Глава 3. Охрана и защита лесов
Статья 51. Общие положения об охране и о защите лесов 1. Применяя нормы частей 1 и 2 ст. 51 необходимо обратить внимание на то, что: 1) они имеют общий характер. Дело в том, что: а) охране лесов от пожаров специально посвящены нормы ст. 52, 53 ЛК (см. коммент. к ним); 2) защите лесов от вредных организмов, специально посвящены нормы ст. 54 ЛК (см. коммент. к ней); 3) санитарной безопасности в лесах - специально посвящены нормы ст. 55 ЛК (см. коммент к ней); 4) охране лесов от загрязнений радиоактивными веществами - специально посвящены нормы ст. 58 ЛК (см. коммент. к ней); 2) в ст. 51 неисчерпывающим образом перечислены виды (формы) негативного воздействия на леса. Последние подлежат охране и от любых иных видов негативного воздействия (как известных и существующих в настоящее время, так и могущих возникнуть в будущем); 3) госорганы (в т.ч. федеральные),а также ОМСУ с учетом их полномочий, перечисленных в ст. 81-84 ЛК (см. коммент. к ней) - обязаны осуществлять охрану и защиту лесов. В случаях предусмотренных в ЛК и иных законов данная обязанность может быть возложена и на другие органы и организации. 2. В соответствии с ч. 3 ст. 51 невыполнение (либо ненадлежащее выполнение) гражданами (в т.ч. и ИП), а также ЮЛ (в т.ч. и некоммерческими организациями) осуществляющими использование лесов (речь идет о любых видах использования лесов, а не только связанных с осуществлением предпринимательской деятельностью, см. об этом коммент. к ст. 25-48 ЛК) требований таких документов как лесохозяйственный регламент (лесничества, лесопарка, утвержденного в соответствии со ст. 87 ЛК) или проект освоения лесов (его состав утверждается в соответствии со ст. 88 ЛК) служит основанием для досрочного расторжения: 1) договоров аренды лесных участков (см. об этих договорах, об их условиях, порядке расторжений коммент. к ст. 72-74 ЛК); 2) договоров купли-продажи лесных насаждений. В практике возникли вопросы: каким образом уже заключенный договор купли-продажи (в т.ч. лесных насаждений) можно досрочно расторгнуть? И нет ли противоречий между ст. 51 ЛК и нормами главы 30 ГК? Отвечая на этот вопрос следует иметь в виду, что действующий ГК не знает такого института как "досрочное расторжение договора купли-продажи" (в т.ч. и в случаях, когда были проданы лесные насаждения). Безусловно, ст. 51 в этой части противоречит нормам главы 30 ГК (см. их анализ в книге: А.Н. Гуев. Постатейный комментарий к части 2 ГК РФ (изд. 4). М., Экзамен, 2006). Можно лишь ставить вопрос (при наличии оснований, предусмотренных в ст. 166-181 ГК, ст. 450-453 ГК, см. их анализ в книге: А.Н. Гуев. Постатейный комментарий к части 1 ГК РФ (изд. 4). М., Экзамен, 2006) о признании договора купли-продажи лесных насаждений - недействительной сделкой. В связи с тем, что, нормы ст. 51 противоречат нормам ГК - подлежат применению последние: они имеют приоритет (ст. 2 ГК). 3. Указанные выше обстоятельства могут послужить также основанием для принудительного прекращения (в т.ч. - в судебном порядке): 1) права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком (см. о нем коммент. к ст. 9, ЛК); 2) права безвозмездного срочного пользования лесным участком (см. о нем коммент. к ст. 71 ЛК). В практике возникли вопросы: могут ли эти обстоятельства послужить основанием прекращения сервитутов? И нет ли пробела в ст. 51 ЛК? Безусловно пробел - налицо. Впредь до его восполнения следует руководствоваться ст. 48 Земельного кодекса и ст. 276 ГК.
Статья 52. Охрана лесов от пожаров 1. Анализ ст. 52 позволяет сделать ряд важных выводов: 1) охрана лесов от пожаров (чему посвящена ст. 52): а) представляет собой самостоятельный вид охраны лесов; б) является обязанностью и граждан и ЮЛ, которые осуществляют любые виды использования лесов (см. об этих видах подробный коммент. к ст. 25-48 ЛК); в) осуществляется госорганами и ОМСУ в пределах их полномочий, предусмотренных в ст. 81-84 ЛК (это прямо вытекает из части 2 ст. 51 ЛК, см. коммент. к этим статьям); 2) невыполнение гражданами и ЮЛ лесохозяйственного регламента и правил освоения лесов в части охраны лесов от пожаров - является основанием для: а) досрочного расторжения договора аренды лесного участка или договора купли-продажи лесных насаждений (см. об этом, также коммент. к части 3 ст. 51 ЛК); б) принудитель ного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или права безвозмездного срочного пользования лесным участком. 2. Ст. 52 императивно предписывает осуществлять охрану лесов в соответствии с нормами: 1) Закона о пожарах. Последний в частности устанавливает: а) что наряду с государственной противопожарной службой, охрану лесов от пожаров осуществляют также ведомственная, муниципальная и частная, а также добровольная пожарная охрана (ст. 5, 11-13); б) правила учета пожаров и их последствий (ст. 27); в) права и обязанности граждан и организаций в области пожарной безопасности (в т.ч. и при пожарной охране лесов) (ст. 34, 37); г) обязательные мероприятия в области обеспечения пожарной безопасности (в т.ч. в лесах, ст. 20-26); 2) самого ЛК. В частности, в ст. 53 ЛК установлено, что в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах осуществляются противопожарное обустройство лесов; создание систем предупреждения и тушения пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах; утверждение и соблюдение Правил пожарной безопасности в лесах и иные мероприятия (см. коммент. к ст. 53 ЛК).
Статья 53. Пожарная безопасность в лесах 1. Анализ норм частей 1-3 ст. 53 показывает, что: 1) в пунктах 1-6 части 1 ст. 53 неичерпывающим образом перечислены меры пожарной безопасности в лесах, которые должны быть осуществлены гражданами и ЮЛ в процессе использования лесов. Могут быть предусмотрены и иные меры (например, в нормах Закона о пожарах, Правилах пожарной безопасности в лесах и т.п. см. об этом ниже); 2) к пожарной охране лесов привлекаются: а) не только граждане и ЮЛ, которые осуществляют один из видов использования лесов (см. о них подробный коммент. к ст. 25-48 ЛК); б) но также и любыми другими гражданами (например, во время их пребывания в лесах) и ЮЛ. Это может быть предусмотрено в нормах Закона о пожарах (см. например, ст. 34, 37), Закона о ЧП, других законов; 3) часть 2 ст. 53 усматривает, что к тушению уже возникшего в лесу пожара граждане и ЮЛ могут быть привлечены лишь в порядке, предусмотренном Законом о ЧП. Последний в частности устанавливает: а) обязанности организаций в области защиты от чрезвычайных ситуаций (в т.ч. и в случаях пожаров в лесах) (ст. 14); б) порядок участия общественных объединений в ликвидации чрезвычайных ситуаций, в т.ч. и лесных пожаров (ст. 13); в) обязанности граждан в процессе ликвидации чрезвычайных ситуаций (в т.ч. пожаров в лесах) и их последствий (ст. 19); г) порядок подготовки населения в области чрезвычайных ситуаций, в т.ч. и пожарах в лесах (ст. 20); 4) в соответствии с частью 3 ст. 53 арендатор лесного участка (см. об этом коммент. к ст. 72-74 ЛК) обязан принять меры пожарной безопасности в лесах: а) в соответствии с проектом освоения лесов (см. о том как он разрабатывается и составе этого проекта подробный коммент. к ст. 88 ЛК); б) осуществив противопожарное обустройство лесов (в т.ч. строительство, реконструкцию и содержание дорог противопожарного назначения, прокладку просек, противопожарных разрывов, иные мероприятия); в) путем создания системы средств предупреждения и тушения пожаров в лесах (в т.ч. путем приобретения и установки пожарной техники и оборудования, пожарного снаряжения и т.п.). Арендатор должен при этом содержать эти системы в исправном состоянии, иметь необходимый запас горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной безопасности, совершить иные действия, предусмотренные в проекте освоения лесов. 2. Часть 4 ст. 53 предусматривает, что Правительство РФ должно утвердить Правила пожарной безопасности в лесах. Во исполнение норм ч. 4 ст. 53 своим постановлением от 30.04.07 N 417 Правительство РФ утвердило "Правила пожарной безопасности в лесах" (далее Правила), которые вступили в силу с 19.07.07. Правила, с частности, устанавливают, что: 1) они представляют собой единые требования к обеспечению пожарной безопасности и противопожарной охраны в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами. Правила пожарной безопасности в лесах для каждого лесного района устанавливаются Министерством природных ресурсов Российской Федерации. В целях обеспечения пожарной безопасности в лесах осуществляются: а) противопожарное обустройство лесов, в том числе строительство, реконструкция и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладка просек, противопожарных разрывов; б) создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров, содержание этих систем и средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности; в) мониторинг пожарной опасности в лесах; г) разработка планов тушения лесных пожаров) д) тушение лесных пожаров; е) иные меры пожарной безопасности в лесах. Меры пожарной безопасности в лесах, указанные выше, осуществляются: - органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления - в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся соответственно в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований; - органами государственной власти субъектов Российской Федерации - в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по охране которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации (см. коммент. к ней); - Федеральным агентством лесного хозяйства - в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по охране которых не передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации (см. коммент. к ней); - Федеральной службой по надзору в сфере природопользования - в отношении лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения; - федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обороны и безопасности, - в отношении лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, находящихся в федеральной собственности (п. 1-4 Правил); 2) в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова в лесах запрещается: а) разводить костры в хвойных молодняках, на гарях, на участках поврежденного леса, торфяниках, в местах рубок (на лесосеках), не очищенных от порубочных остатков и заготовленной древесины, в местах с подсохшей травой, а также под кронами деревьев. В других местах разведение костров допускается на площадках, окаймленных минерализованной (то есть очищенной до минерального слоя почвы) полосой шириной не менее 0,5 метра. После завершения сжигания порубочных остатков или использования с иной целью костер должен быть тщательно засыпан землей или залит водой до полного прекращения тления; б) бросать горящие спички, окурки и горячую золу из курительных трубок, стекло (стеклянные бутылки, банки и др.); в) употреблять при охоте лыжи из горючих или тлеющих материалов; г) оставлять промасленные или пропитанные бензином, керосином или иными горючими веществами материалы (бумагу, ткань, паклю, вату и др.) в не предусмотренных специально для этого местах; д) заправлять горючим топливные баки двигателей внутреннего сгорания при работе двигателя, использовать машины с неисправной системой питания двигателя, а также курить или пользоваться открытым огнем вблизи машин, заправляемых горючим. Запрещается засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором (п. 8, 9 Правил). 3) сжигание мусора, вывозимого из населенных пунктов, может производиться вблизи леса только на специально отведенных местах при условии, что: а) места для сжигания мусора (котлованы или площадки) располагаются на расстоянии не менее: 100 метров от хвойного леса или отдельно растущих хвойных деревьев и молодняка; 50 метров от лиственного леса или отдельно растущих лиственных деревьев; б) территория вокруг мест для сжигания мусора (котлованов или площадок) должна быть очищена в радиусе 25-30 метров от сухостойных деревьев, валежника, порубочных остатков, других горючих материалов и окаймлена двумя минерализованными полосами, шириной не менее 1,4 метра каждая, а вблизи хвойного леса на сухих почвах - двумя минерализованными полосами, шириной не менее 2,6 метра каждая, с расстоянием между ними 5 метров. В период пожароопасного сезона сжигание мусора разрешается производить только при отсутствии пожарной опасности в лесу по условиям погоды и под контролем ответственных лиц. Запрещается выжигание травы на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и озеленительным лесным насаждениям, без постоянного наблюдения (п. 10-12 Правил); 4) юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны: а) хранить горюче-смазочные материалы в закрытой таре, производить в период пожароопасного сезона чистку мест их хранения от растительного покрова, древесного мусора, других горючих материалов и окаймление минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра; б) при корчевке пней с помощью взрывчатых веществ уведомлять о месте и времени проведения этих работ органы государственной власти или органы местного самоуправления, не менее чем за 10 дней до их начала; прекращать корчевку пней с помощью этих веществ при высокой пожарной опасности в лесу; в) соблюдать нормы наличия средств пожаротушения в местах использования лесов, утвержденные Министерством природных ресурсов Российской Федерации, содержать средства пожаротушения в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования; г) тушить лесные пожары, возникшие по их вине; д) немедленно принимать меры к ликвидации лесных пожаров, возникших в местах использования лесов, а также оповещать о пожаре органы государственной власти или органы местного самоуправления; е) направлять работников (для юридических лиц), пожарную технику, транспортные и другие средства на тушение лесных пожаров в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Перед началом пожароопасного сезона юридические лица, осуществляющие использование лесов, обязаны провести инструктаж своих работников, а также участников массовых мероприятий, проводимых или в лесах, а также о способах тушения лесных пожаров. Организации, осуществляющие авиационные работы по охране и защите лесов, обязаны обо всех обнаруженных нарушениях Правил информировать органы государственной власти или органы местного самоуправления (п. 13-15 Правил); 5) при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков. В случаях когда граждане и юридические лица, осуществляющие использование лесов, обязаны сохранить подрост и молодняк, применяются преимущественно безогневые способы очистки мест рубок (лесосек) от порубочных остатков. При проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются: а) весенняя доочистка в случае рубки в зимнее время; б) укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ; в) завершение сжигания порубочных остатков при огневом способе очистки мест рубок (лесосек) до начала пожароопасного сезона. Сжигание порубочных остатков от летней заготовки древесины и порубочных остатков, собранных при весенней доочистке мест рубок (лесосек), производится осенью, после окончания пожароопасного сезона.) В отдельных районах, в виде исключения, сжигание порубочных остатков допускается в период пожароопасного сезона по решению органов государственной власти или органов местного самоуправления. При сжигании порубочных остатков должны обеспечиваться сохранность имеющихся на местах рубок (лесосеках) подроста, деревьев-семенников и других не срубленных деревьев, а также полное сгорание порубочных остатков. Сжигание порубочных остатков сплошным палом запрещается. При трелевке деревьев с не обрубленными кронами сжигание пору очных остатков на верхних складах (пунктах погрузки) производится в течение всего периода заготовки, трелевки и вывозки древесины в порядке, предусмотренном пунктом 10 настоящих Правил. Срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю. Заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и окаймлена минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра. Места рубки (лесосеки) в хвойных равнинных лесах на сухих почвах с оставленной на период пожароопасного сезона заготовленной древесиной, а также с оставленными на перегнивание порубочными остатками окаймляются минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра. Места рубок (лесосеки) площадью свыше 25 гектаров должны быть, кроме того, разделены минерализованными полосами указанной ширины на участки, не превышающие 25 гектаров. Складирование заготовленной древесины должно производиться только на открытых местах на расстоянии: от прилегающего лиственного леса при площади места складирования до 8 гектаров - 20 метров, а при площади места складирования 8 гектаров и более - 30 метров; от прилегающих хвойного и смешанного лесов при площади места складирования до 8 гектаров - 40 метров, а при площади места складирования 8 гектаров и более - 60 метров. Места складирования и противопожарные разрывы вокруг них очищаются от горючих материалов и окаймляются минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра, а в хвойных лесных насаждениях на сухих почвах - двумя такими полосами на расстоянии 5-10 метров одна от другой. При проведении в лесах переработки древесины и других лесных ресурсов (углежжение, смолокурение, дегтекурение и др.) требуется: а) размещать объекты переработки древесины и других лесных ресурсов на расстоянии не менее 50 метров от лесных насаждений; б) обеспечивать в период пожароопасного сезона в нерабочее время охрану объектов переработки древесины и других лесных ресурсов; в) содержать территории в радиусе 50 метров от объектов переработки древесины и других лесных ресурсов очищенными от мусора и других горючих материалов; проложить по границам указанных территорий минерализованную полосу шириной не менее 1,4 метра, а в хвойных лесных насаждениях на сухих почвах - две минерализованные полосы такой же ширины на расстоянии 5-10 метров одна от другой (п. 17-22 Правил); 5) при заготовке живицы требуется: а) размещать промежуточные склады для хранения живицы от очищенных от древесного мусора и других горючих материалов площадках. Вокруг площадок проложить минерализованную полосу шириной не менее 1,4 метра; б) размещать основные склады для хранения живицы не открытых, очищенных от древесного мусора и других горючих материалов территориях на расстоянии не менее 50 метров от лесных насаждений; проложить по границам этих территорий минерализованную полосу шириной не менее 1,4 метра и содержать ее в период пожароопасного сезона в очищенном состоянии. При осуществлении рекреационной деятельности в лесах в период пожароопасного сезона устройство мест отдыха, туристских стоянок и проведение других массовых мероприятий разрешается только по согласованию с органами государственной власти или органами местного самоуправления, при условии оборудования на используемых лесных участках мест для разведения костров и сбора мусора (п. 23, 24 Правил); 6) полосы отвода автомобильных дорог, проходящих через лесные массивы, должны содержаться очищенными от валежной и сухостойной древесины, сучьев, древесных и иных отходов, других горючих материалов. Вдоль лесных дорог, не имеющих полос отвода, полосы шириной 10 метров с каждой стороны дороги должны содержаться очищенными от валежной и сухостойной древесины, сучьев, древесных и иных отходов, других горючих материалов. Полосы отвода железных дорог в местах прилегания их к лесным массивам должны быть очищены от сухостоя, валежника, порубочных остатков и других горючих материалов, а границы полос отвода должны быть отделены от опушки леса противопожарной опашкой шириной от 3 до 5 метров или минерализованной полосой шириной не менее 3 метров. Владельцы инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, владельцы железнодорожных путей необщего пользования, перевозчики, а также юридические лица, использующие земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта, обязаны: а) не допускать эксплуатации тепловозов, не оборудованных искрогасительными и (или) искроулавливающими устройствами, на участках железнодорожных путей общего и необщего пользования, проходящих через лесные массивы; б) организовывать в период пожароопасного сезона при высокой и чрезвычайной пожарной опасности в лесу патрулирование на проходящих через лесные массивы участках железнодорожных путей общего и необщего пользования в целях своевременного обнаружения и ликвидации очагов огня; в) в случае возникновения пожаров в полосе отвода железной дороги или вблизи нее немедленно организовать их тушение и сообщить об этом органам государственной власти или органам местного самоуправления (п. 25-28 Правил); 7) в процессе добычи торфа в лесах требуется: а) отделить эксплуатационную площадь торфяного месторождения с находящимися на ней сооружениями, постройками, складами и другими объектами от окружающих лесных массивов противопожарным разрывом шириной от 75 до 100 метров (в зависимости от местных условий) с водоподводящим каналом соответствующего проектного размера, расположенным по внутреннему краю разрыва; б) произвести вырубку хвойного леса, а также лиственных деревьев высотой более 8 метров и убрать порубочные остатки и валежник со всей площади противопожарного разрыва; в) полностью убрать древесную и кустарниковую растительность на противопожарном разрыве со стороны лесного массива на полосе шириной 6-8 метров. На противопожарных разрывах, отделяющих эксплуатационные площади торфяных месторождений от лесных массивов, запрещается укладывать порубочные остатки и другие древесные отходы, а также добытый торф. После завершения работ по добыче торфа рекультивация земель должна производиться с учетом обеспечения пожарной безопасности на выработанных площадях (ст. 30, 31 Правил); 8) в ходе проведения работ по геологическому изучению недр и разработке месторождений полезных ископаемых в период пожароопасного сезона в лесах требуется: а) содержать территории, отведенные под буровые скважины и другие сооружения, в состоянии, свободном от древесного мусора и иных горючих материалов; проложить по границам этих территорий минерализованную полосу шириной не менее 1,4 метра и содержать ее в очищенном от горючих материалов состоянии; б) полностью очистить от лесных насаждений территорию в радиусе 50 метров от пробуриваемых и эксплуатируемых скважин (при эксплуатации нефтяных и газовых скважин по закрытой системе - в радиусе 25 метров); в) не допускать хранения нефти в открытых емкостях и котлованах, а также загрязнения предоставленной для использования прилегающей территории горючими веществами (нефтью, мазутом и др.); г) согласовывать с органами государственной власти или органами местного самоуправления, порядок и время сжигания нефти при аварийных разливах, если они ликвидируются этим путем (п. 33 Правил); 9) просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов. Полосы отвода и охранные зоны вдоль трубопроводов, проходящих через лесные массивы, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов. Через каждые 5-7 километров трубопроводов устраиваются переезды для пожарной техники и прокладываются минерализованные полосы шириной 2-2,5 метра вокруг домов линейных обходчиков, а также вокруг колодцев на трубопроводах. При строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов (п. 34, 35 Правил); 10) если граждане пребывают в лесах (а они вправе это делать свободно и бесплатно, см. об этом коммент. к ст. 11 ЛК) они обязаны: а) соблюдать требования пожарной безопасности в лесах, установленные в нормах Правил; б) при обнаружении лесных пожаров немедленно уведомлять о них органы государственной власти или органы местного самоуправления; в) принимать при обнаружении лесного пожара меры по его тушению своими силами до прибытия сил пожаротушения; г) оказывать содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления, при тушении лесных пожаров. Пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 36 Правил). 3. Для правильного применения норм ст. 53 необходимо также учитывать: 1) положения ст. 81-84 ЛК (они устанавливают полномочия госорганов, в т.ч. и федеральных) и ОМСУ, в т.ч. и при реализации ими задач, предусмотренных в Законе о пожарах, в Законе о ЧП, в нормах указанных выше Правил (см. коммент. к ним); 2) нормы ст. 60 ЛК. Они устанавливают, необходимость составления отчета об охране лесов от пожаров (см. коммент. к ним); 3) правила ст. 99 ЛК (о возможности привлечения к административной или уголовной ответственности лиц, виновных в нарушении установленных правил охраны лесов от пожаров (см. коммент. к ней); 4) что вред, причиненный лесам в результате нарушения правил охраны лесов от пожаров - подлежит возмещению (см. об этом коммент. к ст. 100 ЛК). 4. О порядке разрешения споров, связанных с нарушениями правил охраны лесов от пожаров, см. коммент к ст. 101 ЛК. О том, что охрану лесов от пожаров должны осуществлять не только госорганы, ОМСУ, арендаторы лесных участков, но также лица владеющие лесными участками на праве собственности, на праве постоянного (бессрочного) пользования, на праве безвозмездного срочного пользования, а также на праве сервитута - см. коммент. к ст. 8, 9 ЛК. О том, что охрана лесов от пожаров - является лишь одним из видов охраны и защиты лесов - см. коммент. к ст. 51 ЛК.
Статья 54. Защита лесов 1. Применяя нормы ст. 54 необходимо обратить внимание на следующие обстоятельства: 1) защита лесов (упомянутая в ст. 54) - это самостоятельный вид обязанностей, которые возложены на граждан, организации, госорганы, ОМСУ в области охраны и защиты лесов (см. об этом коммент. к ст. 51 ЛК). Они имеют своей целью: а) выявление в лесах вредных организмов. При этом в части 1 ст. 54, дается легальное (но только для целей ЛК!) определение этих "вредных организмов", а также исчерпывающим образом перечислены их виды; б) предупреждение (профилактику) распространения в лесах указанных "вредных организмов"; в) локализацию (в определенной зоне, районе, в отдельном лесу и т.д.) очагов возникновения очагов "вредных организмов", отнесенных к нерастительным объектам; г) ликвидацию (в установленном законом порядке и сроки) указанных очагов; 2) часть 2 ст. 54 императивно предписывает осуществлять защиту лесов от вредных организмов, отнесенных к нерастительным объектам, в соответствии с действующим Законом о карантине. Последний, в частности устанавливает: а) виды нерастительного контроля растений (ст. 7); б) обязанности граждан (в т.ч. ИП) и ЮЛ в области обеспечения карантина растений (ст. 11); в) способы и методы выявления, обеззараживания, очистки и дегазации подкарантинных объектов (в т.ч. из числа лесных ресурсов) (ст. 10, 12); г) порядок изъятия, уничтожения или возврата подкарантинного материала, в т.ч. лесных ресурсов (ст. 13). 2. Об ответственности лиц виновных в нарушении правил защиты лесов от вредных организмов, см. коммент. к ст. 99 ЛК. О том, что и о защите лесов от вредоносных организмов необходимо составлять отчет, см. коммент. к ст. 60 ЛК. О полномочиях госорганов и ОМСУ в области защиты лесов см. коммент. к ст. 81-84 ЛК.
Статья 55. Санитарная безопасность в лесах 1. Анализируемая статья имеет: 1) характер общих правил. Дело в том, что таким составляющим санитарной безопасности в лесах: как: а) лесопатологический мониторинг - посвящены правила ст. 56 ЛК (см. коммент.); б) авиационные работы по охране и защите лесов по охране и защите лесов - специально посвящены нормы ст. 57 ЛК (см. коммент.); 2) и важное самостоятельное значение, ибо исчерпывающим образом перечисляют мероприятия, которые необходимо осуществить в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах. 2. В соответствии с частью 2 ст. 55 арендатор лесного участка (см. о том кто может быть арендатором по договору аренды лесного участка, об условиям и порядке заключения этого договора подробный коммент. к ст. 72-74 ЛК) должен осуществлять такие санитарно-оздоровительные мероприятия как: а) вырубки (в т.ч. и выборочные) погибших, либо поврежденных деревьев, кустарников, иных лесных насаждений; б) очистку лесов от захламления (в т.ч. образовавшегося, например, во время пребывания граждан в лесах, в результате деятельности самого арендатора и др.); в) очистку лесов от загрязнения (от продуктов жизнедеятельности человека, остатками горюче-смазочных материалов, отходами производства и т.д.). Указанные мероприятия арендатор осуществляет на основании проекта освоения лесов (см. о его составе подробный коммент. к ст. 88 ЛК). При этом проект освоения лесов может и предусматривать и обязанность арендатора осуществлять иные мероприятия санитарно-оздоровительного характера; их перечень в ст. 55 ЛК изложен неисчерпывающим образом. 3. В соответствии с частью 3 ст. 55 Правила санитарной безопасности в лесах устанавливаются Правительством РФ. Последнее (постановлением от 29.06.07 N 414) утвердило "Правила санитарной безопасности в лесах" (далее - Правила), которые вступили в силу с 17.07.07. Эти Правила устанавливают в частности, что: 1) в соответствии с ними устанавливается единый порядок и условия организации защиты лесов от вредных организмов, а также от негативных воздействий на леса и санитарные требования к использованию лесов, направленные на обеспечение санитарной безопасности в лесах. Правила санитарной безопасности в лесах для каждого лесного района устанавливаются Министерством природных ресурсов Российской Федерации. В целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются: а) лесозащитное районирование (определение зон слабой, средней и сильной лесопатологической угрозы); б) лесопатологические обследования и лесопатологический мониторинг; в) авиационные и наземные работы по локализации и ликвидации очагов вредных организмов; г) санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия); д) установление санитарных требований к использованию лесов (п. 1, 2 Правил); 2) меры санитарной безопасности в лесах включают в себя: а) лесопатологический мониторинг, проведение которого обеспечивается: в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, - Федеральным агентством лесного хозяйства; в отношении лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, находящихся в федеральной собственности, - соответствующими федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обороны, безопасности; в отношении лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, - Федеральной службой по надзору в сфере природопользования; в отношении лесов, расположенных на землях находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления соответственно; б) лесозащитное районирование, лесопатологические обследования, авиационные и наземные работы по локализации и ликвидации очагов вредных организмов, санитарно-оздоровительные мероприятия, проведение которых обеспечивается: в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления соответственно; в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по защите которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по защите которых не передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, - Федеральным агентством лесного хозяйства; в отношении лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, - Федеральной службой по надзору в сфере природопользования; в отношении лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, находящихся в федеральной собственности, - соответствующими федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обороны, безопасности. На лесных участках, предоставленных в аренду, санитарно-оздоровительные мероприятия осуществляются арендаторами этих участков на основании проекта освоения лесов (п. 2-5 Правил); 3) требования, установленные анализируемыми Правилами, учитываются при планировании освоения лесов. Документированная информация, получаемая при осуществлении мероприятий по обеспечению санитарной безопасности в лесах, в установленном порядке представляется для внесения в государственный лесной реестр. В случае гибели лесов или ухудшения их санитарного состояния, обусловленных чрезвычайными ситуациями природного и антропогенного характера, ликвидация последствий осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и другими федеральными законами. Работы по лесопатологическому обследованию и лесопатологическому мониторингу лесов, локализации и ликвидации очагов вредных организмов, назначению и проведению санитарно-оздоровительных мероприятий осуществляются в соответствии с методическими документами, утверждаемыми Федеральным агентством лесного хозяйства (п. 6-8 Правил); 4) такое мероприятие (оно имеет самостоятельное значение, наряду, с лесопатологическими обследованиями, авиационными работами и т.д.) как лесозащитное районирование осуществляется в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах и заключается в определении зон слабой, средней и сильной лесопатологической угрозы. Критерием для определения зон лесопатологической угрозы служит степень повреждения лесов вредными организмами с учетом целевого назначения лесов, их экологической и хозяйственной ценности. Для каждой зоны лесопатологической угрозы органами государственной власти и органами местного самоуправления, определяются требования, учитываемые при проведении лесопатологического мониторинга и осуществлении лесозащитных мероприятий, а также устанавливаются критерии для определения мероприятий по защите лесов (п. 9-11 Правил); 4) лесопатологическое обследование проводится в целях получения информации о текущем санитарном и лесопатологическом состоянии лесов. Граждане и юридические лица, осуществляющие использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов, в случае обнаружения погибших или поврежденных вредными организмами, иными природными и антропогенными воздействиями лесных насаждений обязаны в 5-дневный срок с даты обнаружения таких насаждений проинформировать об этом органы государственной власти или органы местного самоуправления, предоставившие лесные участки для использования или являющиеся заказчиками соответствующих работ по охране, защите, воспроизводству лесов (далее - заинтересованные органы). Заинтересованные органы при получении информации, указанной выше, обязаны организовать лесопатологическое обследование с целью уточнения состояния лесных насаждений. При лесопатологическом обследовании для планирования работ по локализации и ликвидации очагов вредных организмов заинтересованными органами обеспечивается учет численности вредных организмов. Заинтересованные органы в 30-дневный срок с даты получения информации, указанной выше, определяют с учетом результатов лесопатологического обследования необходимые мероприятия по защите лесов. Результаты лесопатологического обследования используются при ведении лесопатологического мониторинга. Основными целями лесопатологического мониторинга являются современное обнаружение, оценка и прогноз изменений санитарного и лесопатологического состояния лесов для осуществления управления в области защиты лесов и обеспечения санитарной безопасности в лесах. Для сбора информации о лесопатологическом состоянии лесов осуществляются авиационные и наземные работы с использованием при необходимости данных космической съемки. Порядок организации и осуществления лесопатологического мониторинга устанавливается Министерством природных ресурсов Российской Федерации (п. 11-21 Правил); 5) для локализации и ликвидации очагов вредных организмов проводятся авиационные и наземные работы с применением пестицидов, феромонов и энтомофагов. Очагами вредных организмов считаются территории лесов, на которых численность (концентрация) вредных организмов и повреждения, нанесенные ими, угрожают жизнеспособности лесных насаждений. Отнесение территории лесов к очагам вредных организмов осуществляется по результатам лесопатологического обследования или лесопатологического мониторинга. Для решения вопроса о необходимости проведения мероприятий по локализации и ликвидации очагов вредных организмов осуществляется контрольное лесопатологическое обследование, по результатам которого заинтересованными органами принимается решение о сроках и объемах проведения работ или об отсутствии необходимости в их проведении. Мероприятия по локализации и ликвидации очагов вредных организмов проводятся в соответствии с законодательством Российской Федерации в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами. Проведение мероприятий по локализации и ликвидации очагов вредных организмов в лесах, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий, осуществляется в соответствии с установленным для этих территорий режимом особой охраны. Заинтересованные органы обеспечивают оповещение населения и заинтересованных организаций об ограничении пребывания в лесах на время проведения мероприятий по локализации и ликвидации очагов вредных организмов (п. 24-27 Правил); 6) к санитарно-оздоровительным мероприятиям относятся вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия; Вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений осуществляется путем проведения выборочных или сплошных санитарных рубок. При выявлении лесов, требующих проведения санитарно-оздоровительных мероприятий, которые не предусмотрены лесохозяйственным регламентом лесничества или лесопарка, а также проектом освоения лесов, указанные мероприятия планируются на основании материалов лесопатологического обследования. По результатам лесопатологического обследования осуществляется корректировка лесохозяйственного регламента лесничества или лесопарка и проекта освоения лесов. При проведении санитарно-оздоровительных мероприятий обеспечивается соблюдение требований по сохранению редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и (или) в красные книги субъектов Российской Федерации. Для лесных растений, относящихся к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) в красные книги субъектов Российской Федерации, а также включенных в перечень видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 марта 2007 г. N 162 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 13, ст. 1580), разрешается рубка только погибших экземпляров. Проведение санитарно-оздоровительных мероприятий в лесах, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий, осуществляется в соответствии с установленным для этих территорий режимом особой охраны. Рубка деревьев и кустарников при проведении санитарно-оздоровительных мероприятий проводится в соответствии с правилами заготовки древесины, правилами пожарной безопасности в лесах и правилами ухода за лесами, утвержденными в установленном лесным законодательством порядке (см. коммент. к ст. 29, 53 ЛК). Сплошные санитарные рубки лесных насаждений проводятся независимо от их возраста в тех случаях, когда выборочные санитарные рубки не могут обеспечить сохранение жизнеспособности лесных насаждений и выполнение ими полезных функций. При повреждении лесных насаждений в результате негативного воздействия ветра, снега, вод (когда деревья повалены или сломаны ветром, снегом, при подмывании водой), а также при наличии в них валежной древесины осуществляется очистка лесных насаждений от захламленности. В первую очередь очистке подлежат лесные участки, где имеется опасность возникновения лесных пожаров и массового размножения насекомых, питающихся тканями стволов деревьев (стволовые вредители) (п. 29-32, 36-38 Правил); 7) в процессе использования лесов, следует выполнять ряд санитарных требований (обязательных к исполнению). При использовании лесов не допускается: а) загрязнение почвы в результате нарушения установленных законодательством Российской Федерации требований к обращению с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления; б) невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации; в) выпас сельскохозяйственных животных на не огороженных лесных участках, предоставленных для ведения сельского хозяйства, без пастуха или без привязи; г) уничтожение (разорение) муравейников, гнезд, нор или других мест обитания животных; д) уничтожение либо повреждение мелиоративных систем, расположенных в лесах; е) загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами; ж) иные действия, способные нанести вред лесам. В лесах запрещаются разведение и использование растений, животных и других организмов, не свойственных естественным экологическим системам, а также созданных искусственным путем, без разработки эффективных мер по предотвращению их неконтролируемого размножения. При выборочных рубках и уходе за лесами в первую очередь вырубаются погибшие и поврежденные деревья. В очагах вредных организмов, повреждающих (поражающих) древесину, порубочные остатки подлежат обязательному сжиганию с соблюдением правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных в установленном лесным законодательством порядке. При разработке лесосек и разрубке трасс под линейные объекты запрещается сдвигание порубочных остатков к краю леса (стене леса). В весенне-летний период не допускается хранение (оставление) в лесах заготовленной древесины более 30 дней без удаления коры (без окорки)) или обработки пестицидами. Конкретные сроки (даты) запрета хранения (оставления) в лесу неокоренной или не обработанной пестицидами заготовленной древесины по лесорастительным зонам и лесным районам устанавливаются Федеральным агентством лесного хозяйства. Химическая обработка древесины, предназначенной для сплава, запрещается. Заготовленная древесина, заселенная стволовыми вредителями, до их вылета должна быть обработана инсектицидами или окорена (кора должна быть уничтожена). При заселении заготовленной древесины стволовыми вредителями, в отношении которых применение мер защиты малоэффективно или невозможно, необходима срочная вывозка этой древесины из леса или ее переработка. Для заготовки живицы не предоставляются лесные насаждения, расположенные в очагах вредных организмов, а также ослабленные и поврежденные насаждения. В лесных насаждениях, отведенных для заготовки живицы, до начала ее заготовки вырубаются усыхающие и сухостойные деревья, проводится очистка мест рубок от порубочных остатков. Проведение заготовки живицы, а также заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов (коры деревьев и кустарников, хвороста, веточного корма, еловой, пихтовой и сосновой лапы, елей для новогодних праздников, лесной подстилки), заготовки пищевых лесных ресурсов допускается осуществлять способами, исключающими возникновение очагов вредных организмов и усыхание деревьев. Использование пестицидов и агрохимикатов для ведения сельского хозяйства в лесах осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами". При использовании лесов для рекреационных целей не допускается ухудшение санитарного и лесопатологического состояния лесов. Использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, гидротехнических сооружений, специализированных портов, переработки древесины и иных лесных ресурсов, а также для иных целей не должно ухудшать санитарное состояние лесов (п. 41-51 Правил).
Статья 56. Лесопатологический мониторинг 1. Анализ ст. 56 позволяет сделать ряд важных выводов: 1) лесопатологический мониторинг (упомянутый в ст. 56) представляет собой: а) самостоятельный вид мероприятий осуществляемых в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах (см. об этом коммент. к ст. 55 ЛК); б) сбор, анализ и использование информации о лесопатологическом состоянии лесов. Они осуществляются в целях охраны и защиты лесов и направлены прежде всего на ликвидацию очагов вредоносных организмов, отнесенных к карантинным объектам (т.е. животных, растений, болезнетворных организмов, способных нанести вред лесам и лесным ресурсам и отнесенным к карантинным объектам в соответствии с Законом о карантине); 2) порядок организации и осуществления лесопатологического мониторинга должен определять МПР. Впредь до утверждения им нового порядка, подлежат применению Основные положения лесного мониторинга РФ (утверждены постановлением Рослесхоза от 19.10.93), но лишь в той мере, в какой они не противоречат нормам ЛК (ст. 13 Закона N 201). 2. Для правильного применения норм ст. 56 необходимо также учитывать положения: 1) ст. 60 ЛК (о том, что и при проведении мероприятий по сбору, анализу и использованию указанной выше информации - необходимо составлять отчет); 2) ст. 81-84 ЛК о полномочиях госорганов (в т.ч. и федеральных), а также ОМСУ в области проведения лесопатологического мониторинга; 3) ст. 99 ЛК (об административной и уголовной ответственности лиц, виновных в непроведении, или в нарушении порядка проведения лесопатологического мониторинга). См. коммент. к указанным нормам ЛК.
Статья 57. Авиационные работы по охране и защите лесов 1. Авиационные работы по охране и защите лесов (а именно им посвящена ст. 57): 1) представляет собой самостоятельный вид мероприятий по обеспечению санитарной безопасности лесов (см. об этом коммент. к ст. 55 ЛК); 2) направлены прежде всего на локализацию (т.е. минимизацию площадей их распространения и недопущение расширения этих площадей) и ликвидацию очагов вредных организмов для лесов (в т.ч. и животных, растений, болезнетворных организмов, см. об этом коммент. к ст. 54 ЛК); 3) должны сочетаться и синхронизироваться с наземными работами, направленными на охрану и защиту лесов. 2. В соответствии с частью 2 ст. 57 Порядок организации и осуществления авиационных работ по охране и защите лесов должно устанавливать Правительство РФ. До настоящего времени оно еще не приняло соответствующее постановление (хотя должно было это сделать в срок до 01.07.07,с т. 15 Закон N 201). В связи с этим нужно учесть, что: 1) сохраняет силу Инструкция по авиационной охране лесов (которая была утверждена приказом Рослесхоза от 22.09.97 N 122). Она, в частности устанавливает: а) порядок организации и проведения работ по охране лесов с применением авиационной техники; б) порядок взаимодействия авиационных и наземных сил в ходе этих работ; в) перечень и структуру органов и организаций, которые осуществляют авиационные работы по охране лесов; 2) указанная Инструкция после 01.01.07 подлежит применению в той мере, в какой не противоречит нормам ЛК (ст. 13 Закона N 201). 3. О том, что об авиационных работах по охране и защите лесов следует составлять отчет, см. коммент. к ст. 60 ЛК. О необходимости обеспечения (в ходе проведения авиационных работ) сохранность редких животных и растений, см. коммент. к ст. 59 ЛК.
Статья 58. Охрана лесов от загрязнения радиоактивными веществами 1. Применяя нормы ст. 58 нужно обратить внимание на следующие обстоятельства: 1) охрана лесов от загрязнения радиоактивными веществами (упомянутая в ст. 58): а) представляет собой самостоятельный вид мероприятий по защите и охране лесов (она не относится к мероприятиям по санитарной безопасности в лесах, см. коммент. к ст. 55 ЛК); б) учитывает, что к радиоактивным веществам (упомянутым в ст. 58) относятся уран, плутон, торий в любой форме (в виде составов, химических соединений, концентратов и т.д.) в т.ч. и являющиеся частями ядерного оружия, выступающего в качестве топлива для атомных электростанций и т.д.; в) состоит в том, что осуществляется: - радиационное обследование (с помощью специальных приборов и механизмов) лесов; - установление зон (в обозначением на местности и на специальных картах) радиоактивного загрязнения лесов; - профилактические (т.е. направленные на предотвращение радиационного загрязнения) мероприятия, в т.ч. и совместно с иными заинтересованными органами и организациями), направленные на исключение случаев радиационного загрязнения лесов; - реабилитационные мероприятия (направленные на устранение последствий радиационного загрязнения лесов и на восстановление лесных ресурсов); 2) особенности охраны лесов от загрязнения радиоактивными веществами, а также проведения мероприятий профилактических и реабилитационных мероприятий в указанных выше зонах - должны быть установлены федеральным органом исполнительной власти (в настоящее время - это Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору). Пока (после 01.01.07) - соответствующие нормативные правовые акты не приняты. В связи с этим подлежат применению акты принятые до 01.01.07 (но лишь в том мере, в какой они не противоречат нормам ЛК (ст. 13 Закона N 201). 2. О необходимости составлять отчет об охране лесов от загрязнения радиоактивными веществами см. коммент. к ст. 60 ЛК. Об охране животных и растений в ходе проведения мероприятий по охране лесов от загрязнения радиоактивными веществами см. коммент. к ст. 59 ЛК.
Статья 59. Охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения видов деревьев, кустарников, лиан, иных лесных растений 1. Применяя правила ст. 59 необходимо учитывать следующие обстоятельства: 1) она допускает запрет на осуществление любой деятельности (в т.ч. и видов использования лесов, перечисленных в ст. 25-48 ЛК, см. подробный коммент. к ним) которая: а) негативно воздействует на лесные ресурсы (в т.ч. на животных и растения); б) может повлечь за собой (либо уже повлекло): - сокращение численности редких животных и растений; - ухудшение среды обитания редких растений (в т.ч. и воздушную, водную и т.п.); 2) она допускает также возможность ограничения осуществления такой деятельности (с учетом норм ст. 27 ЛК, см. коммент. к ней). В практике возник вопрос: может ли иметь место временное приостановление деятельности по обстоятельствам, указанным в ст. 59 ЛК? Систематическое толкование ст. 59 с одной стороны ст. 28 ЛК, норм КоАП, ряда других федеральных законов позволяет утвердительно ответить на этот вопрос. 3) о том, включены ли деревья, кустарники, лианы, иные лесные растения в Красную книгу РФ (или красные книги субъектов РФ) следует судить исходя: а) из приказа МПР от 25.10.05 N 289. Этим приказом утверждены: - Перечень (список) объектов растительного мира, занесенных в Красную книгу РФ по состоянию на 01.06.05 (перечень включает 676 наименований); - Перечень (список объектов растительного мира исключенных из Красной книги РФ (по состоянию по 01.06.05); б) из нормативно-правовых актов того или иного субъекта РФ, которым утвержден перечень растений, включенных в Красную книгу данного субъекта РФ. 2. О том, что необходимо составлять отчет об охране редких и находящихся под угрозой исчезновения видов деревьев, кустарников, лиан и т.д. - см. коммент. к ст. 60 ЛК. О полномочиях госорганов (в т.ч. и федеральных), а также ОМСУ в области охраны редких растений см. коммент. к ст. 81-84 ЛК. О том, что мероприятия по охране редких растений предусматриваются в проекте освоения лесов, см. коммент. к ст. 88 ЛК.
Статья 60. Отчет об охране и о защите лесов 1. Применяя правила ст. 60 необходимо учесть, что отчет об охране и защите лесов (которому и посвящена данная статья): 1) составляется при проведении любых видов мероприятий по охране и защите лесов, в т.ч.: а) в процессе противопожарной охраны лесов (см. об этом коммент. к ст. 52, 54 ЛК); б) при осуществлении таких мероприятий по обеспечению санитарной безопасности в лесах, как: - лесозащитное районирование (в т.ч. при определении зон слабой, средней, сильной лесопатологической угрозы); - проведение лесопатологического мониторинга и обследования; - проведение авиационных и наземных работ по локализации и ликвидации очагов вредных организмов; - осуществление вырубок погибших и поврежденных лесных насаждений, очистки лесов от захламления, иных санитарно-оздоровительных мероприятий в лесах (см. об этом подробный коммент. к ст. 55-57 ЛК); в) в ходе проведения мероприятий по охране лесов от загрязнения радиоактивными веществами (см. коммент. к ст. 58 ЛК); г) при осуществлении мероприятий по охране редких и находящихся под угрозой исчезновения деревьев (см. коммент. к ст. 59 ЛК); 2) должны составляться как гражданами (в т.ч. и ИП), так и ЮЛ (в т.ч. и некоммерческими организациями); 3) представляется в госорганы и ОМСУ с учетом их полномочий (см. об этом коммент. к ст. 81-84 ЛК). 2. В соответствии с частью 2 ст. 60 форма указанного выше отчета, а также сроки его составления, порядок представления устанавливается уполномоченным федеральным (даже если отчет представляется в госорганы субъектов РФ или в ОМСУ) органом исполнительной власти. В связи с этим нужно иметь в виду, что: 1) в настоящее время такие формы - еще не утверждены; 2) и после 01.01.07 подлежат применению (но лишь в той мере, в какой они не противоречат нормам ЛК) ранее принятые нормативно-правовые акты посвященные формам и порядку представления указанных отчетов (ст. 13 Закон N 201).
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|