Тема 6. Складская логистика
Склад – здание, сооружение, устройство предназначенное для приемки и хранения различных материальных ценностей, подготовки их производственному потреблению и бесперебойному снабжению ими потребителей. Склады промышленных предприятий и фирм классифицируются следующим образом: 1) по характеру деятельности, т.е. по назначению – материальные (снабженческие) склады; внутрипроизводственные (межцеховые и внутрицеховые); сбытовые; 2) по виду и характеру хранимых материалов – универсальные; специализированные; 3) по типу здания, конструкции – закрытые; полузакрытые; открытые; специальные (например, бункерные сооружения, резервуары); 4) по месту расположения и масштабу действия – центральные; участковые; прицеховые; 5) по степени огнестойкости – несгораемые; трудносгораемые; сгораемые. К материальным (снабженческим) складамотносят склады, через которые предприятия получают сырье, материалы, изделия заготовки, необходимые для производства. Это склады металла, отливок и поковок, комплектующих изделий, центральный материальный склад и другие. Особенность этих складов состоит и том, что они входят не только в систему складского хозяйства промышленного предприятия и связаны с технологией основного производства, но связаны и с региональными складскими системами. Цель создания внутрипроизводственных складов состоит в том, чтобы компенсировать неравномерности производственный циклов и ритма производства на различных участках и в цехах предприятия. Особенностями этих складов являются сравнительно небольшие сроки и запасы хранения продукции, возможности прибытия и отправления продукции небольшими интервалами по времени и даже непрерывным потоком (например, на конвейере); ритмичность грузопотоков, по сравнению со складами, связанны ми с работой материального транспорта. По виду и характеру хранимых материалов склады могут быть универсальными(хранить различные материальные средства) и специализированными(хранить один вид продукции – металл, краски, масла и т.д.). Наиболее эффективная техническая оснащенность, технология и организация работы и конечные технико-экономические показатели работы складов могут быть достигнуты при объединении их в крупные складские комплексы. Это объясняется тем, что при (больших грузопотоках и объемах хранения продукции могут быть наиболее приемлемы современные технические средства на транспортно-складских работах, что позволяет снизить себестоимости переработки и хранения продукции. По типу больших внешних систем, взаимодействующих через склады, объекты складского назначения можно классифицировать на следующие большие классы: 1) производство – склад – транспорт: П ↔ С ↔ Т; 2) транспорт – склад – производство: Т ↔ С ↔ П; 3) транспорт 1 – склад – транспорт 2: Т1 ↔ С ↔ Т2; 4) производство 1 – склад – производство 2: П1 ↔ С ↔ П2. По сочетаниям различных видов транспорта прибытия и отправления продукции возможны более 200 типов складов. Определение параметров склада, оборудования и подъемно-транспортных механизмов Продукцию на закрытых складах, под навесами и на открытых складских площадях размещают так, чтобы к ней был свободный доступ для выполнения складских операций, чтобы за-1траты сил и технических средств на перемещение продукции были наименьшими, и складская площадь была использована рационально и обеспечивалась сохранность продукции. Для того чтобы продукция была размещена по определенной системе и можно было найти нужную партию или место, необходимо тщательная планировка склада. Технологические процессы складов и производства связывают в единое целое такие элементы логистики как грузовые единицы. Грузовая единица – некоторое количество груза, которое погружают, транспортируют, выгружают и хранят как единую массу. Существенными характеристиками грузовой единицы являются: - размеры; - способность к сохранению целостности, а также первоначальной геометрической формы в процессе разнообразных логистических операций. В качестве платформы для формирования грузовой единицы используются стандартные поддоны размерами 1200 х 800 мм2, 1200 х 1000 мм2. Любой груз, упакованный в стандартную тару, располагается на них рационально. Запасы служат для того, чтобы ослабить непроизводственные зависимости между поставщиком, производителем и потребителем. Наличие запасов позволяет обеспечить производство сырьем, поставляемым оптимальными по размеру партиями, а также производить переработку сырья в готовую продукцию партиями оптимального размера. Запасы сырья ослабляют зависимость поставщика сырья от производителя продукции, запасы готовой продукции ослабляют зависимость производителя этой продукции от потребителя, а запасы полуфабрикатов, находящихся в процессе производства, снижают зависимость друг от друга отдельных цехов. На предприятиях, где производство построено таким образом, что материалы обрабатываются отдельными партиями, необходимо наличие межцехового буферного запаса полуфабрикатов. Функционирование складского хозяйства в системе распределения продукции Эффективность логистической системы зависит не только от совершенствования и интенсификации промышленного и транс портного производства, но и складского хозяйства. Складские системы способствуют: ü сохранению качества продукции, материалов, сырья; ü повышению ритмичности и организованности производства и работы транспорта; ü улучшению использования территорий предприятий и фирм; ü снижению простоев транспортных средств и транспортных расходов; ü высвобождению рабочих от непроизводительных погрузочно-разгрузочных и складских работ для использования их в основном производстве. Складирование продукции необходимо в связи с имеющимися, неравномерностями циклов производства, транспортировок и потребления ее. Складские системы различных типов могут создаваться в начале, середине и конце транспортных грузопотоков или производственных процессов для временного накапливания грузов и своевременного снабжения производства материалами в нужных количествах. Временное складирование (накапливание) продукции обусловлено характером производства и транспорта. Оно позволяет преодолеть временные, пространственные, количественные и качественные несоответствия между наличием и потребностью в материалах в процессе производства и потребления. Кроме операций складирования грузов выполняются еще и внутрискладские транспортные, погрузочные, разгрузочные, сортировочные, комплектовочные и промежуточные перегрузочные операции, а также некоторые технологические операции и т.д. Поэтому складские системы следует рассматривать не только как устройства для хранения грузов, а как транспортно-складские комплексы, в которых процессы перемещения грузов играют важную роль. Ввиду неравномерности перевозок грузов работа этих комплексов может иметь динамический или стохастический характер. Следует иметь в виду, что складские системы способствуют преобразованию грузопотоков, изменяя параметры принимаемых и выдаваемых партий грузов (по размеру, составу, физическим характеристикам входящих грузов, времени отправки транспортных партий и т.д.). Цель создания функционирования складской системы состоит не только в том, чтобы принимать с транспорта (например, магистрального) грузопоток с одними параметрами, перерабатывать и выдавать его на другой (например, внутризаводской) с другими параметрами, но и для того, чтобы выполнять это преобразование с минимальными издержками. Существующие складские системы во многом отличаются друг от друга. Например, размерами и сложностью, типами хранимых изделий, издержками, связанными с их работой, характером происходящих в них случайных процессов и характером информации, поступающей к лицам, ответственным за принятие решений. Эти отличия можно трактовать как различия в структуре складских систем; они могут также иметь непосредственное отношение к тому типу стратегии функционирования, которую следует применять при управлении системой. Под стратегией функционирования мы понимаем принятие решения о времени и количестве заказываемой продукции. Кроме того, при функционировании складского хозяйства следует рассматривать такие вопросы: 1. Какой уровень материальных ресурсов следует иметь на каждом транспортно-складском комплексе для обеспечения требуемого уровня обслуживания потребителей? 2. В чем состоит компромисс между уровнем обслуживания потребителя и уровнем материальных ресурсов в системе логистики? 3. Если продукция размещается между стадиями, или эшелонами, где одна стадия пополняет другую (в многоэшелонной системе), какими ресурсами должна располагать каждая стадия (эшелон)? 4. Должна ли продукция отгружаться непосредственно с предприятия? 5. Каково значение компромисса между выбранным способом транспортирования и материальными запасами? 6. Каковы общие уровни материальных запасов на фирме связанные со специфическим уровнем обслуживания? 7. Как и где следует размещать страховые запасы? 8. Как изменяются затраты на содержание продукции в зависимости от изменения числа складов? В сети распределения продукции потребителям имеется несколько маршрутов (или физических каналов). Выбор нужного маршрута оказывает существенное воздействие на уровень обслуживания потребителя и на уровень совокупных запасов в системе распределения. Такие воздействия должны тщательно учитываться при выборе метода распределения, включающего такие аспекты как способ транспортирования, отгрузку непосредственно с предприятия или через систему отраслевых складов, количество эшелонов и связанное с этим размещение запасов. В складской системе запасы могут храниться в одном или нескольких местах. Одна из простейших форм состоит в том, что имеется один пункт, который служит складом для одного или нескольких других пунктов. Эта форма приводит к так называемой складской системе с разветвленной структурой. Такая система состоит из нескольких эшелонов. Могут быть и; другие варианты. Пункты на всех уровнях могут пополнять свои запасы не только с верхнего эшелона, но также и из другого источника. В некоторых случаях допускается перераспределение запасов между различными пунктами на одном уровне. Как правило, большинство встречающихся на практике систем управления запасами через складскую сеть имеет разветвленную структуру. Однако она не имеет цельную структуру управления, так как различные эшелоны системы подчиняются различным организациям. Изготовитель может управлять только производством и своим складом, тогда как региональные и локальные склады могут принадлежать различным владельцам. В такой системе каждая организация имеет возможность сама выбирать стратегию функционирования складского хозяйства и управления запасами, находящимися в ее подчинении. Обычно трудно проанализировать систему в целом для определения необходимой стратегии функционирования для каждого пункта хранения на каждом уровне. Однако можно найти наилучший способ хранения материалов, например, на одном из складов 2-го эшелона. При проведении анализа следует считать потребителями склады розничной торговли 1-го эшелона, а источником пополнения запасов – склад на 3-м эшелоне. Часто при обеспечении материальными ресурсами потребителей предполагается только один источник, из которого складская система по мере необходимости проводит пополнение запасов. Таким источником может быть заводской склад, региональный склад и другие источники. Однако в некоторых случаях существует выбор между двумя или более источниками. Например, предприятия розничной торговли могут получать продукцию не только из локального склада, но и напрямую с завода-изготовителя. На практике анализ проводится по упрощенной системе, поэтому в дальнейшем мы будем пользоваться этой системой. Следует отметить, что теоретических основ для оценки стратегии размещения запасов с несколькими эшелонами не существует. Американские специалисты, как правило, стратегию по системе с нескольким эшелонами связывают с хранением страховых запасов. Первая система – независимая, при которой все запасы (в том числе и страховые) концентрируют на центральном складе, а страховой запас – в филиальных помещениях. Расход покрывает время, требуемое на доставку продукции. Вторая система - объединенная. При этой системе общие и страховые запасы находятся на складах филиалов, а центральный склад использует фазовое снабжение филиалов. Компромисс между этими стратегиями от сложившихся условий (формирование запасов на фирмах, системы запасов) часто оказывается трудным. Для выбора стратегии функционирования складских систем важную роль играют издержки. Существует пять основных типов издержек, которые оказывают влияние на выбор стратегии функционирования: ü издержки, связанные с поставкой; ü издержки содержания запасов; ü издержки выполнения заказов потребителей; ü издержки, связанные с дефицитом запасов, когда поступающие требования не могут быть удовлетворены; ü издержки по сбору и обработке данных и по управлению; складской системой. Рассмотрим более детально каждый из этих типов издержек. Издержки поставок. Эти издержки можно разделить на две части. Первую часть составляет сумма, которую следует уплатить поставщику. Она представляет собой стоимость поставляемого товара. Вторая часть – это издержки самой складской системы. Они могут отличаться для разных систем и зависеть от ряда различных факторов. Эти издержки относят к оформлению и обработке заказа, т.е. расходы на бумагу, зарплату соответствующих работников, стоимость составления отчетных возможностей и т.д. Стоимость транспортирования запаса от поставщика к пункту хранения оплачивается обычно поставщиком и поэтому оплачивается складской системой. Транспортные издержки зависят от используемого вида транспорта. Издержки содержания запасов. Существуют издержки, связанные с поступлением товара на склад и др. Издержки самой складской системы можно разделить на две категории: на издержки, зависящие от размера заказа, и издержки, не зависящие от размера заказа. Издержки, зависящие от размера заказа, можно выразить через С (Q), где С – стоимость единицы поставляемого товара, a Q – объем поставки, ед. Издержки, не зависящие от размера заказа, или фиксированная стоимость обозначается через А. Тогда общие издержки подачи заказа на Q единиц составляет А + С (Q). Издержки содержания запасов. К этим издержкам относятся страховка, налоги, арендная плата за складское помещение, если оно не принадлежит системе, стоимость эксплуатации помещения склада и т.п. В ряде случаев наиболее важными являются не прямые издержки, а косвенные экономические потери, возникающие из-за того, что капитал вкладывается в запасы, вместо того чтобы использовать его в других сферах. Потери такого рода равны наибольшей норме прибыли, которую система могла бы получить от размещения капитала в других сферах деловой активности. Если капиталы инвестируются в складское хозяйство, то тем самым отказываются от указанной прибыли. Следовательно, потерянная прибыль представляет косвенные издержки содержания запасов. Издержки выполнения заказов потребителей. Эти издержки обычно состоят из издержек учетных операций (составление накладной, запись в журнале, информация о положении дел и т.д.), зарплаты работников склада, занятых обработкой заказов, издержек на упаковку и транспортирование в случае, если они оплачиваются складской системой. Необходимо отметить, что несмотря на изменение издержек при колебаниях интенсивности спроса, они не зависят от стратегии управления запасами. Поэтому их не следует учитывать при определении издержек, которые меняются с изменением стратегии функционирования системы. С другой стороны, издержки, связанные с дефицитом запасов в системе, зависят от стратегии функционирования, поскольку именно от нее зависит, какое время в системе наблюдается дефицит запасов. Издержки, связанные с дефицитом. Эти издержки трудно определить. Однако, если отсутствуют запасы на складе, теряется покупательский спрос на продукцию (т.е. покупатель в будущем может вести дела с кем-нибудь другим), теряется прибыль. Издержки по сбору и обработке данных. Это издержки по сбору информации о спросе на продукцию, учет продукции, расходы по прогнозированию ожидаемого спроса и т.д. Использование этих издержек возможно при нахождении приемлемой стратегии функционирования складской системы. Критерием выбора может быть максимум издержек. Типы запасов: ü Буферный запасорганизуется между поставщиком и потребителем. Он используется для компенсации издержек, связанных с движением материалов; для ослабления зависимости потребителя от поставщика; для обеспечения возможности закупки продукции, а также ее производства партиями оптимального размера. ü Запасы готовой продукциислужат следующим целям: обеспечению производства продукции партиями оптимального размера; удовлетворению ожидаемого спроса; компенсации отклонений фактического спроса от прогнозируемого (гарантийного) запаса. ü Запасы для компенсации задержексвязаны с продвижением материальных ресурсов. Обычно определение таких запасов не вызывает затруднений, если известно время задержки. ü Запасы, необходимые для удовлетворения ожидаемого спроса, содержатся для того, чтобы покрыть прогнозируемый спрос. Поскольку величина и время спроса предполагаются известными, то определение таких запасов не вызывает особых затруднений. ü Гарантийный запасслужит для удовлетворения непредсказуемого увеличения спроса. Наличие этих запасов компенсирует отклонение фактического спроса от прогнозируемого. Практически реализация концепции логистики связывается с оптимизацией совокупных запасов на фирмах и компаниях. Критерием оптимизации запасов служат издержки: по закупкам, по содержанию запасов, в результате отсутствия продукции и т.д. Типы издержек: ü Издержки по закупкам: издержки по оформлению заказа; издержки по оформлению договора о поставках и коммуникации с поставщиками; транспортные издержки, если стоимость транспортирования не входит в стоимость получаемого товара; издержки по складированию и получению заказа. Некоторые – фиксируются в заказе и не зависят от его объема, другие, – например, транспортные и складские издержки – находятся в прямой зависимости от величины заказа. ü Издержки по содержанию запасаопределяются затратами на складское хранение продукции в течение известного времени и непосредственно зависят от объема складируемой продукции. Сюда относятся складские издержки и рентные платежи, если помещение арендуется, или текущие затраты по содержанию складов, принадлежащих производственной единице. К данному виду издержек относятся капитальные издержки. Страховые запасы поддерживаются как защита от потерь запасов на случай пожара и краж. Страховые запасы облагаются налогами по состоянию на день оценки. Этот уровень не всегда отражает действительное содержание запасов. К этой же группе относят потери от разрушения и порчи запасов. Потери в результате отсутствия продукции несет изготовитель в том случае, если он не может удовлетворить спонтанно возникший спрос из-за отсутствия продукции на складе. Эти потери могут быть двух видов: ü Стоимость потерянных продаж, когда заказчик передает свой заказ другому изготовителю. В данном случае издержки определяются как потери прибыли от предполагаемых затрат; ü Заказчик ожидает выполнения заказа. Продажи не потеряны, а отложены. Однако ожидание может создать дополнительные затраты на оформление заказа, транспортные и складские расходы, когда заказ не может быть выполнен через обычные каналы распределения. Определить эти издержки не составляет труда. Системы управления запасами При управлении запасами любого товара следует ответить на два вопроса: когда пополнять запас и каков должен быть размер заказа на пополнение. Проанализируем ответы на эти вопросы для различных обстоятельств. По существу каждое решение, принимаемое при управлении запасами всякой организацией вне зависимости от сложности системы снабжения, так или иначе связано с вопросами о том, сколько заказывать и когда заказывать. Для решения этих вопросов существуют определенные системы управления запасами: ü с фиксированным размером заказа; ü с фиксированным интервалом между заказами (с постоянным уровнем запаса). Остальные системы представляют собой разновидности этих двух систем.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|