ПРОБЛ СООТНОШ ОБУЧ И РАЗВ
До выг 1) Теории созревания: нативизм: Штерн, Пиаже: независимость разв от обуч. Р обеспечивает созревание психологических способностей, а обучение использует возможности, предоставляемые р. Обуч плетется за разв 2) Т научения: бих; р=науч 3)К. Коффка: в определенной степени признавал влияние обучения на развитие: 2 вида разв: как созревание и как обучение. Любое обучение дает специфический и неспецифический эффекты. Специфический— это знания, умения и навыки; неспецифический проявляется в том, что в результате обучения мы становимся более успешными в решении новых задач, более способными к дальнейшему обучению Он критически рассмотрел предшествующие подходы; теоретически обосновал положения о ведущей роли обучения для развития; ввел понятие «збр» и разработал процедуру ее диагностики; сформулировал требования к развивающему обучению. Обуч- движущая сила разв. При условии, что оно осущ в збр и его содержание- система научных понятий. ЗБР — расхождение между реальным (в самостоят деят) и потенциальным уровнем развития. Обучение развивающее, если должно осуществляться в зоне ближайшего развития (ЗБР) ребенка и его содержанием должна стать система научных понятий. ИТОГО ВЫГ МОЛОДЕЦ ПОТОМУ ЧТО: 1) создание учения о структуре и динамике психологического возраста как «единицы» анализа развития; 2) обоснование пр-па культурно-исторической природы психики и определение специфики формирования ВПФ; 3) выделение критериев психического развития: формирование ВПФ, НО; изменение системного и смыслового строения сознания; 4) открытие закона развития ВПФ как процесса интериоризации знаков и их значений, процесса генезиса человеческого сознания; 5) обоснование положения о ведущей роли обучения для психического развития ребенка; 6) определение критериев развивающего обучения (обучение в збр и построение содержания развивающего обучения как системы научных понятий) 7) разработка новой формирующей стратегии исследования в форме генетико-моделирующего эксп. Конкретной формой воплощения такого метода стала методика «двойной стимуляции». 8) ЗАВЕРШЕННОЙ ПЕРИОДИЗАЦИИ НЕТ
Критика А. Н. Леонтьев и А. Р. Лурия выделяют следующие направления критики концепции Л. С. Выг: противопоставление натуральных и высших психич ф-й; чрезмерная увлеченность знаковой структурой, интеллектуализация развития; недостаточный учет роли предметной деятельности в развитии ребенка. Критика Выготская интелектуализм – игнорирование эмоц сферы Противопоставление высшим – низшие Структура и динамика психологического возраста (Л.С.Выготский). 1) Понятие возраста через ССР(соц. Ситуацию развития), но и ведущую деятельность 2) Кризисы 3) Уникальность подхода к периодизации выг 4) Сензитивные периоды (развитие через збр) 5) пер ВОЗРАСТ Возраст –целостная динамическая структура, определяющая роль и удельный вес каждой частной линии развития. Характеризуется структурой (ССР и НО) и динамикой. Анализ ССР позволяет выделить 2 плана отношений реб к обществу: 1- это отношения «ребенок— общественный взрослый», где взрослый как представитель соц требований, норм и общественных смыслов деятельности. 2- «реб— близкий взр и сверстник», реализующий индивидуально-личностные отношения.
НОВОБРАЗОВАНИЕ- новый тип строения личности и ее деятельности, который возникает впервые на данной возрастной стадии и определяет сознание ребенка и его отношение к среде, внутр и внеш жизнь, весь ход его развития в данный возрастной период. 2 типа изменения в разв: эволюционные (постепенные – характерно для литических пер) и рев (скачкообразные – для кризисов) ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|