Здавалка
Главная | Обратная связь

Структура государства.



Деятельность государства по осуществлению своих функций протекает в определенных правовых формах, каковыми являются правотворчество, исполнительно-распорядительная и правоохранительная деятельность. А они в свою очередь связаны с таким понятием, как структура или механизм государства. Без него нет и государства. Механизм раскрывает материальную субстанцию государства как элементов различного свойства: регулирующих, охранительных, карательных и обосновывает сущность государства второго порядка.

Механизм государства – это система государственных институтов и организаций.

Все структурные элементы механизма тесно взаимосвязаны. Каждый из них выполняет определенные задачи.

Сущность государства определяет его механизм. Это связь причины и следствия, опосредованная влиянием формы государства. Именно в механизме воплощается материальная сила власти. Государственный механизм существует в определенной форме, обеспечивающей реальность его силы.

Механизм государства испытывает влияние со стороны общества в лице его экономических и политических структур. Сюда же надо добавить цели, задачи и функции государства, в соответствии с которыми создается государственный механизм и вносятся необходимые изменения.

Основными чертами механизма государства являются:

а) иерархическая соподчиненность друг с другом образующих его государственных образований;

б) наличие определенных полномочий у каждого государственного образования;

в) вооруженность организационными и материальными средствами.

Структуру или механизм государства составляют государственный аппарат, государственные учреждения и государственные предприятия.

Государственный аппарат – это совокупность государственных органов, которые наделены властными полномочиями.

Государственные учреждения – это государственные институты и организации, которые осуществляют непосредственную, практическую деятельность по выполнению функций государства в различных сферах: экономической, социальной, культурной и т.п. Часто считается, что государственные учреждения осуществляют социально-культурные функции в сфере науки, образования, здравоохранения.

Государственные предприятия представляют собой организации, созданные для осуществления хозяйственной деятельности в целях производства продукции, либо его обеспечения, выполнения различных работ и оказания услуг для удовлетворения потребностей общества, частных лиц, извлечения прибыли.

Центральное место в механизме государства принадлежит государственному аппарату. Он осуществляет государственную власть, и на его структуру и принципы формирования влияют экономические политические, социокультурные, исторические факторы.

Структура государственного аппарата обычно представляется тремя основными блоками органов:

а) органы законодательной власти;

б) органы исполнительной власти;

в) судебные и правоохранительные органы.

Государственный орган – это относительно самостоятельная, структурно обособленная часть государственного аппарата, наделенная соответствующей компетенцией и опирающаяся в процессе реализации своих функций на организационную материальную и принудительную силу государства.

Государственный орган формируется по воле государства и от его имени осуществляет свои функции. Он выполняет строго определенные, установленные в законодательном порядке виды деятельности. Его организационная структура, компетенция, территориальный масштаб деятельности, специальное положение, определяющее его место и роль в государственном аппарате, также порядок его взаимоотношений с другими государственными органами являются юридически закрепленными. Государственный орган обычно наделен определенными материальными средствами и полномочиями государственно-властного характера, состоящими в праве издавать правовые акты и обеспечивать их реализацию.

Таким образом, государственный орган – это социальный институт, представляющий собой совокупность лиц, снабженных определенными материальными средствами и осуществляющих конкретную социальную функцию. По своему содержанию государственный орган как институт – это определенная система целесообразно ориентированных стандартов поведения определенных лиц в конкретных ситуациях.

В условиях развитых демократических государств организация и деятельность государственных органов и всего государственного аппарата строится в соответствии с принципами законности, подотчетности, сочетания коллегиальности и единоначалия, гласности и демократизма.

Все органы государства подразделяются на органы главы государства, органы законодательной власти, органы исполнительной власти, судебные и правоохранительные органы.

Орган главы государства существует при всех формах правления. В монархических государствах это наследственный монарх, в республиках – выборный президент. Государство испытывает потребность в существовании должностного лица, обеспечивающего порядок, устойчивость и преемственность механизма власти, а также высшее представительство в международных отношениях. Это и есть глава государства.

Конкретно положение главы государства и его фактическая роль в жизни страны определяются в каждой стране в зависимости от политических условий и исторических традиций.

Верховным законодательным органом государства является парламент.

Парламенты в большинстве стран мира состоят из нижней и верхней палаты. Одноплатные парламенты существуют в небольших странах (Дания, Финляндия). Верхняя палата нередко служит своеобразным противовесом обычно более демократичной нижней палате.

Органом исполнительной власти является правительство, которое непосредственно управляет страной. Правительство обычно состоит из главы правительства (премьер-министра, председателя совета или кабинета министров, первого министра, канцлера и т.д.), его заместителей и членов правительства, которые возглавляют отдельные центральные ведомства государственного управления (министерства, департаменты) и именуются министрами, секретарями, статс-секретарями.

Правительства бывают однопартийные и коалиционные. В первом случае в них входят представители одной партии, во втором – двух или нескольких.

Судебные органы образуют довольно сложную систему, состоящую из гражданских, уголовных, административных, транспортных и иных судов. Как правило, возглавляют эту систему верховные и конституционные суды. Судебные органы реализуют правосудие посредством регулируемого процессуальным правом судопроизводства. В странах, где существует судебный прецедент, они участвуют в правотворчестве.

В аппарате каждого государства есть система органов, осуществляющих правоохранительную деятельность. В самом общем виде под правоохранительной деятельностью понимается функция государства и одновременно форма осуществления функций государства, содержание которых составляет охрана и защита от нарушений, контроль за соблюдением правовых предписаний всеми адресатами. При этом выделяется специализированная деятельность по правовой охране общественных отношений и органы, ее осуществляющие, так как любой орган государства решает те или иные вопросы права путем издания и исполнения правовых актов.

В систему специализированных правоохранительных органов принято включать наряду с судами органы юстиции, нотариата, ЗАГСа, внутренних дел, прокуратуры, государственной безопасности, внешней разведки, раскрытия и расследования преступлений, налоговой инспекции и адвокатуру. Они имеют общие функции: а) обеспечение безопасности личности, общества и государства; б) защиту и охрану прав, свобод и законных интересов личности; в) создание условий для осуществления личностью своих прав и обязанностей; г) охрану и защиту политической, экономической, социальной и духовно-культурной основ общества. Их отличают властные полномочия (кроме адвокатуры), правовая опосредованность и другие свойства. Именно через эти органы государство использует свое исключительное право применения насилия. И в то же время именно эти органы оказывают населению правовые услуги.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.