Здавалка
Главная | Обратная связь

Проблема движущих сил психического развития ребенка в современной отечественной психологии. Понятие ведущей деятельности (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин).



А. Н. Леонтьев настаивал на том, что в изучении психического развития ребенка необходимо прежде всего исходить из места ре­бенка в системе социальных отношений и анализа его деятельнос­ти. Развитие человека происходит в форме присвоения социо­культурного опыта, что требует осуществить адекватную, но не тож­дественную родовым способностям, кристаллизованным в предметах культуры, деятельность. Деятельность движущая сила разви­тия, поскольку именно в деятельности впервые возникает структу­ра, которая, пройдя путь интериоризации, станет психической фун­кцией. Деятельность понимается как осмысленная и предметная, т. е. связанная с системой социальной практики, значений, способов действий. Исследователь показал, что возникновение и развитие психических процессов определяется задачами деятельности, их местом в структуре деятельности и особенностями организации деятельности.

Ученый вводит понятие ведущей деятельности, основанное на том, что человек в любом возрасте реализует не один, а несколько видов деятельности. Здесь «сработала» идея системности, выска­занная Л. С. Выготским применительно к сознанию. Эта идея была воспринята и переработана А. Н. Леонтьевым в форме положения о системности видов деятельности. Он считал, что жизнь не есть механическое соединение различных видов деятельности. Они не­равнозначны в отношении психического развития и отношении друг к другу. Каждый возраст характеризуется определенным ведущим на данном этапе отношением ребенка к действительности, веду­щим типом деятельности, зависящим от места ребенка в системе социальных отношений и отражающим его достижения в разви­тии.С другой стороны, ведущая деятельность предписывается об­ществом, которое культивирует определенные виды деятельности для каждой возрастной стадии. Например: ведущая деятельность дошкольного возраста — сюжетно-ролевая игра. Общество создает индустрию игрушек. В младшем школьном возрасте ведущая дея­тельность — учебная, проектируемая, контролируемая и регулируе­мая государством. Правда, далеко не все виды деятельности в рав­ной степени поощряются обществом (например, интимно-личност­ное общение подростка со сверстниками). Исследователь считал, что ведущая деятельность определяет отношение ребенка к миру, как своеобразная призма, сквозь которую ребенок воспринимает мир, определяет его социальное бытие.

А. Н. Леонтьев выделил три основных признака ведущей дея­тельности: новообразования психических процессов (познаватель­ной сферы); новообразования личности; возникновение и развитие новых видов деятельности, одна из которых впоследствии стано­вится ведущей. Образно говоря, ведущая деятельность дает жизнь новым видам деятельности. Ученый выделил механизм формиро­вания новых видов деятельности — сдвиг мотива на цель.

Впоследствии Д. Б. Эльконин развивал понятие ведущей дея­тельности, добавив еще два признака.

Признак первый: ведущая деятельность задает ведущий для данной возрастной стадии тип отношений и форму общения со взрос­лыми и сверстниками. Каждая форма ведущей деятельности свя­зана с определенной формой общения.

Признак второй: ведущая деятельность связывает ребенка с теми элементами социальной среды, которые на данной возрастной ста­дии являются источником развития. Они задают ту идеальную форму, которая содержит образец будущего новообразования.

Среда действительно является источником развития, однако само социальное окружение ребенка длительное время принципиально не изменяется. Меняется чув­ствительность или сенситивность ребенка к разным элементам среды.

Ведущая деятельность — понятие, позволяющее выделить в спек­тре видов деятельности ту, которая выражает типичные особеннос­ти психологического возраста и определяет формирование ключе­вых новообразований.

Социальная среда — гетерогенное (неоднородное) образование, включающее предметную среду и среду социальных отношений. Теории психического развития рассматривали их раздельно, цент-рируясь либо на отношении «ребенок — предметный мир» (теория Пиаже) и, соответственно, изучении развития интеллекта, либо на отношении «ребенок — взрослый (другой человек)» и, соответственно, на развитии личности (3. Фрейд, Э. Эриксон). Эльконин считал, что предметная среда и среда социальных отношений взаимосвязаны. Сущностной стороной предмета является его социальная функция, а социальные отношения складываются в контексте предметной деятельности. Исследователь попытался представить эти две сфе­ры в относительном единстве; полагая, что на разных возрастных стадиях у ребенка преобладает либо ориентация на сферу соци­альных отношений, либо на сферу предметных отношений.Все виды деятельности условно можно разделить на две группы деятельнос­ти, где ребенок преимущественно ориентируется в предметной об­ласти, что обусловливает развитие познавательной операционно-технической сферы опережающими темпами; в социальных и меж­личностных отношениях, что обусловливает преимущественное развитие аффективно-потребностной сферы личности.

Это положение легло в основу гипотезы чередования типов ве­дущей деятельности как неравномерности развития (Д. Б. Элько­нин), определяющей гетерохронность развития личностной и по­знавательной сфер.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.