Здавалка
Главная | Обратная связь

Периодизация Эльконина



Периодизация строится по следующей схеме – цикл, периоды, фазы развития. Целостный цикл (эпоха развития) включает два взаимодополняющих периода – период развития мотивационно-потребностной и личностной сферы и период развития операционно-технической, умственной сферы. Эти периоды сгруппированы в 3 эпохи, по 2 периода. Эпохи отделены большими кризисами, 3 и 12 лет. Периоды разделены между собой малыми кризисами. Противоречие для малых кризисов – противоречие сформированных мотивов, отсутствие средств реализации деятельности. Большие кризисы связаны с несформированностью мотивов, потребностей и выработки жизненной позиции.

Эльконин предложил рассматривать каждый период развития на основе 4 критериев: ССР – как система отношений, в которую вступает ребенок, способ ориентации в этих отношениях; ведущий тип деятельности; основные новообразования; кризис.

Ограничения периодизации:

1. не включен период пренатального развития (иные закономерности развития)

2. Периодизация завершается возрастом 17 лет, не включая зрелые возраста (кардинальное изменение законов развития в зрелом возрасте, не в форме присвоения социально-культурного опыта, а в форме саморазвития)

Эпоха раннего детства

1. Младенчество (2 мес-1год) – ведущая деятельность – непосредственно эмоциональное общение ребенка со взрослым. Внутри нее формируются ориентировочная и сенсорно-манипулятивные действия. Рост потребностей за счет общения со взрослым. 2-3 мес. – «комплекс оживления». Но к концу первого года потребностей становится больше, но не развиваются возможности их удовлетворения. Развитие широкой ориентации ребенка в окружающей среде. Кризис 1-го года. Новообразования – развитие потребности в общении с близким взрослым. Разрыв системы «Пра-мы». Ребенок автономизировался. Мир стал более доступен и непосредственен. Ребенок открыл для себя предметный мир.

2. Ранний возраст (1-3 года) - ведущая деятельность - предметно-орудийная. Преимущественное развитие познавательной умственной сферы – речь, мышление, восприятие. Кризис 3-х лет. Происходит перестройка отношений между ребенком и взрослым в пользу возрастания самостоятельности и автономии первого.

Эпоха детства:

3. Дошкольный возраст (3-7 лет) – ведущая деятельность – ролевая игра – коллективная игра в которой расписаны роли участников. Ребенок осваивает новые роли, учится подчинать поведение новым правилам и мотивам. Реальный и идеальный мир ребенка не совпадает. Модель идеального – сюжетно-ролевая игра. Основное развитие происходит внутри ролевой игры. В ней происходит ориентация в фундаментальных смыслах человеческой деятельности. Формируется стремление к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности. У ребенка происходит оценка того, что он недостаточно вооружен для полноценной жизни. Ребенок понимает, что ему надо учиться. Завершается дошкольный возраст кризисов 6-7 лет (малый кризис), его основным новообразованием является формирование мира внутренних переживаний.

4. Младший школьный возраст (7-11 лет) – ведущая деятельность – учебная, в ней осуществляется познавательное развитие. Происходит формирование интеллектуальных и познавательных сил. Завершается младший школьный возраст большим кризисом 12 лет, кризис перестройки взаимоотношений со взрослым. Происходит рождения чувства взрослости.

Эпоха подростничества (начинается с кризиса 12 лет заканчивается кризисом 17 лет):

5. Младший подростковый возраст (12-17 лет) – ведущая деятельность - интимно-личностное общение со сверстниками. Формирование нравственных ценностей, представления о себе, о смысле жизни, самосознания. Происходит воспроизведение в отношениях между сверстниками тех отношений, которые существуют между взрослыми. Отношения строятся на основе определенных морально-этических норм. Внутри этой деятельности формируются общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее. Благодаря этому возникают новые задачи и мотивы дальнейшей собственной деятельности.

6. Старший подростковый возраст (от 17 лет) – ведущая деятельность - учебно-профессиональная. В процессе ее происходит развитие психики и личности. Кризис 17 лет знаменует начало вступления во взрослость.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.