Методика и организация исследованийСтр 1 из 12Следующая ⇒
Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО «Набережночелнинский государственный педагогический институт»
Естественно-географический факультет
Кафедра биологии, географии и методик их преподавания
ЛАНДШАФТНАЯ УЧЕБНО-ПОЛЕВАЯ ПРАКТИКА
Учебно-методическое пособие
Набережные Челны - 2008
Печатается по решению редакционно-издательского совета Набережночелнинского государственного педагогического института
Рецензенты: А.Г.Илларионов кандидат географических наук, профессор кафедры физической географии и ландшафтной экологии Удмуртского государственного университета; Т.Н.Чернышева зам.директора по научной работе НЧФ ЧОУ ВПО ИЭУП (Казань) кандидат географических наук, доцент.
Составители: Т.В.Гайфутдинова, А.М.Гайфутдинов
Ландшафтная учебно-полевая практика /Сост. Т.В.Гайфутдинова, А.М.Гайфутдинов. НГПИ: Наб.Челны, 2008. – 46 с.
Методическое пособие предназначено для студентов 3-го курса географического факультета специальности «учитель географии». Может использоваться при прохождении учебных полевых географических практик, в экспедициях, посвященных сбору фактического материала, в преддипломных географических исследованиях студентами 3-5 курсов. Содержит сведения об организации наблюдений, полевых исследований, которые могут быть полезными учителям географии и биологии, педагогам дополнительного образования.
Т.В.Гайфутдинова, А.М.Гайфутдинов, составление, 2008 Набережночелнинский государственный педагогический институт, 2008
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................. 4 1. ЗИМНЯЯ ПРАКТИКА........................................................................ 8 1.1. Методика и организация исследований........................................... 8 1.1.1. Наблюдения за суточным ходом основных метеорологических элементов................................................................................................. 8 1.1.2. Изучение снежного покрова.......................................................... 8 1.1.3. Гидрологические наблюдения..................................................... 10 1.2. Оформление результатов наблюдений........................................... 10 2. ЛЕТНЯЯ ПРАКТИКА....................................................................... 12 2.1. Периоды организации практики.................................................... 12 2.2. Методические рекомендации.......................................................... 13 2.2.1. Основные понятия ландшафтоведения........................................ 13 2.2.2. Полевые ландшафтные исследования......................................... 16 2.2.3. Камеральная обработка материалов и написание отчёта.......... 30 Список рекомендованной литературы.................................................. 33 Приложение 1......................................................................................... 34 Приложение 3......................................................................................... 37 Приложение 4......................................................................................... 44 Приложение 5......................................................................................... 45
Цели и задачи практики. Планирование учебной работы. Полевая ландшафтная практика является важным звеном в процессе формирования общих географических знаний и умений у студентов педагогического института географического факультета. По действующему учебному плану на географическом факультете НГПИ ее проведение запланировано в пятом и шестом семестрах. В пятом семестре организуется зимняя практика, в шестом – летняя. Цель проведения зимней ландшафтной практики - выявить сезонные изменения в природно-территориальном комплексе (ПТК). Задачи: - научиться вести наблюдения за ходом природных процессов и явлений в зимний период года, - выработать умения: а) обрабатывать и анализировать собранный полевой материал, делать выводы, б) составлять характеристику сезона года, в) объяснять особенности природных процессов. Район проведения практики: окрестности города Набережные Челны. Объекты наблюдения: парк Прибрежный, Шильнинский лес, карьер в парке Прибрежном, река Кама и её притоки: Шильна, Челна, Мелекеска. Зимой ведутся наблюденияза снежным покровом, гидрологическими объектами (река,озеро, водохранилище, болото),сезонным промерзаниемпочв, изучаются особенности хода основныхметеорологическихэлементов, проводятсямикроклиматические наблюдения, устанавливаются изменения, происходящие в живой природе. В процессе зимней практики выявляются особенности физико-географических и биологических процессов в условиях зимы, определяются роль и значение снежного покрова, устанавливается взаимосвязь и взаимозависимость между отдельными элементами природы. На практике студент должен научиться: 1) определять степень покрытости поверхностипочвы снегом, характер залегания снежногопокрова; 2)измерять высоту и плотностьснежного покрова; 3) описывать рельеф снежной поверхности; рассчитывать запасы воды, содержащиеся в снеге; 4) выполнять снегомерную съемку. Наблюдения за погодой, изучение одного из процессов или явлений зимней природы выполняются индивидуально, а снегомерная съемка, составление профиля, определение мощности и плотности снежного покрова, изучение стратиграфии снежной толщи, микроклиматические наблюдения вовремя снегомерных съемок проводятся бригадой студентов. Календарно-тематический план проведения зимней практики представлен в виде таблицы 1. Таблица 1 Календарно-тематический план зимней практики
Цель проведения летней комплексной полевой ландшафтной практики:
Задачами комплексной полевой ландшафтной практики являются: - овладение методом ландшафтного профилирования, выявление границ ПТК; - анализ взаимосвязей между отдельными природными компонентами внутри ПТК и между смежными ПТК; - выявление тенденций развития ПТК и влияния на них хозяйственной деятельности человека; - оценка ПТК для целей их рационального использования. Район проведения практики: окрестности города Набережные Челны. Объекты наблюдения: Шильнинский лес, долина реки Шильна. Виды работ: 1) ландшафтная съёмка территории; 2) составление ландшафтного профиля, карт фаций и урочищ; 3) сбор материала и составление специальных карт: геоморфологической, почвенной и растительности; 4) составление ландшафтной карты на основе анализа собранного материала и специальных карт; 5) написание отчета. Календарно-тематический план проведения летней комплексной полевой ландшафтной практики представлен в таблице 2.
Таблица 2 Календарно-тематический план летней практики
Отчетные материалы. Отчет оформляется в письменном виде на бумаге формата А4. В содержании отчета отражаются: - место и сроки проведения практики; - комплексный профиль, тематические карты района исследования с подробным их анализом; - покомпонентное описание района исследования; - ландшафтная карта и её анализ. Полевое снаряжение Студенты на практике работают бригадами из 4-5 человек, каждая из которых должна иметь оборудование согласно планируемой работе на текущий день практики (см. табл.1, 2). Каждому студенту необходимо иметь: 1) полевой дневник, 2) карандаш простой средней твердости, 3) перочинный нож, 4) ластик. Полевой дневник – основной документ, в котором фиксируются все наблюдения, различные замеры, делаются зарисовки и т.п. Записи и зарисовки в нем делаются аккуратно и четко простым карандашом, чтобы его легко мог прочитать и понять не только автор, но и любой другой человек. Бригадиры оказывают помощь руководителю практики в организации работ и несут ответственность за оборудование бригады. Все студенты при себе должны иметь личную аптечку (бинт, бактерицидный лейкопластырь, йод, нашатырный спирт). Техника безопасности при проведении летней комплекснойландшафтнойпрактики Перед летней практикой проводится ряд мероприятий по технике безопасности в полевых условиях. Всем студентам необходимо пройти медицинский осмотр и сделать прививки от энцефалитного клеща в медицинском пункте института или в поликлинике по месту жительства. Затем руководитель практики проводит инструктаж студентов по условиям работы, правилам безопасности и трудовой дисциплине. Студенты расписываются в соответствующей ведомости, удостоверяя тем самым, что они знакомы с правилами безопасности и дисциплиной на учебной практике. Таким образом, ответственность за соблюдение правил безопасности несет лично каждый из участников практики. На маршруте одежда и обувь должны соответствовать требованиям туристского снаряжения, быть легкими и удобными. При движении по дороге группа студентов должна быть компактной, идти против движения основного транспорта. ЗИМНЯЯ ПРАКТИКА
Методика и организация исследований 1.1.1. Наблюдения за суточным ходом основных метеорологических элементов. Студенты должны проследить за: 1) суточным ходом температуры воздуха, 2) силой и направлением ветра, 3) относительной влажностью, 4) облачностью, 5) давлением воздуха, А также: а) определить количество и виды осадков, отметить атмосферные явления (туман, иней, гололед и др.) за каждую декаду зимних месяцев (декабрь, январь, февраль), проанализировать ход метеорологических элементов и дать письменную характеристику погоде за каждую декаду, месяц, зимний сезон в целом. Измерения температуры воздуха в зимний период, в отличие от осенне-весеннего, можно проводить один раз в 8—9 ч утра, когда она близка к среднесуточной. Полученные данные фиксируются в календаре погоды. Записи лучше вести на развернутомтетрадном листе в клетку, где по вертикали записываютсявидынаблюдений, а по горизонтали — даты. Атмосферные явления: туман, иней, поземка и другие - отмечаются условными знаками (рис. 1), указываются также время, когда отмечено явление, и его продолжительность.
Рис. 1. Условные знаки для заполнения дневника наблюдения за погодой. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|