Роль социальной среды и наследственности в развитии.
1) насл и ср= генетическое и средовое, но так как генотип имеет соц природу (продукт соц-пси разв), то не= 2) инд насл-ть (задатки) не предопределенность спос-тей, а возможности, развитие кот зависит от среды 3) насл задает хронологию развития и созревания НС, а скорость и качество – среда 4) роль генотипа разная на разных этапах – в сензитивные периоды возрастает (генотип фильтрует что не надо) 5) Генотип реализуется только благодаря активной деят 6) Пломин: 2 вида среды и 2 вида насл-ти. Для разного генотипа благопр разные усл среды 7) Божович 8) В зависимости от характера внутренней позиции ребенка средовые влияния будут иметь для него разное значение. Важно как реб переживает среду.
социальная среда – источник развития (Выг). Новым является тезис об активном, действенном отношении ребенка к среде (у Выготского этого не было). Ребенок выделяет элементы среды и вступает в активное взаимодействие с ними (присвоение идеальных форм). Раньше насл-ть рассматривалась как биологическое, среда – как социальное. Развитие представлялось по следующей схеме: с возрастом роль наследственности уменьшалась, а роль среды увеличивалась. Современная психология пересмотрела это положение. 1.Проблема соотношения наследственности и среды должна рассматриваться как соотношение генетического и средового, где само генетическое – продукт социально-исторического развития (антропогенеза), т.е. генотип имеет социальную природу, и его нельзя противопоставить среде. 2.Наследственность не только источник стабильности, но и предлагает широкий диапазон вариативности, т.е. изменчивость. Отсюда – общая наследственность (инварианты человеческого рода) и индивидуальная наследственность (задатки для развития психологических способностей – не предопределенность, а возможности, развитие которых зависит от среды). В отеч пси задатки обычно рассматриваются в контексте концепции свойств НС (школа Павлова): это условия, благоприятствующие или нет развитию способностей (зона возможностей). Отсюда основные выводы: а) необходимо признать существование задатков как условия развития способностей; б) задатки сами по себе прямо не определяют развитие способностей; необходим анализ деятельности ребенка. 3. Наследственность предопределяет не только развитие способностей, но и задает хронологию развития и созревания ЦНС. Созревание ЦНС, по современным данным, определяется условиями среды, в которой растет ребенок (ускорение или замедление). Само время созревания определяется моментом включения структуры в функционирование (пример: включение условных рефлексов у новорожденных – функционирование коры в условиях недостаточной зрелости – рост скорости ее созревания). Эксперименты Классовского: новорожденные котята и щенки не видят и не слышат ( недостаточное развитие слухового и зрительного анализатора); эти анализаторы парные – можно сравнивать особенности их функционирования в ситуации идентичной наследственности. Зверюшке заклеивали сразу после рождения глаз или ухо, через 1-2 недели отклеивали иделали гистологический срез коры. Со стороны работающего органа уровень развития коры – выше. (Дети с заклеенным глазом – функциональная тренировка «ленивого» органа (один глаз берет на себя функции 2-х и тогда более зрелый глаз исключают из функционирования для тренировки менее зрелого). Организация деятельности (активности) ребенка: Венгер – попытка проследить роль обучения в созревании морфофизиологических структур. Экспер. группа и контр. группа были уравнены по уровню интеллектуального развития; потом эксперим. Группе давали развивающие задачи (на перцептивную сферу), контр. группа же развивалась в обычных условиях, потом делался психологический срез. Было показано, что уровень созревания морфофизиологических структур эксп. группы был выше (вызванные потенциалы, ЭЭГ и др), хотя данные не совсем надежные (не было сравнения монозигот). 4. Влияние генотипа на разных стадиях онтогенеза не одинаково. Принято выделять синзетивные периоды, во время которых роль наследственности значительно возрастает. Генотип – фильтр для воздействия среды, обеспечивающий синзетивность на уровне ориентировки. 5. Генотип проявляется благодаря деятельности, через деятельность и реализует свой возможности только в процессе активного взаимодействия с миром. Роберт Пломин – амплификационная теория развития («Детство идеальное и настоящее»). Существует два вида наследственности: общевидовых инвариант и индивидуальных различий. Существует два вида средовых воздействий – общие (культура, уровень исторического развития) и индивидуальные – специфические для любого ребенка. Для людей с разным генотипом будут более благоприятными разные условия среды (они по-разному выявляют возможности генотипа). Необходим анализ того, насколько данная Среда благоприятствует реализации генотипа ребенка (пример: развитие эмоциональной сферы). Генотип – средовая корреляция. Любой ребенок наследует и определенную среду. Реб по отношению к среде может быть как пассивен (среда формирует личность ребенка), так и активен (ребенок сам реализует свои возможности). В зависимости от этого реализация генотипа меняется: пассивная позиция – сужение возможностей реализации, активная позиция – максимальное благоприятствование. Итак, наследственность – необходимое, но не достаточное условие развития психики и личности в онтогенезе; многое определяется позицией субъекта и его взаимодействием со средой. Созревание открывает зону потенциальных возможностей, но реализуется только их малая часть этих. Божович: Определяющее значение условий жизни и воспитания ребенка. Но: безусловно влияют и врожденные особенности. Важно то, как мы понимаем "насл" и "среду". Необходимо рассматривать этот вопрос в рамках целостного представления о личности человека и целостного процесса возрастного и индивидуального развития ребенка. "Наследственность" – биологические предпосылки развития (биологические не = наследственные, м.б. врожденными и приобретенными при жизни). Ни одна черта личности не является непосредственно биологически обусловленной, но каждая в процессе формирования испытывает на себе влияние врожденных предпосылок. каждая врожденная предпосылка так или иначе реализуется в развитии, в зависимости от условий. Значение врожденных предпосылок зависит от того, в системе каких других факторов они действуют и какое место они занимают в тех функциональных структурах, которые прижизненно возникают в развитии ребенка. Роль биологических предпосылок развития: 1. Чем резче выражена предпосылка, тем большее значение, при прочих равных условиях, она будет иметь. Задается верхний и нижний порог развития, в которых социальные влияния м. значительно (но не безгранично) влиять на развитие ребенка. 2. В ходе пс. развитие влияние врожденных предпосылок становится все более косвенным, а результат – вариативным: появляются новые социальные и психические факторы, которые влияют на развитие) 3. Наследственные задатки оказывают тем меньше влияния, чем сложнее психологическое образование: (зрит память сильнее определена, чем сложные формы логического мышления, опосредованного запоминания: м.ск., что естественные ф-ции более жестко опр, чем ВПФ)
4. Любая предпосылка ВНД, вовлекаясь в развитии ребенка в новые психические образования сама видоизменяется: изменяется ее место в психике человека, способ ее действия. + сохранность ЦНС как условие нормального развития ребенка.
"Среда" – условия жизни сами по себе не определяют пс. развитие ребенка (в одинаковых условиях развитие м. идти по-разному). Мы рассматриваем этот фактор не с т.зр "обстановки" развития, воздействие среды опосредуется особенностями личности ребенка: главное отношение ребенка к внешним влияниям, через какие индивидуальные особенности ребенка они преломляются, какие переживания у него они вызывают. Психическое развитие не сводится к усвоению социального опыта. Принцип активности субъекта: преобразование личности ребенка происходит на основе его собственной активной деятельности и активного отношения к среде. Каждое новообразование в психике ребенка не остается нейтральным, они начинают определять поведение и деятельность ребенка, его отношение к окружающей среде. Внутренняя позиция (строится на основе ранее сформировавшихся качеств личности) – отношение ребенка к объективному положению, которое он занимает. Вн. п. обусловливает характер переживаний, систему отношений ребенка к действительности, она создает целостность его возрастного психического облика.В зависимости от характера внутренней позиции ребенка средовые влияния будут иметь для него разное значение.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|