Здавалка
Главная | Обратная связь

Возрастные нормативные кризисы детства и зрелости



Кризис новорожденности

Кризис новорожденности как психологический кризис впервые был выделен и описан Л. С. Выготским. Он с изменением типа жизни и типа развития из-за отделения ребенка от организма матери (систем питания, дыхания, выделения).

Кризис новорожденности обнаруживается в моментах инволюции развития, например, в потере веса в первые две недели, по сравнению с моментом рождения, вследствие несформированности системы пищевого поведения. Физиологический критерий завершения кризиса — начало прибавления в весе.

Социальная ситуация развития: полная зависимостью ребенка от близкого взрослого, с одной стороны, и отсутствием готовых форм и средств общения, с другой. Т.е. без взрослого он не выживет, а потребности в общении и средств общения пока нет.

Новообразования: возникновение индивидуальной психической жизни

Разрешение кризиса новорожденности осуществляется к концу второго месяца жизни и связано с формированием рубежного новообразования, получившего название комплекса оживления и знаменует собой формирование у ребенка потребности в общении со взрослым и представляет первую форму такого общения.

Кризис одного года

Симптомами кризиса являются симптомы негативизма и упрямства ребенка. Реакции ребенка носят генерализованный неуправляемый характер.

CCР: Причиной кризиса первого года жизни («малого» кризиса в терминологии Д. Б. Эльконина) является противоречие между возросшими возможностями ребенка и его местом в системе социальных отношений, сложившимися ранее формами общения и сотрудничества со взрослым, отражающее важные достижения ребенка.

Новообразования: 1. ходьба, с которой приобретается физическая автономия от взрослого. 2. возникновение «аффективно заряженных представлений» или мотивирующих представлений «полевое» поведение ребенка, полностью регулируемое извне, постепенно сменяется формами «волевого» поведения, регулируемого внутренними структурами. Мотивирующие представления являются синтезом интеллектуальных и аффективных компонентов.

Яркие аффективные вспышки в контексте взаимоотношений со взрослым обусловлены усложнением деятельности и переходом к предметно-орудийной деятельности. Недостаточность старых средств общения для решения новых задач развития рождает объективную необходимость овладения речью.

Возникшее противоречие приводит к разрушению старой ситуации развития. Прежняя система отношений с близким взрослым («Пра-Мы») распадается и вместо единого субъекта, объединяюще- го симбиотической связью «мать—ребенок», возникают два субъекта.

Кризис трех лет

В основе возникновения кризиса трех лет лежит противоречие двух тенденций, в равной мере определяющих жизнедеятельность и активность ребенка. Первая — стремление принять участие в жизни взрослых и распад прежней совместной предметной деятельности, уже освоенной ребенком. Вторая — утверждение самостоятельности. Кризис трех лет относится к числу наиболее острых по поведенческой симптоматике. Л. С. Выготский называл симптомы кризиса «семизвездием кризиса трех лет». К этим симптомам относятся:

1. Негативизм— отказ выполнять любые требования взрослого. Негативная реакция связана не с содержанием предложений взрослых, не с тем, что ребенок не хочет этого делать, а с тем, что эти предложения исходят от взрослых.

2. Упрямство — ребенок настаивает на своем требовании не потому, что хочет, а потому, что он этого потребовал.

3. Строптивость — безлична, направлена против всего устоявшегося, норм воспитания, прежнего образа жизни.

4. Своеволие — стремление к психологической самостоятельности намерений, эмансипации от взрослого, утверждению воли.

5. Обесценивание всего того, что раньше было значимо и дорого для ребенка.

6. Деспотизм (диктат) — ревность. Диктат проявляется в том, что ребенок заставляет родителей делать все так, как он велит. По отношению к сестрам и братьям деспотизм проявляется как ревность, принимающая форму агрессии и конкуренции за родительские «ресурсы» внимания и заботы.

7. Протест-бунт — ребенок в состоянии непрекращающейся войны и конфликта с окружающими. Частые ссоры, сопротивление, неприятие ситуации.

Наряду с негативными симптомами можно выделить достижения ребенка. К концу раннего возраста он начинает называть себя, используя местоимение «Я».

Другим новообразованием кризиса трех лет является гордость за достижения. Появляется позиция «Я сам».На основе выделения собственных желаний ребенок познает различие между «должен» и «хочу». Зона ближайшего развития состоит в обретении возможностей Я («могу»)

Кризис 7 лет

Завершается дошкольный возраст кризисом 6-7 лет. Важнейшие симптомы такого кризиса — потеря непосредственности, кривляние, манерничание (Л. С. Выготский). Ребенок утрачивает прежние детские интересы, становится «закрытым», скрывает свои чувства и переживания от окружающих. Формирование внутренней позиции, интеллектуализация и обобщение аффекта приводят к тому, что отношение к миру теряет непосредственность и начинает регулироваться характером переживания ребенком своих отношений с окружающими его людьми. Другие симптомы — оспаривание родительской просьбы или требования, непослушание, хит- рость как нарушение правил, которые прежде выполнялись, демонстративная «взрослость» и стремление не выглядеть и не быть «как маленький» . За негативными симптомами скрывается позитивное достижение ребенка — стремление к новой социально значимой позиции и самостоятельности.

Кризис 6-7 лет – пожалуй единственный кризис в котором перестройка сср и перевод в новую сср осуществляется без учета личностных и умственных особенностей ребенка.

Кризис 12 лет

Завершается младший школьный возраст (большой кризис), выступающий как кризис перестройки отношений со взрослым.

Новообразования: особая форма самосознания - чувство взрослости. 1. Проявляется чувство, не рефлексия, стремление 2. Социальная форма самосознания, Подросток стремится видеть себя в социальной форме взрослого, требует признания себя взрослым, уважения, учета своего мнения: равенства прав.

Особенности нормативного кризиса в зрелом возрасте:

1. Возникают реже, что обусловлено снижением темпа психического развития с возрастом.

2. Они не столь явно, как кризисы детства, привязаны к хронологическому возрасту. Это обстоятельство и стало причиной для бурной дискуссии о том, существуют ли вообще нормативные кризисы зрелости.

3. Протекание кризиса более осознанно, чем в детстве, и преимущественно во внутреннем, скрытом для внешнего наблюдения плане.

4. Они принадлежат к ценностно-смысловым кризисам. В ряде периодизаций возрастные кризисы зрелости получили название переходные периоды.

Признанными нормативными возрастными кризисами зрелости считают:







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.