Здавалка
Главная | Обратная связь

Глава 2. Использование лесов 2 страница



2. Применяя правила ч. 2 ст. 4 нужно иметь в виду, что от имени:

1) РФ в лесных отношениях выступает федеральные органы государственной власти (например, Правительство РФ, МПР и др.);

2) субъектов РФ в лесных отношениях выступают госорганы субъектов РФ (они по разному именуются в различных субъектах: правительства, администрации, мэрии и т.д.);

3) от имени муниципальных образований в лесных отношениях выступают ОМСУ (прежде всего местные администрации и их подразделения).

3. В лесных правоотношениях, госорганы РФ, субъектов РФ и ОМСУ:

1) выступают как ЮЛ. Это вытекает из ст. 154 ГК, устанавливающей, что к участию госорганов РФ (субъектов РФ) и ОМСУ в отношениях регулируемых гражданским законодательством, применяются нормы, определяющие участие в таких отношениях ЮЛ (если иное прямо не вытекает из закона или особенностей указанных выше субъектов);

2) выступают как носители властных полномочий. Именно как таковые госорганы РФ и субъектов РФ, а также ОМСУ издают в частности обязательные для других участников лесных отношений акты и предписания (см. об этом подробнее коммент. к ст. 81-84 ЛК). В данном случае не приходится говорить о них, как об участниках гражданско-правовых отношений (ибо последние предполагают равенство всех участников). В этом проявляется особенность лесных отношений, которые лишь частично относятся к гражданско-правовым, а частично - к административным или иным публичным правоотношениям (см. также коммент. к ст. 3 ЛК).

4. Для правильного применения норм ст. 4 необходимо также иметь в виду следующее:

1) положения ст. 83 ЛК, предусматривающие осуществление отдельных полномочий РФ в области лесных отношений органами государственной власти субъектов РФ (за счет субвенций из Федерального бюджета) - применяются с учетом положений абзаца 10 п. 7 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.99 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ" (они предусматривают порядок финансирования и предоставления субвенций за счет федерального бюджета) (ст. 7 Закона N 201);

2) распоряжение лесными участками, государственная собственность, на которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ и ОМСУ в соответствии с земельным законодательством (ст. 10 Закона N 201).

 

Статья 5. Понятие леса

1.Анализируемая статья содержит легальное (не только для целей ЛЗ, но и для правильного применения норм налогового, административного и уголовного законодательства). Определение (во взаимосвязи с нормами ст.7 ЛК) исходит из того, что лес представляет собой:

1) экологическую систему. Иначе говоря лес - это совокупность лесной растительности (деревьев, кустарников и т.д.), лесных животных и птиц, лесных болот, водных объектов и иных компонентов окружающей природной среды, находящихся во взаимной связи взаимодействии как друг с другом ,так и иными объектами внешней среды ( в т.ч. и с поселениями, нелесными водными объектами, горными массивами и т.д.);

2) природный ресурс. Как таковой, лес - это объект самой природы, имеющий важное социальное, экономическое, культурное, оздоровительное и иное значение;

3) объект недвижимого имущества, ибо лес - всегда выступает как земельный массив, как совокупность земельных участков (в данном случае - последние выступают в виде лесных участков, см. коммент. к ст.7 ЛК).

2. В любом случае необходимо учитывать указанное в ст. 5 ЛК двуединство леса (т.е. одновременно как экологическую систему и природный ресурс) в процессе:

1) использования леса ( в т.ч. для заготовки древесины, для охоты, сбора лекарственных растений и т.п. см.об этом коммент. к ст. 24-48 ЛК;

2) охраны леса (например, противопожарной, санитарной, от браконьеров и т.д.);

3) защите леса (от вредных растений, болезнотворных организмов и т.п., см. коммент. к ст. 54 ЛК);

4) воспроизводства лесов ( в т.ч. путем лесовосстановления и ухода за лесами, см. коммент. к ст. 61-66 ЛК).

3. О землях на которых расположены леса см. коммент. к ст. 6 ЛК. О лесных участках см. коммент. к ст. 7 ЛК. О подразделении лесов по целевому назначению см.коммент. к ст.1 0 ЛК. Об освоении лесов см. коммент. к ст. 12 ЛК.

 

Статья 6. Земли, на которых располагаются леса

1. Применяя правила частей 1 и 3 ст. 6 необходимо учитывать следующие обстоятельства:

1) леса располагаются на землях. В связи с этим возникают вопросы: относятся ли леса к объектам недвижимости? Почему из ст. 130 ГК (в ней дано определение недвижимого имущества) исключены слова "в т.ч. леса, многолетние насаждения"?

Безусловно, лес является объектом недвижимого имущества. Об этом свидетельствует не только то, что лес "прочно связан с землей", не только то, что лесной участок (а их совокупность - образует лес) - представляет собой разновидность земельного участка (см. коммент. к ст. 7 ЛК), но и то, что законами и иными правовыми актами предусмотрено, что переход прав на лес, а также сделки с ним подлежат государственной регистрации в соответствии с Законом о недвижимости (см. например, п. 21 Правил о договорах аренды лесного участка). Исключение же из ст. 130 ГК слов "леса, многолетние насаждения" - вызвано лишь стремлением законодателя дать более точное и объемное определение недвижимого имущества (ясно и так, что лес, будучи неразрывно связано с землей, с земельными участками - есть объект недвижимости);

2) леса располагаются не только на землях лесного фонда, но и на землях иных категорий. При этом:

а) в соответствии со ст. 101 Земельного кодекса к землям лесного фонда относятся:

- лесные земли (т.е. земли покрытые лесной растительностью и не покрытие ею, не предназначенные для ее восстановления - вырубки, гари, редины, прогалины и др.);

- нелесные земли (т.е. земли предназначенные для ведения лесного хозяйства (хотя прямо к лесным землям они не относятся), например, проселки, дороги, болота и др.).

Следует помнить, что в ст. 101 Земельного кодекса были внесены изменения (Законом N 201), связанные с вступлением в силу с 01.01.07 нового ЛК;

б) к землям иных категорий (упомянутым выше) относятся, в частности:

- земли населенных пунктов;

- земли промышленности, энергетики, обороны и другие земли специального назначения;

- земли водного фонда и т.д. (ст. 7 Земельного кодекса);

3) границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий определяются в соответствии с нормами:

а) земельного законодательства. Например, в соответствии со ст. 83-87 Земельного Кодекса РФ границы городских и сельских населенных пунктов (на которых расположены леса):

- не могут пересекать границы соответствующих муниципальных образований или выходить за эти границы;

- устанавливаются путем утверждения или изменения генеральных планов городских округов (поселений), отображающие границы этих населенных пунктов (аналогично решается этот вопрос и при утверждении или изменении схем территориального планирования муниципального района);

- объединяют территориальные зоны (например, жилую, рекреационную, лесов и т.д.) определенные в соответствии с градостроительными регламентами. В состав пригородных зон могут включаться земли, находящиеся за пределами городских поселений, составляющих с городом единую социальную, природную и хозяйственную территорию. В их составе могут выделяться зеленые зоны. Однако перевод земель лесного фонда, на которых расположены лесопарки в земли иных категорий запрещается. О том, как отделяются границы лесного фонда от границ земель обороны, транспорта, энергетики и т.д. см. подробнее в книге: А.Н. Гуев. "Комментарий к Земельному законодательству РФ" (изд. 3). М., Экзамен, 2007;

б) законодательства о градостроительной деятельности. Так, в соответствии со ст. 40, 44 Градостроительного Кодекса в составе градостроительного плана земельного участка указываются:

- границы земельного участка в целом;

- границы зон действия публичных сервитутов;

- границы зон размещения на участки различных объектов.

Кроме того, на картах (схемах) содержащихся в схемах территориального планирования РФ отображаются (отдельно) границы земель лесного фонда, а также планируемые границы таких земель.

2. Анализ правил ч. 2 ст. 6 позволяет сделать ряд важных выводов. В частности о том,что закон императивного предписывает (т.е. иные правила не могут быть установлены ни в других федеральных законах, ни в законах субъектов РФ, ни в иных нормативно-правовых актах) учитывать целевое назначение земель, на которых лес располагается в процессе:

а) использования леса. Так, если лес расположен на землях сельскохозяйственного назначения, то невозможно игнорировать это обстоятельство и использовать данный лес для разработки и добычи месторождений полезных ископаемых;

б) охраны леса. Например, если лес расположен на городских землях, то нужно учитывать эти обстоятельства при проведении мероприятий по противопожарной охране данного леса;

в) защиты леса (например, от вредных животных, от болезнетворных организмов). Очевидно, что если лес расположен на землях населенного пункта, то нужно учитывать какими химикатами (предназначенными для борьбы с вредными животными) можно воспользоваться;

г) воспроизводства лесов. Например, в процессе такого способа восстановления леса, как лесоразведение, не следует упускать из вида, что, земля относится, например, к землям энергетики и транспорта.

3. Для правильного применения норм ст. 6 следует также учитывать, что:

1) в соответствии с ст. 9 Закона N 201, земли, на которых расположены ранее созданные в целях освоения лесов поселки (в границах земель лесного фонда) подлежат переводу в земли поселений, в порядке, установленном федеральным законом от 21.12.04 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую";

2) Приказом МПР от 28.03.07 N 68 утверждены:

а) Перечень лесорастительных зон РФ;

б) Перечень лесных районов РФ.

4. Об освоении лесов см. коммент. к ст. 12 ЛК. О том, что признается лесом см. коммент. к ст. 5 ЛК. О лесах расположенных на особо охраняемых территориях , в водоохранных зонах, и т.п. участках см. коммент. к ст. 103, 104 ЛК.

 

Статья 7. Лесной участок

1. Анализ ст. 7 позволяет сделать ряд важных выводов:

1) в ней дается легальное (не только для целей самого ЛК, но и для правильного применения норм НК, Земельного кодекса, УК, КоАП, других законов) определение лесного участка. Последний:

а) представляет собой земельный участок;

б) всегда является (как и любой иной земельный участок) - объектом недвижимости (это вытекает из систематического толкования ст. 7 и ст. 130 ГК), поэтому переход прав на лесной участок и сделки с ним подлежат государственной регистрации ( см. об этом также коммент. к ст. 5, 72, 75 ЛК);

в) должен иметь четко определенные границы. Эти границы определяются в соответствии с нормами :

- ст. 67 ЛК (о том, что границы лесного участка устанавливаются в процессе лесоустройства, проводимого на землях лесного фонда и иных землях);

- ст. 69 ЛК, (предписывающей, в частности определять границы лесных участков смежных с земельными участками (границы которых подлежат определению в соответствии с Законом о землеустройстве) руководствуясь нормами действующего земельного законодательства;

- ст. 92 ЛК (она предписывает осуществлять государственный кадастровый учет лесных участков). См. подробный коммент. к ст. 67, 69, 92 ЛК;

2) как объект недвижимости лесной участок:

а) может принадлежать на праве собственности. При этом, если лесной участок:

- расположен на землях лесного фонда, то он находится в федеральной собственности (п. 1 ст. 8 ЛК);

- расположен на землях иных категорий, то он может находиться и в иной форме собственности (например, в муниципальной) (п. 2 ст. 8 ЛК);

б) может быть предметом (в установленных случаях):

- сервитутов;

- договора безвозмездного срочного пользования;

- договора аренды;

- постоянного (бессрочного) пользования (см. об этом коммент. к ст. 9 ЛК).

2. Для правильного применения ст. 7 необходимо также учитывать положения:

1) ст. 3 Закон N 201 (о том, что земли лесного фонда - находятся в федеральной собственности);

2) ст. 4.1 Закона N 201 (о том, что до 01.01.10 допускается предоставление гражданам и ЮЛ лесных участков без проведения государственного кадастрового учета);

3) ст. 4.2 Закон N 201 (о том, что с 01.03.08 лесные участки (в составе земель лесного фонда), кадастровый учет которых не осуществляется, признаются ранее учтенными объектами недвижимости);

4) ст. 4.4 Закона N 201 (она устанавливает в частности, что в случае, если до 01.01.10 государственный кадастровый учет лесных участков (в составе земель лесного фонда) не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на таких участках и сделок с ними вместо кадастрового плана (или кадастрового паспорта) предоставляются планы лесных участков и идентификация лесных участков в ЕГРПН осуществляется по условному номеру;

5) ст. 14.1 Закона N 201 (о том, что после 01.01.09 запрещается предоставлять лесные участки (находящиеся в государственной или муниципальной собственности), без определения видов и параметров использования лесов, установленных лесохозяйственными параметрами.

3. В заключение комментария к ст. 7 отметим несколько моментов, имеющих важное теоретическое значение:

1) лесной участок однозначно стал рассматривается как разновидность земельного участка;

2) в качестве такового земельный участок и его разновидность - " лесной участок" - суть объекты недвижимости. Соответствующие изменения внесены и в ст. 130, 261 ГК;

3) понятие "участок лесного фонда" - в новом ЛК отсутствует.

 

Статья 8. Право собственности на лесные участки

1. Комментируемая статья посвящена важнейшей из вещных прав, на лесные участки, а именно праву собственности на лесные участки. При этом необходимо учесть, что:

1) ч. 1 устанавливает императивные правила (они не могут быть изменены ни иными федеральными законами, ни законами субъектов РФ, не говоря уже о других нормативных правовых актах, см. об этом коммент. к ст. 2 ЛК);

2) в соответствии с правилами ч. 1 исключительно в федеральной собственности находятся лесные участки, входящие в состав лесного фонда. Ни частная собственность граждан и ЮЛ, ни собственность субъектов РФ, ни муниципальная собственность на такие лесные участки после 01.01.07 - не допускаются;

3) если лесной участок (см. об этом понятии коммент. к ст. 7 ЛК) входит в состав земель иных категорий, то форма собственности на такие лесные участки определяется в соответствии с нормами земельного законодательства. Речь идет о лесных участках в составе:

а) земель сельскохозяйственного назначения;

б) земель населенных пунктов;

в) земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, информатики;

г) земель для обеспечения космической деятельности;

д) земель обороны, безопасности и иного специального назначения;

е) земель особо охраняемых территорий и объектов;

ж) земель водного фонда;

з) земель запаса.

О категории земель см. подробнее в книге: А.Н. Гуев. Комментарий к земельному законодательству РФ (изд. 3). М., Экзамен, 2007.

2. Для правильного применения норм ст. 8 следует также иметь в виду положения:

1) ст. 101 Земельного кодекса. Она устанавливает, что к землям лесного фонда (упомянутым в п. 1 ст. 8) относятся:

а) лесные земли (т.е. земли покрытые лесной растительностью, либо не покрытые ею, не предназначенные для ведения лесного хозяйства;

б) нелесные земли (например, просеки, дороги и др.);

2) ст. 3 Закон N 201, Она устанавливает, что земли лесного фонда также находятся в федеральной собственности;

3) ст. 4.3 Закона N 201 (она вступила в силу с 31.07.07). В соответствии с ней права собственности РФ не участки лесного фонда, ограничения (обременения) этого права и сделки с такими участками, зарегистрированные до 01.01.07 признаются правом собственности РФ на соответствующие лесные участки (в составе земель лесного фонда), ограничениями (обременениями) этого права, а также сделками с ними. При этом:

а) внесение в ЕГРПН записей о праве собственности РФ на указанные выше лесные участки (равно как записи об ограничениях (обременениях) этого права, записи о сделках с лесными участками) осуществляется на основании заявлений заинтересованных лиц и документов, ранее представленных для государственной регистрации этого права ( этих ограничений , этих сделок) и помещенных в дела правоустанавливающих документов;

б) государственная регистрация договоров аренды лесных участков, договоров безвозмездного срочного пользования лесными участками (в составе земель лесного фонда) осуществляется без предоставления кадастровых планов или кадастровых паспортов лесных участков (при условии, что упомянутые договоры приведены в соответствии с ЛК и что ранее государственный кадастровый учет таких лесных участков не осуществлялся);

4) ст. 4.4 Закона N 201 ( также вступившей в силу 31.07.07). Она предусматривает, что если до 01.01.10 государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не будет осуществлен, то для государственной регистрации права на такие лесные участки (равно как государственная регистрация сделок с этими лесными участками) вместо кадастрового плана (или кадастрового паспорта) представляются планы лесных участков, а идентификация лесного участка в ЕГРПН осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Законом о недвижимости;

5) ст. 10 Закон N 201. Она устанавливает, что распоряжение лесными участками государственная собственность, на которые не разграничена, осуществляется госорганами субъектов РФ или ОМСУ в соответствии с земельным законодательством.

3. Ч. 2 ст. 8 предписывает исходить из норм действующего земельного законодательства при определении форм собственности на лесные участки в составе земель иных (помимо земель в составе лесного фонда) категорий. В связи с этим нужно иметь в виду, что земельные участки, на которых расположены лесные участки (т.е. по существу имеются в виду сами "лесные участки": иной вывод противоречил бы легальному определению последнего, см. коммент. к ст. 7 ЛК), могут находиться:

1) в собственности граждан и ЮЛ. К ним относятся участки, приобретенные гражданами и ЮЛ по основаниям, предусмотренным законодательством РФ. Вообще земельные участки (и расположенные на них лесные участки) могут предоставляться в собственность граждан и ЮЛ, за исключением земельных участков, которые в соответствии с законом не могут находиться в частной собственности (ярким примером последних могут служить земли лесного фонда, которые могут находиться лишь в федеральной собственности, что автоматически ведет к тому, что и лесные участки в составе таких земель - могут находиться лишь в федеральной собственности, но никак в частной, см. выше). Однако иностранным гражданам и ЮЛ, а также лицам без гражданства ни земельные участки (даже "иных категорий") , ни лесные участки на праве собственности принадлежать не могут, если лесные участки (земельные участки) расположены на приграничных территориях. Перечень последних устанавливается Президентом РФ (ст. 15 Земельного Кодекса). Впрочем, и до установления упомянутого "Перечня" - предоставление земельных участков, расположенных на приграничных территориях в собственность иностранных граждан, ЮЛ, лиц без гражданства - не допускается (ст. 3 Закон N 137). В связи с этим и лесные участки в составе земель расположенных на приграничных территориях в собственность этих лиц - не передается (см. также пост. Конституционного Суда РФ от 23.04.04 N 8-п);

2) в муниципальной собственности (ст. 19 Земельного Кодекса). Нужно иметь в виду, что в муниципальной собственности находятся земельные участки (и расположенные на них лесные участки, или по терминологии ЛК "лесные участки в составе земель иных категорий"), которые:

а) признаны таковыми федеральными законами и законами субъектов РФ;

б) приобретены муниципальными образованиями в собственность по основаниям, установленным действующим гражданским законодательством;

в) безвозмездно переданы муниципальным образованиям из земель находящихся в государственной собственности (в т.ч. и за пределами территорий границ муниципальных образования) для обеспечения развития последних.

Права муниципальной собственности может возникнуть также при разграничении государственной собственности на землю.

Таким образом, лесные участки в составе земель находящихся в муниципальной собственности - могут находиться в муниципальной собственности;

3) в государственной собственности (ст. 16-18 Земельного Кодекса). При этом следует учесть ряд важных обстоятельств:

а) государственная собственность на земли различных категорий и на лесные участки в составе этих земель (за исключением лесных участков в составе земель лесного фонда!) подразделяется на федеральную собственность и собственность субъектов РФ (т.е. ее четко следует ограничивать не только от частной, но также и от муниципальной собственности);

б) государственной собственностью являются земли (и лесные участки в их составе) не находящиеся в собственности граждан, ЮЛ или в собственности муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на земли (и соответственно государственной собственности на лесные участки в их составе) на собственность РФ; собственность субъектов РФ; собственность муниципальных образований - осуществляется в соответствии с нормами Земельного Кодекса и федеральных законов (а не законов субъектов РФ);

в) в федеральной собственности находятся (наряду с землями лесного фонда, см. выше) земли (и лесные участки в их состава):

- которые признаны таковыми федеральными законами (например, Законом об обороне);

- право собственности РФ, на которые возникло в процессе разграничения государственной собственности на землю;

- которая приобретена (например, по договору купли-продажи, в порядке исследования и т.д.) по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством;

г) в собственности субъектов РФ находятся земли (и лесные участки в их составе):

- которые признаны таковыми федеральными законами;

- право собственности субъектов РФ на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

- которые приобретены субъектами РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством (см. об этом подробнее в книге: А.Н. Гуев. Постатейный комментарий к ст. 1 ГК РФ (изд. 4). М., Экзамен, 2007.

 

Статья 9. Право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками

1. Применяя правила ст. 9 необходимо обратить внимание на следующее:

1) упомянутое в этой статье право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (т.н. "сервитут") относятся к числу вещных прав на лесные участки (вывод основан на систематическом толковании ст. 9 с одной стороны, и ст. 216, а также ст. 268, 269, 274 ГК - с другой стороны);

2) право аренды лесных участков, равно как и право безвозмездного срочного пользования лесными участками (также упомянутые в ст. 9) относятся к числу обязательственных прав на лесные участки (вывод основан на систематическом толковании ст. 9 с одной стороны и норм глав 17, 34, 36, ГК - с другой стороны).

2. Указанные в ст. 9 права на лесные участки возникают и прекращаются по основаниям, предусмотренным в нормах гражданского и земельного законодательства. Таким образом сама ст. 9 предписывает руководствоваться (в данном случае) нормами ГК, Земельного кодекса, иных правовых актов в области гражданского и земельного законодательства. В связи с этим нужно учитывать ряд важных обстоятельств:

1) в соответствии со ст. 20 Земельного Кодекса в постоянное (бессрочное) пользование земли (и лесные участки в их составе):

а) могут быть предоставлены лишь государственным и муниципальным учреждением, казенным предприятием, а также госорганом и ОМСУ;

б) не могут быть предоставлены гражданам. Однако, если право постоянного (бессрочного) пользования землями (и лесными участками в их составе) возникло у граждан и ЮЛ до 30.10.01 - сохраняется. При этом:

- с 30.10.01 земли (и лесные участки в их составе), находящиеся в государственной и муниципальной собственности могут предоставляться в постоянное (бессрочное) пользование только государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям (п. 8 ст. 3 Закона N 137);

- иные ЮЛ обязаны переоформить это право до 01.01.10 на право аренды или приобрести земли (и лесные участки в их составе) в собственность (и религиозным организациям предоставлено право выбора - по своему желанию они могут переоформить упомянутое право на право безвозмездного срочного пользования землей и лесным участком в его составе). В отличие от этого, если земельный участок ранее был предоставлен гражданину на праве постоянного (бессрочного) пользования, то период указанного переоформления - сроком не ограничено (ст. 3, ст. 36 Закона N 137);

в) в любом случае граждане и ЮЛ, обладающие землями (и лесными участками в их составе) на праве постоянного (бессрочного) пользования - не вправе распоряжаться ими;

2) в соответствии со ст. 274-276 ГК собственник лесного участка, земельного участка вправе требовать установления т.н. частного сервитута - т.е. права ограниченного пользования соседним участком. При этом сервитут:

а) может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний лесной или земельный участок, а также для других нужд собственника данного лесного участка, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута;

б) не лишает собственника лесного участка прав владения, пользования и распоряжения участком;

в) устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута и собственником соседнего участка;

г) подлежит регистрации в соответствии с нормами Закона о недвижимости;

д) дает право собственнику лесного участка (обремененного сервитутом) требовать от лица, в интересах которого сервитут установлен, соразмерную плату за пользование участком;

е) сохраняется в случае перехода прав на лесной участок (который обременен сервитутом) к другому лицу;

ж) не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога, не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимися собственниками недвижимости для обеспечения использования которой данный сервитут был установлен;

з) может быть прекращен по требованию собственника лесного участка ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен. В случаях, кода лесной участок (принадлежащий гражданину или ЮЛ) в результате обременения сервитутом не может использоваться, собственник участка по суду вправе требовать прекращения сервитута;

3) в соответствии со ст. 23 Земельного кодекса публичный сервитут на лесной участок устанавливается законами (иными нормативными правовыми актами) РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ или ОМСУ, в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, муниципального образовании, местного населения, но без изъятия лесного участка. При этом:

а) могут быть установлены следующие публичные сервитуты:

- для прохода и проезда через лесной участок;

- для использования лесного участка в целях ремонта коммунальных, электрических и др. линий;

- для размещения на лесном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;

- для проведения дренажных работ;

- для забора воды и водопоя (если водные объекты расположены на данных или соседних лесных участках);

- для прогона сельскохозяйственных животных через лесной участок;

- для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных (в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям);

- для использования лесного участка в целях охоты и рыболовства;

- для временного пользования лесным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;

- для свободного доступа к прибрежной полосе;

б) сервитут лесного участка может быть срочным или постоянным. Срок установления публичного сервитута в отношении лесного участка в границах земель, зарезервированных для государственных и муниципальных нужд не может превышать срок резервирования таких земель;

в) осуществление публичного сервитута должно быть наименее обременительным для лесного участка, в отношении которого он установлен;

г) собственник лесного участка, в отношение которого установлен публичный сервитут вправе требовать соразмерную плату (если иное не предусмотрено федеральным законом);

д) в случаях, если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования лесного участка, собственник (пользователь, владелец) участка вправе требовать изъятия (в т.ч. путем выкупа) у него данного лесного участка, с возмещением ему убытков. Если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании лесного участка, то собственник вправе требовать от госоргана и ОМСУ соразмерную плату;







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.