Новое понимание кризисов
Кризис – разрешение противоречий, возникающих в ходе психич разв. Суть противоречий — несоответствие старой ССР и уровня достижений ребенка, т. е. сформировавшихся но. Особенности кризиса (1-3 описаны Келлером, 4- Выг): 1) Особая динамическая структура кризиса.1- никогда не знаешь когда кр начался (может протекать незаметно); 2- три фазы: - предкритическая (нарастание негатвных симптомов развития, связанное с тем, что возможности реба не соотв-т отношению к нему), - кульминационая (резкое обострение противоречия, начало перестройки сср), - посткритическая (постепенное сглаживание негативных проявлений) 2) Относительная трудновоспитуемостъ: Прежние методы воспитательного воздействия в период кризиса оказываются неэффективными. Психол смысл: чтобы переориентироваться на новые эталоны ценностей и образцы пов, надо отказаться от старых 3) Негативный характер развития: потеря интересов — старые мотивы оказываются недейственными, возникает феномен утраты смыслов прежних видов деят, увлечений и занятий. Напр, в период кризиса 6-7 лет у реба впервые возникает слово «скучно». + снижение позноват способностей 4) Возникновение НО в пер кризиса но гипертрофированны и не всегда адекватны реальным условиям. Напр, В подр кр за рождающееся «чувство взрослости» может приобретать неадекватную гипертрофированную форму.\ Отличия схемы Выготского от других периодизаций 1. Основным критерием деления детского развития являются но; 2. Введение в схему возрастной периодизации критических возрастов; 3. Исключение из схемы периода эмбрионального развития ребенка (по тому, что не может рассматриваться наряду с внеутробным развитием ребенка как социального существа – это особый тип развития, подчиненный другим закономерностям) 4. Исключение периода развития называемого обычно юностью (чрезмерно растянут). Период от 18 до 25 лет – начальное звено в цепи зрелых возрастов,. 5. Включение возраста полового созревания в число стабильных, устойчивых, а не критических возрастов. Сензитивные период В развитии ребенка существуют оптимальные сроки для каждого вида обучения. Например, 4-х месячного младенца нельзя обучать речи, потому что в этот период ребенок еще не созрел для данного вида обучения. Но в тоже время, если ребенка начинают обучать речи в 3 года и грамоте в 12 лет – он оказывается в неблагоприятных условиях развития. Слишком позднее обучение также трудно и малоплодотворно для ребенка, как и слишком раннее. Обучение опирается на несозревшие, но созревающие процессы. Выготский объясняет этот тезис на примере: у ребенка 3-х лет больше предпосылок для обучения речи (зрелость моторики, внимания, сообразительность), но он усваивает речь труднее, чем ребенок 1,5 года, у которого меньшая степень зрелости этих же предпосылок. Значит обучение опирается не столько на уже созревшие функции и свойства, сколько на созревающие. Область этих процессов охватывается зоной ближайшего развития и оптимальные сроки обучения ребенка определяются этой зоной. Проблема сенситивных периодов получила разрешение в учении о системном и смысловом строении сознания. До Выготского сознание понималось атомистически как совокупность развивающихся функций. Системность сознания воплощена во взаимозависимости психических функций, в иерархическом строении системы функций; в изменении иерархии функций в ходе воз растного развития. Так, в младенчестве сознание не дифференциро вано, отдельные психические функции не выделены. К концу младенчества функции дифференцируются. В раннем возрасте доминирует функция восприятия, тогда как все свойства остальных функций зависят от характера иерархии (память в форме узнавания, наглядно-действенное мышление и пр.). В дошкольном возрасте во главе иерархии становится память, определяя характер развития остальных функций. Например, мышление становится наглядно-образным. В школьном возрасте доминирующее место занимает мышление, коренным образом преобразующее сознание. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|