Здавалка
Главная | Обратная связь

Принцип социально-исторической обусловленности психики человека.



Принцип социально-исторической обусловленности развития психики получил дальнейшее развитие в трудах А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца, П. Я. Гальперина. Психическое развитие в животном мире представляет единый диалектический процесс, включающий как периоды непрерывного развития, так и качественные скачки. Преемственность развития психики в филогенезе сочетается с качественным своеобразием психики человека (по сравнению с психикой животных), со специ­фикой онтогенеза человека (по сравнению с онтогенезом животных видов). Деятельностный подход связывает особенности психики и ее развития с характером жизнедеятельности субъекта. В совре­менной отечественной психологии выделяют два типа жизни и, со­ответственно, два типа развития. Первый — инстинктивно-биоло­гический, характерный для животных, предполагает биологический тип онтологического развития. Второй — социально-исторический, основанный на трудовой, продуктивной деятельности, определяет социальный тип развития в онтогенезе.

Согласно А. Н. Леонтьеву, у животных существует два вида опыта: 1) видовой, зафиксированный в наследственной, гене­тической программе; 2) индивидуальный. Он вырабатывается в ре­зультате научения, адаптации и приспособления, представляет со­бой модификацию видового опыта соответственно изменяющимся условиям среды.

Видовой и индивидуальный опыт генетически и функциональ­но взаимосвязаны. Биологический тип онтогенетического разви­тия состоит в предопределенном наследственностью развертыва­нии видовых преформированных структур, их адаптации к измен­чивым условиям среды. Содержание развития определяется актуализацией врожденных видовых способностей, их модифика­ции, адаптации, комбинировании в результате научения в соответ­ствии с меняющимися условиями среды.

Социально-исторический тип жизни определен предметно-про­изводительной совокупной общественной деятельностью, где мате­риальный и духовный труд является источником условий челове­ческого существования. Человек сам производит условия своего существования, а не потребляет готовые природные средства. В этом состоит отличительная особенность человеческой жизнедеятельно­сти и благодаря этому меняется тип жизни и тип развития в онто­генезе. Благодаря производительному характеру трудовой деятель­ности происходит опредмечивание человеческих способностей в продуктах труда. Способ жизнедеятельности равно как способ удов­летворения потребности не преформирован, а порождается челове­ком в предметно-преобразующей продуктивной деятельности.

У человека, в отличие от животных, существует три вида опыта: 1) видовой, врожденный, генетически запрограммированный; 2) ин­дивидуальный, приобретаемый прижизненно в результате науче­ния; 3) культурный, социально-исторический, по сути, родовой опыт человечества, кристаллизующий наши видовые способности. У че­ловека в связи с переходом к продуктивной трудовой деятельности меняется форма фиксации и накопления видового опыта — на вне­шнюю форму в предметах материальной и духовной культуры.

Социально-исторический тип развития предполагает два вида наследования: генетический и социальный.

В ходе эволюции биологическая генетическая форма фиксации видового опыта оказывается менее продуктивной, чем внешняя, культурная форма. Это объясняется тем, что темпы исторического прогресса стали несопоставимы со временем, необходимым для ге­нетического закрепления видовых способностей. Изменение фор­мы наследования, которое стало осуществляться во внешней, культурной форме, привело к изменению типа развития. Специфика онтогенетического развития ребенка состоит в том, что оно осуще­ствляется в форме присвоения социально-исторического культур­ного опыта.

Для того чтобы видовые способности, кристаллизованные в пред­метах культуры, стали психологическими способностями субъекта, необходим процесс распредмечивания как воспроизведения инди­видуумом исторически сформировавшихся человеческих свойств, способностей и способов поведения. Это означает, что человек в про­цессе присвоения общественно-исторического опыта должен реали­зовать в отношении предмета культуры адекватную форму деятель­ности, хотя и не тождественную деятельности по созданию этого предмета. Процесс опредмечивания — распредмечивания А. Н. Ле­онтьев, вслед за К. Марксом выделяет как базовый для развития видовых способностей человека. Развитие — это процесс воспроиз­ведения индивидом исторически сформировавшихся, закрепленных в культуре человеческих способностей, способов деятельности и по­ведения.

Присвоение культурного опыта осуществляется в активной пред­метной деятельности ребенка, направленной на распредмечивание и развитие человеческих способностей в общении и сотрудничестве со взрослым.

Важнейшими характеристиками нового, присущего человеку типа развития являются:

■ особая форма развития как присвоение социокультурного опыта;

■ развитие как преодоление. На смену развитию по типу адапта­
ции, характерному для животных, приходит развитие по типу
преодоления, специфическое для человека.

Понимание развития как преодоления не означает, что нельзя говорить о процессах психологической адаптации применительно к социальным условиям или об адаптации как варианте разви­тия. В этом контексте можно выделить три индивидуальных вари­анта развития: выученная беспомощность (отказ от действия в любой проблемной ситуации), адаптация в форме конформизма (принятие ситуации такой, какая она есть), творчество как преодоление и со­зидание.

В соответствии с новым пониманием типа развития человека в онтогенезе меняется понимание роли наследственности, среды, об­щения и деятельности в развитии.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.