Здавалка
Главная | Обратная связь

Глава 2. Использование лесов 5 страница



б) будет осуществляться без нарушения целевого назначения этих земель.

3. Правила частей 3 и 4 ст. 21 посвящены консервации или ликвидации:

1) объектов, связанных с осуществлением:

а) деятельности (проведением работ) по геологическому изучению недр;

б) разработок месторождений полезных ископаемых.

В связи с тем, что ч. 3 ст. 21 прямо предписывает руководствоваться нормами действующего законодательства о недрах, нужно учесть, что в соответствии со ст. 26 Закона о недрах, указанные выше объекты подлежат ликвидации или консервации по истечения срока действия лицензии или при досрочном прекращении пользования недрами. До завершения процесса ликвидации - пользование недр несет ответственность за исправное состояние указанных объектов и правильное использование недр.

В ходе полной или частичной ликвидации (консервации) объекты должны быть приведены в состояние, обеспечивающее безопасность жизни и здоровью населения, охрану окружающей среды (а при консервации - также сохранность месторождения и все время консервации). При этом маркшейдерские и иная документация пополняется на момент завершения работ и сдается в установленном порядке на хранение. Консервация (ликвидация) - оформляется Актом (после чего считается, что консервация или ликвидация объектов - завершены);

2) гидротехнических сооружений. При этом ч. 4 ст. 21 предписывает руководствоваться нормами действующего водного законодательства. В соответствии со ст. 10 Водного кодекса водопользователь, в частности, обязан своими силами (за счет собственных средств) обеспечить консервацию или ликвидацию гидротехнических сооружений и при этом осуществить природоохранные мероприятия.

4. В соответствии с правилами части 5 ст. 21 допускается вырубка (в т.ч. или выборочные или сплошные, но с обязательным соблюдением норм ст. 17 ЛК, см. коммент. к ней):

1) деревьев (любых, в т.ч. хвойных, широколиственных и др.);

2) кустарников и лиан (речь идет не только о лесных лианах, но и других видах лиан);

3) упомянутых объектов лесной растительности, расположенных:

а) на землях лесного фонда;

б) в эксплуатационных лесах (см. о них коммент. к ст. 108 ЛК);

в) на лесных участках, которые находятся в:

- охранных зонах (они определяются в соответствии с земельным и градостроительным законодательством;

- санитарно-защитных зонах (в т.ч. и на землях поселений, на землях сельскохозяйственного назначения и др.);

4) этих деревьев, в той мере, в какой обеспечивается безопасность граждан, а также вырубка необходима для нормальной эксплуатации объектов (в том числе жилых домов, больниц, школ, промышленных предприятий, всякого рода сооружений) расположенных в пределах вышеперечисленных земель и зон.

5. В ч. 6 ст. 21 императивно предписывается осуществлять рекультивацию земель:

1) которые использовались (фактически, при этом к моменту рекультивации - данный вид использования должен быть завершен) для строительства и (или) эксплуатации объектов, не связанных с лесной инфраструктурой (например, для строительства гольф-площадок и т.п.);

2) в соответствии с приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ от 22.12.95 N 525 "Об утверждении основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы".

6. Об освоении лесов см. коммент. ст. 12 ЛК. О лесной инфраструктуре см. коммент. к ст. 13 ЛК. Об инвестиционной деятельности в области освоения лесов см. коммент. к ст. 22 ЛК.

 

Статья 22. Инвестиционная деятельность в области освоения лесов

1. Применяя правила ч. 1, 2 ст. 22 нужно учесть, что:

1) освоение лесов (упомянутое в ст. 22) осуществлялось лишь постольку, поскольку:

а) обеспечивается многоцелевой, рациональный, непрерывный, неистощительный характер использования лесов. В полной мере это относится и к инвестиционной деятельности в области освоения лесов.

б) соблюдены нормы действующего законодательства. На инвестиционную деятельность в области лесов в полной мере распространяются положения Федерального закона от 25.02.99 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений". Данный закон, устанавливает, в частности, что;

- инвестиционная деятельность - представляет собой вложение в леса инвестиций (т.е. денежных средств, и иного имущества) и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта;

- капитальные вложения - представляют собой инвестиции в основной капитал (основные средства), в т.ч. затраты на новое строительство, расширение, реконструкции и техническое перевооружение действующих объектов (например, лесных дорог, лесных складов) приобретение машин (например, складских лебедок, подъемников грузов и т.д.), оборудования, инвентаря, инструментов (ст. 2);

- объектами капитальных вложений в РФ являются находящиеся в частной, муниципальной, государственной собственности различные виды имущества (в т.ч. относящиеся, например, к лесной инфраструктуре) (ст. 3);

- в процессе осуществления инвестиционной деятельности используются формы и методы государственного регулирования этой деятельности, и предусмотренные в ст. 11-14 указанного выше закона;

- прекращение или приостановление инвестиционной деятельности (осуществляемой в форме капитальных вложений) в лесах - производится с соблюдением норм законодательства РФ (в т.ч. гражданского, земельного, правоохранительного и др.) (ст. 18);

- осуществляются формы и методы регулирования инвестиционной деятельности со стороны ОМСУ (они перечислены в ст. 19 этого закона);

2) объектами капитальных вложений в области освоения лесов являются не любые объекты, перечисленные в указанном выше Закона, и лишь объекты создаваемой (т.е. объекты ранее не существовавшие, построенные заново) и (или) модернизированной (т.е. объекты обновленные, улучшенные в т.ч. и путем ремонта, реконструкции, замены отдельных агрегатов, участков, их расширения и т.д.):

а) лесной инфраструктуры (например, лесных дорог, лесных складов, ангаров и т.п.);

б) лесоперерабатывающей инфраструктуры (например, лесопильных заводов, деревообрабатывающих лесных комплексов и др.).

2. Часть 3 ст. 22 устанавливает, что порядок подготовки перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов осуществляется Правительством РФ (оно же его утверждает). Во исполнение норм ч. 3 ст. 22 Правительство РФ (постановлением от 30.06.07 N 419) утвердило "Положение о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов (далее "Положения": оно вступило в силу 31.07.07). "Положение", в частности, устанавливает, что:

1) к инвестиционным проектам в области освоения лесов, относятся проекты по созданию и (или) модернизации объектов лесной инфраструктуры (лесных дорог, лесных складов и др.) и (или) лесоперерабатывающей инфраструктуры (объектов переработки заготовленной древесины и иных лесных ресурсов, биоэнергетических объектов и др.), суммарный объем капитальных вложений в каждый из которых составляет не менее 300 млн. рублей.

Допускается объединение нескольких инвестиционных проектов, осуществляемых одним инвестором на территории федеральных округов или субъектов Российской Федерации, в единый проект.

Ведение перечня, в том числе включение в него инвестиционных проектов и внесение изменений, осуществляется Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации.

Основанием для включения инвестиционного проекта в перечень является решение об утверждении заявки на реализацию инвестиционного проекта, представленного коммерческой организацией, желающей реализовать инвестиционный проект (далее - заявка), принятое:

а) в отношении проектов, реализуемых на лесных участках, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления соответственно;

б) в отношении проектов, реализуемых на лесных участках в пределах земель лесного фонда, осуществление полномочий по предоставлению в аренду которых, а также полномочий по организации и проведению соответствующих аукционов передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

в) в отношении проектов, реализуемых на лесных участках в пределах земель лесного фонда, осуществление полномочий по предоставлению в аренду которых, а также полномочий по организации и проведению соответствующих аукционов не передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, - Федеральным агентством лесного хозяйства (п. 3.4 Положения);

2) заявитель (т.е. коммерческая организация, пожелавшая реализовать инвестиционный проект):

а) должен документально подтвердить наличие собственных и (или) привлекаемых для реализации инвестиционного проекта средств в размере заявленных инвестиций;

б) должен выполнять текущие обязательства перед бюджетной системой Российской Федерации;

в) не должен находиться в стадии реорганизации, ликвидации или банкротства и иметь ограничения в осуществлении соответствующего вида деятельности;

г) не должен иметь просроченную кредиторскую задолженность и убытки в течение последних 3 лет (если организация образована менее 3 лет назад, то сведения представляются за соответствующий период со дня образования организации) (п. 7 Положения);

3) заявка на реализацию инвестиционного проекта должна отвечать ряду требований. В частности она обязательно включает в себя:

а) заявление о реализации инвестиционного проекта с указанием наименования, организационно-правовой формы и места нахождения коммерческой организации, желающей реализовать инвестиционный проект;

б) копии учредительных документов и документа, подтверждающего факт внесения записи о коммерческой организации, желающей реализовать инвестиционный проект, в Единый государственный реестр юридических лиц;

в) концепцию инвестиционного проекта, содержащую следующие сведения:

цели и задачи проекта;

краткое описание действий инвестора по реализации инвестиционного проекта, включая предварительные расчеты финансово-экономических, бюджетных и социальных результатов реализации инвестиционного проекта;

срок окупаемости инвестиционного проекта;

объем расходов, необходимых для подготовки и реализации инвестиционного проекта, в том числе схема финансирования проекта;

срок подготовки проектной документации, необходимой для реализации инвестиционного проекта;

поэтапный план реализации инвестиционного проекта;

обоснование примерных границ, площади, иные качественные и количественные характеристики лесного участка и сведения о требуемых лесных ресурсах.

Концепция инвестиционного проекта разрабатывается в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации по согласованию с Министерством природных ресурсов Российской Федерации и Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.

Для инвестиционных проектов, по которым были приняты решение о поддержке их реализации за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2005 N 694 "Об Инвестиционном фонде Российской Федерации", а также решение об их включении в федеральную целевую программу или межгосударственную целевую программу, в осуществлении которой участвует Российская Федерация в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594 "О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд", документация формируется в порядке, установленном указанными актами Правительства Российской Федерации.

Отбор заявок осуществляется в порядке, установленном законодательством субъектов Российской Федерации, а в случае, если в качестве заинтересованного органа выступает федеральный орган исполнительной власти, - в порядке, установленном нормативным правовым актом этого органа (п. 8-10 Положения);

4) утверждение указанной заявки осуществляется госорганами (РФ или субъекта РФ) или ОМСУ. Этот орган в течение 30 календарных дней со дня приема заявки принимает решение. Оно должно содержать ряд обязательных сведений, в частности:

а) указание на соответствие заявителя и представленной им концепции инвестиционного правила перечисленным выше требованиям;

б) сведения о возможности проектирования и (или) предоставления в аренду без проведения аукциона лесного участка в границах, указанных в заявке, на основании лесного плана субъекта Российской Федерации, разрабатываемого в соответствии с лесным законодательством;

в) сведения о размере и порядке внесения арендной платы по договору аренды лесного участка в соответствии с пунктом 1.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 мая 2007 г. N 310 и о сроке окупаемости проекта;

г) сведения о включении в проект договора аренды лесного участка следующих оснований для досрочного расторжения договора по инициативе арендодателя:

нарушение арендатором сроков реализации инвестиционного проекта более чем на 1 год;

отказ арендатора от создания и (или) модернизации объектов лесной и (или) лесоперерабатывающей инфраструктуры;

нарушение более чем на 6 месяцев предусмотренного срока представления отчета о ходе реализации инвестиционного проекта (не позднее 1-го февраля);

д) обязательства инвестора по созданию и (или) модернизации объектов лесной и (или) лесоперерабатывающей инфраструктуры.

Если заявки не соответствует перечисленным выше требованиям - принимается решение об отказе в его утверждении (такое решение может быть обжаловано в судебном порядке) (п. 6, 11, 13 Положения);

5) в целях включения инвестиционного проекта в перечень заинтересованный орган в течение 10 рабочих дней со дня принятия решения об утверждении заявки направляет это решение в Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации.

Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации в течение 14 рабочих дней со дня получения решения заинтересованного органа принимает решение о включении инвестиционного проекта в перечень и направляет соответствующее уведомление заинтересованному органу.

Сведения об инвестиционном проекте, включенном в перечень, представляются для включения в государственный лесной реестр, ведение которого осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2007 г. N 318.

Включение инвестиционного проекта в перечень является основанием для заключения заинтересованным органом договора аренды лесного участка без проведения аукциона на условиях, указанных в решении, принятом заинтересованным органом.

Договор аренды лесного участка заключается в соответствии с лесным законодательством и с учетом норм самого анализируемого Положения.

Основаниями для отказа включить инвестиционный проект в перечень являются несоответствие заявки требованиям данного Положения, а также нарушение заинтересованным органом требований предусмотренных анализируемом Положении (пункты 14-16 Положения);

6) инвестор обязан ежегодно, не позднее 1 февраля, представлять в заинтересованный орган о ходе реализации инвестиционного проекта.

Требования по содержанию и порядку подготовки отчета о ходе реализации инвестиционного проекта устанавливаются Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации по согласованию с Министерством природных ресурсов Российской Федерации.

Заинтересованный орган рассматривает отчет о ходе реализации инвестиционного проекта и представляет в Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации доклад о результатах его реализации.

Контроль за ходом реализации инвестиционного проекта осуществляет заинтересованный орган. Объект контроля является обязательства инвестора по созданию и (или) модернизации объектов лесной и (или) лесоперерабатывающей инфраструктуры, предусмотренных договором аренды лесного участка.

Заинтересованный орган представляет данные о проверке хода реализации инвестиционного проекта в Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации. В случае появления оснований для досрочного расторжения договора аренды лесного участка - и инвестору направляется требование об (в форме предписания) о необходимости устранения нарушений. При этом в предписании указывается срок их устранения.

В случае если такие нарушения не были устранены в указанный в предписании срок, заинтересованный орган вправе принять решения о направлении в Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации заявления об исключении инвестиционного проекта из перечня, а также о расторжении договора аренды лесного участка.

Расторжение договора аренды лесного участка может быть осуществлено также по основаниям, установленным лесным законодательством (см. об этом коммент. к ст. 71-74 ЛК).

Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации в течение 14 рабочих дней со дня получения указанного заявления принимает решение об исключении соответствующего инвестиционного проекта из перечня.

Инвестор вправе оспорить решение заинтересованного органа о направлении в Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации заявления об исключении инвестиционного проекта из перечня в судебном порядке.

Срок окупаемости инвестиционного проекта устанавливается в заявке, инвестиционном проекте и договоре аренды лесного участка.

В случае если инвестиционный проект был исключен из перечня инвестор обязан уплатить арендную плату за пользование лесным участком в полном объеме за весь период пользования соответствующим лесным участком (п. 17, 18, 20 Положения).

3. Для правильного применения норм ст. 22 необходимо также учитывать положения:

1) ст. 12 ЛК (об освоении лесов);

2) ст. 88 ЛК (они посвящены проекту освоения лесов);

3) приказа МПР от 06.04.07 N 77 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки";

4) ст. 89 ЛК (об экспертизе проекта освоения лесов. См. коммент. к перечисленным статьям ЛК.

4. Важное практическое значение имеют такие нормы:

1) ст. 9 Закона N 201, устанавливающая, что земли на которых расположены ранее созданные в целях освоения лесов поселки в границах земель лесного фонда, подлежат переводу в земли поселений в порядке, предусмотренном Законом о переводе земель;

2) ст. 11 Закона о переводе земель, устанавливающая, что перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается в таких случаях , как :организация особо охраняемых природных территорий; установление или изменение черты поселений; размещение объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов;

3) приказ МПР от 28.03.07 N 68 "об утверждении Перечня лесорастительных зон и лесных районов РФ".

 

Статья 23. Лесничества и лесопарки

1. Анализ частей 1-3 ст. 23 позволяет сделать ряд важных выводов:

1) с 01.01.07 лесничества и лесопарки объявлены как основные территориальные единицы управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов. В связи с этим возник вопрос: каково теперь правовое положение лесхозов (ранее являвшихся единицами управления). Отвечая на этот вопрос следует иметь в виду, что:

а) лесхозы перестали рассматриваться ЛК как единицы управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов;

б) в соответствии со ст. 11 Закон N 201 до 01.01.08 лесхозы подлежат преобразованию в соответствии с гражданским законодательством (либо в хозяйственные общества, либо в хозяйственные товарищества, либо в производственные кооперативы);

в) до момента завершения преобразования (т.е. внесения соответствующих записей в ЕГРЮЛ) мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов могут осуществляться без размещения заказов на выполнение соответствующих работ ( в соответствии с Законом N 94);

2) лесничества и лесопарки расположены, прежде всего, на землях лесного фонда (к последним относятся лесные земли, т.е. земли, покрытые лесной растительностью, либо хотя и не покрытые ею по предназначены для ее восстановления, например, вырубки, гари, редины, прогалины и др.), а также предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли, например, просеки, дороги, болота и др.; (ст. 101 Земельного кодекса);

3) тем не менее, лесничества и лесопарки могут располагаться также на землях:

а) обороны и безопасности. Однако для этого необходимо, чтобы указанные земли или были покрыты лесами (природными, а не искусственными);

б) поселений (например, городов, поселков, деревень) при условии, что на этих землях расположены леса;

в) особо охраняемых природных территориях (например, земли государственных природных заповедников и заказников, иные земли перечисленные в ст. 94 Земельного кодекса), если на них расположены леса.

В практике возникли вопросы: могут ли после 01.01.07 создаваться лесничества и лесопарки на землях иных (помимо перечисленных выше) категорий, покрытых лесами? На этот вопрос следует дать отрицательный ответ. Дело в том, что в ст. 23 исчерпывающим образом перечислены земли, на которых могут расположиться лесничества и лесопарки. Каким образом определяются земли лесничества и земли лесопарков (их границы, состав и т.п.)? Для этого необходимо принятие решения уполномоченного госоргана РФ или субъекта РФ (см. об этом коммент. к ст. 81-83 ЛК).

2. В процессе применения частей 4 и 5 необходимо учитывать следующее:

1) лесничие (упомянутые в ст. 23) - это должностные лица. Полномочия их определяют уполномоченные госорганы РФ, госорганы субъектов РФ, ОМСУ (соответственно). Кроме того, на них распространяются нормы законодательств о государственной гражданской службе и о муниципальной службе;

2) лесничие (наряду с другими своими обязанностями) практически реализуют (в своей повседневной деятельности) лесохозяйственные регламенты лесничества или лесопарки. Последние:

а) утверждаются госорганами субъектов РФ (а в случаях, указанных в ч. 3 ст. 87 ЛК - госорганами самой РФ);

б) составляется на срок до 10 лет;

в) должны содержать сведения перечислены в ст. 87 ЛК (см. коммент. к ней);

г) обязательны для исполнения всеми гражданами и ЮЛ, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах данного лесничества или лесопарка;

3) конкретное количество лесничеств (лесопарков), их границы, устанавливаются нормативными правовыми актами только уполномоченного госоргана РФ (а не субъектами РФ).

 

Глава 2. Использование лесов

 

Статья 24. Общие положения об использовании лесов

1. Анализ ст. 24 позволяет сделать ряд выводов:

1) использование лесов (наряду с их охраной, защитой и воспроизводством) - осуществляется исходя из того, что лес одновременно представляет собой экологическую систему и природный ресурс (см. коммент. к ст. 5 ЛК). Оно осуществляется:

а) собственниками лесов (в т.ч. организациями и гражданами);

б) иными законными владельцами лесов (например, арендаторами, субъектами права хозяйственного ведения и т.д.);

2) закон допускает использование лесов:

а) как с предоставлением лесных участков (например, на праве постоянного (бессрочного) пользования);

б) так и без предоставления лесного участка (например, в процессе пребывания граждан в лесу, сбора ими грибов, ягод и т.д., см. коммент. к ст. 33 ЛК);

в) как с изъятием лесных ресурсов (из их естественной среды), так и без изъятия последних (например, лес используется просто для оздоровительных прогулок);

3) виды использования лесов перечислены в ст. 25 ЛК (причем неисчерпывающим образом, см. коммент. к ней);

4) закон исходит из того, что не допускается произвольное ограничение или приостановление использования лесов: это возможно лишь в той мере, в какой прямо предусмотрено нормами федеральных законов (см. об этом коммент. к ст. 27, 28 ЛК).

2. Очень важные императивные правила содержатся в ч. 2 ст. 24. Они устанавливают, что неисполнение гражданами или ЮЛ (причем имеется в виду не только полное невыполнение, но и ненадлежащее выполнение требований документов, чисто формальное их исполнение) лесохозяйственного регламента (он утверждается органами государственной власти соответствующего субъекта РФ страны до 10 лет и содержит в частности перечисление разрешенных видов использования лесов, см. коммент. об этом к ст. 87 ЛК) и проекта освоения лесов (его состав и порядок утверждения устанавливаются в настоящее врем МПР, см. об этом коммент. к ст. 88 ЛК) является основанием:

1) досрочного расторжения договора:

а) аренды лесного участка. В практике возник вопрос соответствуют ли нормы ч. 2 ст. 24 нормам главы 34 ГК, не предусматривающих такое основание для досрочного расторжения договора аренды? Отвечая на этот вопрос, следует иметь в виду, что в нормах главы 34 ГК действительно прямо не установлено такое основание досрочного расторжения договора аренды как невыполнение лесохозяйственного регламента или проекта освоения лесов. Однако в части 2 п. 2 ст. 450 ГК установлено, что договор (в т.ч. и договор аренды) может быть досрочно расторгнут в иных случаях, предусмотренных законом. Примером такого "иного случая" как раз может выступать ч. 2 ст. 24. Поэтому отмеченное противоречие - кажущееся;

б) купли-продажи лесного участка (при этом расторжение и этого договора и договора аренды осуществляется в письменной форме и подлежит государственной регистрации: это требуют нормы ст. 452 ГК и Закон о недвижимости);

2) принудительного прекращения (в т.ч. и путем подачи искового заявления в суд):

а) право постоянного (бессрочного) пользования лесным участком (оно обычно предоставляется государственным и муниципальным учреждениям, а также казенным предприятиям, см. подробнее об этом коммент. к ст. 9 ЛК);

б) право безвозмездного срочного пользования лесными участками (оно возникает на основе соответствующего договора, см. коммент. к ст. 9 ЛК).

В практике возник вопрос: нет ли противоречия между нормами ст. 24 и ст. 9 ЛК и может ли быть досрочно расторгнуто соглашение о сервитуте? Противоречия нет, хотя возможно - налицо пробел. Тем не менее нормы ч. 2 ст. 24 нельзя распространять на право сервитута.

 

Статья 25. Виды использования лесов

1. Анализ норм ст. 25 показывает, что они имеют общий характер (ибо перечисляют различные виды использования лесов). Дело в том, что таким видим использование лесов, как:

1) заготовка древесины - специально посвящены ст. 29, 30 ЛК (в т.ч. и гражданами для собственных нужд);

2) заготовка живицы - посвящена ст. 31 ЛК;

3) заготовка и сбор (в т.ч. и гражданами) недревесных лесных ресурсов - специально посвящены ст. 32, 33 ЛК;

4) заготовка пищевых ресурсов и лекарственных растений - специально посвящены нормы ст. 34, 34 ЛК;

5) ведение сельского хозяйства, - посвящены нормы ст. 38 ЛК;

6) ведение охотничьего хозяйства - посвящены положения ст. 36, 37 ЛК;

7) осуществление научно-исследовательской, образовательной рекреационной деятельности - посвящены нормы ст. 40, 41 ЛК;

8) выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений и лекарственных растений - посвящена ст. 39 ЛК;

9) создание лесных плантаций - посвящены нормы ст. 42 ЛК;

10) выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых - посвящена ст. 43 ЛК;

11) строительство, реконструкция, эксплуатация дорог, линий связи, водохранилищ, иных объектов - посвящены положения ст. 44, 45 ЛК;

12) переработка древесины и иных лесных ресурсов - посвящены положения ст. 46 ЛК:

13) осуществление религиозной деятельности - посвящена ст. 47 ЛК;

14) лицами, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири, Дальнего Востока РФ - посвящена ст. 48 ЛК.

2. В то же время ст. 25 имеет важное самостоятельное значение ибо она:

1) исходит из того, что в п. 1-16 ч. 1 ст. 25 неисчерпывающим образам перечислены виды использования лесов. Законами (в т.ч. законами субъектов РФ) могут быть предусмотрены и иные виды использования лесов (с учетом целевого назначения земель, на которых эти леса расположены, см. об этом коммент. к ст. 6 ЛК);

2) допускает возможность сочетания различных видов использования лесов (если такое сочетание прямо не запрещено или не ограничено федеральными законами: например, ст. 105 ЛК запрещает сочетание использования лесов, выполняющих функции защиты природы и иных объектов одновременно и для сбора лекарственных средств (что разрешается) и для ведения охотничьего или сельского хозяйства (что запрещено в таких лесах);

3) устанавливает, что использование лесов (это относится ко всем видам использования!), если оно представляет собой предпринимательскую деятельность (т.е. самостоятельную, осуществляемую на свой риск, направленную на систематическое получение прибыли, ст. 2 ГК):







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.