Здавалка
Главная | Обратная связь

Глава 9. Полномочия органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в области лесных отношений



 

Статья 81. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений

1. Анализ норм ст. 81 позволяет сделать ряд важных выводов:

1) в них полномочия госорганов РФ перечислены неисчерпывающим образом. Иные их полномочия могут быть предусмотрены в нормах:

а) самого ЛК и других федеральных законах (см. об этом, например, коммент. к ст. 2, 79, 80 ЛК, в ст. 4.1, 6 Закона N 201);

б) иных нормативно-правовых актов (см. например, Положение о Федеральном агентстве лесного хозяйства (утв. постановлением Правительства РФ от 16.06.04 N 283), Постановление Правительства РФ от 28.01.06 N 48 "О составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий"; Положение о Министерстве природных ресурсов РФ (утв. Постановлением Правительства РФ от 22.07.04 N 370) и др.);

2) ряд полномочий, предусмотренных в ст. 81 предполагает принятие госорганами РФ соответствующих нормативно-правовых актов. Некоторые из таких актов уже приняты. Примером могут служить предусмотренные:

а) в п. 2 ст. 81 ЛК перечень видов (пород) деревьев, кустарников, заготовка которых не допускается (этот Перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 15.03.07 N 162, см. коммент. к ст. 29 ЛК);

б) в п. 7 ст. 81 ЛК правила заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов (также "Правила" утверждены приказом МПР от 10.04.07 N 84, см. коммент. к ст. 32 ЛК);

в) в п. 6 ст. 81 ЛК правила заготовки пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений (такие правила утверждены приказом МПР от 10.04.07 N 83, см. коммент. к ст. 34 ЛК);

г) в п. 10 ст. 81 ЛК правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности (такие "Правила" утверждены приказом МПР от 24.04.07 N 108);

д) в п. 16 ст. 81 ЛК правила пожарной безопасности в лесах (такие "Правила" утверждены постановлением Правительства РФ от 30.06.07 N 417, см. коммент. к ст. 53 ЛК);

е) в п. 17 ст. 81 ЛК правила санитарной безопасности в лесах (такие "Правила" утверждены постановлением Правительства РФ от 29.06.07 N 414, см. об этом коммент. к ст. 55 ЛК);

ж) в п. 20 ст. 81 ЛК правила подготовки и заключения договоров аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (такие правила утверждены постановлением Правительства РФ от 28.05.07 N 324, см. коммент. об этом к ст. 74 ЛК);

з) в п. 27, 30 ст. 81 ЛК ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности (такие ставки утверждены постановлением Правительства РФ от 22.05.07 N 310, см. коммент. к ст. 76 ЛК);

и) в п. 34, 37 ст. 81 ЛК состав проекта освоения лесов и порядок его разработки (такие состав и порядок утверждения приказом МПР от 06.04.07 N 77, см. коммент. к ст. 88 ЛК);

к) в п. 35 ст. 81 ЛК государственный лесной реестр (он утвержден постановлением Правительства РФ от 24.05.07 N 318, см. об этом коммент. к ст. 91 ЛК);

л) в п. 15 ст. 81 ЛК порядок ведения государственного кадастрового учета лесных участков. Этот кадастр ведется в соответствии с Федеральным законом от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (в ред. от 04.12.06) и письмом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 26.01.06 N ВК/0170 "О кадастровом учете лесных участков");

м) в п. 36 ст. 81 о порядке осуществления государственного лесного контроля и надзора (Положение о таком контроле и надзоре утверждено Постановлением Правительства РФ от 22.03.07 N 394, см. коммент. к ст. 96 ЛК);

н) в п. 38 ст. 81 ЛК правила об утверждении такс и методик исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства (такие таксы утверждены постановлением Правительства РФ от 08.05.07 N 273, см. коммент. к ст. 100 ЛК) и др.;

3) некоторые нормативно-правовые акты (необходимые для реализации положений ЛК) - еще не утверждены. В связи с этим нужно учитывать положения ст. 15 Закона N 201, устанавливающей, что Правительство РФ:

а) до 01.07.07 - должно издать нормативно-правовые акты, обеспечивающие реализацию положений ЛК;

б) до 01.02.07 - должна обеспечить переход права собственности РФ на лесхозы к субъектам РФ;

4) ряд нормативно-правовых актов, изданные в прошлые годы (до 01.01.07) подлежат применению и после 01.01.07 (но лишь в части, не противоречащей ЛК, ст. 13 Закона N 201). Примерами могут служить:

а) Порядок организации и проведения лесных аукционов (утв. приказом МПР от 14.04.05, N 97);

б) Правила отпуска древесины на корню в лесах РФ (утв. постановлением Правительства РФ от 01.06.98 N 551);

в) Инструкция по проведению лесоустройства в лесном фонде РФ (утв. приказом Рослесхоза от 15.12.94 N 265);

г) Порядок оформления результатов проверок при осуществлении государственного контроля за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов (утв. приказом МПР от 02.10.06 N 228) и др.

2. Для правильного применения норм ст. 81 необходимо также учитывать положения:

1) ст. 83 ЛК. Она допускает возможность передачи госорганами РФ ряда полномочий в области лесных отношений госорганам субъектов РФ, в частности полномочий:

а) по разработке и утверждению лесных планов субъектов РФ, лесохозяйственных регламентов;

б) по выдаче разрешений на выполнение по геологическому изучению недр на землях лесного фонда;

в) по ведению государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории субъектов РФ;

д) по осуществлению государственного лесного контроля и надзора и др. (см. коммен. к ст. 83 ЛК);

2) ст. 6 Закона N 201 о том, что и федеральные органы исполнительной власти (в пределах полномочий, определенных в ст. 81 ЛК) для осуществления краткосрочного пользования лесным фондом и лесохозяйственных работ - вправе выдавать лесорубочные билеты, ордера и/или лесные билеты на срок их действия до 01.01.08;

3) ст. 3 Закона N 201, о том, что земли лесного фонда находятся в федеральной собственности;

4) ст. 14.1 Закона N 201 о том, что даже федеральным органам исполнительной власти после 01.06.09 запрещается предоставлять лесные участки, находящиеся в государственной собственности (в т.ч. и в федеральной) без определения видов и параметров использования лесов, установленных лесохозяйственными регламентами;

5) ст. 7 Закона N 201 о том, что осуществление отдельных полномочий РФ в области лесных отношений госорганами субъектов РФ за счет субвенций из федерального бюджета применяется в соответствии с п. 7 ст. 26-3 Федерального закона от 06.10.99 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) исполнительных органов государственной власти субъектов РФ".

 

Статья 82. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений

1. Применяя правила ст. 82 необходимо учесть ряд важных обстоятельств:

1) полномочия госорганов субъектов РФ в них перечислены неисчерпывающим образом. Указанные госорганы могут иметь и иные такие полномочия в соответствии с нормами:

а) самого ЛК (см. об этом, например, коммент. к ст. 83 ЛК);

б) других федеральных законов (например, Закона N 201, см. об этом ниже);

2) для реализации полномочий субъектов РФ в области лесных отношений последние принимают законы и иные нормативно-правовые акты (они входят составной частью в лесное законодательство (см. об этом коммент. к ст. 2, 3 ЛК).

2. Для правильного применения норм ст. 82 необходимо также учитывать положения:

1) ст. 6 Закона N 201, о том, что органы исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с полномочиями, предусмотренными в ст. 82 ЛК для осуществления краткосрочного пользования лесным фондом и выполнения лесохозяйственных работ вправе выдавать лесорубочные билеты, ордера (или) лесные билеты на срок их действия до 01.01.08;

2) ст. 10 Закона N 201, о том, что распоряжение лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ и ОМСУ в соответствии с земельным законодательством;

3) ст. 14 Закона N 201 о том, что вплоть до утверждения лесных планов субъектов РФ и лесохозяйственных регламентов (в порядке, установленном в ЛК (, но не более чем через два года со дня введения в действие ЛК использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляется на основании лесоустроительной документации в части, не противоречащей ЛК. См. также коммент. к ст. 83, 84 ЛК.

 

Статья 83. Передача осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации

1. Анализ ст. 83 позволяет сделать ряд выводов:

1) РФ (через соответствующие госорганы) вправе (но вовсе не обязана, данный вопрос следует разрешать применительно к каждому конкретному случаю) передать осуществление ряда полномочий в области лесных отношений;

2) в п. 1-7 части 1 ст. 83 исчерпывающим образом перечислены полномочия, которые РФ может передать субъектам РФ в области лесных отношений;

3) перечень лесничеств и лесопарков в отношении которых могут не передаваться полномочия субъектам РФ и перечень самих субъектов РФ - Правительство РФ еще не утвердило. Между тем сроки создания соответствующих актов (до 01.02.07 а в ряде случаев до 01.07.07) - уже истекли (ст. 15 Закона N 201);

4) условия передачи полномочий субъектам РФ (выделение субвенций, соблюдение порядка расходования и учета средств выделенных из федерального бюджета и др.) - указанные в частях 3-6 ст. 83 должны быть безусловно соблюдены. При нарушении хотя бы одного из этих условий:

а) передача полномочий не допускается;

б) соответствующий федеральный орган исполнительной власти должен взыскать выделенные на эти цели бюджетные средства (в соответствии с нормами бюджетного и процессуального законодательства);

5) уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (прежде всего, МПР, в ряде случаев Рослесхоз, Минфин, иные органы, органы, см. также, постановления Правительства РФ от 22.06.07 N 394 "Об утверждении положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора"):

а) издает не только нормативные правовые акты, методические и инструктивные материалы, указанные в части 8 ст. 83, но и разъясняет порядок их применения, ведет необходимую переписку;

б) выполняет не только функции, прямо перечисленные в пунктах 1-7 части 9 ст. 83, но и иные функции, возложенные на них самим ЛК, другими законами, Указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ в области лесных отношений.

2. Применяя правила частей 10 и 11 ст. 83 нужно учесть, что:

1) "высшее должностное лицо субъекта РФ" (упомянутое в ст. 83) - по-разному именуется в различных субъектах РФ (например, в гор. Москве - мэр; в Московской области - губернатор; в Республике Татарстан - Президент и т.д.) необходимо при этом руководствоваться положениями Конституции (устава) соответствующего субъекта РФ;

2) имеет в области лесных отношений не только те полномочия, которые прямо перечислены в п. 1-4 части 10 ст. 83, но и другие полномочия, вытекающие из федеральных законов, конституций (уставов) субъектов РФ; законов субъектов РФ;

3) контроль за расходованием субъектом РФ переданных ему средств и полномочий осуществляется соответственно Счетной палатой РФ, Минфином и МПР (с учетом их полномочий).

3. Для правильного применения ст. 83 необходимо также учитывать положения:

1) ст. 7 Закона N 201 о том, что нормы ст. 83 ЛК, предусматривающие осуществление отдельных полномочий РФ в области лесных отношений органами государственной власти субъектов РФ за счет субвенций из Федерального бюджета, применяются с учетом положений и 7 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.99 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ";

2) ст. 14 Закона N 201 о том,что лесные планы субъектов РФ, предусмотренных частью 2 ст. 83 ЛК разрабатываются и утверждаются уполномоченными федеральным органом исполнительной власти в соответствии с ст. 84 и 86 ЛК (см. коммент. к ним). См. также комментарий к ст. 84 ЛК.

 

Статья 84. Полномочия органов местного самоуправления в области лесных отношений

1. Характеризуя правила ст. 84 следует обратить внимание на следующее:

1) полномочия ОМСУ перечисленные в п. 1-5 части 1 ст. 84 неисчерывающим образом.

В соответствии с федеральными законами (см. об этом ниже), законами субъектов РФ ОМСУ могут быть переданы и иные полномочия;

2) в пределах полномочий, указанных в пунктах 1-5 части 1 ст. 84 ОМСУ могут издавать соответствующие правовые акты (они являются составной частью лесного законодательства РФ, см. коммент. к ст. 2 ЛК);

3) ОМСУ могут наделяться (в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов) отдельными государственными (в т.ч. федеральными) полномочиями. Для этого каждый раз госорганы РФ и субъектов РФ издают соответствующие нормативно-правовые акты.

2. Для правильного применения норм ст. 84 необходимо также учитывать положения:

1) ст. 6 Закона N 201 о том, что ОМСУ в пределах их полномочий, предусмотренных в ст. 84 для осуществления краткосрочного пользования лесным фондом и выполнения лесохозяйственных работ, вправе выдавать лесорубочные билеты, ордера и (или) лесные билеты на срок их действия до 01.01.08;

2) ст. 10 Закона N 201 распоряжение лесными участками, государственная собственность, на которые не разграничена, осуществляется ОМСУ в соответствии с земельным законодательным;

3) ст. 14.1 Закона N 201 о том, что после 01.01.09 ОМСУ не вправе предоставлять лесные участки, находящиеся в муниципальной собственности, без определения видов и параметров использования лесов, установленных лесохозяйственными регламентами. См. также коммент. к ст. 89 ЛК.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.