Здавалка
Главная | Обратная связь

Методика и организация исследований



Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Набережночелнинский государственный педагогический институт»

 

Естественно-географический факультет

 

Кафедра биологии, географии и методик их преподавания

 

 

ЛАНДШАФТНАЯ УЧЕБНО-ПОЛЕВАЯ ПРАКТИКА

 

Учебно-методическое пособие

 

 

Набережные Челны - 2008

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета Набережночелнинского государственного педагогического института

 

Рецензенты: А.Г.Илларионов кандидат географических наук, профессор кафедры физической географии и ландшафтной экологии Удмуртского государственного университета; Т.Н.Чернышева зам.директора по научной работе НЧФ ЧОУ ВПО ИЭУП (Казань) кандидат географических наук, доцент.

 

Составители: Т.В.Гайфутдинова, А.М.Гайфутдинов

 

Ландшафтная учебно-полевая практика /Сост. Т.В.Гайфутдинова, А.М.Гайфутдинов. НГПИ: Наб.Челны, 2008. – 46 с.

 

Методическое пособие предназначено для студентов 3-го курса географического факультета специальности «учитель географии».

Может использоваться при прохождении учебных полевых географических практик, в экспедициях, посвященных сбору фактического материала, в преддипломных географических исследованиях студентами 3-5 курсов. Содержит сведения об организации наблюдений, полевых исследований, которые могут быть полезными учителям географии и биологии, педагогам дополнительного образования.

 

 

Т.В.Гайфутдинова, А.М.Гайфутдинов, составление, 2008

Набережночелнинский государственный педагогический институт, 2008

 


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................. 4

1. ЗИМНЯЯ ПРАКТИКА........................................................................ 8

1.1. Методика и организация исследований........................................... 8

1.1.1. Наблюдения за суточным ходом основных метеорологических

элементов................................................................................................. 8

1.1.2. Изучение снежного покрова.......................................................... 8

1.1.3. Гидрологические наблюдения..................................................... 10

1.2. Оформление результатов наблюдений........................................... 10

2. ЛЕТНЯЯ ПРАКТИКА....................................................................... 12

2.1. Периоды организации практики.................................................... 12

2.2. Методические рекомендации.......................................................... 13

2.2.1. Основные понятия ландшафтоведения........................................ 13

2.2.2. Полевые ландшафтные исследования......................................... 16

2.2.3. Камеральная обработка материалов и написание отчёта.......... 30

Список рекомендованной литературы.................................................. 33

Приложение 1......................................................................................... 34

Приложение 3......................................................................................... 37

Приложение 4......................................................................................... 44

Приложение 5......................................................................................... 45


ВВЕДЕНИЕ

Цели и задачи практики. Планирование учебной работы.

Полевая ландшафтная практика является важным звеном в процессе формирования общих географических знаний и умений у студентов педагогического института географического факультета. По действующему учебному плану на географическом факультете НГПИ ее проведение запланировано в пятом и шестом семестрах. В пятом семестре организуется зимняя практика, в шестом – летняя.

Цель проведения зимней ландшафтной практики - выявить сезонные изменения в природно-территориальном комплексе (ПТК).

Задачи:

- научиться вести наблюдения за ходом природных процессов и явлений в зимний период года,

- выработать умения: а) обрабатывать и анализировать собранный полевой материал, делать выводы, б) составлять характеристику сезона года, в) объяснять особенности природных процессов.

Район проведения практики: окрестности города Набережные Челны.

Объекты наблюдения: парк Прибрежный, Шильнинский лес, карьер в парке Прибрежном, река Кама и её притоки: Шильна, Челна, Мелекеска.

Зимой ведутся наблюденияза снежным покровом, гидрологическими объектами (река,озеро, водохранили­ще, болото),сезонным промерзаниемпочв, изучаются особенности хода основныхметеорологическихэлемен­тов, проводятсямикроклиматические наблюдения, уста­навливаются изменения, происходящие в живой природе.

В процессе зимней практики выявляются особенности физико-географических и биологических процессов в ус­ловиях зимы, определяются роль и значение снежного покрова, устанавливается взаимосвязь и взаимозависи­мость между отдельными элементами природы.

На практике студент должен научиться:

1) опреде­лять степень покрытости поверхностипочвы снегом, ха­рактер залегания снежногопокрова;

2)измерять высоту и плотностьснежного покрова;

3) описывать рельеф снеж­ной поверхности; рассчитывать запасы воды, содержа­щиеся в снеге;

4) выполнять снегомерную съемку.

Наблюдения за погодой, изучение одного из процессов или явлений зимней приро­ды выполняются индивидуально, а снегомерная съемка, составление профиля, определение мощности и плотности снежного покрова, изучение стратиграфии снежной тол­щи, микроклиматические наблюдения вовремя снегомер­ных съемок проводятся бригадой студентов.

Календарно-тематический план проведения зимней практики представлен в виде таблицы 1.

Таблица 1

Календарно-тематический план зимней практики

День проведения Период практики Содержание работы Оборудование
    Подготовите-льный Вводная лекция. Инструктаж по технике безопасности в походе. Формирование групп, назначение бригадиров.   Составление плана работы бригады. Работа с картографическим материалом и другими источниками. Составление общего физико-георафического описания исследуемой территории. Журнал по технике безопасности. Топографическая карта района практики, тематические карты, карандаш, линейка, циркуль-измеритель, лупа, полевой дневник
2-4 Основной Организация и проведение наблюдений за суточным ходом основных метеоро­логических элементов, гидрологических наблюдений, изучение снежного покрова. Термометр, термометр водный, барометр, флюгер, снегомерная рейка, наметка для промеров глубин, мерная лента (рулетка), диск Секи, полевой дневник, фотоаппарат, ледобур
Написание отчета Написание отчетов по итогам наблюдений. Чертежные инструменты, бумага.
6 Зачет

Цель проведения летней комплексной полевой ландшафтной практики:

  • обобщение знаний по общему землеведению, краеведению;
  • знакомство с приёмами и методами ландшафтных исследований;
  • формирование навыка работы с картографическим материалом;
  • формирование умений обработки данных, оформления результатов в виде отчета.

Задачами комплексной полевой ландшафтной практики являются:

- овладение методом ландшафтного профилирования, выявление границ ПТК;

- анализ взаимосвязей между отдельными природными компонентами внутри ПТК и между смежными ПТК;

- выявление тенденций развития ПТК и влияния на них хозяйственной деятельности человека;

- оценка ПТК для целей их рационального использования.

Район проведения практики: окрестности города Набережные Челны.

Объекты наблюдения: Шильнинский лес, долина реки Шильна.

Виды работ:

1) ландшафтная съёмка территории;

2) составление ландшафтного профиля, карт фаций и урочищ;

3) сбор материала и составление специальных карт: геоморфологической, почвенной и растительности;

4) составление ландшафтной карты на основе анализа собранного материала и специальных карт;

5) написание отчета.

Календарно-тематический план проведения летней комплексной полевой ландшафтной практики представлен в таблице 2.

 

 

Таблица 2

Календарно-тематический план летней практики

День проведения Период практики Содержание работы Оборудование
  Подготовительный Вводная лекция. Инструктаж по технике безопасности. Формирование групп, назначение бригадиров. Подготовка оборудования для проведения полевых работ Журнал по технике безопасности.  
Подготовительный Работа с картографическим материалом и другими источниками.   Топографическая карта района практики, карты РТ: геологическая, климатическая, почвенная, растительности; калька, компас, карандаш, линейка, циркуль-измеритель, лупа, калькулятор, транспортир, палетка, полевой дневник
Основной Знакомство с районом исследования, определение мест заложения опорных ландшафтных профилей, выбор ключевых участков для проведения детальных исследований Полевой дневник, топографическая карта района исследования компас, карандаш, линейка, лопата, планшет.
Основной Изучение и описание геологических обнажений Полевой дневник, компас, сантиметровая лента, лопата.
5-6 Основной Маршрутная съемка, составление профиля физико-географического профиля. Полевой дневник, компас, простейшие нивелир и угломер, рулетка. Чертежные инструменты, миллиметровая бумага.
7-8 Основной Сбор фактического материала для составления тематических карт; изучение и описание ключевых участков района исследования: строения поверхности, почвенного покрова, растительного и животного мира. Полевой дневник, компас, простейшие нивелир и угломер, рулетка. Определитель растений.
9-10 Основной Составление тематических карт Чертежные инструменты, бумага.
Написание отчета Написание отчета по итогам практики. Чертежные инструменты, бумага.
12 Зачет

 

Отчетные материалы.

Отчет оформляется в письменном виде на бумаге формата А4. В содержании отчета отражаются:

- место и сроки проведения практики;

- комплексный профиль, тематические карты района исследования с подробным их анализом;

- покомпонентное описание района исследования;

- ландшафтная карта и её анализ.

Полевое снаряжение

Студенты на практике работают бригадами из 4-5 человек, каждая из которых должна иметь оборудование согласно планируемой работе на текущий день практики (см. табл.1, 2). Каждому студенту необходимо иметь: 1) полевой дневник, 2) карандаш простой средней твердости, 3) перочинный нож, 4) ластик.

Полевой дневник – основной документ, в котором фиксируются все наблюдения, различные замеры, делаются зарисовки и т.п. Записи и зарисовки в нем делаются аккуратно и четко простым карандашом, чтобы его легко мог прочитать и понять не только автор, но и любой другой человек.

Бригадиры оказывают помощь руководителю практики в организации работ и несут ответственность за оборудование бригады. Все студенты при себе должны иметь личную аптечку (бинт, бактерицидный лейкопластырь, йод, нашатырный спирт).

Техника безопасности при проведении летней комплекснойландшафтнойпрактики

Перед летней практикой проводится ряд мероприятий по технике безопасности в полевых условиях. Всем студентам необходимо пройти медицинский осмотр и сделать прививки от энцефалитного клеща в медицинском пункте института или в поликлинике по месту жительства. Затем руководитель практики проводит инструктаж студентов по условиям работы, правилам безопасности и трудовой дисциплине. Студенты расписываются в соответствующей ведомости, удостоверяя тем самым, что они знакомы с правилами безопасности и дисциплиной на учебной практике. Таким образом, ответственность за соблюдение правил безопасности несет лично каждый из участников практики. На маршруте одежда и обувь должны соответствовать требованиям туристского снаряжения, быть легкими и удобными. При движении по дороге группа студентов должна быть компактной, идти против движения основного транспорта.


ЗИМНЯЯ ПРАКТИКА

 

 

Методика и организация исследований

1.1.1. Наблюдения за суточным ходом основных метеоро­логических элементов.

Студенты должны проследить за:

1) су­точным ходом температуры воздуха,

2) силой и направлением ветра,

3) относительной влажностью,

4) облачностью,

5) давлением воздуха,

А также: а) определить количество и виды осадков, отметить атмосферные явления (туман, иней, гололед и др.) за каждую декаду зимних месяцев (декабрь, январь, фев­раль), проанализировать ход метеорологических элемен­тов и дать письменную характеристику погоде за каждую декаду, месяц, зимний сезон в целом.

Измерения температуры воздуха в зимний период, в отличие от осенне-весеннего, можно проводить один раз в 8—9 ч утра, когда она близка к среднесуточной. Полученные данные фиксируются в календаре погоды. Записи лучше вести на развернутомтетрадном листе в клетку, где по вертикали записываютсявидынаблюдений, а по горизон­тали — даты. Атмосферные явления: туман, иней, по­земка и другие - отмечаются условными знаками (рис. 1), указываются также время, когда отмечено явление, и его продолжи­тельность.

 

 

Рис. 1. Условные знаки для заполнения дневника наблюдения за погодой.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.