ВЕДУЩИЕ ВПФ ПО ВОЗРАСТАМ ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9
Системное строение сознания: функции взаимозависимы и образуют иерархию. Существует центральная функция, определяющая проявления основных. В младенчестве сознание – недифференцированное образование (функции в виде синкрета); в раннем детстве: восприятие, все ф-и реализуются через него (п как узнавание, вн как реакция на сильный раздражитель, эмоции ситуативные и т.д.) Дошк: память; ШК:– мышление (после этого системное строение сознания не меняется). Выготский четко указал содержание обучения: это обучение в системе понятий.(Последователи – Гальперин, Давыдов, Эльконин). Различия житейских и научных понятий: 1. по происхождению: научные не спонтанные (их источник – обучение), житейские же возникают из опыта. 2. сильные стороны житейских понятий: наполненность конкретным фактическим содержанием (опытом), слабые – неадекватность, неосознанность, непроизвольность (произвольность и осознанность: характеристики ВПФ; произвольность – возможность вербализации, осознанность – возможность использования средств для регуляции собственной деятельности). 3. Слабость научных понятий – вербализм (можно воспроизвести определение, но нельзя использовать его для решения задач); сильные стороны – адекватность (соответствие социально принятым значениям), осознанность, произвольность оперирования. Все эти сильные стороны научных понятий выводятся из их системности. Экспериментальная процедура – 3 серии: 1) завершение предложений, заканчивающихся словами «потому что» и «хотя»; 2) рассказ по картинке (научной и житейской); 3) клиническая беседа о бытовой и социальной жизни ребенка. (Организация обучения: 1) содержание (Эльконин, Давыдов); 2) способ организации взаимодействия «ребенок-взрослый» (Гальперин, Занков)).
Соотношение научных и житейских понятий для Выготского – модель соотношения процессов обучения и развития. Ни житейские, ни научные понятия не остаются неизменными, они развиваются. Путь их развития инициирован обучением. (В строго экспериментальном смысле проблема доказательства ведущей роли обучения в развитии остается открытой, хотя теоретически это положение Выготский обосновал). (Системность понятий у Выготского эквивалентна системе понятий у Пиаже). В исследовании Шиф ребенку предлагались однородные задачи на использование житейских и научных понятий (см. описание экспериментальных ситуаций). Исследования соотношения житейских и научных понятий (Ж. Шиф) позволили сделать выводы о соотношении обучения и развития, т.к. житейские понятия возникают из непосредственного практического опыта, а научные только из обучения. Задача исследования: 1) сравнить особенности функционирования житейских и научных понятий; 2)изучить воздействие научных понятий на житейские. Срезы делались на разных возрастах. Основные результаты: 1) житейские и научные понятия ребенок использует по-разному (житейские – непроизвольно, неосознанно); 2) Научные и житейские понятия проходят особый путь развития (преобразуются); 3) Конкретизирован характер их развития и механизм соотношения этих понятий. Критерий развития – осознанность и произвольность. В младшем школьном возрасте происходит подтягивание житейских понятий до научных, научные же наполняются конкретным содержанием (избавляются от вербализма). Это подтягивание происходит за счет изменения смыслового и системного строения сознания (центральной функцией становится мышление). Изменяется структура обобщения, использовавшаяся ребенком при взаимодействии с внешним миром. Ступени развития понятий: 1) синкрет; 2) комплекс; 3) понятие (существуют промежуточные ступени). Младший школьный возраст – переход от синкрета к комплексу; для перехода к истинным понятиям необходимо усвоение научных понятий. Как происходит перестройка? Ответа на этот вопрос до сих пор нет. Хотя, были предприняты попытки ответить на него с позиции теории деят ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|