. Основной их недостаток - повышенный износ, сопровождающийся потерей Сальники представляют собой кольцевую полость вокруг вала, набитую уплотняющим материалом (хлопчатобумажные ткани; шнуры> вываренные в масле; фетр; асбест и др.) (Простейшие формы сальников, устанавливаемых непосредственно в корпусные детали или промежуточные детали, показаны на рис. 4.38. 4.38. Установка сальников в цилиндрических канавках (а) - (в) ив конических канавках (г) и (д) Набивка работает непосредственно по валу или по промежуточной втулке; для увеличения надежности и повышения срока службы поверхность вала (втулки) должна иметь твердость не ниже HRC 45 и шероховатость не более Ra= 0,32...0,65 мкм. Манжетное уплотнениепредставляет собой выполненное из мягкого упругого материала кольцо с воротником, охватывающим вал. Под действием давления в уплотняемой полости воротник манжеты плотно охватывает вал с силой, пропорциональной давлению (рис.. 4.39). Для обеспечения постоянного натяга воротник стягивают на валу кольцевой пружиной. . Манжета должна быть расположена воротником навстречу уплотнительному давлению (рис. 4.39, а); при обратном расположении (рис. 4.39, б) давление отжимает воротник от вала. При необходимости двустороннего уплотнения устанавливают две ман 4.39. Схема действия манжеты Манжеты чаще всего изготавливают из пластиков типа поливинилхлоридов и фторопластов, Поливиниловые манжеты выдерживают температуру до 80 °С, а фторопластовые манжеты могут работать при температурах до 300 °С. Уплотнения с резиновымикольцами, вводимыми в канавки вала или промежуточной втулки, имеют ограниченное применение. В конструкции на рис. 4.42, а уплотнения обеспечивают натягом между наружной поверхностью колец и втулкой. В конструкции на;рйс. 4.42, б использован манжетный эффект. Кольца расположены в канавках'со ско-> сом.: Под действием давления в уплотняемой полости кольца; находя на скос, прижимаются наружной поверхностью к втулке. Кольца выполняют из мягких сортов маслостойкой и термостойкой синтетической резины. Недостатки уплотнений резиновыми кольцами: ненадежность работы; быстрый износ резины в процессе эксплуатации; неопределенность сил притяжения. Чаще применяют кольца, в установках с возвратно-поступательным движением вала. 4.42. Уплотнения резиновыми кольцами Бесконтактные уплотнения. Щелевое уплотнениеявляется наиболее простым видом бесконтактного уплотнения между валом и корпусом (рис. 4.43, а). Уплотняющая способность кольцевой щели пропорциональна ее длине и обратно пропорциональна величине зазора. На практике такое уплотнение малоэффективно. 4,43. Щелевые уплотнения Эффективность щелевого уплотнения повышают кольцевыми канавками, которые могут быть выполнены на валу (рис. 4.43, б), во втулке (рис. 4.43, в) или одновременно на валу и во втулке. Назначение канавок в данном случае - создать на валу гребешки, отражающие масло действием центробежных сил в кольцевое пространство между валом и втулкой. В случае расположения канавок во втулке обязателен сток масла из канавок в Торцевые уплотненияпринадлежат к числу контактных уплотнений. На рис; 4.46 приведена схема торцевого уплотнения. На валу установлен диск а, которому не дают вращаться относительно вала торцевые зубья б. Диск постоянно прижимается пружиной к укрепленной на корпусе неподвижной шайбе в. Уплотняемая среда (жидкость, газ) может просачиваться через уплотнение в двух направлениях (указаны на рисунках стрелками): через торец диска и через кольцевой зазор между диском и валом. Просачиванию через торец диска препятствует уплотнение контактом между а а в; просачиванию через зазор - уплотнение резиновыми кольцами г. состоит из двух уплотнений торцевого и радиального. Радиальное уплотнение работает в гораздо более легких условиях, чем торцевое, так как диск имеет крайне незначительные перемещения вдоль вала. Здесь пригодно любое уплотнение - резиновыми кольцами, разрезными пружинными кольцами, сальниками, манжетами и др. Основное достоинство торцевых уплотнений заключается в том, что износ трущихся поверхностей • компенсируется перемещением уплотняющего диска в осевом направлении под действием пружины. Рис. 4.46. Схема торцевого уплотнения. Уплотняющий диск зафиксирован на валу Торцевое уплотнение обладает свойством самоприрабатываемости; при правильном выборе материала трущихся поверхностей и подводе незначительного количества смазки .уплотнение может работать в течение долгого времени, при хорошем состоянии поверхностей контакта, обеспечивающем надежное уплотнение. Для поверхностей трения применяют антифрикционные пары: сталь - баббит, зака-. ленная сталь - бронза, графитовые и угольные композиции, пластики. Поверхности трения обрабатывают до шероховатости Ra= 0,16...0,32 мкм. Уплотнение неподвижных соединений. Листовые прокладки яг листового материала чаще всего применяют для обеспечения герметичности плоских; стыков. Как правило, на прокладках ставят крышки маслосодержащих резервуаров, работающих поддавлением или в вакууме, фланцы трубопроводов и др. На мягких прокладках собирают также части корпусов механических передач (в тех случаях, когда нет необходимости выдерживать точное взаимное расположение частей). Прокладочные материалы выбирают в зависимости от условий работы, давления, температурного режима и др. Для уплотнения соединений общего назначения (например, крышки маслосодержащих полостей), чаще всего применяют прокладочную бумагу толщиной 0,05...0,15 мм, кабельную бумагу (бумагу, пропитанную бакелитом или синтетическими смолами), прокладочный картон толщиной 0,5... 1,5 мм и др. Наилучшими свойствами обладают прокладки из синтетических материалов типа полихлорвинила и политрифторэтилена. Для соединений, работающих при высоких температурах, применяют прокладочные материалы с асбестом (асбестовую бумагу, асбестовый картон и т.п.). Паропроводы уплотняют чаще всего паронитом, представляющим собой композицию асбеста с натуральной или синтетической резиной. Паронит выдерживает температуру до 450 °С. При высоких температурах применяют также листовые прокладки из пластичных материалов: листового свинца, алюминиевой и медной фольги и др. Такие прокладки требуют повышенной силы затяжки. В случаях, когда наряду с уплотнением требуется еще'регулирование расстояния между стыкуемыми деталями, применяют шимы - набор прокладок из тонкой латуни (0,05 мм) или медной фольги (например, для регулирования натяга и одновременного уплотнения в. парных установках конических или радиально-упорных подшипниках качения). Для увеличения надежности уплотнения прокладки смазывают уплотняющими составами. Бумажные и картонные прокладки ставят на вареной олифе, шеллаке, жидком стекле, белилах и др.
4.49. Армированные прокладки
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|