Здавалка
Главная | Обратная связь

Предельные параметры основных организационно-технических элементов рубок спелых, перестойных лесных насаждений



 

8. В практике возник вопрос: подлежит ли применению (в связи с принятием Правил от 16.07.07) Правила отпуска древесины на корню в лесах РФ, утвержденные постановлением Правительства РФ от 01.06.98 N 551?

Отвечая на этот вопрос нужно учесть следующее:

1) Правила отпуск древесины на корню в лесах РФ (охарактеризованные нами выше) - не отменены. Они подлежат применению и после 01.01.07 (в части не противоречащей ЛК, ст. 13 Закона N 201);

2) Правила от 16.07.07 - должны соответствовать и ЛК, и упомянутым Правилам отпуска древесины на корню в лесах РФ.

 

Статья 30. Заготовка гражданами древесины для собственных нужд

1. Данная статья:

1) посвящена заготовке древесины:

а) только гражданами (в т.ч. иностранными и лицами без гражданства). Распространять ее положения на случаи заготовки древесины ЮЛ - оснований нет;

б) исключительно для собственных нужд граждан. Иначе говоря:

- если заготовку древесины гражданин осуществляет в качестве предпринимательской деятельности, то во-первых, он должен зарегистрироваться как ИП; во-вторых, он должен руководствоваться положениями ст. 29 ЛК;

- речь идет о случаях заготовки древесины для семейных, бытовых, личных любых иных целей, не связанных с осуществлением коммерческой деятельности;

- заготовка древесины осуществляется не только для целей отопления, но и для возведения строений, для ремонта деревянных штакетников, для изготовления домашней мебели и т.д. (перечень целей, которые могут быть отнесены к "собственным нуждам" граждан - оставлен в ст. 30 открытым);

2) императивно устанавливает, что к заготовке гражданами древесины для собственных нужд не применяются правила:

а) ч. 1 ст. 29 ЛК (о том, что заготовка древесины представляет собой предпринимательская деятельность);

б) ч. 2 ст. 29 ЛК (о том, что заготовка древесины по общему правилу осуществляется в эксплуатационных лесах (см. о них коммент. к ст. 108 ЛК) и в защитных лесах (см. о них коммент. к ст. 102 ЛК). Дело в том, что для собственных нужд граждане вправе заготавливать древесину и в лесах иных категорий, если иное прямо не предусмотрено в нормах федеральных законов);

в) ч. 7 ст. 29 ЛК (о том, что в целях заготовки древесины граждане вправе строить лесные дороги, лесные склады и т.д. При заготовке древесины для собственных нужд - строительство этих и иных объектов лесной инфраструктуры граждане не вправе осуществлять).

2. Применяя нормы частей 2 и 5 ст. 30 нужно учесть, что:

1) "места традиционного проживания и хозяйственной деятельности" лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ" - следует определять исходя из норм Закона о малочисленных народов и Законе о территориях малочисленных народов;

2) о том, относится ли тот или иной народ к числу "коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока" следует судить исходя из "Единого перечня коренных малочисленных народов РФ" (утв. Постановлением Правительства РФ от 24.03.2000 N 255). См. об этом подробнее коммент. к ст. 48 ЛК;

3) в соответствии с ч. 2 ст. 30, лицам, которые относятся к указанным выше народам представлено право:

а) бесплатно осуществлять заготовку древесины (но исключительно для собственных нужд);

б) осуществлять заготовку древесины и для ведения хозяйственной деятельности в рамках традиционного образа жизни;

4) с другой стороны, указанные лица (собственно как и другие граждане) - заготавливают древесину с соблюдением порядка и нормативов, которые устанавливаются законами субъектов РФ.

3. Анализ части 4 ст. 30 позволяет сделать ряд выводов:

1) гражданин осуществляет заготовку древесины (даже для собственных нужд) на основании договоров купли продажи лесных насаждений (такой договор заключается в соответствии с нормами гл. 30 ГК; см. также коммент. к ст. 75-77 ЛК);

2) Правила об отпуске древесины на корню в лесах РФ (см. об этом подробный коммент. к ст. 29 ЛК) - к заготовке гражданами древесины для собственных нужд - не применяются.

5. Заготовку древесины гражданами (упомянутую в ст. 30) следует отметить от случаев заготовки:

1) живицы (см. коммент. к ст. 31 ЛК);

2) древесных и недревесных ресурсов (см. коммент. к ст. 32, 33 ЛК).

 

Статья 31. Заготовка живицы

1. Анализ норм ст. 31 позволяет сделать ряд важных выводов:

1) заготовка живицы - получила свое легальное определение в ЛК. Оно подлежит применению как для целей применения самого ЛК, так и для правильного применения норм налогового законодательства, КоАП, УК и других законов. Определение исходит из того, что заготовка живицы:

а) представляет собой предпринимательскую деятельность (т.е. самостоятельную, осуществляемую на свой риск и направленную на систематическое получение прибыли от заготовки и продажи, переработки и т.п. живицы, ст. 2 ГК);

б) всегда связана с подсочкой хвойных лесных насаждений (т.е. с процессом нанесения на их стволы надрезов и с процессом сбора древесных соков и живицы см. об этом коммент. к ст. 18 ЛК), а также хранением (в специальных контейнерах, хранилищах, приспособлениях и т.п.) и вывозом (независимо от вида транспорта) живицы из леса;

в) может осуществляться лишь в лесах, которые предназначены для заготовки древесины (например, в эксплуатационных лесах, см. об этом коммент. к ст. 29, 30 ЛК);

г) может осуществляться как гражданами (но последние должны иметь статус ИП), так и организациями, в т.ч. некоммерческими (если это не противоречит целям и задачам, зафиксированным в учредительных документах организации);

2) для осуществления заготовки живицы и ИП, и ЮЛ должны заключить договор аренды лесного участка (см. об этом договоре подробный коммент. к ст. 71-74 ЛК). Не вправе заготавливать живицу лица, владеющие лесным участком, например, на праве постоянного (бессрочного) пользования лесным участком.

2. Для правильного применения норм ч. 4 ст. 31 следует учесть, что:

1) Правила заготовки живицы (упомянутые в ч. 4):

а) должны быть утверждены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (а не субъектами РФ);

б) в настоящее время - еще не утверждены;

2) впредь до их утверждения следует применять соответствующие разделы (посвященные заготовке живицы) Правил отпуска древесины на корню в лесах РФ (см. об этом коммент. к ст. 29 ЛК);

 

Статья 32. Заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов

1. В ст. 32 содержится легальное определение (не только для целей ЛК, но и для целей налогообложения, а также для правильного применения норм КоАП, УК, других законов) "заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов". Последние:

1) представляют собой предпринимательскую деятельность (т.е. самостоятельную, осуществляемую на свой риск и направленную на систематическое получение прибыли, например, от сбора, переработки, реализации бересты, хвороста и т.п.). Это, в частности означает, что заготовку и сбор недревесных лесных ресурсов вправе осуществлять лишь:

а) граждане, являющиеся ИП;

б) организации, чаще всего - коммерческие (а некоммерческие - если это не противоречит целям и задачам предусмотренным в их учредительных документов);

2) всегда связаны с изъятием (в форме заготовки, сбора, иного изъятия из естественного природного положения) хранением (в любых хранилищах), с вывозом недревесных лесных ресурсов. Причем в ч. 2 ст. 32 неисчерпывающим образом перечислены виды недревесных лесных ресурсов (пни, береста, камыши, тростники и т.д.);

3) осуществляются гражданами (ИП) и ЮЛ лишь на основании договоров аренды лесных участков (см. об этом договоре подробный коммент. к ст. 71-74 ЛК). Если они владеют лесным участком на ином праве (например, на праве сервитута) - что у них отсутствует и право осуществлять заготовку и сбор недревесных лесных ресурсов.

2. Применяя правила ст. 32 следует также учесть, что:

1) ИП и организации осуществляющие заготовку и сбор недревесных лесных ресурсов вправе:

а) осуществлять собственно изъятие (сбор, заготовку) и вывоз этих ресурсов;

б) и ,кроме того, возводить навесы, ангары, другие временные постройки (например, заборы, легкоразборные модули, тенты, брезентовые палатки и т.п.) на предоставленных им (в соответствии с договором аренды) лесных участков;

2) заготовку и сбор недревесных лесных ресурсов, следует отличать от заготовки:

а) древесины (см. об этом коммент. к ст. 29, 30 ЛК);

б) живицы (см. коммент. к ст. 31 ЛК);

в) недревесных лесных ресурсов для собственных нужд граждан (см. коммент. к ст. 33 ЛК);

г) пищевых лесных ресурсов (см. коммент. к ст. 34, 35 ЛК).

3. Ч. 5 ст. 32 устанавливает, что Правила заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти. Во исполнение норм части 5 ст. 32 МПР своим приказом от 10.04.07 N 84 утвердило "Правила заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов" (далее - Правила), которые вступили в силу с 22.06.07. В Правилах, в частности, предусмотрено, что:

1) они не распространяются на случаи заготовки и сбора упомянутых ресурсов гражданами для собственных нужд (дело в том, что порядок сбора и заготовки недревесных ресурсов для собственных нужд граждан - устанавливаются законами субъектов РФ, ч. 4 ст. 33 ЛК). Заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов гражданами и ЮЛ - осуществляется в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества и лесопарка. Неисполнение этого регламента - является основанием для досрочного расторжения договора аренды лесного участка (п. 1, 5, 6 Правил). См. об этом также коммент. к ст. 24 ЛК).

Определение возможных размеров заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов осуществляется в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка.

Заготовленные недревесные лесные ресурсы являются, согласно части 1 статьи 20 Лесного кодекса Российской Федерации, собственностью арендатора лесного участка.

Заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов, являющихся порубочными остатками при заготовке древесины по договору аренды лесного участка или договору купли-продажи лесных насаждений, не требует оформления дополнительного договора и не считается отдельным видом использования лесов.

Лица, которым предоставлено право использования лесов для заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов, должны применять способы и технологии, исключающие истощение имеющихся ресурсов.

Заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов могут ограничиваться в соответствии со статьей 27 Лесного кодекса Российской Федерации (см. коммент. к ней).

Заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов могут быть ограничены или запрещены в установленном порядке в районах, загрязненных радиоактивными веществами (см. о таких районах Постановление Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1992 г. N 1008 "О режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (Собрание актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, 1993, N 5, ст. 387; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 13, ст. 1365).

Запрещается использовать для заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов виды растений, занесенные в Красную книгу Российской Федерации, красные книги субъектов Российской Федерации, признаваемые наркотическими средствами, а также включенные в Перечень видов (пород) деревьев и кустарников, заготовки древесины которых не допускается (см. об этом перечне коммент. к ст. 29 ЛК) (п. 7-23 Правил);

2) граждане и ЮЛ осуществляют заготовку упомянутых выше ресурсов на основании договоров аренды. При этом, такие лица имеют право:

осуществлять использование лесов в соответствии с условиями договора аренды;

создавать, согласно части 1 статьи 13 Лесного кодекса Российской Федерации, лесную инфраструктуру (лесные дороги, лесные склады и другие);

возводить, согласно части 3 статьи 32 Лесного кодекса Российской Федерации, на предоставленных лесных участках, навесы и другие временные постройки;

иметь другие права, если их реализация не противоречит требованиям лесного законодательства Российской Федерации.

Лица, использующие леса для заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов, обязаны:

составлять проект освоения лесов;

в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществлять, в соответствии со статьей 55 Лесного кодекса Российской Федерации, санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубку погибших и поврежденных лесных насаждений, очистку лесов от захламления, загрязнений и иного негативного воздействия);

представлять ежегодно лесную декларацию, а также отчет об использовании лесов, отчет об охране и защите лесов в установленном порядке;

осуществлять использование лесов в соответствии с проектом освоения лесов и лесохозяйственным регламентом;

соблюдать условия договора аренды лесного участка;

не допускать нанесения вреда здоровью граждан, окружающей природной среде;

осуществлять использование лесов способами, предотвращающими возникновение эрозии почв, исключающими или ограничивающими негативное воздействие на состояние и воспроизводство лесов, а также на состояние водных и других природных объектов;

предоставлять в обязательном порядке документированную информацию, предусмотренную частью 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации;

выполнять другие обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации;

соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, а также правила ухода за лесами;

3) заготовка пней (а также пневого осмола) разрешается в лесах любого целевого назначения, где она не может нанести ущерба насаждениям, подростку или молодняку. Она не допускается в противоэрозионных лесах, на берегозащитных и почвозащитных участках лесов вдоль водных объектов, на склонных гор и оврагов, а также в молодняках с полнотой 0,8-1.

Заготовка бересты допускается с растущих деревьев на отведенных в рубку лесных насаждениях за 1-2 года до рубки (за исключением деревьев, предназначенных для заготовки фанерного кряжа и спецсортиментов), а также со свежесрубленных деревьев на лесосеках при проведении выборочных и сплошных рубок.

Заготовка бересты с растущих деревьев производится в весенне-летний и осенний период без повреждения луба. При этом используемая для заготовки часть ствола не должна превышать половины общей высоты дерева.

Заготовка бересты с сухостойных и валежных деревьев производится в течение всего года.

Запрещается рубка деревьев для заготовки бересты.

Заготовка коры и луба осуществляется одновременно с рубкой деревьев и кустарников в течение всего года. Ивовое корье заготавливается в весенне-летний период.

Для заготовки ивового корья пригодны кустарниковые ивы в возрасте 5 лет и старше, древовидные - 15 лет и старше.

Хворостом являются срезанные тонкие стволы деревьев диаметром в комле до 4 см, а также срезанные вершины, сучья и ветви деревьев. Хворост делится по длине на две категории: 2-4 м и свыше 4 м.

Заготовка веточного корма также допускается.

Веточным кормом называют ветви толщиной до 1,5 см, заготовленные из побегов некоторых лиственных и хвойных пород и предназначенные на корм скоту.

Для заготовки веточного корма используют ветви лиственных (березы, осины, клена, орешника, липы, тополя, ясеня и др.) и хвойных (в основном, если) пород. Заготавливают веточный корм из побегов лиственных пород в основном летом, хвойных пород - круглогодично.

Заготовка веточного корма производится со срубленных деревьев при проведении выборочных и сплошных рубок.

Заготовка пихтовых, сосновых, еловых лап имеет свои особенности.

Заготовка пихтовых, сосновых еловых лап разрешается только со срубленных деревьев на лесосеках при проведении выборочных и сплошных рубок.

Заготовка елей для новогодних праздников допускается не круглогодично.

Заготовка елей для новогодних праздников в первую очередь производится на специальных плантациях, лесных участках, подлежащих расчистке (квартальные просеки, минерализованные полосы, противопожарные разрывы, трассы противопожарных и лесохозяйственных дорог и другие площади, где не требуется сохранения подроста и насаждений).

Допускается заготовка новогодних елей при заготовке древесины, в том числе из вершинной части срубленных елей.

Заготовка мха, лесной подстилки, опавших листьев, камыша, тростника должна быть целевой.

Заготовка мха, лесной подстилки, опавших листьев, камыша, тростника производится с целью их использования в качестве вспомогательного материала для строительства, а также корма и подстилки для сельскохозяйственных животных или приготовления компоста. При их заготовке не должен быть нанесен вред окружающей природной среде.

Способы и нормы заготовки мха определяются в договоре аренды.

Заготовка мха с помощью бензопил осуществляется только под контролем работников лесничества или лесопарка.

Сбор лесной подстилки и опавшего листа разрешается производить на одной и той же площади не чаще одного раза в пять лет. Сбор подстилки должен производиться частично, без углубления на всю ее толщину.

Сбор подстилки должен производиться в конце летнего периода, но до наступления листопада, чтобы опадание листвы и хвои последнего года создало естественное удобрение лесной почвы.

Запрещается сбор подстилки в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов.

Заготовка (выкопка) деревьев, кустарников и лиан на лесных участках имеет ряд особенностей.

Заготовка (выкопка) деревьев на лесных участках может проводиться в хвойных насаждениях I класса возраста, в лиственных насаждениях I и II классов возраста.

Заготовка (выкопка) кустарников подлеска на лесных участках может проводиться в насаждениях с подлеском средней или высокой густоты и преобладанием в его составе заготавливаемого вида. Число оставшихся кустов заготавливаемого вида после выкопки не должно быть менее 1000 штук на гектар.

Заготовка веников, ветвей и кустарников для метел и плетения - также допускается.

Заготовка веников, ветвей и кустарников лиственных пород (береза, осина, ива и др.) для метел и плетения производится на лесных участках, подлежащих расчистке (квартальные просеки, противопожарные разрывы, трассы противопожарных и лесохозяйственных дорог, сенокосы. Линии электропередачи, зоны затопления, полосы отвода автомобильных дорог, железных дорог, трубопроводов и другие площади, где не требуется сохранения подроста и насаждений), а также со срубленных деревьев на лесосеках при проведении выборочных и сплошных рубок.

Заготовка древесной зелени - самостоятельный вид сбора недревесных ресурсов.

К древесной зелени относятся листья, почки, хвоя и побеги хвойных и лиственных пород с диаметром до 8 мм у основания.

Заготовка древесной зелени для производства хвойно-витаминной муки разрешается только со срубленных деревьев на лесосеках при проведении выборочных и сплошных рубок.

Для производства пихтового масла разрешается ручная заготовка древесной зелени (пихтовой лапки) в спелых пихтовых насаждениях в весенне-летний период с растущих деревьев диаметром не менее 18 см путем обрезки веток острыми инструментами на протяжении не более 30% живой кроны. При этом срезы сучьев должны быть косыми и гладкими, без отлупов, расщепов, задиров и надломов, а длина оставляемых на деревьях оснований сучьев должна быть не менее 30 см.

Повторные заготовки пихтовой лапки в одних и тех же насаждениях допускаются не ранее чем через 4-5 лет (п. 17-27 Правил).

4. Завершая анализ ст. 31 нужно также учесть, что:

1) правила частей 1, 3, 4 ст. 31 не следует применять к случаям заготовки и сбора гражданами лесных ресурсов для собственных нужд (см. об этом коммент. к ст. 33 ЛК);

2) запрещается монополистическая деятельность в области заготовки и сбора недревесных ресурсов (см. коммент. к ст. 50 ЛК);

3) договор аренды (упомянутый в ст. 31) заключается:

а) в соответствии с нормами главы 34 ГК;

б) с учетом особенностей, предусмотренных нормами Земельного кодекса, а также ст. 72-74 ЛК (см. коммент. к ней).

См. также коммент к ст. 23, 27, 28 ЛК.

 

Статья 33. Заготовка и сбор гражданами недревесных лесных ресурсов для собственных нужд

1. Анализ ст. 33 показывает, что:

1) закон отличает заготовку и сбор недревесных лесных ресурсов (их виды перечислены в части 2 ст. 31 ЛК), осуществляемую:

а) в целях предпринимательской деятельности. В этом случае заготовку и сбор таких ресурсов могут производить лишь ИП и ЮЛ (в т.ч. и некоммерческие организации, если это не противоречит целям и задачам, зафиксированным в их учредительных документах);

б) для собственных нужд гражданами (т.е. для личных, семейных, бытовых, иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью).

В первом случае - следует руководствоваться нормами ст. 31 ЛК, а во втором случае - нормами ст. 33 ЛК;

2) граждане могут осуществлять заготовку и сбор недревесных ресурсов во время пребывания в лесу. Напомним, что в соответствии со ст. 11 ЛК они вправе свободно и бесплатно пребывать в лесах и собирать, в частности недревесные лесные ресурсы (см. об этом коммент. к ст. 11 ЛК). При этом они безусловно должны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, иные правила;

3) ограничение заготовки гражданами недревесных ресурсов для собственных нужд может быть предусмотрено только в нормах:

а) самого ЛК (см. например, об этом коммент. к ст. 109 ЛК);

б) других федеральных законов (но не законов субъектов РФ и не в иных правовых актах). См. об этом подробнее коммент. к ст. 27 ЛК.

2. Систематическое толкование ст. 33 с одной стороны, и ст. 32 ЛК - с другой стороны, показывает, что в процессе заготовки и сбора недревесных ресурсов для собственных нужд, граждане:

1) не вправе возводить даже навесы, склады, сборно-разборные модули и т.п. временные постройки;

2) не обязаны заключать договор аренды лесного участки (они осуществляют заготовку и сбор во время простого пребывания в лесу, см. выше).

3. Применяя нормы части 4 ст. 33 следует обратить внимание на то, что:

1) Правила заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов, утвержденные приказом МПР от 10.04.07 N 84 - неприменимы к процессу заготовки и сбора указанных ресурсов гражданами для собственных нужд;

2) порядок заготовки и сбора гражданами недревесных лесных ресурсов для собственных нужд устанавливается законами соответствующих субъектов РФ (последние не должны противоречить нормам ЛК).

4. Завершая анализ норм ст. 33 обратим внимание на ряд важных обстоятельств:

1) заготовку гражданами для собственных нужд недревесных ресурсов, следует отличать от заготовки гражданами:

а) древесины для собственных нужд (см. об этом коммент. к ст. 30 ЛК);

б) живицы (см. коммент. к ст. 31 ЛК);

в) пищевых лесных ресурсов и сбора гражданами лекарственных растений для собственных нужд (см. об этом коммент. к ст. 35 ЛК);

2) заключение договора безвозмездного пользования лесным участком для осуществления заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов - не требуется;

3) предоставление гражданам лесных участков на праве сервитута - также не требуется: граждане и без этого вправе осуществлять заготовку и сбор недревесных лесных ресурсов;

4) оформление лесного участка в краткосрочное пользование лесным фондом для осуществления сбора или заготовки недревесных лесных ресурсов не требуется;

5) в связи с тем, что пребывание граждан может быть ограничено или запрещено в лесах, которые расположены на землях обороны, безопасности (в т.ч. например, в пограничных зонах), землях особо охраняемых природных территорий - в таких лесах запрещается (ограничивается) также заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов.

 

Статья 34. Заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений

1. В ходе применения ст. 34 следует иметь в виду, что:

1) в ней дается легальное определение (причем не только для целей ЛК, но и для целей правильного применения налогового, административного, уголовного и других отраслей законодательства):

а) пищевых лесных ресурсов. К последним относятся не только дикорастущие плоды, ягоды (например, малина, крыжовник), орехи (например, кедровые), грибы (съедобные, конечно), березовый сок, но и другие подобные лесные ресурсы (иначе говоря - перечень их изложен в ч. 2 ст. 34 неисчерпывающим образом);

б) заготовки пищевых лесных ресурсов. Последняя:

а) представляет собой предпринимательскую деятельность (т.е. самостоятельную, осуществляемую на свой риск, направленную на систематическое получение прибыли от сбора, заготовки, хранения, вывоза указанных ресурсов);

б) может осуществляться лишь ИП (а не простыми гражданами) и организациями (в т.ч. и некоммерческими, если это не противоречит задачам и целям, зафиксированным в их учредительных документах).

Сказанное выше относится и к сбору лекарственных растений. Однако, к сожалению в ст. 34 отсутствует легальное определение "лекарственных растений", что может повлечь за собой ошибки в применении норм ст. 34 и 35 ЛК;

2) граждане (речь, конечно, идет только об ИП: дело в том, что заготовке гражданами пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений для собственных нужд - посвящена ст. 35, см. коммент. к ней) и ЮЛ осуществляющие заготовку и сбор указанных ресурсов:

а) могут это делать лишь на основании договора аренды лесных участков (см. об этом коммент. к ст. 72-74 ЛК). Иначе говоря, лица владеющие лесным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования - не вправе заниматься данным видом предпринимательской деятельности;

б) вправе размещать (на предоставленных им лесных участков) сушилки (в т.ч. и изготовленные промышленным образом), грибоварни, склады и другие временные постройки. Иначе говоря, перечень этих построек - оставлен открытым: можно размещать и другие постройки, главное, чтобы они были временными.

2. В соответствии с частью 5 ст. 34 Правила заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений устанавливаются МПР. Последний (своим приказом от 10.04.07 N 83) утвердил "Правила заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений" (далее - "Правила"), вступившие в силу с 15.07.07. В Правилах в частности предусмотрено, что:

1) граждане и ЮЛ осуществляют заготовку указанных выше ресурсов на основании лесохозяйственных регламентов лесничеств или лесопарка.

Заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений гражданами и юридическими лицами осуществляется в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества или лесопарка.

Невыполнение лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договора аренды лесного участка. Заготовленные ресурсы - являются собственностью арендатора.

Лица, которым предоставлено право использования лесов для заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений, должны применять способы и технологии, исключающие истощение имеющихся ресурсов.

Заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений могут ограничиваться в соответствии со статьей 27 Лесного кодекса Российской Федерации.

В районах, загрязненных радиоактивными веществами, заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений могут быть ограничены или запрещены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации см. об этом также соответствующие нормы, предусмотренные в Постановлении Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1992 г. N 1008 "О режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (Собрание актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, 1993, N 5, ст. 387; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 13, ст. 1365).

Запрещается осуществлять заготовку и сбор грибов и дикорастущих растений, вид которых занесены в Красную книгу Российской Федерации, красные книги субъектов Российской Федерации, или которые признаются наркотическими средствами (п. 5-11 Правил);

2) граждане (ИП) и ЮЛ, арендующие лесные участки для заготовки и сбора указанных лесных ресурсов вправе:

осуществлять использование лесов в соответствии с условиями договора аренды;

создавать, согласно части 1 статьи 13 Лесного кодекса Российской Федерации, при необходимости лесную инфраструктуру (лесные дороги, лесные склады и другую);

размещать, согласно части 4 статьи 34 Лесного кодекса Российской Федерации, на предоставленных лесных участках сушилки, грибоварни, склады и другие временные постройки;

иметь другие права, если их реализация не противоречит требованиям лесного законодательства Российской Федерации.

Лица, арендующие лесные участки для заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений, обязаны:

составлять проект освоения лесов;

осуществлять использование лесов в соответствии с проектом освоения лесов и лесохозяйственным регламентом;

соблюдать условия договора аренды лесного участка;

не допускать нанесения вреда здоровью гражданам, окружающей природной среде;

осуществлять использование лесов способами, предотвращающими возникновение эрозии почв, исключающими или ограничивающими негативное воздействие на состояние и воспроизводство лесов, а также на состояние водных и других природных объектов;

соблюдать правила пожарной безопасности в лесах и правила санитарной безопасности в лесах, а также правила ухода за лесами;

в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществлять, в соответствии со статьей 55 Лесного кодекса Российской Федерации, санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубку погибших и поврежденных лесных насаждений, очистку лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия);

представлять ежегодно лесную декларацию, а также отчет об использовании лесов, отчет об охране и представлять в обязательном порядке документированную информацию, предусмотренную частью 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации;

выполнять другие обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации (п. 13, 14 Правил);

3) заготовка дикорастущих плодов и ягод осуществляется строго в установленные сроки. Сроки заготовки дикорастущих плодов и ягод зависят от времени наступления массового созревания урожая.

Запрещается рубка плодоносящих ветвей и деревьев для заготовки плодов.

Заготовка орехов - самостоятельный вид данной деятельности.

Способы заготовки орехов указываются в договоре аренды.

При заготовке орехов запрещается рубка деревьев и кустарников, а также применение способов, приводящих к повреждению деревьев и кустарников.

Лица, которым лесные участки предоставлены в аренду для заготовки орехов, обеспечивают сохранность орехоплодных насаждений.

Заготовка грибов должна проводиться способами, обеспечивающими сохранность их ресурсов. Запрещается вырывать грибы в грибницей, переворачивать при сборе грибов мох и лесную подстилку, а также уничтожать старые грибы.

Заготовка березового сока имеет свои особенности.

Заготовка березового сока осуществляется способом подсочки в насаждениях, где проводятся выборочные рубки, разрешается с деревьев, намеченных в рубку.

Для подсочки подбираются участки здорового леса I-III классов бонитета с полнотой не менее 0,4 и количеством деревьев на одном гектаре не менее 200 штук. В подсочку назначают деревья диаметром не высоте груди 20 см и более.

Сверление канала производят на высоте 20-35 см от корневой шейки дерева. В тех случаях, когда на дереве делается два и больше подсочных отверстий, они располагаются на одной стороне ствола на расстоянии 8-15 см одно от другого с тем расчетом, чтобы сок стекал в один приемник.

При определении нормы нагрузки дерева, то есть количества высверливаемых в нем каналов, рекомендуется руководствоваться следующими показателями:

 

Диаметр дерева на высоте груди, см Количество каналов при подсочке Примечание
20-22 За год до рубки разрешается подсочка деревьев с диаметром 16 см при следующих нормах нагрузки: 16-20 см - 1 канал 21-24 см - 2 канала 25 см и более - 3 канала
23-27  
28-32  
33 и более  

 

После окончания сезона подсочки отверстия должны быть промазаны живичной пастой или закрыты деревянной пробкой и замазаны варом, садовой замазкой или глиной с известью для предупреждения заболевания деревьев.

В последующие годы каналы сверлят на уровне каналов первого года подсочки с интервалом 10 см в ту или другую сторону по окружности ствола дерева.

Заготовка должна производиться способами, обеспечивающими сохранение технических свойств древесины.

Заготовка черемши, щавеля, побегов папоротника орляка должна вестись способами, не ухудшающими состояние их зарослей, Запрещается вырывать растения с корнями, повреждать листья (вайи) и корневища папоротника.

Съедобным побегом папоротника орляка считается целый, не поврежденный побег, на верхушке которого должно быть не более трех нераспустившихся листков - так называемый "тройничок".

Оптимальная высота побегов, пригодных к сбору - от 20-25 см до 30-40 см, в зависимости от района заготовки и условий произрастания. Побеги обламывают у самого основания.

Заготовка сырья папоротника орляка ведется на одном участке в течение 3-4 лет. Затем следует перерыв для восстановления заросли: при одноразовом (за сезон) сборе сырья - 2-3 года, двухразовом - 3-4 года.

Сбор лекарственных растений имеет свою специфику.

Заготовка лекарственных растений допускается в объемах, обеспечивающих своевременное восстановление растений и воспроизводство запасов сырья.

Повторный сбор сырья лекарственных растений в одной и той же заросли (угодье) допускается только после полного восстановления запасов сырья конкретного вида растения.

При отсутствии данных о сроках ведения повторных заготовок сырья для какого-либо вида лекарственного растения рекомендуется руководствоваться следующим:

Заготовка соцветий и надземных органов ("травы") однолетних растений проводится на одной заросли один раз в 2 года;

Надземных органов ("травы") многолетних растений - один раз в 4-6 лет; подземных органов большинства видов лекарственных растений - не чаще одного раза в 15-20 лет (п. 15-20 Правил).

3. Для правильного применения ст. 34 и проанализированных Правил нужно иметь в виду следующее:

1) указанные Правила не распространяются на случаи сбора пищевых лесных ресурсов с лекарственных растений гражданами для собственных нужд: дело в том, что в соответствии с ч. 4 ст. 35 ЛК порядок заготовки и сбора гражданами упомянутых ресурсов для собственных нужд - устанавливается законами субъектов РФ;

2) заготовку пищевых ленных ресурсов и сбор лекарственных ресурсов следует отличать от заготовки и сбора:

а) древесины (см. об этом коммент. к ст. 29, 30 ЛК);

б) живицы (см. об этом коммент. к ст. 31 ЛК);

в) недревесных лесных ресурсов (см. об этом коммент. к ст. 32, 33 ЛК);

3) заготовку пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных средств следует также отличать от выращивания лесных плодовых, ягодных, декоративных растений и лекарственных растений (см. об этом коммент. к ст. 39 ЛК).

4. О том, что запрещается монополистическая деятельность и недобросовестная конкуренция в области заготовки пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных средств - см. коммент. к ст. 50 ЛК. О контроле и надзоре за заготовкой и сбором данных ресурсов см. коммент. к ст. 96-98 ЛК.

 

Статья 35. Заготовка гражданами пищевых лесных ресурсов и сбор ими лекарственных растений для собственных нужд

1. В соответствии с ст. 35 заготовки пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных средств гражданами для собственных нужд:

1) не является предпринимательской деятельностью. Дело в том, что заготовка указанных ресурсов в целях предпринимательства осуществляется в соответствии с нормами ст. 34 ЛК (см. коммент. к ней);

2) осуществляется лишь гражданами (а не организациями) причем не относящимися к ИП (впрочем, и последние могут осуществлять заготовку и сбор пищевых лесных ресурсов, лекарственных средств для семейных, личных, бытовых нужд, любых иных нужд, не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности;

3) может иметь место во время пребывания граждан в лесу. Напомним, что в соответствии со ст. 11 ЛК граждане вправе свободно и бесплатно пребывать в лесу и при этом для собственных нужд осуществлять заготовку ягод, плодов, орехов, грибов и т.п., а также сбор лекарственных средств. Безусловно, что в процессе заготовки и сбора этих ресурсов граждане обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, иные правила пребывания в лесах. Нужно также иметь в виду, что гражданам:

а) запрещается осуществлять заготовку и сбор грибов и растений, которые занесены в Красную книгу РФ, красные книги субъектов РФ, а также грибов и дикорастущих растений, которые признаются нерастительные средствами;

б) может быть запрещено (или ограничено) пребывание (и соответственно заготовка и сбор указанных ресурсов) в лесах, которые расположены на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, иных землях, доступ в которые запрещен (ограничен) в соответствии с федеральными законами (см. об этом также коммент. к ст. 11 ЛК).

4) может быть ограничена только в той мере, в какой это прямо предусмотрено в нормах:

а) самого ЛК (см. например, коммент. к ст. 102 ЛК);

б) других федеральных законов (а не в нормах законов субъектов РФ или иных нормативных актов).

При этом ограничения (упомянутые выше) следует отличать от случаев приостановления заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных средств (оно бывает временным и осуществляется в соответствии со ст. 28 ЛК).

2. Применяя положение частей 3 и 4 ст. 35 следует иметь в виду, что:

1) к заготовке гражданами пищевых лесных ресурсов и сбору ими лекарственных средств не подлежат применению правила:

а) о необходимости заключать договор аренды лесного участка. Дело в том, что заготовка и сбор указанных ресурсов производится гражданами в ходе пребывания в лесах, а для этого заключения особого договора - не требуется;

б) о возможности размещения на лесных участках сушилок, грибоварен и т.п. временных построек. Дело в том, что лесные участки гражданам в данном случае не предоставлен ин в аренду, ни безвозмездное пользование и т.д.

2) порядок заготовки гражданами пищевых лесных ресурсов и сбора ими лекарственных растений для собственных нужд:

а) не может (с 01.01.07) быть определен в нормативных правовых актах федеральных органов исполнительной власти;

б) устанавливается законами субъектов РФ. Впредь до принятия соответствующих законов, даже после 01.01.07 продолжают действовать правовые акты, регулировавшие заготовку гражданами пищевых лесных ресурсов и лесных растений для собственных нужд, но лишь в той мере, в какой они не противоречат нормам ЛК (ст. 13 Закона N 201).

3. Об ответственности граждан за правонарушения допущенные ими в ходе заготовки, сбора указанных выше ресурсов см. коммент. к ст. 99 ЛК. О возмещении ими причиненного вреда - см. коммент. к ст. 100 ЛК.

 

Статья 36. Использование лесов для ведения охотничьего хозяйства

1. Анализ норм ст. 36 позволяет сделать ряд важных выводов:

1) в них дается легальное определение (не только для целей ЛК, но и для целей налогообложения, а также для целей правильного применения КоАП, УК, других федеральных законов):

а) ведения охотничьего хозяйства. Оно:

- представляет собой предпринимательскую деятельность (т.е. самостоятельную, осуществляемую на свой риск, направленную на систематическое получение прибыли от оказания услуг охотникам);

- может осуществляться лишь ИП (а не "обычными" гражданами) и организациями (в т.ч. и некоммерческими, если это не будет противоречить целям и задачам, зафиксированным в их учредительных документах);

б) охотничьих угодий. Последние представляет собой лесные участки (а значит, относятся к объектам недвижимости, см. об этом коммент. к ст.7 ЛК) специально предоставленного (как правило - по договору аренды) для ведения охотничьего хозяйства;

2) охота в охотничьих угодьях осуществляется в соответствии с нормами Закона о животном мире. Последние в частности, предусматривают, что:

а) к животным (животному миру) относятся все виды диких животных, постоянно или временно населяющих территорию РФ (в т.ч. и леса) и находящиеся в состоянии естественной свободы (ст. 1);

б) животный мир в пределах РФ - является государственной собственностью. Разграничение последней на федеральную собственность и собственность субъектов РФ - осуществляется на основании федеральных законов. Перечень объектов животного мира, отнесенных к федеральной собственности утверждается Правительством РФ. Животные изъятые из среды их обитания - могут находиться в частной, муниципальной, государственной или иной собственности (ст. 4);

в) нормирование в области использования (в т.ч. и в форме охоты) осуществляется в соответствии с законодательством и заключается:

- в установлении лимитов использования объектов животного мира;

- в установлении стандартов, нормативов и правил в области использования объектов животного мира (в т.ч. правил охоты) (ст. 17);

г) Перечень объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты - утверждается Правительством РФ (ст. 41). Последнее (своим постановлением от 26.12.95 N 1289) утвердило "Перечень объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты". В соответствии с этим Перечнем к объектам охоты относятся следующие виды:

- животных: волк, шакал, лисица, корсак, песец, енотовидная собака, енот-полоскун, медведь, рысь, росомаха, барсук, куницы, соболь, хирза, дикие кошки, ласка, горностай, солонгой, колонок, хори, норки, выдра, зайцы; дикий кролик, бобры, сурки, суслики, кроты, бурундуки, летяга, белки, хомяки, ондатра, водяная полевка, кабан, кабирча, дикий северный олень, пятнистый олень, лань, овцебык, муфлон, сайгак, серна, сибирский горный козел, туры, степной баран, гибриды зубра с бизоном и домашним скотом;

- птицы: гуси, казарки, утки, глухари, тетерев, рябчик, куропатки, перепела, кекпик, фазаны, улары, петушок, обыкновенный погонным, коростель, камышница, лысухи, чибис, тулес, хрустан, камнешарка, турухтан, травник, улиты, мородинка, веретенники, кронсиняты, бекасы, дутеля, гарышнеп, вальдшнят, саргла, голуби, горлицы.

Безусловно в Перечень не включены виды (подвиды, популяции) занесенные в Красную книгу РФ, красные книги субъектов РФ. Для традиционных нужд народов Севера, Сибири, Дальнего Востока к объектам охоты отнесены также гагары, бакланы, поморники, чайки, крачки, чистиковые.

2, Применяя ст. 36 следует также учитывать, что:

1) граждане и ЮЛ (с учетом вышеизложенного):

а) вправе заниматься ведением охотничьего хозяйства лишь на основании договора аренды лесного участка (охотничьего угодья). Если они владеют участком на ином праве (например, на праве постоянно (бессрочного) пользования, на праве сервитута - вести охотничье хозяйство - они не вправе (см. об исключениях коммент. к ст. 72-74 ЛК);

б) могут возводить на арендованных лесных участках временные постройки (например, склады, охотничьи домики и т.п.), а также вправе осуществлять благоустройство охотничьих угодий;

2) Правила использования лесов для ведения охотничьего хозяйства - устанавливаются законами субъектов РФ. Впредь до этого - сохраняют силу ранее изданные нормативные правовые акты по данному вопросу. Но лишь в той мере, в какой они не противоречат ЛК (ст. 14 Закона N 201). В частности, нужно иметь в виду, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 18.07.96 N 852 на МПР возложено установление (по согласованию с другими уполномоченными федеральными органами исполнительной власти) Перечня объектов животного мира, изъятие которых из среды обитания - запрещается без получения соответствующей лицензии.

3. О том, что граждане вправе использовать леса для осуществления любительской и спортивной охоты см. коммент. к ст. 37 ЛК. О соблюдении антимонополистического законодательства и о запрещении недобросовестной конкуренции в области ведения охотничьего хозяйства см. коммент. к ст. 50 ЛК.

 

Статья 37. Использование гражданами лесов для осуществления любительской охоты и спортивной охоты

1. Анализ положений ст. 37 позволяет сделать ряд важных выводов:

1) использование лесов для осуществления любительской или спортивной охоты:

а) не относится к предпринимательской деятельности (см. об этом коммент. к ст. 36 ЛК) и не приравнивается к ведению охотничьего хозяйства;

б) производится лишь гражданами, не относящимися к ИП (хотя и последние могут заниматься охотой в личных, бытовых, семейных, досуговых и т.п. целей, не связанных с осуществлением ими предпринимательства), но не ЮЛ (в т.ч. и некоммерческие организации не имеют только права);

в) не требует заключения договора аренды лесного участка (охотничьего угодья). Дело в том, что любительская (спортивная) охота осуществляется гражданами во время их пребывания в лесу. А в соответствии со ст. 11 ЛК, граждане имеют права свободно и бесплатно пребывать в лесу и при этом вправе заниматься любительской (спортивной) охотой (соблюдая, конечно, установленные правила пожарной безопасности, правила санитарной безопасности и др.);

2) ограничения использования лесов гражданами для осуществления любительской и спортивной охоты:

а) могут устанавливаться лишь нормами самого ЛК (см. например, коммент. к ст. 11, 109 ЛК), других федеральных законов (но не нормами законов субъектов РФ, иных нормативных правовых актов);

б) отличаются от случаев приостановления использования лесов для этих целей (они могут иметь временный характер и вводятся в соответствии с нормами ст. 28 ЛК, см. коммент.).

2. Для правильного применения ст. 37 следует также иметь в виду, что:

1) в ходе ведения спортивной (любительской) охоты гражданам запрещается охота на животных, птицу занесенных в Красную книгу РФ, красные книги субъектов РФ (ч. 3 ст. 11 ЛК);

2) любительская (спортивная) охота может быть запрещена, или ограничена на землях обороны, на землях безопасности, на земля особо охраняемых природных территориях и т.п. (ч. 4 ст. 11 ЛК).

 

Статья 38. Использование лесов для ведения сельского хозяйства

1. Анализ ст. 38 показывает, что:

1) использование лесов для ведения сельского хозяйства:

а) является одним из самостоятельных видов использования лесов (см. коммент. к ст. 25 ЛК);

б) не всегда относится к предпринимательской деятельности (в отличие, например, от видения охотничьего хозяйства: см. о случаях, когда лес используется для ведения предпринимательской деятельности коммент. к ст. 29, 31, 32, 34, 36 ЛК);

в) может осуществляться как гражданами (в т.ч. и ИП), так и ЮЛ (любыми, в т.ч. и коммерческими и некоммерческими организациями);

2) граждане и ЮЛ использующие леса для ведения сельского хозяйства:

а) должны получить лесной участок либо на праве постоянного (бессрочного) пользования, либо на праве сервитута, или на праве аренды, или на праве безвозмездного срочного пользования (см. об этом подробный коммент. к ст. 9, 71 ЛК);

б) вправе на этих участках размещать ульи и пасеки, возводить изгороди, навесы, склады, ангары, шалаши, овощехранилища и иные постройки (т.е. перечень их оставлен открытым) имеющих временный характер;

3) осуществляется не только в форме сенокошения, выгона скота, пчеловодства и т.п., но и в любых иных формах сельскохозяйственной деятельности. Иначе говоря, и данный перечень оставлен открытым: главное, чтобы ведение сельского хозяйства в лесах не противоречило основным принципам предусмотренным в нормах ст. 1 ЛК (см. коммент. к ней).

2. В соответствии с частью 4 ст. 38 правила использования лесов для ведения сельского хозяйства - устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В настоящее время такой акт еще не принят. Следует помнить, что приказ МПР от 27.07.05 N 212 "Об утверждении правил пользования лесным фондом для заготовки второстепенных лесных ресурсов и осуществления побочного лесопользования - отменены с 21.06.07.

 

Статья 39. Выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений

1. Анализ норм ст. 39 позволяет сделать ряд важных выводов:

1) выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений:

а) представляет собой предпринимательскую деятельность (т.е. самостоятельную, осуществляемую на свой риск, направленную на систематическое получение прибыли от получения, переработки, реализации и т.п. указанных лесных ресурсов);

б) следует отличать:

- и от сбора лекарственных растений ИП и ЮЛ. Хотя и эта деятельность - является предпринимательской, все же она не связана с выращиванием лекарственных растений, а лишь со сбором растений, которые сами вырастают (в естественных условиях в лесах, см. об этом коммент. к ст. 34 ЛК);

- и от сбора гражданами лекарственных растений для собственных нужд. Это вообще не является предпринимательской деятельностью (см. об этом коммент. к ст. 35 ЛК);

в) осуществляется на основании договоров аренды (см. об этом коммент. к ст. 72-74 ЛК). Иначе говоря, если лицо обладает лесным участком на ином праве (например, на праве постоянного (бессрочного) пользования) то оно - не вправе заниматься данным видом деятельности;

2) лишь ИП (а не "обычные граждане") и организации (в т.ч. некоммерческие, если это не противоречит целям и задачам, зафиксированным в их учредительных документах) могут заниматься выращиванием указанных лесных ресурсов. При этом граждане - ИП и ЮЛ вправе размещать на используемых лесных участках временные постройки (например, склады, пункты первичной очистки растений, сушилки и т.п.). Однако эти постройки должны быть именно временными и легко демонтируемыми (разбираемыми, удаленными из леса).

2. В соответствии с частью 4 ст. 39 правила использования лесов для выращивания лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений - должен утверждать уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. Следует учесть, что в настоящее время:

1) утратили силу (с 07.10.05) положения приказа Рослесхоза от 01.04.99 N 74 (в т.ч. и Перечень дополнительных видов побочного лесопользования в лесном фонде РФ);

2) отменен приказ МПР от 27.07.05 N 212 "Об утверждении Правил пользования лесным фондом для заготовки второстепенных лесных ресурсов и осуществлении побочного лесопользования" (он не действует с 21.06.07);

3) иные правила - еще не утверждены. В практике возникли вопросы:

а) можно ли к выращиванию растений, указанных в ст. 39 применять Правила заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов утвержденные приказом МПР от 10.04.07 N 84? Систематическое толкование этих правил и ст. 39 не позволяет утвердительно ответить на этот вопрос;

б) можно ли (по аналогии) Правила заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений утвержденные приказом МПР от 10.04.07 N 83 применять к деятельности по выращиванию лекарственных растений? Систематический анализ этих правил и ст. 39 также не позволяет ответить на этот вопрос утвердительно.

Нужно издать специальный нормативный правовой акт во исполнение части 4 ст. 39. Напомним, что срок принятия таких актов был установлен до 01.07.07 (ст. 15 Закона N 201).

 

Статья 40. Использование лесов для осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности

1. Применяя нормы ст. 40 нужно обратить внимание на следующие обстоятельства:

1) использование лесов для осуществления научно-исследовательской и образовательной деятельности может осуществляться:

а) и как предпринимательская деятельность. В этом случае данный вид использования лесов:

- может осуществляться ИП или ЮЛ (в т.ч. некоммерческими организациями, если это не противоречит целям и задачам, зафиксированным в их учредительных документах);

- представляет собой самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от проведения в лесах научно-исследовательской и (или) образовательной деятельности;

б) и как деятельность, не связанную с предпринимательской. В этом случае проведение в лесах научно-исследовательской и (или) образовательной деятельности не преследует цели извлечения прибыли, а направлено, например, на получение научного результата, на подготовку специалистов и т.п.

в) государственными (федеральными и субъектов РФ) и муниципальными учреждениями - на лесных участках, которые предоставлены им в постоянное (бессрочное) пользование (см. об этом коммент. к ст. 9, 71 ЛК);

б) иными научными организациями (в т.ч. и автономными учреждениями, и унитарными предприятиями), а также образовательными организациями - на лесных участках, предоставленных им в аренду (см. об этом коммент. к ст. 72-74 ЛК).

Для правильного применения ст. 40 следует также учитывать, что в соответствии со ст. 11.1 Закона об образовании негосударственные и государственные образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах предусмотренных гражданским законодательством РФ для некоммерческих организаций;

2) хотя в ст. 40 речь идет только об использовании лесов для осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности организациями, все же следует учесть, что такой вид использования лесов - вполне могут осуществлять и граждане. Иной вывод противоречил бы систематическому толкованию норм ст. 40 (с одной стороны) и норм ст. 1, 3, 21, 25, 421 ГК, ст. 1, 2, 4, 9, 71 ЛК (с другой стороны). Дело в том, что указанные нормы ГК, а также ст. 1-4, 9, 71 ЛК (см. коммент. к ним) исходят из того, что леса могут использоваться и гражданами в частности и для реализации ими своих творческих способностей, в т.ч. и в сфере осуществления научно-исследовательской деятельности.

2. Анализ ст. 40 показывает также, что:

1) правила использования лесов для осуществления научно-исследовательской, образовательной деятельности:

а) должны устанавливаться уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (а не в нормативных правовых актах субъектов РФ);

б) в настоящее время - еще не изданы (хотя срок установленный в ст. 15 Закона N 201 (до 01.07.07) уже прошел);

2) в процессе использования лесов для осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности безусловно возникает необходимость создания (сооружение, размещения) всякого рода построек, объектов. В связи с этим возник вопрос: вправе ли организации упомянутые в ст. 40 размещать в лесах хотя бы временные постройки? На этот вопрос следует дать положительный ответ. Дело в том, что хотя в ст. 40 прямо не предусмотрено право размещения таких временных построек (в отличие, например, от ст. 32, 36 ЛК, см. коммент. к ним), все же, арендатор, например, может такие постройки на арендованном лесном участке - разместить. Этот вывод основан на систематическом толковании ст. 40 с одной стороны и ст. 615, 623 ГК, ст. 22 Земельного кодекса РФ, ст. 9, 72-74 ЛК (см. коммент. к ним).

 

Статья 41. Использование лесов для осуществления рекреационной деятельности

1. Анализ частей 1-4 ст. 41 позволяет сделать ряд важных выводов:

1) в части 1 ст. 41 дается легальное (не только для целей ЛК, но и для целей правильного применения норм налогового законодательства, норм КоАП и УК) определения такого вида использования лесов, как использование для рекреационной деятельности. Последняя осуществляется:

а) в целях организации (в т.ч. путем создания соответствующих ЮЛ, проведения определенных мероприятий, создания специализированных клубов, ассоциаций и т.д.) отдыха (например, в лесных санаториях) туризма (в т.ч. и по труднодоступным лесным тропам) физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности (например, спортивного ориентирования на местности и т.д.);

б) как гражданами (в т.ч. и ИП), так и организациями (в т.ч. некоммерческими, если это предусмотрено в их учредительных документах);

в) обычно лицами, которым соответствующие лесные участки предоставлены в аренду (см. об этом коммент. к ст. 72-74 ЛК). Однако если рекреационную деятельность осуществляет государственные (в т.ч. и субъектов РФ) и муниципальные учреждения (но не автономные учреждения), то лесной участок может быть предоставлен им и на праве постоянного (бессрочного) пользования (см. об этом коммент. к ст. 9, 71 ЛК).

В практике возник вопрос, на каком основании граждане вправе использовать лесной участок для осуществления рекреационной деятельности? Гражданин может заключить договор аренды лесного участка и осуществлять рекреационную деятельность: не случайно в ч. 4 ст. 41 сказано, что земельный (лесной) участок предоставляется " другим лицам - в аренду";

2) в процессе использования лесов для осуществления рекреационной деятельности:

а) разрешается возведение (в т.ч. путем строительства, монтажа, сборки и т.п):

- временных построек (например, легких сборно-разборных домиков, палаточных лагерей, спортивных площадок и т.п.);

- строительных объектов (сооружений) капитального характера (например, туристического кемпинга, стадиона, гостиницы и т.д.), а также их реконструкция. Однако это допускается лишь в той мере, в какой соблюдены все условия строительства (реконструкции, эксплуатации) данных объектов, прямо перечисленные в части 2 ст. 41;

б) подлежат сохранению (можно также их и улучшить) природные маршруты, объекты животного мира, растительный мир, водное объекты (т.е. нельзя их разрушать, переделывать, например, при строительстве участка лыжной трассы, при возведении здания гостиницы, стадиона и т.д.).

2. В соответствии с частью 5 ст. 41 Правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности, устанавливаются МПР. Последнее своим приказом от 24.04.07 N 108 утвердило "Правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности" (далее Правила), которые вступили в силу с 15.07.07. Данные Правила устанавливают, что:

1) при определении размеров лесных участков, выделяемых для осуществления рекреационной деятельности, необходимо руководствоваться оптимальной рекреационной нагрузкой на лесные экосистемы при соблюдении условий ненанесения ущерба лесным насаждениям и окружающей среде.

Для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности лица, использующие леса, могут организовывать туристические станции, туристические тропы и трассы, проведение культурно-массовых мероприятий, пешеходные, велосипедные и лыжные прогулки, конные прогулки (верхом и/или на повозках), занятия изобразительным искусством, познавательные и экологические экскурсии, спортивные соревнования по отдельным видам спорта, специфика которых соответствует проведению соревнований в лесу, физкультурно-спортивные фестивали и тренировочные сборы, а также другие виды организации рекреационной деятельности.

На лесных участках, предоставленных для осуществления рекреационной деятельности, подлежат сохранению природные ландшафты, объекты животного мира, растительного мира, водные объекты (п. 3-5 Правил);

2) леса для осуществления рекреационной деятельности используются способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека.

Использование лесов для осуществления рекреационной деятельности не должно препятствовать праву граждан пребывать в лесах.

При осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение временных построек на лесных участках (беседок, пунктов хранения инвентаря и др.) и осуществление благоустройства лесных участков (размещение дорожно-тропиночной сети, информационных стендов и аншлагов по природоохранной тематике, скамей, навесов от дождя, указателей направления движения, контейнеров для сбора и хранения мусора и др.).

В целях проведения благоустройства предоставленных лесных участков лица, использующие леса для осуществления рекреационной деятельности, осуществляют уход за лесами на основании проекта освоения лесов (п. 7, 8 Правил);

3) размещение временных построек, физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений допускается, прежде всего, на участках, не занятых деревьями и кустарниками, а при их отсутствии - на участках, занятых наименее ценными лесными насаждениями, в местах, определенных в проекте освоения лесов.

В целях строительства объектов для осуществления рекреационной деятельности в лесах допускается проведение рубок лесных насаждений на основании проекта освоения лесов.

При осуществлении рекреационной деятельности в лесах не допускается повреждение лесных насаждений, растительного покрова и почв за пределами предоставленного лесного участка, захламление площади предоставленного лесного участка и прилегающих территорий за пределами предоставленного лесного участка бытовым мусором, иными видами отходов, проезд транспортных средств и иных механизмов по произвольным, неустановленным маршрутам (п. 9-11 Правил).

3. Использование лесов для осуществления рекреационной деятельности (упомянутое в ст. 41):

1) следует отличать от таких самостоятельных видов использования лесов, как:

а) пребывание граждан в лесах. При этом граждане (пребывая в лесах свободно и бесплатно) могут заниматься там физкультурой, совершать туристические походы и т.д. (см. об этом коммент. к ст. 11 ЛК);

б) осуществление любительской и спортивной охоты. Если граждане осуществляют такую охоту в соответствии со ст. 37 ЛК и с соблюдением ограничений, предусмотренных в ст. 27 ЛК (см. коммент. к ним), то нет оснований относить такую деятельность к рекреационной;

2) может преследовать как цели извлечения прибыли (в этом случае он осуществляется ИП и организациями), так может быть направлено на иные цели, не связанные с коммерческой деятельностью.

4. О плане освоения лесов (упомянутом в ст. 41 - см. коммент. к ст. 85 ЛК). О проекте освоения лесов, а также его экспертизе см. коммент. к ст. 88, 89 ЛК. О том, что после завершения использования лесов для рекреационной деятельности необходимо составлять отчет и представлять его в уполномоченные госорганы и ОМСУ (см. коммент. к ст. 49 ЛК). Об охране лесов в ходе осуществления рекреационной деятельности - см. коммент. к ст. 51-58 ЛК.

 

Статья 42. Создание лесных плантаций и их эксплуатация

1. Анализ ст. 42 позволяет сделать ряд важных выводов:

1) создание лесных плантаций (равно как их дальнейшая эксплуатация: впрочем возможны и случаи, когда лесная плантация создана одним лицом, а затем передан в эксплуатацию - другому лицу):

а) представляет собой предпринимательскую деятельность (т.е. самостоятельную, осуществляемую на свой риск и направленную на систематическое получение прибыли, например, от эксплуатации плантации);

б) может осуществляться лишь ИП, а также организациями (в т.ч. и некоммерческими, если это не противоречит целям и задачам, зафиксированным в их учредительных документах);

в) всегда связана с выращиванием лесных нас







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.