Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема 6. Складская логистика



Склад – здание, сооружение, устройство предназначенное для приемки и хранения различных материальных ценностей, подготовки их производственному потреблению и бесперебойному снабжению ими потребителей.

Склады промышленных предприятий и фирм классифицируются следующим образом:

1) по характеру деятельности, т.е. по назначению – матери­альные (снабженческие) склады; внутрипроизводственные (межцеховые и внутрицеховые); сбытовые;

2) по виду и характеру хранимых материаловуниверсальные; специализированные;

3) по типу здания, конструкциизакрытые; полузакрытые; открытые; специальные (например, бункерные сооружения, резервуары);

4) по месту расположения и масштабу действияцентральные; участковые; прицеховые;

5) по степени огнестойкостинесгораемые; трудносгораемые; сгораемые.

К материальным (снабженческим) складамотносят склады, через которые предприятия получают сырье, материалы, изделия заготовки, необходимые для производства. Это склады металла, отливок и поковок, комплектующих изделий, центральный материальный склад и другие. Особенность этих складов состоит и том, что они входят не только в систему складского хозяйства промышленного предприятия и связаны с технологией основного производства, но связаны и с региональными складскими системами.

Цель создания внутрипроизводственных складов состоит в том, чтобы компенсировать неравномерности производственный циклов и ритма производства на различных участках и в цехах предприятия. Особенностями этих складов являются сравнительно небольшие сроки и запасы хранения продукции, возможности прибытия и отправления продукции небольшими интервалами по времени и даже непрерывным потоком (например, на конвейере); ритмичность грузопотоков, по сравнению со складами, связанны ми с работой материального транспорта.

По виду и характеру хранимых материалов склады могут быть универсальными(хранить различные материальные средства) и специализированными(хранить один вид продукции – металл, краски, масла и т.д.).

Наиболее эффективная техническая оснащенность, технология и организация работы и конечные технико-экономические показатели работы складов могут быть достигнуты при объединении их в крупные складские комплексы. Это объясняется тем, что при (больших грузопотоках и объемах хранения продукции могут быть наиболее приемлемы современные технические средства на транспортно-складских работах, что позволяет снизить себестоимости переработки и хранения продукции.

По типу больших внешних систем, взаимодействующих через склады, объекты складского назначения можно классифицировать на следующие большие классы:

1) производство – склад – транспорт: П ↔ С ↔ Т;

2) транспорт – склад – производство: Т ↔ С ↔ П;

3) транспорт 1 – склад – транспорт 2: Т1 ↔ С ↔ Т2;

4) производство 1 – склад – производство 2: П1 ↔ С ↔ П2.

По сочетаниям различных видов транспорта прибытия и отправления продукции возможны более 200 типов складов.

Определение параметров склада, оборудования и подъемно-транспортных механизмов

Продукцию на закрытых складах, под навесами и на откры­тых складских площадях размещают так, чтобы к ней был свободный доступ для выполнения складских операций, чтобы за-1траты сил и технических средств на перемещение продукции были наименьшими, и складская площадь была использована рационально и обеспечивалась сохранность продукции.

Для того чтобы продукция была размещена по определенной системе и можно было найти нужную партию или место, необходимо тщательная планировка склада.

Технологические процессы складов и производства связывают в единое целое такие элементы логистики как грузовые единицы. Грузовая единица – некоторое количество груза, которое погружают, транспортируют, выгружают и хранят как единую массу. Существенными характеристиками грузовой единицы являются:

- размеры;

- способность к сохранению целостности, а также первоначальной геометрической формы в процессе разнообразных логистических операций.

В качестве платформы для формирования грузовой единицы используются стандартные поддоны размерами 1200 х 800 мм2, 1200 х 1000 мм2. Любой груз, упакованный в стандартную тару, располагается на них рационально.

Запасы служат для того, чтобы ослабить непроизводственные зависимости между поставщиком, производителем и потребите­лем. Наличие запасов позволяет обеспечить производство сырьем, поставляемым оптимальными по размеру партиями, а также про­изводить переработку сырья в готовую продукцию партиями оп­тимального размера. Запасы сырья ослабляют зависимость по­ставщика сырья от производителя продукции, запасы готовой продукции ослабляют зависимость производителя этой продукции от потребителя, а запасы полуфабрикатов, находящихся в процес­се производства, снижают зависимость друг от друга отдельных цехов. На предприятиях, где производство построено таким обра­зом, что материалы обрабатываются отдельными партиями, необ­ходимо наличие межцехового буферного запаса полуфабрикатов.

Функционирование складского хозяйства в системе распределения продукции

Эффективность логистической системы зависит не только от совершенствования и интенсификации промышленного и транс портного производства, но и складского хозяйства.

Складские системы способствуют:

ü сохранению качества продукции, материалов, сырья;

ü повышению ритмичности и организованности производства и работы транспорта;

ü улучшению использования территорий предприятий и фирм;

ü снижению простоев транспортных средств и транспортных расходов;

ü высвобождению рабочих от непроизводительных погрузочно-разгрузочных и складских работ для использования их в основном производстве.

Складирование продукции необходимо в связи с имеющимися, неравномерностями циклов производства, транспортировок и потребления ее. Складские системы различных типов могут создаваться в начале, середине и конце транспортных грузопотоков или про­изводственных процессов для временного накапливания грузов и своевременного снабжения производства материалами в нужных количествах. Временное складирование (накапливание) продукции обусловлено характером производства и транспорта. Оно позволяет преодолеть временные, пространственные, количественные и каче­ственные несоответствия между наличием и потребностью в мате­риалах в процессе производства и потребления. Кроме операций складирования грузов выполняются еще и внутрискладские транс­портные, погрузочные, разгрузочные, сортировочные, комплекто­вочные и промежуточные перегрузочные операции, а также неко­торые технологические операции и т.д. Поэтому складские системы следует рассматривать не только как устройства для хранения гру­зов, а как транспортно-складские комплексы, в которых процессы перемещения грузов играют важную роль. Ввиду неравномерности перевозок грузов работа этих комплексов может иметь динамиче­ский или стохастический характер.

Следует иметь в виду, что складские системы способствуют преобразованию грузопотоков, изменяя параметры принимаемых и выдаваемых партий грузов (по размеру, составу, физическим характеристикам входящих грузов, времени отправки транспорт­ных партий и т.д.). Цель создания функционирования складской системы состоит не только в том, чтобы принимать с транспорта (например, магистрального) грузопоток с одними параметрами, перерабатывать и выдавать его на другой (например, внутризавод­ской) с другими параметрами, но и для того, чтобы выполнять это преобразование с минимальными издержками.

Существующие складские системы во многом отличаются друг от друга. Например, размерами и сложностью, типами хра­нимых изделий, издержками, связанными с их работой, характе­ром происходящих в них случайных процессов и характером информации, поступающей к лицам, ответственным за принятие решений. Эти отличия можно трактовать как различия в струк­туре складских систем; они могут также иметь непосредственное отношение к тому типу стратегии функционирования, которую следует применять при управлении системой.

Под стратегией функционирования мы понимаем принятие решения о времени и количестве заказываемой продукции. Кро­ме того, при функционировании складского хозяйства следует рассматривать такие вопросы:

1. Какой уровень материальных ресурсов следует иметь на каждом транспортно-складском комплексе для обеспече­ния требуемого уровня обслуживания потребителей?

2. В чем состоит компромисс между уровнем обслуживания потребителя и уровнем материальных ресурсов в системе логистики?

3. Если продукция размещается между стадиями, или эшело­нами, где одна стадия пополняет другую (в многоэшелон­ной системе), какими ресурсами должна располагать каж­дая стадия (эшелон)?

4. Должна ли продукция отгружаться непосредственно с предприятия?

5. Каково значение компромисса между выбранным спосо­бом транспортирования и материальными запасами?

6. Каковы общие уровни материальных запасов на фирме связанные со специфическим уровнем обслуживания?

7. Как и где следует размещать страховые запасы?

8. Как изменяются затраты на содержание продукции в зависимости от изменения числа складов?

В сети распределения продукции потребителям имеется несколько маршрутов (или физических каналов). Выбор нужного маршрута оказывает существенное воздействие на уровень обслу­живания потребителя и на уровень совокупных запасов в системе распределения. Такие воздействия должны тщательно учитываться при выборе метода распределения, включающего такие аспекты как способ транспортирования, отгрузку непосредственно с пред­приятия или через систему отраслевых складов, количество эшелонов и связанное с этим размещение запасов.

В складской системе запасы могут храниться в одном или нескольких местах.

Одна из простейших форм состоит в том, что имеется один пункт, который служит складом для одного или нескольких других пунктов. Эта форма приводит к так называемой склад­ской системе с разветвленной структурой. Такая система состоит из нескольких эшелонов.

Могут быть и; другие варианты. Пункты на всех уровнях могут пополнять свои запасы не только с верхнего эшелона, но также и из другого источника. В некоторых случаях допускается перераспределение запасов между различными пунктами на одном уровне.

Как правило, большинство встречающихся на практике систем управления запасами через складскую сеть имеет разветвленную структуру. Однако она не имеет цельную структуру управления, так как различные эшелоны системы подчиняются различным организациям. Изготовитель может управлять только производством и своим складом, тогда как ре­гиональные и локальные склады могут принадлежать различным владельцам.

В такой системе каждая организация имеет возмож­ность сама выбирать стратегию функционирования складского хозяйства и управления запасами, находящимися в ее подчине­нии. Обычно трудно проанализировать систему в целом для опре­деления необходимой стратегии функционирования для каждого пункта хранения на каждом уровне. Однако можно найти наи­лучший способ хранения материалов, например, на одном из складов 2-го эшелона. При проведении анализа следует считать потребителями склады розничной торговли 1-го эшелона, а ис­точником пополнения запасов – склад на 3-м эшелоне.

Часто при обеспечении материальными ресурсами потреби­телей предполагается только один источник, из которого склад­ская система по мере необходимости проводит пополнение за­пасов. Таким источником может быть заводской склад, регио­нальный склад и другие источники. Однако в некоторых случаях существует выбор между двумя или более источниками. Напри­мер, предприятия розничной торговли могут получать продук­цию не только из локального склада, но и напрямую с завода-изготовителя.

На практике анализ проводится по упрощенной системе, поэтому в дальнейшем мы будем пользоваться этой системой.

Следует отметить, что теоретических основ для оценки стра­тегии размещения запасов с несколькими эшелонами не существует. Американские специалисты, как правило, стратегию по системе с нескольким эшелонами связывают с хранением страховых запасов. Первая система – независимая, при которой все запасы (в том числе и страховые) концентрируют на центральном складе, а страховой запас – в филиальных помещениях. Расход покрывает время, требуемое на доставку продукции. Вторая система - объединенная. При этой системе общие и страховые запасы находятся на складах филиалов, а центральный склад использует фа­зовое снабжение филиалов.

Компромисс между этими стратегиями от сложившихся ус­ловий (формирование запасов на фирмах, системы запасов) час­то оказывается трудным.

Для выбора стратегии функционирования складских систем важную роль играют издержки. Существует пять основных типов издержек, которые оказывают влияние на выбор стратегии функционирования:

ü издержки, связанные с поставкой;

ü издержки содержания запасов;

ü издержки выполнения заказов потребителей;

ü издержки, связанные с дефицитом запасов, когда посту­пающие требования не могут быть удовлетворены;

ü издержки по сбору и обработке данных и по управлению; складской системой.

Рассмотрим более детально каждый из этих типов издержек. Издержки поставок. Эти издержки можно разделить на две части. Первую часть составляет сумма, которую следует уплатить поставщику. Она представляет собой стоимость поставляемого товара. Вторая часть – это издержки самой складской системы. Они могут отличаться для разных систем и зависеть от ряда различных факторов. Эти издержки относят к оформлению и обработке заказа, т.е. расходы на бумагу, зарплату соответствующих работников, стоимость составления отчетных возможностей и т.д. Стоимость транспортирования запаса от поставщика к пункту хранения оплачивается обычно поставщиком и поэтому оплачивается складской системой. Транспортные издержки зависят от используемого вида транспорта.

Издержки содержания запасов. Существуют издержки, свя­занные с поступлением товара на склад и др. Издержки самой складской системы можно разделить на две категории: на издержки, зависящие от размера заказа, и издержки, не зависящие от размера заказа. Издержки, зависящие от размера заказа, можно выразить через С (Q), где С – стоимость единицы поставляемого товара, a Q – объем поставки, ед. Издержки, не за­висящие от размера заказа, или фиксированная стоимость обо­значается через А. Тогда общие издержки подачи заказа на Q еди­ниц составляет А + С (Q).

Издержки содержания запасов. К этим издержкам относят­ся страховка, налоги, арендная плата за складское помещение, если оно не принадлежит системе, стоимость эксплуатации по­мещения склада и т.п. В ряде случаев наиболее важными явля­ются не прямые издержки, а косвенные экономические потери, возникающие из-за того, что капитал вкладывается в запасы, вместо того чтобы использовать его в других сферах. Потери та­кого рода равны наибольшей норме прибыли, которую система могла бы получить от размещения капитала в других сферах де­ловой активности. Если капиталы инвестируются в складское хозяйство, то тем самым отказываются от указанной прибыли. Следовательно, потерянная прибыль представляет косвенные издержки содержания запасов.

Издержки выполнения заказов потребителей. Эти издержки обычно состоят из издержек учетных операций (составление на­кладной, запись в журнале, информация о положении дел и т.д.), зарплаты работников склада, занятых обработкой заказов, издержек на упаковку и транспортирование в случае, если они оплачиваются складской системой. Необходимо отметить, что несмотря на изменение издержек при колебаниях интенсив­ности спроса, они не зависят от стратегии управления запасами. Поэтому их не следует учитывать при определении издержек, которые меняются с изменением стратегии функционирования системы. С другой стороны, издержки, связанные с дефицитом запасов в системе, зависят от стратегии функционирования, поскольку именно от нее зависит, какое время в системе наблюда­ется дефицит запасов.

Издержки, связанные с дефицитом. Эти издержки трудно определить. Однако, если отсутствуют запасы на складе, теряется покупательский спрос на продукцию (т.е. покупатель в будущем может вести дела с кем-нибудь другим), теряется прибыль.

Издержки по сбору и обработке данных. Это издержки по сбору информации о спросе на продукцию, учет продукции, расходы по прогнозированию ожидаемого спроса и т.д.

Использование этих издержек возможно при нахождении приемлемой стратегии функционирования складской системы. Критерием выбора может быть максимум издержек.

Типы запасов:

ü Буферный запасорганизуется между поставщиком и потре­бителем. Он используется для компенсации издержек, связанных с движением материалов; для ослабления зависимости потребите­ля от поставщика; для обеспечения возможности закупки продук­ции, а также ее производства партиями оптимального размера.

ü Запасы готовой продукциислужат следующим целям: обеспе­чению производства продукции партиями оптимального размера; удовлетворению ожидаемого спроса; компенсации отклонений фактического спроса от прогнозируемого (гарантийного) запаса.

ü Запасы для компенсации задержексвязаны с продвижением материальных ресурсов. Обычно определение таких запасов не вызывает затруднений, если известно время задержки.

ü Запасы, необходимые для удовлетворения ожидаемого спроса, содержатся для того, чтобы покрыть прогнозируемый спрос. По­скольку величина и время спроса предполагаются известными, то определение таких запасов не вызывает особых затруднений.

ü Гарантийный запасслужит для удовлетворения непредска­зуемого увеличения спроса. Наличие этих запасов компенсирует отклонение фактического спроса от прогнозируемого.

Практически реализация концепции логистики связывается с оптимизацией совокупных запасов на фирмах и компаниях. Кри­терием оптимизации запасов служат издержки: по закупкам, по содержанию запасов, в результате отсутствия продукции и т.д.

Типы издержек:

ü Издержки по закупкам: издержки по оформлению заказа; издержки по оформлению договора о поставках и коммуника­ции с поставщиками; транспортные издержки, если стоимость транспортирования не входит в стоимость получаемого товара; издержки по складированию и получению заказа. Некоторые – фиксируются в заказе и не зависят от его объема, другие, – на­пример, транспортные и складские издержки – находятся в прямой зависимости от величины заказа.

ü Издержки по содержанию запасаопределяются затратами на складское хранение продукции в течение известного времени и непосредственно зависят от объема складируемой продукции. Сюда относятся складские издержки и рентные платежи, если помещение арендуется, или текущие затраты по содержанию складов, принадлежащих производственной единице. К данному виду издержек относятся капитальные издержки. Страховые за­пасы поддерживаются как защита от потерь запасов на случай пожара и краж. Страховые запасы облагаются налогами по со­стоянию на день оценки. Этот уровень не всегда отражает дей­ствительное содержание запасов. К этой же группе относят по­тери от разрушения и порчи запасов.

Потери в результате отсутствия продукции несет изготови­тель в том случае, если он не может удовлетворить спонтанно возникший спрос из-за отсутствия продукции на складе. Эти потери могут быть двух видов:

ü Стоимость потерянных продаж, когда заказчик передает свой заказ другому изготовителю. В данном случае издержки оп­ределяются как потери прибыли от предполагаемых затрат;

ü Заказчик ожидает выполнения заказа. Продажи не потеряны, а отложены. Однако ожидание может создать дополнительные затраты на оформление заказа, транспортные и складские расхо­ды, когда заказ не может быть выполнен через обычные каналы распределения. Определить эти издержки не составляет труда.

Системы управления запасами

При управлении запасами любого товара следует ответить на два вопроса: когда пополнять запас и каков должен быть размер заказа на пополнение. Проанализируем ответы на эти вопросы для различных обстоятельств. По существу каждое ре­шение, принимаемое при управлении запасами всякой органи­зацией вне зависимости от сложности системы снабжения, так или иначе связано с вопросами о том, сколько заказывать и ко­гда заказывать. Для решения этих вопросов существуют опреде­ленные системы управления запасами:

ü с фиксированным размером заказа;

ü с фиксированным интервалом между заказами (с постоян­ным уровнем запаса).

Остальные системы представляют собой разновидности этих двух систем.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.