Глава 4. Воспроизводство лесов и лесоразведение
Статья 61. Общие положения о воспроизводстве лесов 1. Нормы ст. 61 имеют характер общих правил. Дело в том, что: 1) такому самостоятельному виду воспроизводство лесов как: а) лесовосстановление - специально посвящены нормы ст. 62 ЛК (см. коммент.); б) уход за лесами - специально посвящены нормы ст. 64 ЛК); 2) они позволяют четко разграничивать воспроизводство лесов от: а) лесоразведения (см. об этом подробный коммент. к ст. 68 ЛК); б) лесного семеноводства (см. об этом подробный коммент. к ст. 65 ЛК); в) в ст. 61 ЛК впервые четко установлены (причем исчерпывающим образом) виды (формы) воспроизводства лесов. Ни в других законах (в т.ч. и федеральных), не в иных правовых актах нельзя предусматривать другие мероприятия, которые рассматривались бы как видами (формами) воспроизводства лесов. 2. С другой стороны, нормы ст. 61 имеют и важное самостоятельное значение, ибо в них установлены: 1) объекты воспроизводства лесов. Это не любые леса, а леса: а) вырубленные (в т.ч. и путем сплошной вырубки). Не имеют значения причины по которым лес был вырублен: он в любом случае может служить объектом воспроизводства; б) погибшие (например, в результате наводнения, лесного пожара, иных стихийных бедствий); в) поврежденные (полностью или частично). Не играет роли обстоятельства, повлекшие за собой повреждение лесов (например, в ходе хозяйственной деятельности, гибели в результате испытания атомного оружия и т.п.); 2) императивные предписания: в любом случае перечисленные выше леса подлежат (т.е. не "могут быть", воспроизведены, а именно должны быть воспроизведены: законодатель альтернативы тут не оставляет) восстановлению. Ни сроки воспроизводства лесов, ни стоимость их восстановления - не могут служить основанием для отказа от воспроизводства лесов; 3) субъекты воспроизводства лесов (т.е. те, кто должен осуществлять мероприятия по восстановлению лесов или по уходу за лесами). К ним относятся: а) госорганы всей РФ (в учетом их полномочий указанных в ст. 81 ЛК, см. коммент. к ней); б) госорганы соответствующих субъектов РФ (в соответствии с их полномочиями, предусмотренными в ст. 82, 83 ЛК, см. коммент. к ним); в) ОМСУ (с учетом их полномочий, предусмотренных в ст. 84 ЛК, см. коммент. к ней); 4) определенные неблагоприятные последствия для граждан (в т.ч. и ИП) и ЮЛ (в т.ч. коммерческих и некоммерческих организаций), которые осуществляют: а) использование лесов (речь идет о любом виде использования перечисленных в ст. 25-48 ЛК, см. подробный коммент. к ним) и при этом не проводят мероприятия по воспроизводству лесов; б) реализацию лесохозяйственного регламента (см. о нем коммент. к ст. 87 ЛК), но при этом игнорируя свои обязанности по воспроизводству лесов; в) составление проекта освоения лесов (см. коммент. к ст. 88 ЛК) и при этом не предусматривает всех мероприятий по воспроизводству лесов. Указанные обстоятельства могут послужить основанием для досрочного расторжения соответствующего договора или прекращения прав пользования лесными участками (см. об этом коммент. к ст. 9, 71-77 ЛК).
Статья 62. Лесовосстановление 1. Лесовосстановление (а именно ему посвящена комментируемая статья): 1) представляет собой самостоятельный вид (форму) воспроизводства лесов (см. об этом коммент. к ст. 61 ЛК); 2) осуществляется в таких формах, как: а) путем естественного воспроизводства лесов. В этом случае какие-либо специальные мероприятия направленные на восстановление лесов - не проводятся (либо они сведены к минимуму). Лес (обладая природными способностями к самовозобновлению) восстанавливается своими силами; б) путем искусственного восстановления лесов. В этом случае проводятся различные мероприятия (например, гражданами и ЮЛ, которые используют леса), которые направлены на восстановление погибшего либо поврежденного (вырубленного, частично вырубленного и т.д.) леса; г) путем комбинированного (когда сочетаются и естественное и искусственное восстановление лесов) воспроизводства. Чаще всего лесовосстановление производится именно таким путем; 3) проводится не только арендаторами (хотя последние прямо названы в части 2 ст. 62). Дело в том, что: а) арендаторы обязаны осуществлять лесовосстановление в соответствии с условиями договоров аренды лесных участков (т.е. это существенное условие таких договоров, см. об этом коммент. к ст. 72-74 ЛК), в процессе заготовки древесины (поскольку сам лесной участок был предоставлен арендатору для заготовки древесины, см. об этом коммент. к ст. 29 ЛК); б) иные лесопользователи (например, те, которым лесной участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, см. об этом коммент. к ст. 9, 71 ЛК) - также обязаны осуществлять мероприятия по лесовосстановлению. 2. В соответствии с частью 3 ст. 62 Правила лесовосстановления должен устанавливать федеральный орган исполнительной власти. Нужно учесть что: 1) до настоящего времени ни МПР, ни другие федеральные госорганы такого рода Правила - еще не утвердили; 2) и после 01.01.07 подлежат применению правовые акты, принятые ранее (но лишь в той мере, в какой они не противоречат ЛК, ст. 13 Закона N 201). 3. Об отличиях лесовосстановления от лесоразведения см. коммент. к ст. 63 ЛК), об уходе за лесами см. коммент. к ст. 64 ЛК.
Статья 63. Лесоразведение 1. Анализ норм ст. 63 позволяет сделать ряд выводов: 1) лесоразведение (упомянутое в ст. 63): а) следует отличать от лесовосстановления. Дело в том, что последнее представляет собой одну из форм воспроизводства лесов и осуществляется путем естественного, искусственного или комбинированного возобновления лесов (т.е. уже ранее существовавших, имевших место, поврежденных и т.п. лесов), а не путем их создания (высадки). См. также коммент. к ст. 62 ЛК; б) не следует путать с уходом за лесами. И в данном случае лес уже существует, его не нужно заново создавать (путем разведения). См также коммент. к ст. 64 ЛК; 2) лесоразведение производится для того, чтобы: а) предотвратить (т.е. не допустить совсем или резко минимизировать уже возникший неблагоприятный процесс) водной, ветровой, иной эрозии (например, вымывание почв, засоление их и т.д.) почв; б) создать защитные леса (см. о них подробный коммент. к ст. 102-107 ЛК); в) осуществлять любые иные (т.е. перечень оставлен открытым) мероприятия, которые направлены на цели повышения потенциала лесов (в т.ч. защитного, рекреационного, оздоровительного и т.д.). 2. В соответствии с часть 2 ст. 63 правила лесоразведения должен установить федеральный орган исполнительной власти. Нужно иметь в виду, что: 1) в настоящее время ни МПР, ни иной другой федеральный госорган еще не утвердили такие правила; 2) пока подлежат применению нормативные правовые акты принятые до 01.01.07 (но лишь в той мере, в какой они не противоречат нормам ЛК, ст. 13 Закона N 201). 3. О том, что лесоразведение следует отличать от лесного семеноводства, см. коммент. к ст. 65 ЛК. О том, что и при лесоразведении следует составлять отчет, см. коммент. к ст. 66 ЛК. О том, что лесоразведение следует отличать от т.н. лесоустройства, см. коммент. к ст. 67-70 ЛК. О т.н. противоэрозионных лесах, лесных полосах, лесных плодовых насаждениях, лесах расположенных в водоохранных зонах, иных лесах, которые специально разводятся, см. коммент. к ст. 102 ЛК.
Статья 64. Уход за лесами 1. Применяя ст. 64 следует учесть, что уход за лесами (чему собственно и посвящена ст. 64): 1) представляет собой самостоятельный вид (форму) воспроизводства лесов (см. коммент. к ст. 61 ЛК); 2) следует отличать от таких правовых институтов, как: а) лесовосстановление (оно также является самостоятельным видом воспроизводства лесов, см. коммент. ст. 62 ЛК); б) лесоразведение (оно осуществляется для целей создания лесов, новой высадки лесов, а не в целях ухода за уже существующими лесами, см. коммент. к ст. 63 ЛК); 3) состоит в осуществлении комплекса мероприятий, направленных на повышение продуктивности (в т.ч. и лесных насаждений, и лесных орехов, грибов, иных пищевых и недревесных лесных ресурсов) лесов, а также на сохранение полезных свойств лесов (например, защитных, рекреационных, по обеспечению древесиной и т.д.). Упомянутый "комплекс мероприятий" включает в себя проведение: а) вырубок (в т.ч. и выборочных) части деревьев и кустарников (но с соблюдением норм ст. 16, 17 ЛК, см. коммент. к ней). Различают рубки ухода, рубки формирования ландшафта лесов и т.д.; б) агролесомелиоративных работ (например, полив лесных массивов, подготовку и расчищение почв для естественного самовозобновления лесов и т.д.); в) иных мероприятий (т.е. в ст. 64 перечень этих мероприятий явно изложен неисчерпывающим образом) по уходу за существующими лесами; 4) осуществляется лицами (чаще всего, конечно ИП и коммерческими организациями, а иногда и некоммерческими организациями) использующими леса (речь идет о любом из видов использования лесов, перечисленных в ст. 25-48 ЛК, см. коммент. к ним) на основании проекта освоения лесов (см. об этом документ, о его составе и порядке разработки подробный коммент. к ст. 88 ЛК). 2. Согласно части 2, 3 ст. 64 правила ухода за лесами должен устанавливать федеральный орган исполнительной власти. В связи с этим нужно учесть, что: 1) в настоящее время ни МПР, ни иной федеральный госорган - такие Правила еще не утвердили; 2) и после 01.01.07 подлежат применению ранее принятые акты (например, действующие с 1993 г. "Основные положения по рубкам ухода" и др.), но лишь в той мере, в какой они не противоречат ЛК (ст. 13 Закона N 201).
Статья 65. Лесное семеноводство 1. Лесное семеноводство (а именно ему посвящена комментируемая статья): 1) представляет собой деятельность по производству, заготовке, обработке, хранению, реализации, транспортировке и использованию семян лесных растений (т.е. части лесных растений: клубни,саженцы, плоды и т.п.) применяемых для воспроизводства лесных растений, ст. 1 Закона о семеноводстве); 2) следует отличать от: а) лесовосстановления (это один из видов воспроизводства лесов и оно осуществляется путем самовозобновления (самовосстановления) искусственного или комбинированного восстановления лесов, см. коммент. к ст. 62 ЛК); б) ухода за лесами (это самостоятельный вид воспроизводства лесов и представляет собой комплекс мероприятий по вырубке части деревьев, агролесомелиоративных и иных мероприятий, направленных на повышение продуктивности лесов и сохранения их полезных функций, см. коммент. к ст. 64 ЛК); в) лесоразведения (оно направлено на создание новых лесов, см. коммент. к ст. 63 ЛК); 3) осуществляется в соответствии с нормами Закона о семеноводстве. Последний, устанавливает в частности: 1) категории семян, применяемых в процессе лесного семеноводства в зависимости от наследственных свойств лесных насаждений - нормативные, улучшенные, сортовые (ст. 9); 2) особенности производства лесных семян отдельных категорий (ст. 18); 3) порядок обработки, заготовки, хранения и использования лесных семян (ст. 21-24); 4) процедуру определения сортовых и посевных качеств семян (ст. 25, 27, 29); 3) правила оборота партий семян лесных растений (ст. 30, 31, 33); 4) полномочия лесосеменных станций (ст. 36). Указанные нормы Закона о семеноводстве применяются с обязательным учетом норм самого ЛК и подлежат применению лишь в части, не противоречащей последним. 2. Применяя правила частей 2 и 3 ст. 65 нужно иметь в виду ряд важных обстоятельств: 1) мероприятия по производству, заготовке, обработке, хранению, реализации, транспортировке семян лесных растений перечислены в ст. 65 явно неисчерпывающим образом. Могут иметь место и иные мероприятия, предусмотренные: а) в нормах Закона о семеноводстве и других федеральных законов; б) в нормах иных правовых актов (принятых в развитие ЛК, Закона о семеноводстве); в) в нормах самого ЛК (см. об этом коммент. к ст. 15, 19 ЛК); 2) лесосеменное районирование - осуществляется в соответствии с нормами ЛК, Закона о семеноводстве, приказа МПР от 28.03.07 N 68 "Об утверждении Перечня лесорастительных зон и лесорастительных районов РФ"; 3) создание постоянных лесосеменных участков (упомянутых в ст. 65) осуществляется госорганами РФ (в учетом их полномочий, см. об этом коммент. к ст. 81-84 ЛК); 4) формирование федерального фонда семян лесных растений, осуществляется в соответствии с порядком, устанавливаемым МПР и Федеральным агентством лесного хозяйства; 5) в ходе проведения работ по лесовосстановлению и уходу за лесами следует использовать: а) прежде всего улучшенные и сортовые семена лесных растений; б) и лишь при отсутствии таких семян - допускается использование нормальных семян лесных растений. 3. Анализ норм частей 4 и 5 ст. 65 показывает, что: 1) в любом случае при воспроизводстве лесов не допускается применение: а) нерайонированных семян лесных растений (даже если они относятся, например, к улучшенным); б) семян лесных растений, у которых не проверены их посевные качества и иные качества (т.е. отсутствуют соответствующие сертификаты, акты, заключения); 2) порядок использования районированных семян лесных растений основных лесных древесных пород - должен устанавливать уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. Пока такой порядок не установлен. В связи с этим и после 01.01.07 подлежат применению ранее принятые правовые акты (например, указания по лесному семеноводству в РФ, утвержденные Федеральной службой лесного хозяйства, но лишь в части не противоречащей ЛК (ст. 13 Закона N 201).
Статья 66. Отчет о воспроизводстве лесов и лесоразведении 1. Анализ норм ст. 66 позволяет сделать ряд важных выводов: 1) отчет о воспроизводстве лесов и лесоразведении (а именно ему посвящена комментируемая статья) должны представлять: а) и граждане. В практике возник вопрос: должны ли такой отчет представлять граждане, не являющиеся ИП? На этот вопрос следует дать отрицательный ответ: иной вывод противоречил бы систематическому толкованию ст. 66 с одной стороны и ст. 2, 25 ГК, ст. 61, 87, 88 ЛК - с другой стороны. Дело в том, что лесохозяйственный регламент и проект освоения лесов - "обычными гражданами" - не составляются и не используются (см. коммент. к ст. 61, 87, 88 ЛК); б) и организации (в т.ч. некоммерческие); в) и в ходе проведения работ по лесовосстановлению и при уходе за лесами (см. коммент. к ст. 62, 64 ЛК); г) и при лесоразведении (хотя оно и не относится к "видам воспроизводства лесов", см. коммент. к ст. 63 ЛК); 2) указанный отчет должен быть представлен в госорганы (в т.ч. и федеральные), а также в ОМСУ (с учетом их полномочий, см. об этом коммент. к ст. 81-84 ЛК); 3) данный отчет не следует путать с: а) отчетом об использовании лесов (последний составляется в соответствии с ст. 49 ЛК, см. коммент.); б) отчетом об охране и защите лесов (он составляется в соответствии с ст. 60 ЛК, см. коммент.). 2. В соответствии с частью 2 ст. 66 форма отчета о воспроизводстве лесов и лесоразделении, а также порядок его представления должен устанавливать уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. В связи с этим нужно учесть, что: 1) в настоящее время - такие формы еще не утверждены; 2) и после 01.01.07 подлежат применению правовые акты, регулирующие порядок и сроки представления, отчетности по воспроизводству и лесоразведению, а также формы такой отчетности (но лишь в той мере, в какой они не противоречат нормам ЛК, ст. 13 Закона N 201). Об особенности воспроизводства защитных лесов см. коммент. к ст. 103-107 ЛК.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|