Здавалка
Главная | Обратная связь

Глава 2. Использование лесов 3 страница



е) лица, права законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута на лесной участок - могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке;

ж) публичные сервитуты на лесной участок также подлежат государственной регистрации в соответствии с Законом о недвижимости;

4) в соответствии со ст. 22 Земельного кодекса лесные участки могут быть предоставлены их собственниками в аренду. При этом необходимо руководствоваться нормами главы 34 ГК и обязательно учитывать особенности аренды земель (и лесных участков в их составе) , предусмотренные в нормах самого Земельного кодекса. Безусловно необходимо учитывать также положения ст. 72-74 ЛК специально посвященных договору аренду лесного участка. Систематическое толкование ст. 9, 72, 74 ЛК и ст. 22 Земельного кодекса, норм главы 34 ГК показывает, что лесные участки:

а) могут быть предоставлены на праве аренды их собственниками (в т.ч. и иностранным гражданам и лицам без гражданства), за исключением случаев, прямо предусмотренных законом (так нельзя предоставлять на праве аренды лесные участки, расположенные в государственных природных заповедниках, национальных парках и т.п. участки, указанные в ст. 27 Земельного кодекса);

б) передаются арендатору на основании договора аренды. При этом лесной участок должен быть использован арендатором с учетом видов использования лесов, указанных в ст. 25 ЛК (см. коммент.). Обычно в договоре аренды лесного участка указывается срок его действия. По истечение этого срока, арендатор лесного участка имеет преимущественное право на заключение нового договора аренды лесного участка. В отношении срока аренды лесного участка следует помнить, что:

- договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд) - заключается на срок не превышающий срок такого резервирования;

- лесной участок может быть передан в аренду для государственных или муниципальных нужд для проведения изыскательных работ не более чем один год;

- договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по общему правилу (за исключением случаев, указанных в ст. 43-45 ЛК, см. коммент. к ним) заключается на срок от 10 до 40 лет (а в случаях указанных в ст. 43-45 ЛК - на срок от 1 до 49 лет);

- срок договора аренды лесного участка определяется в соответствии со сроком разрешенного использования лесов, предусмотренного лесохозяйственным регламентом;

в) передаются в аренду при обязательном указании в договоре размера арендной платы. При этом общие начала определения размера арендной платы лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности могут быть установлены Правительством РФ;

г) могут быть переданы арендатором также субарендатору (в пределах срока действия договора аренды), без согласия собственника лесного участка (при условии письменного его уведомления), если только договором аренда лесного участка - не запрещена передача участка в субаренду без согласия собственника. На субарендатора распространяются все права арендаторов лесных участков. Кроме того, арендатор лесного участка (за исключением резидентов особых экономических зон) вправе передать свои права и обязанности по договору аренды лесного участка третьему лицу; т.ч. отдать арендные права лесного участка в залог и внести их в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных товариществ и обществ (паевого взноса в производственный кооператив) в пределах срока действия договора аренды земельного участка. Согласие собственника лесного участка - а в данном случае не требуется (достаточно его письменно уведомить), если иное прямо не предусмотрено договором. Не требуется также заключения нового договора аренды лесного участка (хотя ответственным по договору перед арендодателем становится новый арендатор);

д) могут быть переданы в аренду законными представителями несовершеннолетнего наследника (в случае наследования лесного участка) - на срок до достижения наследником участка совершеннолетия.

Об особенностях передачи в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности см. коммент. к ст 71 ЛК. О договоре аренды такого участка и о заключении указанного договора по результатам аукциона, см. коммент к ст. 72, 74 ЛК. О размере арендной платы в договоре аренды лесного участка находящегося в государственной или муниципальной собственности см. коммент. к ст. 73 ЛК. О форме примерного договора лесного участка см. Постановление Правительства РФ от 28.05.07 N 324 "О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности". О том,что данный договор подлежит государственной регистрации (в соответствии с Законом о недвижимости) см. коммент. к ст. 74 ЛК, а также статью 609 ГК);

5) в соответствии со ст. 24 Земельного кодекса, ст. 71 ЛК, ст. 689-701 ГК:

а) лесные участки могут быть переданы на праве безвозмездного срочного пользования только гражданам. В виде исключения они могут быть предоставлены на таком праве и ЮЛ (с учетом норм Земельного кодекса и норм ЛК);

б) на праве безвозмездного срочного пользования лесные участки могут быть предоставлены:

- из лесов, находящихся в государственной или муниципальной собственности - уполномоченными госорганами и ОМСУ (на срок, указанный в договоре и в решении о предоставлении). При этом, в безвозмездное срочное пользование (но сроком не более 1 года) лесные участки могут быть предоставлены и таким ЮЛ, как государственные и муниципальные учреждения, а также казенные предприятия. Религиозным организациям на таком праве лесного участка - предоставляются на срок строительства зданий, сооружений, строений религиозного и благотворительного назначения (ст. 30, 36 Земельного кодекса). Из этих же лесов лесные участки на праве безвозмездного срочного пользования могут быть предоставлены лицам, с которыми заключен государственный (муниципальный) контракт на строительство объекта недвижимости, осуществляемое за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, средств местного бюджета, на основании заказа, размещенного в соответствии с Законом N 94;

- из лесов, находящихся в собственности граждан и ЮЛ - на основании соответствующего договора.

При этом такие лесные участки могут быть предоставлены гражданам в безвозмездное срочное пользование и в качестве служебного участка (например, организациями лесного хозяйства, лесной промышленности, охотничьих хозяйств и т.д.). Категории работников организаций таких отраслей (имеющих право получить лесные участки в качестве служебных) устанавливаются законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. Указанные работники лесной участок на праве безвозмездного срочного пользования получают на время установления трудовых отношений (на основании заявления работника о предоставлении ему служебного лесного участка) .Решение о предоставлении служебного участка принимается самой организацией (из числа принадлежащих ей лесных участков) см. об этом подробнее ст. 24, 42 Земельного кодекса (они проанализированы автором в книге: А.Н. Гуев. Комментарий к земельному законодательству РФ. (Изд. 3). М., Экзамен, 2007).

в) лицо, которому лесной участок предоставлен в безвозмездное срочное пользование - несет риск случайной гибели или риск повреждения лесного участка, если гибель (повреждение) участка явились следствием использования участка не в соответствии с договором безвозмездного пользования, или, если с учетом фактических обстоятельств лицо могло предотвратить гибель или порчу участка. Досрочно безвозмездное срочное пользование лесного участка прекращается в случаях:

- когда лицо, которому участок был предоставлен, использует участок не в соответствии с договором или назначением участка, существенно ухудшает состояние лесного участка, не содержит лесной участок в надлежащем порядке; передает лесной участок третьим лицам;

- если госорган (ОМСУ, организация) при передаче лесного участка в безвозмездное пользование не предупредил о правах на участок принадлежащих третьим лицам;

- обнаружения недостатков, которые делает использование лесного участка невозможным или обременительным;

- если участок (в силу обстоятельств, за которые лицо, получившее его в безвозмездное срочное пользование - не отвечает) окажется в состоянии непригодном для использования (например, в результате стихийного бедствия, иных обстоятельств непреодолимой силы, ст. 401 ГК).

г) каждая из сторон вправе во всякое время отказаться от договора безвозмездного срочного пользования лесным участком, предупредив (письменно!) об этом другую сторону за 1 месяц (если, договором не предусмотрено иное). Кроме того, данный договор прекращается в случае смерти гражданина или ликвидации ЮЛ - участников договора (ст. 696-69, 701 ГК).

3. О том, когда граждане пользуются лесами без заключения какого-либо договора - см. коммент. к ст. 11 ЛК. О праве собственности на древесину и иные добытые лесные ресурсы см. коммент. к ст. 20 ЛК. О платности использования лесов см. коммент. к ст. 94 ЛК. Об ответственности за нарушение порядка пользования лесными участками см. коммент. к ст. 99 ЛК. О порядке разрешения споров, связанные с правами на лесные участки см. коммент. к ст. 101 ЛК. Об особенностях правового режима особо защитных участков лесов см. коммент к ст. 107 ЛК.

4. Завершая анализ ст. 9 ответом на вопрос возникший в практике: поскольку ст. 9 сама отсылает к нормам гражданского и земельного законодательства, то возможно ли предоставление лесного участка на праве пожизненного наследуемого владения? Систематическое толкование ст. 9 ЛК и ст. 265 ГК, ст. 21 Земельного кодекса не позволяет утвердительно ответить на этот вопрос. Однако, если лесной участок был предоставлен до 30.10.01 - это возможно.

 

Статья 10. Подразделение лесов по целевому назначению

1. Применяя правила частей 1 и 3 ст. 10 нужно иметь в виду следующие обстоятельства:

1) указанные правила имеют общий характер. Дело в том, что:

а) составу защитных лесов и особо защитных участков лесов - специально посвящена ст. 102 ЛК;

б) особенностям правового положения лесов:

- расположенных на особо охраняемых природных территориях - специально посвящены нормы ст. 103 ЛК;

- расположенных в водоохранных зонах - посвящены нормы ст. 104 ЛК;

- отнесенных к ценным лесам или выполняющих функции защиты природных и иных объектов - посвящены положения ст. 105, 106 ЛК. Правовой режим особо защитных участков лесов - регулируется ст. 107 ЛК;

в) составу и порядку использования эксплуатационных лесов - посвящены нормы ст. 12, 25, 108 ЛК;

г) характеристике резервных лесов и порядку их использования посвящены положения ст. 29 ЛК. См. подробный коммент. к указанным выше нормам ЛК;

2) они имеют важное самостоятельное значение, ибо исчерпывающим образом содержат перечень видов лесов исходя из их целевого назначения, Иначе говоря, если в качестве критерия подразделения лесов принимается именно их целевое назначение, то перечисленные в ч. 1, 3 ст. 10 леса (защитные, эксплуатационные, резервные) - исчерпывает весь перечень лесов;

3) правила ч. 1 и 3 ст. 10 относятся именно к лесам, расположенным на землях лесного фонда. К последним в соответствии со ст. 101 Земельного кодекса относятся прежде всего лесные земли (т.е. земли, покрытые лесной растительностью, а также на покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, например, вырубки, гари, редины и т.д.) и, кроме того, предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (например, просеки, дороги, болота и др.).

2. Специфика правил ч. 2 ст. 10 состоит в том, что:

1) они посвящены лишь лесам, которые расположены не на землях лесного фонда, а землях иных категорий. К последним, в частности относятся земли:

а) сельскохозяйственного назначения (на этих землях часто расположены лесные насаждения, предназначенные для обеспечения защиты земель от негативного воздействия природных, антропогенных и техногенных объектов, ст. 77 Земельного кодекса);

б) водного фонда (на этих землях часто расположены лесные насаждения, например для усиления и защиты прибрежной полосы, ст. 102 Земельного кодекса);

в) населенных пунктов. В составе последних встречаются и леса, и лесотрассы и т.п. зоны (ст. 85 Земельного кодекса);

г) специального назначения и иные земли, перечисленные в ст. 7 Земельного кодекса;

2) они императивно устанавливают, что для целей ЛК (но не более!) леса, расположенные на землях указанных выше "иных категорий":

а) могут быть отнесены лишь к защитным лесам. А это означает, что особенности их использования, охраны и защиты - регулируются нормами ст. 102-107 ЛК;

б) не могут быть отнесены ни к эксплуатационным, ни к резервным лесам.

3. В практике возник ряд вопросов, на которые необходимо ответить:

1) можно ли после 01.01.07 подразделять леса в РФ на лес I группы, лес II, лес III группы? На этот вопрос следует дать отрицательный ответ. Дело в том, что подразделение лесов на группы было предусмотрено нормами Лесного Кодекса 1997. Новый ЛК - не предусматривает возможность подразделения лесов на группы;

2) к какой категории лесов после 01.01.07 относятся леса, ранее отнесенные к лесам 1 группы? В соответствии со ст. 8 Закона N 201 леса первой группы, и категории защитности лесов первой группы признаются защитными лесами и категориями защитных лесов (см. об этом подробный коммент. к ст. 102 ЛК).

2) в течение какого срока леса, ранее отнесенный к лесам 1 группы - переводятся в состав защитных лесов. Такой срок - не установлен. Дело в том, что эти леса с 01.01.07 автоматически признается защитными лесами.

 

Статья 11. Пребывание граждан в лесах

1. Анализ норм частей 1, 6 ст. 11 позволяет сделать ряд важных выводов:

1) в них установлены правовые принципы пребывания граждан в лесах РФ. К этим принципам относятся:

а) бесплатность (т.е. безвозмездный характер) пребывания граждан в лесах. Иначе говоря, ни граждане, ни ОМСУ, ни ИП, ни ЮЛ - не вправе взимать с граждан какую либо плату за факт пребывания в лесу. В практике возник вопрос: нет ли противоречия между ч. 1 ст. 11 и п. 11 ст. 1 ЛК (о том, что одним из основных принципов ЛЗ является платность использования лесов)? Противоречие налицо. Дело в том, что если целью пребывания граждан в лесу является именно заготовка и сбор плодов и ягод и т.п. лесных ресурсов, а также недревесных лесных ресурсов, то это суть, один из видов использования лесов (вывод основан на систематическом толковании ст. 11 с одной стороны, и ст. 25, 32, 33 ЛК (см. коммент. к ним) - с другой стороны. А это означает, что положения п. 11 ст. 1 ЛК (о "платности" использования лесов) - распространяются и на такой вид использования. А в ч. 1 ст. 11 утверждается обратное. Видимо, законодателю необходимо вернуться к данному вопросу (иначе возникнут проблемы и конфликты и судебные ошибки). Впредь до этого - необходимо исходить из правил ст. 11 (в данном случае они имеют приоритет, как правила специальные перед правилами общими);

б) свободный характер пребывания в лесах. Иначе говоря, гражданин самостоятельно решает вопросы о том, сходить ли в лес, о времени пребывания в лесу, о том, собирать ли там грибы, орехи, плоды, ягоды и т.п. Специального разрешения на это - гражданин не обязан получать. Не требуется также разрешения и на заготовку пищевых и недревесных лесных ресурсов. Однако для правильного применения положений ч. 1 ст. 11 необходимо учитывать нормы частей 3-5 ст. 11 (см. об этом ниже).

2) они устанавливают, что запреты и ограничения установленные в других федеральных законах, в законах субъектов РФ, в иных правовых актах - не подлежат исполнению в той мере, в такой то или иное запрещение (ограничение) - прямо не упомянуто в самой ст. 11. Это означает, что после 01.01.07 все многочисленные запреты и ограничения (а они появились во множестве в последние 10 лет!) - утрачивают силу в той мере, в какой не соответствуют ст. 11;

3) в ч. 1 ст. 11 дается легальное определение (оно имеет значение и для целей правильного применения норм налогового законодательства, норм КоАП, УК, других федеральных законов) пищевых лесных ресурсов. К последним относятся:

а) плоды, ягоды, орехи (в т.ч. несъедобные), грибы (речь, понятно о съедобных грибах идет);

б) любые другие пригодные для употребления в пищу лесные ресурсы. Иначе, говоря перечень последних оставлен открытым: с учетом особенностей местности, характеристика таких ресурсов, местных обычаев и т.п. субъекты РФ могут относить к пищевым лесным ресурсам и другие ресурсы (прямо не указанные в ст. 11).

"Заготовка и сбор" (упомянутые в ч. 1 ст. 11) должны осуществляться в целях удовлетворения собственных нужд (а не для продажи, не для осуществления предпринимательской деятельности. О недревесных лесных ресурсов (упомянутых в ст. 11) см. коммент. к ст. 32 ЛК. К ним, в частности относятся пни, береста, хворост и т.д.

2. Часть 2 ст. 11 императивно предписывает граждан соблюдать:

1) правила пожарной безопасности в лесах. В настоящее время следует руководствоваться Правилами ПБЛ (они вступили в силу с 19.07.07). См. об этом также коммент. к ст. 53 ЛК);

2) правила санитарной безопасности в лесах. В настоящее время следует руководствоваться Правилами СБЛ (они вступили в силу 17.07.07). См. также об этом коммент. к ст. 55 ЛК).

3) правила лесовосстановления и правила ухода за лесами (см. об этом коммент. к ст. 62, 64 ЛК). За нарушение упомянутых выше правил виновные граждане привлекаются к имущественной, административной и даже к уголовной ответственности (см. об этом подробный коммент. к ст. 99, 100 ЛК).

3. Характеризуя нормы части 3 ст. 11 следует иметь в виду, что гражданам однозначно (т.е. без всяких исключений) запрещается заготовка (в любых количествах!) и сбор (в т.ч. и вручную, с помощью механизмов, приспособлений и т.п.) грибов и любых видов дикорастущих растений, которые:

1) занесены (в установленном порядке):

а) в Красную книгу РФ. При этом необходимо руководствоваться Перечнем (списком) объектов растительного мира, занесенных в Красную книгу РФ (по состоянию на 01.06.05); Перечнем (списком) объектов растительного мира исключенных из Красной книги РФ (по состоянию на 01.06.05). Оба "Перечня" утверждены приказом МРП от 25.10.05 N 289 и действует с 23.12.05;

б) в Красные книги субъектов РФ (если, конечно, тот или иной субъект ведет такую Книгу);

2) признаются наркотическими средствами. При этом нужно учитывать, что в соответствии со ст. 2 Закон о наркотиках наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры включаются в "Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров подлежащих контролю в РФ". В этот Перечень (в зависимости от применяемых мер контроля) включены:

а) список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в РФ запрещен в соответствии с законодательством РФ и международными договорами (Список N 1);

б) Список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в РФ ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ (Список N 2);

в) Список психотропных веществ, оборот которых в РФ ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ (Список N 3);

г) Список прекурсоров оборот которых в РФ ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ (Список N 4).

И упомянутый Перечень и Списки утверждаются Правительством РФ и подлежат официальному опубликованию (также как и их изменения). Действующие Перечень и Списки были утверждены постановлением Правительства РФ от 30.06.98 N 681. Однако в этот акт весьма часто вносятся изменения и дополнения, поэтому их необходимо отслеживать самостоятельно (в целях правильного применения ст. 11).

4. В соответствии с частями 4-6 ст. 11 пребывание граждан (т.е. фактическое их нахождение в лесах, независимо от времени суток, времени года, продолжительности и цели) в лесах может быть (т.е. для этого необходимо издание в установленном порядке соответствующего нормативного правового акта и факт его официального опубликования!):

1) ограничено. Такое ограничение допускается:

а) в лесах, которые в соответствии со ст. 93-100 Земельного кодекса относятся к землям обороны и безопасности; к землям особо охраняемых природных территорий (например, земли государственных природных заповедниках и заказниках, ботанических садов, полигонов, стрельбищ и т.д.);

б) в лесах, которые расположены на землях, доступ граждан на которые ограничен в соответствии с федеральными законами;

в) в целях обеспечения пожарной и (или) санитарной безопасности в лесах (например, в период засухи, когда даже брошенный окурок сигареты может вызвать пожар в лесу) либо обеспечение безопасности самих граждан (например, если в лесах проводятся мероприятия по лесоповалу, по обработке леса химикатами, опасными для человека и т.п.);

2) запрещено. Такое запрещение допускается если леса расположены на землях обороны и безопасности, особо охраняемых природных территорий и иных землях, доступ на которые запрещен. Перечень таких мест - оставлен в ст. 11 открытым. Однако установлена и важная гарантия для прав граждан: упомянутые выше запрет (ограничение) пребывания граждан могут иметь место лишь в той мере, в какой нормами конкретного федерального закона (а не Закона субъекта РФ, ни иного правового акта) установлено, что доступ граждан на такие земли (в иные леса) - ограничен или запрещен.

5. В ч. 7 ст. 11 содержится ряд специальных норм. В соответствии с ними:

1) определяется порядок пребывания граждан в лесах в целях охоты (при этом речь идет как о любительской охоте, так и о спортивной охоте, а также об охоте осуществляемой в качестве предпринимательской деятельности);

2) установлено, что пребывание граждан в лесу в целях охоты регулируются:

а) как нормами лесного законодательства (см. об этом, например, коммент. к ст. 36, 37 ЛК);

б) так и нормами законодательства о животном мире. Например, охоте посвящены ст. 31 Закона о животном мире, Постановление Правительства РФ от 26.12.95 N 1289 (оно утвердило Перечень объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты) от 26.07.93 N 728 "О любительской и спортивной охоте в РФ" и других нормативные правовые акты в области законодательства о животном мире.

6. Об освоении лесов (в т.ч. гражданами) см. коммент. к ст. 12 ЛК. О заготовке гражданами древесины см. коммент. к ст. 30 ЛК. Об использовании гражданами лесов для ведения сельского хозяйства см. коммент к ст. 38 ЛК.

 

Статья 12. Освоение лесов

1. В частях 1 и 2 ст. 12 по существу содержатся легальные определения (не только для целей ЛК, но и для правильного применения норм других отраслей законодательства РФ, в частности налогового) такого правового института, как "освоение лесов". Оно:

1) всегда представляет собой деятельность по использованию лесов (см. о видах использования ст. 25, 29-49 ЛК);

2) осуществляется также в целях развития лесной промышленности (в т.ч. и заготовки древесины, ее транспортировки, переработки, создания лесной инфраструктуры и т.д.);

3) основывается на следующих принципах:

а) многоцелевой характер освоения лесов. Иначе говоря, запрещается использование леса для какой-то одной цели (например, исключительно для заготовки древесины): наоборот должна быть обеспечена возможность использования лесов сразу (одновременно, либо в определенной последовательности) для двух и более целей;

б) рациональное освоение лесов. Иначе говоря, необходимо стремиться к безотходному характеру использования лесов (либо сводить эти отходы к минимуму) к тому, чтобы леса не простаивали, а могли быть использованы гражданами и ЮЛ в соответствии со своими природными свойствами;

в) непрерывное освоение леса. Данный принцип предполагает, что лес нужно использовать постоянно и круглогодично. Нельзя забрасывать леса, нужно все время использовать его полезные свойства, одновременно обеспечивая и восстановление всех лесных ресурсов, и защиту лесов от засорения, и своевременное проведение мероприятий по рубке лесных насаждений, по их подсечке и т.д.;

г) неистощительный характер освоения лесов. Данный принцип предполагает, что любое использование леса не должно приводить не только к исчезновению, но и к уменьшению (до степени их истощения) всех видов лесных ресурсов. Иначе говоря, использование лесов одновременно (параллельно) должно сопровождаться с проведением мероприятий по восстановлению и приумножению лесных ресурсов;

д) учет целевого назначения лесов и выполняемых ими полезных функций. На практике соблюдение данного принципа означает, что в процессе использования того или иного леса нужно прежде всего исходить из всемерного учета особенностей данного леса (хвойный лес, широколиственный, лесопарк и т.д.), из выполняемых им полезных функций (например, он обеспечивает нужды по заготовке древесины для мебельной промышленности, он предназначен для ведения охотничьего хозяйства, для осуществления рекреационной деятельности и т.п.). Очевидно, например, что леса предназначенные для осуществления рекреационной деятельности не могут осваиваться в целях осуществления промышленного производства лесоматериалов (это противоречит ст. 41, 46 ЛК, см. коммент. к ним).

2. Специфика положений ч. 3 ст. 12 состоит в том, что:

1) они регулирую освоение лишь т.н. "эксплуатационных лесов" (см. о них коммент. к ст. 108 ЛК). В этих лесах допускается осуществление всех видов использования лесов перечисленных в ст. 25 ЛК (т.е. и заготовка древесины, и ведение сельского хозяйства, и ведение охотничьего хозяйства и т.д. см. коммент. к ст. 25 ЛК);

2) в них исчерпывающим образом перечислены цели освоения эксплуатационных лесов;

3) они предписывают сочетать деятельность по получению древесины (сбору ягод, ведение охоты и т.д.) с сохранением полезных функций лесов (всех!). Иначе говоря, все упомянутые процессы должны происходить одновременно: нельзя сначала хищнически вырубать все лесные насаждения, а потом заниматься лесными посадками для восстановления леса; наоборот, все это должно иметь место в рамках единого процесса освоения эксплуатационных лесов.

3. Особенности норм части 4 ст. 12 состоит в следующем:

1) они посвящены освоению лишь защитных лесов (см. об их составе коммент. к ст. 102,107 ЛК);

2) в них неисчерпывающим образом перечисляются цели освоения защитных лесов: допускается освоение последних и для использования их других полезных функций (при условии, что это не нарушает специфику этих лесов);

3) они исходят из того, что запрещается неиспользование полезных функций защитных лесов: использование их обязательно, но при этом виды и характер использования должны быть совместимыми с целевым назначением данных лесов (ясно, например, что в оздоровительном лесопарке нельзя заниматься переработкой древесины в промышленных масштабах).

4. Часть 5 ст. 12 исходит из того, что леса должны являться комплексно (а не однобоко, не для каких-то узких, имеющих только специфический характер целей). Такая комплексность достигается:

1) самой организацией (в масштабах всей РФ, данного субъекта РФ, муниципального образования) использования лесов. Оно должно быть планомерным, структурированным, обеспечено необходимыми нормативными правовыми актами. Оно предполагает такие распределения полномочий между РФ ее субъектами и муниципальными образованиями (см. об этом коммент. к ст. 81-83 ЛК), а также соответствующее управление в области использования лесов (см. об этом коммент. к ст. 85-93 ЛК).

2) путем создания и эксплуатации объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры (например, лесных дорог, лесных складов, деревообрабатывающих заводов и др. см. коммент. к ст. 13, 14 ЛК);

3) проведением мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов (например, мероприятий по противопожарной защите, по обработке лесов химикатами, проведению лесопосадок и т.д.);

4) осуществлением разнообразных мероприятий по защите и использованию животного мира лесов, расположенных в лесах водных объектов (например, регулирование сезона охоты, очищение лесных озер от засорения и т.д.).

5. Завершая анализ ст. 12 отметим, что:

1) в соответствии со ст. 9 Закона N 201 земли, на которых расположены ранее (т.е. за 01.01.07) созданные в целях освоения лесов поселки (в границах земель лесного фонда) подлежат переводу в земли поселений, в порядке, установленном Законом о переводе земель;

2) "использование лесов" и "освоение лесов" понятия хотя и близкие, но все же неоднозначные. Дело в том, что "использование лесов" - лишь один из компонентов более широкого понятия "освоение лесов" (последние включают также комплекс управленческих и иных мероприятий, необходимых для получения полезных свойств лесов).

 

Статья 13. Лесная инфраструктура

1. Анализ норм ст. 13 позволяет сделать ряд важных выводов:

1) в них изложены:

а) цели создания лесной инфраструктуры. К таким целям относятся:

- использование лесов (виды использования перечислены в ст. 25 ЛК). Иначе говоря, лесная дорога, лесной склад и т.п. создается не для удовлетворения эстетических потребностей, не потому, что это укрепляет ландшафт, а именно для того, чтобы обеспечить, например, сохранность заготовленной древесины, ее транспортировку, исключив при этом причинение вреда иным лесным ресурсам и т.д.;







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.