Новое понимание кризисовСтр 1 из 9Следующая ⇒
Закон развития высших психических функций. Ведущая роль обучения для развития. 1) Законы: - Гетерохронии развития, - развитие ВПФ, - среды, - ведущей роли обучения для развития, - системного и смыслового сознания 2) Возраст 3) Кризисы 4) Учение о ВПФ - закон развития - 2 линии разв (интериооризация и знак) 5) Проблема обучения и развития 6) За что мы любим выг 7) Критика КИ подход начал В, потом в его русле продолжили работать Леонтьев, Эльконин, Гальперин Главная заслуга Л.С.Выготского – противопоставление метафизической концепции роста (количественного) диалектическому развитию сознания. Диалектический процесс – качественные структурные изменения сознания, имеющего системное и смысловое строение. Л. С. Выготский выдвинул и обосновал принцип социально-исторической обусловленности психики человека и принцип специфики ее развития в онтогенезе Закон метаморфозы определяет развитие как последовательное изменение качественных состояний сознания (структуры сознания). Из такого понимания сущности развития возникает учение о психологическом возрасте как «единице» анализа онтогенетического развития. Выготский ввел понятие психологического возрастакак единицу анализа развития. Законы Закон гетерохронности развития: психич развитие реб не совпадает с хронологическим возрастом. В течение жизни чела происходит изменение ритма и темпа развития. В начале жизненного пути - очень высокий темп развития, но чем ближе к зрелости, тем ниже Закон развития ВПФ: генезис впф, составляющих сознание чела, как процесс интериоризации знаков и развития значений. Закон среды определяет роль социальной среды как источника развития. Закон ведущей роли обучения для развития: обучение ведет за собой развитие. Закон системного и смыслового строения сознания раскрывает природу сенситивных периодов в психическом развитии ребенка. ВОЗРАСТ Возраст –целостная динамическая структура, определяющая роль и удельный вес каждой частной линии развития. Характеризуется структурой (ССР и НО) и динамикой. Анализ ССР позволяет выделить 2 плана отношений реб у об-ву: 1- это отношения «ребенок— общественный взрослый», где взрослый как представитель соц требований, норм и общественных смыслов деятельности. 2- «реб— близкий взр и сверстник», реализующий индивидуально-личностные отношения.
НО- новый тип строения л и ее деят, который возникает впервые на данной возрастной стадии и определяет сознание ребенка и его отношение к среде, внутр и внеш жизнь, весь ход его развития в данный возрастной период. 2 типа изменения в разв: эволюционные (постепенные – характерно для литических пер) и рев (скачкообразные – для кризисов) Новое понимание кризисов Кр – разрешение противоречий, возникающих в ходе психич разв. Суть противоречий — несоответствие старой ССР и уровня достижений ребенка, т. е. сформировавшихся но. Особенности кризиса (1-3 описаны Келлером, 4- Выг): 1) Особая динамическая структура кризиса.1- никогда не знаешь когда кр начался (может протекать незаметно); 2- три фазы: - предкритическая (нарастание негатвных симптомов развития, связанное с тем, что возможности реба не соотв-т отношению к нему), - кульминационая (резкое обострение противоречия, начало перестройки сср), - посткритическая (постепенное сглаживание негативных проявлений) 2) Относительная трудновоспитуемостъ: Прежние методы воспитательного воздействия в период кризиса оказываются неэффективными. Психол смысл: чтобы переориентироваться на новые эталоны ценностей и образцы пов, надо отказаться от старых 3) Негативный характер развития: потеря интересов — старые мотивы оказываются недейственными, возникает феномен утраты смыслов прежних видов деят, увлечений и занятий. Напр, в период кризиса 6-7 лет у реба впервые возникает слово «скучно». + снижение познавательных способностей 4) Возникновение НО в пер кризиса но гипертрофированны и не всегда адекватны реальным условиям. Напр, В подр кр за рождающееся «чувство взрослости» может приобретать неадекватную гипертрофированную форму. УЧЕНИЕ О ВПФ Важно: положение о социально-исторической обусловленности психики человека и специфике ее развития в онтогенезе. В основе учения о впф 2 гипотезы: 1) об опосредствованном характере ВПФ 2) особой структуре и о происхождении ВПФ (закон развития ВПФ). ВПФ противопоставлены натуральным ВПФ отличаются от натуральных по структуре(опосредованны) и функциям(внутр регуляция пов чела, его отношений с окружающим миром посредством знаков), по свойствам(произвольность, осознанность и системность) и по происхождению(см закон разв). Закон развития ВПФ: всякая ВПФ появляется на сцене дважды: 1-как деятельность коллективная, социальная, т. е. как функция интерпсихическая; 2— как действие индивидуальное, внутренний способ мышления ребенка, как функция интрапсйхи-ческая. В основе формирования ВПФ лежит сотрудничество реб со взр, общение в широком смысле слова. (категории общения у выг нет, но незрима есть) Этот з. позволяет сформулировать ряд теоретических выводов и положений: 1- об изначальной социальности реба. Развитие происходит как движение от одной формы социальности к другой. Индивидуальное- рез-т социализации; 2- о роли общения. Общ и сотрудничество со взр- основа и необходимое усл психич разв 3- о новом понимании процесса интериоризации как формирования внутр плана сознания. 2 линии развития ВПФ. Интериоризация (переход знака из внешнего во внутр план – иссл Леон+выг про паралл развития. См выше положения) и развитие значений. ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ 1. При рождении реб максимально зависит от взр. Реб и взр нах на разных ступенях развития (у взр существуют ВПФ). В общении с ребенком взрослый использует знак, который на первой стадии формирования ВПФ не имеет для ребенка значения (Взрослый – знак – ребенок). 2. реб начинает выделять знак и его значение благодаря тесной совместной деятельности со взр Здесь критикасо стороны Леонтьеваи Лурии: как реб выделяет значение? Разве он может делать интеллектуальные открытия? Но Выготский объясняет это именно через общение. 3. Реб начинает использовать знак для воздействия на поведения взрослого (“Дай!”). 4. Реб начинает использовать знак для регуляции своего собственного поведения. 5. Преобразование внешнего знака во внутренний. РАЗВИТИЕ ЗНАКА: в основе— изм структуры обобщения. 3 ступени: 1) синкреты (обобщение по случайным субъективным признакам); 2) комплексы (по объективным фактическим, но несущественным признакам); 3) понятия (по существенному объективному признаку). ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|