Здавалка
Главная | Обратная связь

Глава 2. Использование лесов 1 страница



Постатейный комментарий Лесного кодекса РФ

 

От автора

 

Еще в процессе работы над постатейными комментариями к Гражданскому и Земельному кодексам я пришел к выводу о необходимости прокомментировать и Лесной кодекс. Тем более повод был - с 01.01.07 вступил в силу новый ЛК. Однако нужно было подождать, пока Правительство РФ и Министерство природных ресурсов РФ не издадут нормативно-правовые акты в соответствии со ст. 29, 32, 34, 41 и рядом других норм ЛК. В настоящее время указанные правовые акты уже приняты и вступили в силу (что отражено на страницах данного комментария.

В целом нужно дать высокую оценку новому ЛК. Законодатель учел практику применения Лесного кодекса 1997 г. и разрешил многие вопросы, возникшие в ходе его практического применения. Безусловно, и новый ЛК не лишен недостатков (например, в ряде случаев возникают противоречия его норм с положениями ГК и Земельного кодекса, читатель найдет рекомендации по их разрешению на страницах книги), но их можно будет без труда устранить в процессе дальнейшего совершенствования лесного законодательства РФ.

Полагаю, что настоящий Комментарий поможет читателям при защите их прав и законных интересов.

Желаю успехов всем законопослушным читателям моих комментариев.

 

С уважением А.Н. Гуев

 

Глава 1. Общие положения

 

Статья 1. Основные принципы лесного законодательства

1. Анализируемая статья имеет очень важное значение для правильного применения всех остальных норм ЛК, а также положений иных правовых актов в области лесного законодательства (см. о составе последнего комментарий к ст. 2 ЛК). Дело в том, что в ст. 1 перечислены основные принципы лесного законодательства. Последние:

1) представляют собой основополагающие начала, идеи, нормы, которые заложены в нормах лесного законодательства, отражают их сущность и социальное назначение;

2) в полной мере соответствуют положениям ст. 9, 36, 57, 58 Конституции РФ и конкретизируют эти конституционные принципы применительно к лесным отношениям;

3) изложены в ст. 1 исчерпывающим образом. Это означает, что все другие нормы - принципы содержащиеся в актах лесного законодательства - должны соответствовать перечисленным в ст. 1 основным принципам.

2. Характеризуя основные принципы лесного законодательства (ЛЗ) следует сказать, что:

1) принцип устойчивого управления лесами, сохранения их биологического разнообразия и повышения потенциала лесов:

а) конкретизируется в нормах ст. 85-93 ЛК (посвященных управлению в области использования, охраны, защиты лесов, их воспроизводству, учету и оценке, см. коммент. к ним);

б) означает, что леса в РФ находятся в постоянном и непрерывном управлении самой РФ, ее субъектов, муниципальных образований, организаций и граждан (владеющих лесами на законных основаниях);

в) исходит из того, что управление лесами должно обеспечить сохранение их биологического разнообразия (т.е. для последующих поколений россиян должны быть сохранены и хвойные и широколиственные и т.п. леса) причем они должны быть сохранены таким образом, чтобы были способны к постоянному воспроизводству;

г) предполагает повышение потенциала лесов (экономического, экологического, социального, водоохранного и т.д.);

2) принцип сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов:

а) означает, что указанные полезные функции лесов (они перечислены неисчерпывающим образом) должны быть не только сохранены, но и должны служить природной основой для обеспечения права каждого гражданина РФ (иных лиц, ибо состояние лесов в РФ влияет на экологическую, природную, защитную, санитарно-гигиеническую и т.п. обстановку на всей планете) на благоприятную окружающую среду;

б) конкретизируется в ряде норм ЛК (см. например, коммент. к ст. 34, 35, 37, 40, 41, 102 ЛК);

3) принципы использования лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов:

а) исходит из того, что леса в РФ оказывают колоссальное воздействие на всю экологическую обстановку на Земле. По существу это легкие планеты. Их нерациональное, хищническое использование, уничтожение лесов на значительных площадях и т.п. действия могут повлечь за собой глобальные (т.е. планетарного масштаба) неблагоприятные последствия (не говоря уже о последствиях для территории самой РФ);

б) предписывает использовать леса именно с учетом указанного глобального экологического значения, а также с учетом:

- длительного характера восстановления лесов (так, в северных районах страны, вырубленный лесной участок восстанавливается в течение нескольких десятков лет);

- иных природных свойств лесов (например, того, что леса - естественная среда обитания диких животных; того, что они имеют немалое значение в снабжении населения ягодами, грибами, лекарственными растениями и т.д.);

в) находит отражение в ряде статей ЛК (см. например, коммент. к ст. 27, 28 ЛК);

4) принцип обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов, для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах:

а) означает, что использование лесов должно быть:

- многоцелевым (т.е. нельзя лес использовать, скажем, только как место заготовки древесины, или только как место охоты: наоборот, леса нужно использовать и для отдыха, и для целей оздоровительных, рекреационных, и для заготовки лесных плодов и ягод и т.д.);

- рациональным (т.е. исключается хищническое использование лесов, ведущее к их вырубке и истощению; должна быть обеспечена сбалансированная эксплуатация всех полезных функций лесов при непременном условии сохранения самих лесов);

- непрерывным (это означает, что леса нельзя забрасывать; необходимо постоянно использовать все или основные полезные функции данного леса, учитывать, что лес - живой организм, требующий непрерывного ухода и развития);

- неистощительным (т.е. извлечение из лесов их полезных свойств, своевременно нужно следить за сохранностью лесной флоры и фауны, поддерживать их способность к самовоспроизведению, знать меру при любой форме извлечения из леса его благ);

б) находит конкретизацию во многих отдельных статьях ЛК (см. например, коммент. к ст. 12-14, 42-46 ЛК);

5) принцип воспроизводства лесов, улучшения их качества, а также повышения продуктивности:

а) предполагает, что любой участник лесных отношений (см. о них коммент. к ст. 4 ЛК) должен:

- заботиться о воспроизводстве лесов (в т.ч. и о самовоспроизводстве, и о проведении мероприятий специально направленных на восстановление лесов и способности их к самовоспроизводству, и посевы лесных участков и т.п.);

- принимать меры к улучшению качества лесов. Иначе говоря, необходимо постоянно проводить мероприятия по лесоустройству, по лесоразведению, по выборочной вырубке лесов, подсочке лесов, по созданию лесных плантаций, по выращиванию новых пород деревьев и т.д.);

- повышать продуктивность лесов (в т.ч. не только в отношении деревьев, иных лесных растений, но и в отношении животных, птиц, населяющих лес, лесных плодов, ягод и т.п.);

б) отражается в ряде конкретных норм ЛК (см. например, коммент. к ст. 17-19, 61-66 ЛК);

6) принцип обеспечения охраны и защиты лесов:

а) означает, что РФ, иные участники лесных отношений (в т.ч. уполномоченные госорганы, органы местного самоуправления), включая отдельных граждан и ЮЛ должны принимать исчерпывающие меры по:

- охране лесов (речь идет например, о противопожарной охране, об охране от загрязнения и т.д);

- защите лесов (санитарной, от вредных растений, болезнетворных организмов и т.д.);

б) находит свое отражение в целом ряд норм ЛК (см. например, коммент. к ст. 51-60 ЛК);

7) принцип участия граждан, общественных объединений в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на леса при их использовании, охране, защите, воспроизводстве, в установленных законодательством РФ порядке и формах:

а) предполагает самое широкое участие граждан (как непосредственно, так и через любые общественные объединения: формы последних перечислены в Законе об объединении) в:

- подготовке решений (в т.ч. путем подачи проектов решений, обсуждения внесенных решений, внесения поправок, в поддержке подготавливаемых решений и т.д.), реализация которых способно оказать воздействие на леса;

- общественных мероприятиях (например, митингах, демонстрациях, дискуссиях и т.п.), направленных как в поддержку, так и против подготавливаемых решений (соответствующих госорганов или ОМСУ);

б) исходит из того, что граждане и общественные объединения должны при этом соблюдать нормы законодательства (например, Закона об объединениях, законодательства о митингах, демонстрациях и шествиях, законодательства об общественном порядке и т.д.). Последние устанавливают, в частности:

- порядок участия граждан и общественных организаций в подготовке упомянутых выше решений (т.е. регулируют процедурные вопросы такого участия);

- формы участия (например, поддержка решения, демонстрация против принятия решения и т.п.);

в) находит свое обращение в ряде конкретных норм ЛК (см. например, коммент. к ст. 89 ЛК).

8) принцип использования лесов, способами не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека:

а) предполагает, что в РФ допускается лишь такие способы использования лесов (в т.ч. и при их вырубке, при проверке в лесах лесной инфраструктуры, при размещении в них мест для оздоровительных и образовательных учреждений, при проведении в лесах научных исследований и испытаний и т.д.), окружающей среды (не только самому лесу, но и водным объектам, атмосферному воздуху, горным и холмистым участкам и т.п.), а также здоровью человека (очевидно, что любая сплошная вырубка леса - неблагоприятно влияет не только на окружающую среду, но и на здоровье людей, проживающих в районах вырубки);

б) находит свое отражение в таких статьях ЛК, как ст. 12, 16, 17, 48 (см. коммент. к ним) и в ряде других норм ЛК.

9) принцип подразделения лесов на виды по целевому назначению и установления категорий защитных лесов в зависимости от выполняемых лесами полезных функций:

а) исходит из того, что все леса в РФ необходимо:

- делить на виды в зависимости от их целевого назначения. По этому критерию леса делятся на защитные леса, на эксплуатационные леса (например, лесозаготовки) и резервные леса (т.е. леса, в которых в течение 20 лет не планируется осуществлять заготовку древесины);

- подразделять на категории (т.е. устанавливать, что лес относится к определенной категории) в зависимости от выполняемых тем или иным конкретным лесом полезных функций. Так различает леса рекреационные, городские леса и др.);

б) закреплен в ряде конкретных статей ЛК (см. например, коммент. к ст. 102-109 ЛК);

10) принцип недопустимости использования лесов органами государственной власти и ОМСУ:

а) означает, что органы государственной власти (к ним относятся госорганы самой РФ ( например, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные управлять в области охраны природных ресурсов), а также соответствующие госорганы субъектов РФ), и ОМСУ (они создаются в муниципальных образованиях и именуются по-разному, отделы, управления, комитеты и т.п. соответствующих администраций), не вправе осуществлять какие либо формы использования (например, заготовку древесины, заготовку живицы, создание лесных плантаций, ведение в лесах сельского хозяйства и т.п. см. о видах использования лесов коммент к ст. 25 ЛК) лесов. Дело в том, что согласно ЛК и госорганы и ОМСУ призваны осуществлять управление лесами;

б) находит свое отражение в конкретных нормах ЛК (см. например, коммент. к ст. 81-93 ЛК);

10) принцип платности использования лесов:

а) означает, что все леса в РФ используются гражданами и организациями, по общему правилу на основе платности. Последняя имеет различные формы (например, они выступают в форме арендной платы, платы за сервитут и др.). Лишь в исключительных случаях (например, при предоставлении леса на праве срочного безвозмездного пользования) допускается бесплатное использование леса (см. об этом коммент. к ст. 9 ЛК);

б) находит свое отражение в ряде конкретных статей ЛК (см., например, об арендной плате коммент. к ст. 73 ЛК).

3. О понятии "лесное законодательство" (упомянутом в ст. 1) см. коммент. к ст. 2 ЛК. Об отношениях, регулируемых ЛЗ см. в коммент. к ст. 3 ЛК. О соотношении ЛЗ и земельного законодательства см. коммент. к ст. 8, 9 ЛК.

 

Статья 2. Лесное законодательство

1. В комментируемой статье:

1) дается легальное определение "лесного законодательства" ("ЛЗ"). При этом:

а) данное определение применяется не только для целей самого ЛК, но и для иных целей (в т.ч. и для целей налогообложения, ибо в НК нет своего определения ЛЗ);

б) в ст. 2 содержится характеристика состава ЛЗ.

Оно состоит не только из самого ЛК, но также и из:

- других федеральных законов (примером, может служить Закон N 201);

- законов субъектов РФ (последние должны соответствовать ЛК и принимаются в той мере, в какой это не противоречит ЛК).

Таким образом, ЛЗ состоит исключительно из законов, а именно федеральных (самого ЛК и других федеральных законов), и законов субъектов РФ. Т.н "иные правовые акты" (например, постановления Правительства РФ; правовые акты издаваемые МПР, постановления администраций субъектов РФ и т.д.) не охватываются понятием "ЛЗ" (хотя и в ряде случаев они также регулируют лесные отношения, см. об этом ниже).

в) не следует упускать из виду, что:

- ЛК введен в действие с 1 января 2007 г. (ст.1 Закона N 201):

- даже после 01.01.07 сохраняют силу ст. 42 (частично), 137, 138 ЛК 1997. В частности сохранили силу ст. 42 ЛК 1997 регулирующие порядок осуществления на основании лесорубочного билета, ордер и (или) лесного билета краткосрочного пользования лесным фондом, а также порядок выполнения лесохозяйственных работ) (см. об этом ст. 12 Закона N 201).

2. Для правильного применения норм к ст. 2 и других положений ЛК, нужно учитывать, что лесные отношения (см. об этих отношениях и об их участниках коммент. к ст. 3, 4 ЛК) могут регулироваться (наряду с ЛЗ) также:

1) Указами Президента РФ. Последние:

а) не должны противоречить Конституции РФ, ЛК, или Федеральным законам;

б) могут быть изданы и в случаях, когда то или иное лесное отношение еще не урегулировано федеральным законом, и в случаях, когда федеральный закон предусматривает издание Указа для урегулирования лесных отношений:

2) Постановлениями и иными нормативными правовыми актами Правительства РФ. Примерами могут служить постановления Правительства РФ N 417 от 30.06.07 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах", от 24.05.07 N 318 "О государственном лесном реестре" и др. Указанные акты Правительства РФ должны соответствовать:

а) ЛК и другим федеральным законам;

б) Указам Президента РФ.

В той мере, в какой они противоречат Федеральным законам и Указам Президента РФ - акты Правительства РФ - применению не подлежит;

3) нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти (обычно они издаются в форме приказов, инструкций, положений). Примерами могут служить: приказы МПР N 68 от 28.03.07 "Об утверждении перечня лесорастительных зон и лесных районов РФ"; N 84 от 10.04.07 "Об утверждении Правил заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов" и др.

Однако всякого рода письма, разъяснения, методические указания исходящие от федеральных органов исполнительной власти - не являются нормативными правовыми актами и не могут регулировать лесные отношения. Нормативные правовые акты данных органов издаются в соответствии с ЛК, федеральными законами, Указами Президента РФ, актами Правительства РФ.

3. Регуляторами лесных отношений в ряде случаев могут выступать нормативные правовые акты субъектов РФ. Примерами могут служить постановления Правительства г. Москвы N 630-пп от 31.07.07 "Об исчислении размера вреда, причиненного не отнесенным к лесным насаждениям, деревьям, кустарникам, лианам"; N 824 от 10.04.06 "Об утверждении Положения о природном историческом парке "Битцевский лес" и др. Данная категория актов:

а) издаются на основании и во исполнение норм ЛК, других федеральных законов, Указов Президента РФ, законов субъектов РФ, постановлений Правительства РФ;

б) не могут противоречить и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти, если последние изданы в полном соответствии с ЛК, федеральными законами, Указом Президента РФ, постановлениями Правительства РФ.

4. На основании и во исполнение норм ЛК, других федеральных законов, законов субъектов РФ, Указов Президента РФ; Постановлений Правительства РФ, ОМСУ могут издавать муниципальные правовые акты. Последние:

1) могут регулировать лесные отношения лишь в той мере, в какой они:

а) не противоречат перечисленным выше законам и иным нормативным правовым актам;

б) изданы в пределах полномочий ОМСУ (см. о составе таких полномочий коммент. к ст. 84 ЛК);

2) не могут противоречить также изданным в соответствии с ЛК, федеральными законами, Указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, законами субъектов РФ:

а) нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти;

б) нормативным правовым актам органов исполнительной власти субъектов РФ.

Иной вывод противоречил бы систематическому толкованию ст. 2 с одной стороны, и ст. 81-83 ЛК - с другой стороны (см. коммент. к ним).

5. В практике применения ЛК возник ряд вопросов, на которые автор счел необходимым определить свою позицию:

1) относится ли лесное законодательство к гражданскому законодательству или оно представляет собой самостоятельную отрасль? Отвечая на этот вопрос, нужно иметь в виду, что:

а) в соответствии со ст. 1-3 ГК гражданское законодательство состоит не только из самого ГК, но и издаваемых в соответствии с ним других федеральных законов. Эти законы (в комплексе с нормами ГК) - регулируют имущественные отношения в РФ;

б) систематическое толкование ст. 130 ГК и ст. 5, 6 ЛК (см. коммент. к ним) показывает, что лес - разновидность недвижимого имущества, а сделки с последним и переход права собственности (иных вещных прав) на недвижимость - регулируются именно нормами гражданского законодательства (см. об этом также коммент. к ст. 20, 71-77 ЛК);

в) ЛК регулирует лесные отношения, учитывая специфику последних (также как Земельный Кодекс - регулирует специфические земельные отношения, Жилищный Кодекс - специфические жилищные отношения). Но в целом и лесные, и жилищные и земельные отношения - разновидность гражданско-правовых отношений (а последние регулируются именно нормами гражданского законодательства);

г) в п. 3 ст. 2 ГК исчерпывающим образом перечислены имущественные отношения, к которым гражданское законодательство не применяется (а именно: к имущественным отношениям, основанном на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в т.ч. к налоговым и другим финансовым административным отношениям).

Как видим, лесные отношения к их числу - не относятся;

д) лесное законодательство - представляет, таким образом, составную часть действующего гражданского законодательства и конкретизирует положение последнего применительно к специфическим лесным отношениям;

2) нормы какого кодекса подлежат применению, если то или иное лесное отношение по-разному регулируется нормами ГК и нормами ЛК?

Отвечая на этот вопрос следует учитывать, что:

а) нормы ГК и нормы ЛК соотносятся как правила общие и правила специальные (в процессе регулирования имущественных отношений). Поэтому, если (применительно к лесным отношениям) в нормах ЛК содержатся иные правила, чем в нормах ГК, то применению подлежат первые: они имеют приоритет (как "специальные" правила перед "общими");

б) в п. 2 ст. 3 ГК содержится принципиальное правило о том, что нормы гражданского права, содержащиеся в других законах - должны соответствовать ГК. В связи с этим, если (применительно к лесным отношениям):

- в той или иной статье ГК содержатся оговорки "если иное не предусмотрено другими законами), то применению подлежат нормы ЛК;

- в статье ГК указанная оговорка отсутствует - применению подлежат нормы ГК (они в данном случае имеют приоритет);

- ГК вообще не содержит норм, регулирующих данное конкретное лесное отношение - применению подлежат соответствующие нормы ЛК (которые как раз регулируют эти отношения).

6. Завершая анализ ст. 2 необходимо обратить внимание на то, что для правильного применения норм ЛК исключительно важное значение имеют положения Закона N 201, устанавливающее, что:

1) ЛК применяется к отношениям, возникшим после дня введения его в действие, т.е. после 01.01.2007 г. (ст. 1, 2 Закона N 201). До 01.01.2009 г. продолжает также действовать ст. 42 ЛК 1997 (в части осуществления на основании лесорубочного билета, ордера и (или) билета краткосрочного пользования лесным фондом и выполнения лесохозяйственных работ);

2) договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда, должны быть приведены в соответствии с ЛК до 01.01.09 (ст. 4 Закона N 201);

3) до 01.01.2010 допускается предоставление гражданам и ЮЛ лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета;

4) право собственности РФ на участки лесного фонда; ограничения этого права, сделки с такими участками, зарегистрированные до 01.01.07 подлежат признанию (ст. 4.3 Закона N 201);

5) органы исполнительной власти в пределах их полномочий (указанных в ст. 81-84 ЛК), для осуществления краткосрочного пользования лесным фондом и выполнения лесохозяйственных работ вправе выдавать лесорубочные билеты, ордера и (или) лесные билеты на срок их действия до 01.01.08 (ст. 6 Закона N 201);

6) земли, на которых расположены ранее созданные (т.е. до 01.01.07 - А.Г.) в целях освоения лесов поселки (в границах земель лесного фонда) подлежат переводу в земли поселений (в порядке, установленном федеральным законом от 21.12.04 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую") (ст. 9 Закона N 201);

7) до приведения в соответствии с ЛК законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения, федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, а также акты законодательства Союза ССР (действующие на территории РФ в установленном порядке) - подлежат применению лишь постольку, поскольку не противоречат нормам ЛК (ст. 13 Закона N 201);

8) вплоть до утверждения лесных планов субъектов РФ и лесохозяйственных регламентов (в порядке, установленном ЛК), но не более чем через 2 года (начиная с 01.01.07) использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляется на основании лесоустроительной документации (однако лишь в части, не противоречащей ЛК) (ст. 14 Закона N 201);

9) после 01.01.09 запрещается предоставлять лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без определения видов и параметров использования лесов, установленных лесохозяйственными регламентами (ст. 14.1 Закона N 201);

10) Правительству РФ было предложено (в ст. 15 Закона N 201):

а) до 01.07.07 издать нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию положений ЛК (частично это уже сделано, см. о примерах выше);

б) до 01.02.07 - обеспечить переход прав собственности РФ на лесхозы к субъектам РФ.

7. В связи с введением в действие ЛК признаны утратившими силу ряд федеральных законов (положения ряда федеральных законов). Они перечислены в ст. 12 Закона N 201. Кроме того:

1) в целях исключения противоречий между нормами ЛК и нормами ГК внесены изменения в ст. 130, 221, 257, 268, 270 ГК (см. их анализ в книге: А.Н. Гуев. Постатейный комментарий к части 1 ГК РФ (изд. 4). М., Экзамен. 2007). Внесены также изменения в ст. 13 и 67 Федерального закона от 16.07.98 "Об ипотеке (залоге недвижимости)" (ст. 16, 23 Закона N 201);

2) в целях более полной реализации положений ст. 99 ЛК (см. коммент. к ней) внесены также изменения и дополнения:

а) в ст. 260, 261 УК (они устанавливают уголовную ответственность за уничтожение, повреждение, незаконную рубку лесных насаждений);

б) в ст. 7.2, 7.9, 7.10, 8.12, 8.24, 8.25, 8.26, 8.27, 8.28, 8.30, 8.31, 8.38, 11.21, 23.24, 27.2,.28.3 КоАП (см. их анализ в книге: А.Н. Гуев. Постатейный комментарий КоАП РФ (изд. 2). М., Экзамен. 2007).

Это предусмотрено в ст. 20, 34 Закона N 201.

Т.к. нормы ЛК иногда затрагивают земельные отношения и в целях устранения противоречий между ЛК и нормами Земельного Кодекса, в последний также внесен (статьей 33 Закона N 201) целый ряд изменений. Они были внесены в ст. 1, 13, 23, 77, 78, 82, 86, 90, 94, 95, 97 (см. на анализ в книге: А.Н. Гуев. Комментарий к земельному законодательству РФ (изд. 3). М., Экзамен, 2007). Эти изменения вступили в силу с 08.12.06.

8. В связи с введением в действие ЛК необходимые изменения и дополнения были внесены также в:

1) ст. 6 федерального закона от 21.12.94 N 69 "О пожарной безопасности";

2) в ст. 2, 15, 17, 134 федерального закона от 14.03.95 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях";

3) в ст. 11 федерального закона от 23.11.95 N 173-ФЗ "Об экологической экспертизе";

4) в ст. 1 федерального закона от 21.07.97 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним";

5) в ст. 51, 57 Бюджетного Кодекса РФ;

6) в ст. 9 Кодекса Торгового мореплавания РФ;

7) в ст. 149, 217, 333.9, 333.12, 339 Налогового Кодекса РФ;

8) в ст. 92, 106 Кодекса внутреннего водного плавания РФ;

9) в ст. 1, 17 федерального закона от 08.08.01 "О лицензировании отдельных видов деятельности";

10) в ст. 2, 4, 11, 17 федерального закона от 21.12.04 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".

Внесены изменения и в ряд других законов (см. ст. 17-39 Закона N 201).

 

Статья 3. Отношения, регулируемые лесным законодательством

1. Анализ норм ст. 3 позволял сделать ряд важных выводов:

1) ЛЗ регулирует лесные отношения. Последние:

а) представляют собой разновидность гражданско-правовых отношений, поскольку относятся к имущественным отношениям;

б) возникают в отношении такого объекта как лес (см. о нем коммент. к ст. 5 ЛК) и (или) лесной участок (см. о нем коммент. к ст. 7 ЛК);

в) в ряде случаев охватывает и область публичных правоотношений (это относится, например к определению полномочий госорганов РФ, госорганов субъектов РФ и ОМСУ в области лесных отношений, см. об этом коммент. к ст. 81-84 ЛК). В этой части лесные отношения - не относятся к гражданско-правовым;

г) возникают между участниками лесных отношений (см. об их составе коммент. к ст 74 ЛК);

2) в основном имущественные отношения, связанные с оборотом (например, с куплей-продажей, меной, наследованием и т.д.) лесных участков и лесных насаждений регулируются нормами гражданского законодательства, а также нормами Земельного Кодекса. Из этого правила есть исключения: нормы гражданского законодательства и Земельного Кодекса не подлежат применению, в той мере, в какой такое предусмотрено.

а) в нормах самого ЛК (см. например, коммент к ст. 11, 79 ЛК);

б) в нормах других федеральных законов (например, Закон об обороне, Водного кодекса Закон N 201 и др.)

2. О соотношении гражданского законодательства и ЛЗ в области регулирования лесных отношений см. коммент. к ст. 2 ЛК. Об ответственности за нарушения норм ЛЗ см. коммент. к ст. 99, 100 ЛК. О разрешении споров возникающих в области лесных отношений см. коммент. к ст. 101 ЛК.

 

Статья 4. Участники лесных отношений

1. Анализ правил ч. 1 ст. 4 показывает, что:

1) в них исчерпывающим образом перечислены участники лесных отношений (см. об этом понятии коммент к ст. 3 ЛК). В практике возник вопрос: могут ли иностранные граждане и ЮЛ быть участниками лесных отношений? Систематическое толкование ст. 4 с одной стороны ст.ст. 1, 3 ЛК, а также ст. 7, ст. 1186-1224 ГК позволят утвердительно ответить на этот вопрос. Не признаются участниками лесных отношений лишь иностранные государства;

2) граждане (как участники лесных отношений) должны обладать правоспособностью и дееспособностью определяемых в соответствии с ст. 17-29 ГК;

3) ЮЛ должны обладать правоспособностью (с учетом норм ст. 49 ГК). В практике возник вопрос: могут ли российские организации (например, профсоюзы), не обладающие статусом ЮЛ быть участниками лесных отношений? На этот вопрос следует дать отрицательный ответ. Несмотря на то, что Закон о профсоюзах, Закон об объединениях и допускают возможность организации не приобретать статус ЮЛ, все же такие организации не признаются участниками гражданско-правовых отношений вообще, и лесных отношений в частности. Иное противоречило бы положениям ст. 153 ГК (о том, что лишь граждане и ЮЛ свершают сделки).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.