Две российские столицы
Москву и Санкт-Петербург всегда противопоставляли друг другу. Действительно, они совсем не похожи: “строгий, стройный вид” Петербурга, его геометрически четкие линии, классическая архитектура европейского стиля, плоская, ровная местность – и расположенная на холмистой местности Москва, ее извилистые улицы, соседство древнерусской архитектуры с более поздними классическими образцами. Петербург строился по плану, Москва веками строилась стихийно и история Российского государства отразилась в ее облике, а в облике Петербурга отразилась история Российской империи. Само строительство Санкт-Петербурга было вызовом Москве. Петр I создавал его как европейскую столицу новой России, противостоящей Московской Руси. При Петре I Петербург был символом молодой, прогрессивной России, Москва считалась оплотом традиций и консерватизма, и вместе с тем она оставалась в русском сознании исконно русским центром, «матушкой Москвой». Так стало в России две столицы. Российская империя укреплялась, и Петербург, имперская столица, стал восприниматься многими как город придворной аристократии, город чиновников-бюрократов, бездушный и холодный, а хлебосольная Москва – как средоточие русской души. Сегодня Москва и Санкт-Петербург сохраняют свое значение и свои традиции. Москва остается городом с русским национальным колоритом. В Москве реставрируются и воссоздаются многие древнерусские архитектурные памятники, церкви, возрождаются национальные традиции праздников. Москва – самый богатый город России и одна из самых дорогих столиц мира. Петербург стремится поддерживать традиционно высокий уровень культуры, искусства и науки. Наверное, нет смысла спорить, какой город лучше: Россию невозможно представить и без Москвы, и без Петербурга.
Текст 19. Поэты о России
Каждый народ имеет свои традиции, привычки, неписаные правила бытового и общественного поведения, шкалу ценностей, которые обусловлены его мировосприятием и умонастроением – менталитетом, сложившимся под влиянием многих исторических факторов. Народный характер многогранен, однако в национальных стереотипах закреплены две-три черты, которые являются или считаются наиболее типичными для того или иного народа. Когда говорят о русских, часто называют взаимоисключающие черты: духовность, широта, щедрость – с одной стороны, а с другой стороны – лень, неорганизованность, бесхозяйственность. Общеизвестно долготерпение русского народа, вместе с тем много говорится о его бунтарстве и анархизме, о чем свидетельствует российская история. Все это отмечают в своем народе сами русские. Очень много строк, написанных с большой и трепетной любовью, поэты и писатели посвятили своей стране. Люблю Россию я, но странною любовью. Не победит ее рассудок мой... - признавался М.Ю.Лермонтов. Россия, нищая Россия! Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые, Как слезы первые любви. Так писал уже в XX веке Александр Блок. Н.А.Некрасов, любимый в народе классик XIX века, выразил свое понимание России, может быть, самое точное: Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь! В наше время широкую известность получили строки Федора Тютчева: Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить. У ней особенная стать: В Россию можно только верить. Текст 20. Экология культуры Экологию нельзя ограничивать только задачами сохранения природной биологической среды. Для жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его предков и им самим. Убить человека биологически может несоблюдение законов биологической экологии, убить человека нравственно может несоблюдение экологии культурной. И нет между ними пропасти, как нет чётко обозначенной границы между природой и культурой. До известных пределов утраты в природе восстановимы. Можно очистить загрязнённые реки и моря, восстановить леса, поголовье животных, если не уничтожена порода животных или вид растений целиком. Природа при этом сама помогает человеку, ибо она «живая». Она обладает способностью к самоочищению, к восстановлению нарушенного равновесия. Иначе обстоит дело с памятниками культуры. Их утраты невосстановимы, ибо памятники культуры всегда индивидуальны, всегда связаны с определённой эпохой, с определёнными мастерами. Каждый памятник разрушается навечно, искажается навечно, ранится навечно. «Запас» памятников культуры, крайне ограничен в мире, и он истощается со всё прогрессирующей скоростью. Это не значит, что надо приостановить строительство новых сооружений в старых городах, держать их "под стеклянным колпаком". А это значит только то, что градостроительство должно основываться на изучении истории развития городов и на изучении корней, из которых оно вырастает. И новое должно также изучаться с этой точки зрения. Подлинно новая культурная ценность возникает в старой культурной среде. Так же точно следует сказать, что следование традиции предполагает поиск живого в старом, его продолжение, а не механическое подражание. (Д.Лихачёв. Заметки о русском) Текст 21. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|