Проблема движущих сил психического развития ребенка в современной отечественной психологии. Понятие ведущей деятельности (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин).
А. Н. Леонтьев настаивал на том, что в изучении психического развития ребенка необходимо прежде всего исходить из места ребенка в системе социальных отношений и анализа его деятельности. Развитие человека происходит в форме присвоения социокультурного опыта, что требует осуществить адекватную, но не тождественную родовым способностям, кристаллизованным в предметах культуры, деятельность. Деятельность — движущая сила развития, поскольку именно в деятельности впервые возникает структура, которая, пройдя путь интериоризации, станет психической функцией. Деятельность понимается как осмысленная и предметная, т. е. связанная с системой социальной практики, значений, способов действий. Исследователь показал, что возникновение и развитие психических процессов определяется задачами деятельности, их местом в структуре деятельности и особенностями организации деятельности. Ученый вводит понятие ведущей деятельности, основанное на том, что человек в любом возрасте реализует не один, а несколько видов деятельности. Здесь «сработала» идея системности, высказанная Л. С. Выготским применительно к сознанию. Эта идея была воспринята и переработана А. Н. Леонтьевым в форме положения о системности видов деятельности. Он считал, что жизнь не есть механическое соединение различных видов деятельности. Они неравнозначны в отношении психического развития и отношении друг к другу. Каждый возраст характеризуется определенным ведущим на данном этапе отношением ребенка к действительности, ведущим типом деятельности, зависящим от места ребенка в системе социальных отношений и отражающим его достижения в развитии.С другой стороны, ведущая деятельность предписывается обществом, которое культивирует определенные виды деятельности для каждой возрастной стадии. Например: ведущая деятельность дошкольного возраста — сюжетно-ролевая игра. Общество создает индустрию игрушек. В младшем школьном возрасте ведущая деятельность — учебная, проектируемая, контролируемая и регулируемая государством. Правда, далеко не все виды деятельности в равной степени поощряются обществом (например, интимно-личностное общение подростка со сверстниками). Исследователь считал, что ведущая деятельность определяет отношение ребенка к миру, как своеобразная призма, сквозь которую ребенок воспринимает мир, определяет его социальное бытие. А. Н. Леонтьев выделил три основных признака ведущей деятельности: новообразования психических процессов (познавательной сферы); новообразования личности; возникновение и развитие новых видов деятельности, одна из которых впоследствии становится ведущей. Образно говоря, ведущая деятельность дает жизнь новым видам деятельности. Ученый выделил механизм формирования новых видов деятельности — сдвиг мотива на цель. Впоследствии Д. Б. Эльконин развивал понятие ведущей деятельности, добавив еще два признака. Признак первый: ведущая деятельность задает ведущий для данной возрастной стадии тип отношений и форму общения со взрослыми и сверстниками. Каждая форма ведущей деятельности связана с определенной формой общения. Признак второй: ведущая деятельность связывает ребенка с теми элементами социальной среды, которые на данной возрастной стадии являются источником развития. Они задают ту идеальную форму, которая содержит образец будущего новообразования. Среда действительно является источником развития, однако само социальное окружение ребенка длительное время принципиально не изменяется. Меняется чувствительность или сенситивность ребенка к разным элементам среды. Ведущая деятельность — понятие, позволяющее выделить в спектре видов деятельности ту, которая выражает типичные особенности психологического возраста и определяет формирование ключевых новообразований. Социальная среда — гетерогенное (неоднородное) образование, включающее предметную среду и среду социальных отношений. Теории психического развития рассматривали их раздельно, цент-рируясь либо на отношении «ребенок — предметный мир» (теория Пиаже) и, соответственно, изучении развития интеллекта, либо на отношении «ребенок — взрослый (другой человек)» и, соответственно, на развитии личности (3. Фрейд, Э. Эриксон). Эльконин считал, что предметная среда и среда социальных отношений взаимосвязаны. Сущностной стороной предмета является его социальная функция, а социальные отношения складываются в контексте предметной деятельности. Исследователь попытался представить эти две сферы в относительном единстве; полагая, что на разных возрастных стадиях у ребенка преобладает либо ориентация на сферу социальных отношений, либо на сферу предметных отношений.Все виды деятельности условно можно разделить на две группы деятельности, где ребенок преимущественно ориентируется в предметной области, что обусловливает развитие познавательной операционно-технической сферы опережающими темпами; в социальных и межличностных отношениях, что обусловливает преимущественное развитие аффективно-потребностной сферы личности. Это положение легло в основу гипотезы чередования типов ведущей деятельности как неравномерности развития (Д. Б. Эльконин), определяющей гетерохронность развития личностной и познавательной сфер. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|