Здавалка
Главная | Обратная связь

Глава 2. Использование лесов 4 страница



- обеспечение охраны и защиты лесов (именно поэтому, например, в лесах создаются различные устройства, обеспечивающие противопожарную охрану леса, сохранность животного мира, всякого рода объекты, направленные на санитарную защиту лесных насаждений и т.д.);

- воспроизводство лесов. Это означает, что любой объект лесной инфраструктуры должен сохраняться, эксплуатироваться, храниться, демонстрироваться, утилизироваться с учетом того, чтобы не только препятствовать, а наоборот способствовать восстановлению лесных ресурсов;

б) объекты лесной инфраструктуры. Они перечислены в ст. 13 явно неисчерпывающим образом. Помимо лесных складов, лесных дорог, могут создаваться лесные наблюдательные станции, лесные коридоры для прогона скота и т.д.;

2) они императивно предписывают (т.е. иные правила не могут быть установлены ни в нормах других федеральных законов, ни в законах субъектов РФ, ни в правовых актах госорганов или ОМСУ):

а) сносить (засыпать, демонтировать и т.д.) объекты лесной инфраструктуры (например, лесной склад), после того, как отпадет надобность в них. Так, если лесосплав уже не осуществляется, то следует разобрать места где древесина хранится перед началом сплава, группируется в плоты, маркируются и т.д.);

б) осуществлять рекультивацию (т.е. проводить работы по восстановлению продуктивности и ценности нарушенных земельных участков) земель, на которых располагались сносимые объекты лесной инфраструктуры.

2. Специфика правил ч. 3 ст. 13 состоит в том, что:

1) они посвящены только одному объекту лесной инфраструктуры, а именно лесным дорогам;

2) в них речь идет о любых иных лесных дорог (грунтовых, бетонных, покрытых асфальтом и т.д.);

3) в соответствии с ними лесные дороги могут быть созданы и при заготовках древесины, живицы, недревесных лесных ресурсов, и при ведении сельского хозяйства в лесах, и при создании лесных плантаций и при иных видах использования лесов перечисленных в ст. 25 ЛК (см. коммент. к ней).

3. Для правильного применения норм ст. 13 нужно также учитывать поражения:

1) ст. 14 ЛК (они посвящены лесоперерабатывающей инфраструктуры;

2) ст. 21 ЛК (о строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов не связанных с лесной инфраструктурой);

3) ст. 45 ЛК (об использовании лесов для строительств, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, связей, дорог, трубопроводов, иных линейных объектов).

О том, что лесная инфраструктура относится к числу приоритетных инвестиционных проектов в области освоения леса см. Постановление Правительства РФ от 30.06.07 N 419.

 

Статья 14. Лесоперерабатывающая инфраструктура

1. Анализ правил п. 1 ст. 14 показывает, что лесоперерабатывающая инфраструктура:

1) создается для переработки (путем применения к лесным ресурсам любых известных на сегодня и не запрещенных законом методов обработки) не только древесины (из нее в результате переработки получают мебель, строительные материалы и конструкции, различные виды клея, предметы интерьера и т.д.), но и любых иных (т.е. недревесных) лесных ресурсов (в том числе пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений; непищевых лесных ресурсов, например, коры деревьев, бересты, камыша и т.д., см. об этом подробнее коммент. к ст. 32-34 ЛК);

2) включает в себя:

а) объекты переработки заготовленной древесины (всякого рода механизмы, лесоперерабатывающие предприятий, комплексы, лесопильные комбинаты и др.);

б) биоэнергетические объекты, а также иные объекты. Иначе говоря, в ст. 14 явно неичерпывающим образом перечислены объекты лесоперерабатывающей инфраструктуры. Законодатель исходит из того, что с развитием науки и техники в будущем могут возникнуть и другие такие объекты;

3) не включает в себя и объекты лесной инфраструктуры (в т.ч. и лесные склады, лесные дороги и т.п. см. об этом коммент. к ст. 13 ЛК).

2. Правила ч. 2 ст. 14 - императивны: ни в других законах (в т.ч. федеральных), ни в иных нормативных правовых актах нельзя устанавливать, что, например, в защитных лесах можно построить лесопильный завод). В соответствии с ними создание (путем строительства, восстановления, реконструкции, монтажа и т.д.) объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры запрещается:

1) в защитных лесах. Иначе говоря, ни гражданин, ни ЮЛ (в том числе и государственные унитарные предприятия, и казенные предприятия, и финансируемые из бюджетов учреждения), равно как госорганы и ОМСУ не вправе создавать такие объекты в лесах:

а) расположенных на особо охраняемых природных территориях;

б) расположенных в водоохранных зонах;

в) расположенных в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственного - бытового водоснабжения;

г) относящихся к зеленым зонам, к лесопаркам, к городским лесам, а также в иных лесах перечисленных в ст. 102 ЛК (см. коммент. к ней);

2) в иных случаях, прямо предусмотренных;

а) в нормах самого ЛК (например, создание объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры противоречило бы нормам ст. 109 ЛК, см. коммент. к ней);

б) в нормах других федеральных законов (однако субъекты РФ не вправе принимать законы, которые регулировали бы данный вопрос).

3. Для правильного применения норм ст. 14 нужно также учитывать положения:

1) ст. 22 ЛК о том, что инвестиционная деятельность в области освоения включает в себя также создание объектов капитальных вложений в сфере лесоперерабатывающей инфраструктуры (см. коммент. к ней);

2) ст. 25 ЛК о том, что переработка древесины и иных лесных ресурсов (для чего и создаются объекты лесоперерабатывающей инфраструктуры) - является самостоятельным видом использования лесов (см. коммент. к ней);

3) ст. 46 ЛК. Они посвящены порядку использования лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов (см. коммент. к ней).

4. Об административной и уголовной ответственности за нарушение правил создания объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры и их эксплуатации см. коммент. к ст. 99 ЛК, а также в книгах: А.Н. Гуев. Постатейный комментарий КоАП РФ. (Изд. 3). М., Экзамен, 2007; А.Н. Гуев. Комментарий УК РФ для предпринимателей. М. (изд. 4). Экзамен, 2006. О том, что заготовка древесины для переработки ее объектами лесоперерабатывающей инфраструктуры является предпринимательской деятельностью см. коммент. к ст. 29 ЛК структуры. При этом следует руководствоваться:

- постановлением Правительства РФ от 23.02.94 N 140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы";

- приказом МПР от 22.12.95 N 525 "Об утверждении основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы";

- иными правовыми актами, регулирующими порядок осуществления рекультивации земель (впредь до принятия правового акта, специально регулирующего порядок рекультивации земель лесного фонда, земель занятых сносимыми объектами лесной инфраструктуры.

 

Статья 15. Районирование лесов

1. В нормах частей 1-3 ст. 15 содержится определение (легальное!) районирование лесов. Анализ этого определения показывает, что районирование лесов:

1) осуществление с обязательным учетом природно-климатических условий (а они, безусловно отличаются на огромной территории нашей страны, достаточно сравнить в этом плане Кавказ и Якутию);

2) включает в себя установление:

а) лесорастительных зон. Последние:

- включает в себя леса с относительно однородными (ибо абсолютно однородных признаков - в природе просто не существует) лесорастительными признаками;

- указаны в Перечне лесорастительных зон (он утвержден приказом МПР от 28.03.07 N 68);

- определяются в соответствии с научно-обоснованной методологией. В настоящее время это осуществляется МПР;

б) лесных районов. Последние:

- входят в состав тех или иных лесорастительных зон;

- устанавливаются именно на основе лесорастительного районирования (т.е. сначала необходимо определить лесорастительные зоны, а затем лесные районы);

- отражены в Перечне лесных районов РФ (он также утвержден Приказом МПР от 28.03.07 N 68);

- могут быть установлены только с учетом того, что имеются относительно сходные условия использования, охраны, защиты, а также воспроизводства лесов;

3) не всегда совпадает с административно-территориальным делением РФ и границами субъектов РФ, муниципальных образований (достаточно сравнить границы зон и районов, указанные в Перечне лесорастительных зон РФ и Перечне лесных районов РФ с границами, например, субъектов РФ и административных районов).

2. Согласно нормам ч. 4 ст. 15 соответствующие уполномоченные федеральные органы исполнительной власти (а не госорганы субъектов РФ и не ОМСУ) устанавливают для каждого лесного района индивидуально (даже если они входят в одну лесорастительную зону):

1) Правила пожарной безопасности. При этом последние должны соответствовать Закону о пожарах и действующим Правилам ПБЛ;

2) Правила санитарной безопасности. Они должны соответствовать Закону о санитарном благополучии и действующим Правилам СБЛ;

3) возрасты рубок лесных насаждений. При этом указанные "возрасты" устанавливаются:

а) с учетом положений ст. 16, 17, ЛК (см. коммент. к ним);

б) с учетом товарной номенклатуры древесины (она составляется исходя из видов, назначения древесины, характера использования, транспортировки, иных элементов товарной структуры);

4) правила заготовки древесины. При этом необходимо учитывать нормы ст. 29, 30 ЛК (см. комент. к ним);

5) правила заготовки иных (т.е. недревесных) лесных ресурсов. Последние должны соответствовать действующим Правилам ЗСНР (они вступили в силу с 22.06.07);

6) правила лесовосстановления и ухода за лесами. При их разработке следует учитывать нормы ст. 62 ЛК.

3. Для правильного применения ст. 15 необходимо также учитывать положения:

1) Постановления Правительства РФ от 22.06.07 N 395 "Об установлении максимального объема древесины, подлежащей заготовке лицом, группой лиц";

2) Постановления Правительства РФ от 15.03.07 N 162 "Об утверждении Перечня видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается.

4. В практике применения ст. 15 возник ряд вопросов:

1) вправе ли Федеральное агентство лесного хозяйства устанавливать правила, перечисленные в п. 4 ст. 15. Нет, не вправе. Эти вопросы исключены из перечня полномочий, предусмотренных в Положении о Федеральном агентстве лесного хозяйства (в редакции постановления Правительства РФ от 24.05.07 N 314);

2) вправе ли субъект РФ установить правила ухода за лесами? На этот вопрос следует дать отрицательный ответ (см. об этом коммент. к ст. 61 ЛК).

 

Статья 16. Рубки лесных насаждений

1. Анализ норм ч. 1 ст. 16 позволяет сделать ряд важных выводов:

1) в них дается легальное (причем не только для целей ЛК, но также и для целей правильного применения норм КоАП и УК, других федеральных законов) рубок лесных насаждений. Они представляют собой процессы (т.е. и однократные случаи, и осуществляемые многократно, как промысел, как деятельность):

а) спиливания лесных насаждений (независимо от применяемых при этом механизмов, приспособлений, устройств, от простейшей пилы, до самых современных образцов электроники, или деревообрабатывающих комбайнов);

б) срубания лесных насаждений (топором, с помощью специальных механизмов и приспособлений и т.д.);

в) срезания лесных насаждений (например, с помощью простейшего ножа или специальной техники). Иные процессы (складирование, сплав, очистка от древесной коры и т.д. - не относятся к "рубкам лесных насаждений";

2) в них также содержится легальное определение лесных насаждений. К ним относятся только (т.е. перечень этот - исчерпывающий):

а) деревья (любые; хвойные, широколиственные и др.);

б) кустарники (их следует отличать от кустарников, которые расположены в населенных пунктах, в иных местах, не отнесенных к лесным землям);

в) лиан в лесах (а не в городах, не в парках культуры и отдыха, но в горах и т.п.).

2. Характеризуя нормы ч. 2 ст. 16 следует учесть, что:

1) они имеют характер общих правил, ибо подлежат применению лишь в той мере, в какой иное не установлено в нормах ЛК (см. например, об этом коммент. к ст. 27, 106 ЛК);

2) в них исчерпывающим образом перечислены виды лесных насаждений, вырубка которых допускается. Это означает, что в нормах других федеральных законов, законов субъектов РФ, иных нормативно-правовых актов - не может быть предусмотрено, что, и другие виды лесных насаждений могут быть объектом рубок;

3) они посвящены именно рубкам лесных насаждений, осуществляемых в целях заготовки древесины: распространять их на рубки, осуществляемые для других целей - оснований нет.

2. Часть 3 ст.16 императивно предписывает осуществлять рубки лесных насаждений (любые, а не только для целей заготовки древесины) в соответствии с правилами:

1) пожарной безопасности в лесах (действующие Правила ПБЛ вступили в силу в 19.07.07);

2) санитарной безопасности в лесах (действующие Правила СБЛ вступили в силу с 17.07.07);

3) заготовки древесины. Действующие:

а) Правила отпуска древесины на которые в лесах РФ утверждены постановлением Правительства РФ от 01.06.98 N 551 и существенно изменены постановлением Правительства РФ от 18.11.06 N 698 (данная редакция вступила в силу с 08.12.06 и действовала до 12.06.07); а также постановлением Правительства РФ от 28.05.07 N 324 (эта редакция действует с 12.06.07);

б) Перечень видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается, утверждено постановлением Правительства РФ от 15.03.07 N 162 и вступила в силу с 30.03.07;

4) ухода за лесами (см. об этом коммент. к ст. 64 ЛК).

3. Для правильного применения норм ст. 16 нужно также читывать положения:

1) ст. 13 ЛК, о том, что к объектам лесной инфраструктуры (а на этих участках допускаются рубки лесных насаждений для заготовки древесины) относятся в частности лесные дороги и лесные склады);

2) ст. 14 ЛК, о том, что на участках, где осуществляется создание лесоперерабатывающей инфраструктуры - также допускаются указанные рубки;

3) ст. 21 ЛК, о том, что такие рубки допускаются и в процессе строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.

См. коммент. к этим нормам ЛК.

 

Статья 17. Выборочные рубки и сплошные рубки лесных насаждений

1. Применяя нормы частей 1-3 ст. 17 нужно учитывать ряд обстоятельств:

1) в них исчерпывающим образом указаны виды "рубок лесных насаждений" (см. об этом понятии подробный коммент. к ст. 16 ЛК). Последние могут быть только:

а) либо выборочными. К ним относятся рубки, на которых вырубается лишь часть деревьев и кустарников (но не лесных лиан(!), последние не могут быть вырублены при выборочных рубках). Такие рубки допускаются только на соответствующих землях и земельных участках (например, на землях поселений, на землях обороны и т.д.);

б) либо сплошными. К ним относятся рубки (также осуществляемые на соответствующих землях и земельных участках) в ходе которых:

- вырубаются любые лесные насаждения (т.е. не только деревья и кустарники, но и лесные лианы);

- сохраняются (лишь на отдельных участках и только для целей воспроизводства либо лишь отдельные деревья (кустарники) либо группы деревьев (кустарники). Отметим, что о сохранении лесных лиан - в ч. 3 не сказано;

2) правильное применение норм частей 1-3 ст. 17 возможно только при условии учета положений частей 4-6 ст. 17 (см. об этом ниже), а также положений ст. 19, 22, 27, 28, 29 ЛК (см. подробный коммент. к ним);

3) в соответствии со ст. 42 Лесного кодекса 1997 (а она частично сохраняет силу!) и выборочная и сплошная рубка лесных насаждений допускаются на основании:

а) лесорубочного билета. Это документ, предоставляющий право на заготовку (в т.ч. с учетом осуществления рубок) древесины, живицы и второстепенных лесных ресурсов;

б) ордера. Он выдается лесничеством на основании лесорубочного билета. На основании ордера осуществляются отдельные виды заготовок и вывоза древесины, а также отпуск древесины на корню мелкими партиями;

в) лесного билета (который в ряде случаев также разрешает рубки лесных насаждений).

2. Анализ частей 4-6 ст. 17 показывает, что:

1) к "защитным лесам" (упомянутым в п. 4 ст. 17) относятся, например, леса расположенные в водоохранных зонах, городские леса, иные леса перечисленные в ст. 102 ЛК). В этих лесах:

а) по общему правилу сплошные рубки - запрещены. Лишь в случаях, когда выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений (перечисленных в ч. 4 ст. 17) - сплошные рубки допускаются;

б) выборочные рубки - допускаются лишь в целях, прямо указанных в самой части 4;

2) заготовка древесины (упомянутая в ч. 5 ст. 17) по общему правилу допускается в эксплуатационных лесах, а также ( при условии, что это прямо предусмотрено в законе) - и в защитных лесах (см. об этом коммент. к ст. 29 ЛК). Если лесной участок предоставлен (в установленном порядке) для заготовки древесины, то на этом участке:

а) допускается сплошная рубка леса. Однако необходимо выполнение важного условия: сплошная рубка может быть осуществлена лишь постольку, поскольку на этом лесном участке леса будут обеспечены лесовосстановление, лесоразведение, уход за лесами (с учетом положений ст. 61-64 ЛК, см. коммент. к ним);

б) выборочные рубки - могут иметь место при условии их осуществления в соответствии с нормами ЛК и с учетом Перечня видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается (утв. Постановлением Правительства РФ от 15.03.07 N 662);

3) в соответствии с ч. 6 ст. 17 сплошные рубки запрещаются лишь в случаях:

а) прямо предусмотренных нормами самого ЛК (см. например, коммент. к ст. 104 ЛК);

б) установленных другими федеральными законами (а не законами субъектов РФ).

 

Статья 18. Подсочка лесных насаждений

1. В ч. 1 ст. 18 дается легальное определение важного правового понятия, а именно "подсочка лесных насаждений". Она представляет собой процесс (а не разовые операции, не однократные работы, не проводимые от случая к случаю мероприятия и т.д.):

1) нанесения (вручную, либо с помощью специальных приспособлений, инструментов) на стволы (а не на ветки либо иные части) деревьев надрезов. Причем нанесение таких надрезов допускается только на деревьях хвойных пород, отдельных лиственных пород (их перечень определяется госорганами). Месторасположение таких деревьев - роли не играет;

2) сбора живицы (если он осуществляется в соответствии со ст. 31 ЛК, см. коммент.);

3) сбора древесных соков (для употребления в пищу, для изготовления на их основе лекарств и т.д.).

2. Характеризуя правила частей 2 и 3 ст. 18 пункта иметь в виду ряд обстоятельств:

1) подсочка лесных насаждений (упомянутая выше) допускается лишь в той мере, в какой:

а) лесной участок был предоставлен (в соответствии с нормами ст. 31 ЛК, см. коммент.) именно для заготовки живицы и древесных соков, а также осуществления (для этих целей) надрезов;

2) действующие Правила заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений утверждены приказом МПР от 10.04.07 N 83 и вступили в силу с 15.07.07.

3) правила заготовки живицы (упомянутые в ст. 18) устанавливаются только федеральными органами исполнительной власти (см. об этом коммент. к ст. 31 ЛК), а не госорганами субъектов РФ и на ОМСУ. В настоящее время (впредь до утверждения новых правил) следует руководствоваться "Правилами отпуска древесины на корню в лесах РФ" (утв. Правительством РФ от 01.06.98), которые регулируют также вопросы о порядке заготовки живицы, об осуществлении подсочки деревьев, об их освидетельствовании для целей подсочки.

 

Статья 19. Мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов

1. Применяя правила ч. 1 ст. 19 нужно учесть, что:

1) к "мероприятиям по охране, защите воспроизводству лесов" (упомянутым в ст. 19) относятся:

а) противопожарное обустройство лесов;

б) создание систем средств предупреждения и тушения пожаров в лесах:

в) мониторинг пожарной опасности в лесах;

г) защита лесов от вредных организмов (растений, животных и т.д.), а также предупреждения их распространения;

д) лесопатологические обследования и мониторинг;

е) санитарно-оздоровительные мероприятия;

ж) иные мероприятия, указанные в ст. 53-59 ЛК см. коммент. к ним;

2) указанные выше мероприятия осуществляются госорганами РФ и ее субъектов, а также ОМСУ (с учетом их полномочий, предусмотренных в ст. 81-84 ЛК, см. коммент. к ним).

2. Анализ правил ч. 2 ст. 19 позволяет сделать ряд важных выводов:

1) чаще всего осуществление этих мероприятий (в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности) - возлагается на граждан и ЮЛ использующих указанные леса;

2) лишь при отсутствии возложения этой обязанности на конкретных лиц:

а) допускается размещение заказов на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов путем проведения торгов;

б) такие торги и в данном случае проводятся в соответствии с Законом N 94;

в) особенности размещения указанных заказов должно определять лишь Правительство РФ (даже если сами леса находятся на землях, находящихся в собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности);

3) в соответствии со ст. 11 Закон N 201 до преобразования лесхозов - мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов могут осуществляться без размещения заказов в соответствии с Законом N 94;

3. Применяя правила частей 3 и 5 ст. 19 нужно иметь в виду, что:

1) при размещении заказа на выполнение работ по охране, воспроизводству, защите лесов:

а) одновременно должна быть осуществлена продажа лесных насаждений для заготовки древесины. Это существенное условие договора, и при его отсутствии - договор не может считаться заключенным (ст. 432 ГК);

б) необходимо заключение смешанного договора (см. о таком договоре ст. 421 ГК), который одновременно включал бы элементы:

- государственного (муниципального) контракта (с учетом норм Закона N 94) на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов;

- договора купли-продажи лесных насаждений (см. подробнее об этом договоре и о порядке его заключения подробный коммент. к ст. 74-77 ЛК);

2) лишь в случае, когда такой смешанный договор не был заключен (независимо от причин такого незаключения) - допускается размещение заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов без продажи лесных насаждений для заготовки древесины;

3) в любом случае, лишь Правительство РФ уполномочено устанавливать особенности заключения всех договоров, упомянутых в частях 2 и 3 ст. 19.

4. Для правильного применения норм ст. 19 необходимо также учитывать положения:

1) ст. 71 ЛК (о порядке предоставления гражданам и ЮЛ лесных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности);

2) ст. 78-80 ЛК (об организации проведения аукционов по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений);

3) ст. 93 ЛК (о государственной регистрации прав на лесные участки и сделок с ними);

4) ст. 101 ЛК (о разрешении споров в области охраны, защиты, воспроизводства лесов) см. коммент. к этим ст. ЛК.

 

Статья 20. Право собственности на древесину и иные добытые лесные ресурсы

1. Применяя правила части 1 ст. 20 нужно иметь в виду следующие обстоятельства:

1) граждане и ЮЛ, осуществляющие заготовку древесины, живицы, сбор недревесных лесных ресурсов, ведение сельского хозяйства, создание плантаций, иные виды использования лесов указанные в ст. 25 ЛК (см. коммент. к ним) приобретают право собственности (а не иное важное право!):

а) и на саму заготовленную древесину;

б) и на иные законно добытые лесные ресурсы;

2) при том ч. 1 ст. 20 предписывает руководствоваться нормами действующего гражданского законодательства. Последние, устанавливают, в частности, что:

а) в случаях, когда в соответствии с законом на определенной территории допускается сбор ягод, лов рыбы, сбор или добыча других общедоступных вещей и животных, право собственности на них приобретает лицо, осуществлявшее их сбор или добычу (ст. 221 ГК);

б) право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя (в т.ч. например, при ведении сельского хозяйства в лесах) - приобретается этим лицом. Право собственности на плоды, продукцию, доходы полученные в результате использования лесов (в соответствии со ст. 25 ЛК) - принадлежит лицу, которое осуществляет такое использование на законном основании, если иное прямо не предусмотрено законом, иными правовыми актами, договором (ст. 136, 218 ГК);

в) право собственности на водохранилища, гидротехнические сооружения, иные сооружения - возникает у лица с момента государственной регистрации (ибо они относятся к объектам недвижимости, ст. 25 ЛК, ст. 219 ГК. См. об основаниях и порядке приобретения прав собственности подробнее в книге: А.Н. Гуев. Постатейный комментарий к части 1 ГК РФ (изд. 4). М., Экзамены, 2006.

2. Анализ норм ч. 2 ст. 20 показывает, что исключительно самой РФ (а не субъектам РФ и не муниципальным образованиям) принадлежит право собственности на древесину, которая была получена в процессе:

1) использование лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых (см. об этом коммент. к ст. 43 ЛК);

2) использования лесов для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов (см. об этом коммент. к ст. 44 ЛК);

3) использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередач, линий связи, дорог, трубопроводов, других линейных объектов (см. об этом коммент. к ст. 45 ЛК);

4) использования лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов (см. об этом коммент. к ст. 46 ЛК).

3. Для правильного применения норм ст. 20 необходимо также учитывать положения:

1) постановления Правительства РФ от 30.06.07 N 419 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов" (см. коммент. к ст. 22 ЛК);

2) ст. 27 ЛК (о том, что в ряде случаев допускается ограничение использования лесов, в т.ч. и самими собственниками);

3) ст. 71 ЛК (о порядке предоставления гражданам и ЮЛ лесных участков, находящиеся в государственной или муниципальной собственности);

4) ст. 49 ЛК (о том, что граждане и ЮЛ, которые в установленном порядке осуществляли тот или иной вид использования лесов) представляет в уполномоченные госорганы и ОМСУ информацию об изъятых лесных ресурсов, их структуре, иную информацию. При этом такая информация представляется по специальной форме, утверждаемой уполномоченными федеральными органами исполнительной власти);

5) Постановления Правительства РФ от 22.06.07 N 395 "Об установлении максимального объема древесины, подлежащей заготовке группой лиц, лицом". См. также коммент. к перечисленным выше статьям ЛК.

 

Статья 21. Строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры

1. Применяя нормы ч. 1 ст. 21 следует иметь в виду, что:

1) они подлежат применению лишь в той мере, в какой:

а) осуществляется строительство (реконструкция), а также эксплуатация различных объектов;

б) упомянутые объекты не связаны с лесной инфраструктурой (т.е. не относятся, например, к лесным дорогам, к лесным складам и т.п. см. об этом коммент. к ст. 13 ЛК);

в) указанное строительство (реконструкция, эксплуатация) осуществляется именно на землях лесного фонда (к последним в соответствии со ст. 101 Земельного кодекса относятся т.н. "лесные земли", т.е. земли покрытые лесной растительностью, либо хотя и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, например, гари, редины, прогалины и др.);

2) в них исчерпывающим образом перечислены случаи, когда допускается такое строительство. Иначе говоря, ни в других законах (федеральных или субъектов РФ), ни в иных правовых актах, ни в актах ОМСУ нельзя устанавливать, что на землях лесного фонда допускается строительство, реконструкция, эксплуатация объектов (не связанных с лесной инфраструктурой) в случаях, прямо не предусмотренных в пунктах 1-7 части 1 ст. 21. Даже если такие акты будут изданы - они не подлежат применению (иначе были бы нарушены нормы ст. 2 ЛК, см. коммент. к ней).

2. Специфика правил ч. 2 ст. 21 состоит в том, что:

1) они подлежат применению лишь в той мере, в какой строительство, реконструкция, эксплуатация объектов, указанных выше осуществляется на землях иных категорий (т.е. не относящихся к землям ЛЕСНОГО фонда; примерами могут служить: земли населенных пунктов, земли энергетики, промышленности, транспорта, иные земли, перечисленные в ст. 7 Земельного кодекса);

2) они разрешают такое строительство (реконструкцию, эксплуатацию) при условии, что оно:

а) предусмотрено нормами других федеральных законов (но не законов субъектов РФ и не нормами иных правовых актов);







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.