Здавалка
Главная | Обратная связь

Туристская нагрузка и методика ее определения



 

При формировании и рациональном использовании ресурсов тури­стской дестинации следует учитывать тот фактор, что в основе развития туризма лежит принцип максимально допустимой нагрузки, превышение которой приводит к негативным последствиям физического, психологи­ческого и социального характера.

Концепция допустимой нагрузки берет свое начало в менеджменте ресурсов. Особенно важна она именно сейчас, когда ограниченные ре­сурсы дестинации подвергаются все возрастающему давлению со сторо­ны туристов.

Допустимая туристская нагрузка - это та максимальная нагрузка, которую может выдержать туристская дестинация (или конкретный ту­ристский объект) без серьезного ущерба для местных ресурсов, без нега­тивного впечатления от поездки и без возникновения социально-эконо­мических проблем у населения.

Допустимую нагрузку можно разделить на три основных вида.

1. Экологическая допустимая нагрузка - это уровень посещаемости туристской дестинации или объекта, превышение которого приводит к неприемлемым экологическим последствиям. Происходит это либо в ре­зультате действий туристов, либо вследствие негативных последствий от функционирования обслуживающей туризм инфраструктуры.

2. Туристская социальная допустимая нагрузка - уровень посещае­мости туристской дестинации или туристского объекта, превышение ко­торого влечет за собой ухудшение впечатлений от поездки.

3. Местная социальная допустимая нагрузка - уровень посещаемо­сти туристской дестинации, превышение которого приводит к негатив­ным последствиям для местной культуры и ухудшению взаимоотноше­ний местного населения с туристами.

Определение допустимой туристской нагрузки на туристскую дестинацию не имеет единого механизма расчетов. Это обусловлено особен­ностями самих туристских дестинации, которые могут быть крупным городом, курортом и др., а также внутренними особенностями, т.е. ори­ентацией на те или иные виды туризма.

Проблема оценки устойчивости природных комплек­сов и определения допустимых рекреационных нагрузок решается, прежде всего, путем изучения воздействия туристов и отдыхающих на различные природные комплексы. Это связано с основополагающей ролью природных условий в формировании рекреационного ландшафта - природно-антропогенной геоэкосистемы, используемой для рекреационных целей.

Человек, посещающий природные уголки, слабо затронутые хо­зяйственной деятельностью или частично преобразованные в рекреаци­онных целях, вольно или невольно оказывает на них определенное воз­действие. Когда количество посетителей значительно, а устойчивость природных комплексов сравнительно невысока (подробнее об этом см. ниже), влияние человека становится не только заметным, но и может оказываться разрушительным как по отношению к отдельным природ­ным компонентам, так и ко всему комплексу в целом.

Одной из основных причин снижения качества рекреационных ре­сурсов при использовании природных и природно-антропогенных ланд­шафтов для отдыха является значительное превышение фактического количества отдыхающих над предельно допустимым. Это приводит к отклонению геосистемы от ее исходного состояния и потере ею способ­ности к саморегуляции и восстановлению. Происходит рекреационная дигрессия ландшафта - деградация его структуры, ведущая к утрате экологического и ресурсного потенциала, в том числе эстетической при­влекательности и комфортности среды.

Одной из основных причин возникновения отрица­тельных последствий рекреационного использования территорий являет­ся значительное превышение фактического количества отдыхающих над предельно допустимыми нагрузками. Это приводит к дигрессии природ­ных комплексов - отклонению их от исходного состояния, что в конце концов выражается в потере ими способности к самовосстановлению биоценоза. Такие участки, как правило, быстро теряют эстетическую привлекательность и становятся не вполне комфортны для отдыха.

При вытаптывании территории, прежде всего, происходит уплот­нение и иссушение почвы. Нарушается ее структура, снижаются возду­хе- и влагопроницаемость; на наклонных участках происходят смыв почв и линейная эрозия, ведущая к образованию оврагов. На песчаных грунтах возможно начало ветровой эрозии - развевания почв. Наиболее заметно изменяется растительный покров: постепенно исчезают лесные виды трав, уступая место луговым и сорным. С болезнью деревьев ослабляется их способность к самовозоб­новлению - основной показатель жизненности лесного ландшафта.

Деградация (дигрессия) ландшафта проходит в пять стадий. На первой стадии присутствие человека практически не ощущает­ся. На второй стадии намечаются первые редкие тропинки, уплот­няется и начинает разрушаться подстилка. На третьей стадии вытоптанные участки занимают уже значи­тельную часть площади. Тропиночная сеть сравнительно густа, что при­водит к значительной фрагментации ландшафта. Подстилка на тропах полностью разрушена. На четвертой стадии тропинки густой сетью опутывают лес, а в местах их пересечения образуются так называемые окна вытаптыва­ния - участки, практически полностью лишенные травяного покрова. Молодого подроста, способного выжить и превратиться со временем во взрослые деревья, практически нет. Лесная подстилка встречается лишь отдельными пят­нами у стволов деревьев. Пятая стадия - практически полное отсутствие лесной подстил­ки, подроста и подлеска. Отдельными экземплярами на плотной и утрамбованной, местами до плотности асфальта, почве встречаются сор­ные однолетние виды трав, прижимающиеся к стволам деревьев. Сами деревья чаще всего больные, имеют механические повреждения ство­лов. У многих из них корни обнажены и выступают на поверхность почвы.

Однако, при одинаковой нагрузке одни ланд­шафты отличаются более продолжительной сохранностью своих есте­ственных свойств и меньшей подверженностью разрушительным процес­сам, нежели другие. Одни природные комплексы деградируют под влиянием рекреационного освоения уже через 1-2 года; другие же - многие годы могут сохранять устойчивое состояние. Все дело в их потенциальной ус­тойчивости к внешнему воздействию, или толерантности, которая прояв­ляется, прежде всего, в сохранении своей возобновительной способности. Так, например, в лендшафтной зоне тайги высокоустойчивые к рекреационным нагрузкам ландшафты (допусти­мая нагрузка от 20 до 60 чел/час на 1 га) встречаются крайне редко в березняках. Преимущественно средняя устойчивость к рекреационному прессу (нагрузка варьирует от 7-8 до 11-12 чел/час на I га) характерна для еловых лесов, произрастающих в условиях нормального увлажнения. Там, где развиты преимущественно сосновые леса, а также болотные комплексы, устойчивость ландшафтов слабая (3-6 чел/час на 1 га) и крайне слабая (1-2 чел/час на 1 га) .

Для определения допустимой туристской нагрузки
в пределах крупного города
, можно воспользоваться следующим алгоритмом исследования

1. Мониторинг туристских потоков с дифференциацией по целям поездки, что необходимо для определения программы пребывания туриста в крупном городе.

2. Определение ежедневной пропускной способности наиболее посещаемых туристских объектов культурно-исторического потенциала крупного города туристами (с учетом корректировки посещения данных объектов местными жителями и неорганизованными туристами).

3.Определение размера существующего номерного фонда, средств размещений крупного города, удовлетворяющего определенным стандартам качества и потребностям различных сегментов туристского потока (с учетом количества мест на туристских паромах, прибывающих в крупный город, скорректированных на время их пребывания, и их количества в порту города в течение дня).

4. Определение количества туристов (один постоялец - одно койко-место), прибывших с целью познавательного туризма, с выделением процента гостей в гостиницах, которые совмещают цель своего пребывания в крупном городе с изучением его культуры и истории (например, организация культурной программы в рамках деловых переговоров – деловой туризм).

5. Определение допустимой нормы расширения номерного фонда средств размещений крупного города (койко-мест) для туристов, прибывающих с познавательной целью визита, с учетом допустимой пропускной способности объектов культурно-исторического потенциала.

В основе подхода лежит целевая туристская направленность города, в первую очередь на познавательный туризм. Таким образом, в расчетах выделяются следующие этапы.

Первый этап - дифференциация по целям поездки на основе монито­ринга туристских потоков. Это крайне важно для определения програм­мы пребывания туриста в городе. Весь туристский поток (D) принимают за 100% и определяют удельный вес каждого конкретного вида туризма:

D 100 (%) = d1 (%)+ d2(%) + d3(%) +...dn,

 

где: dl - познавательный туризм; d2 - деловой туризм; d3 - паломнический туризм; dn - другие виды туризма.

Второй этап - определение ежедневной пропускной способности наиболее посещаемых туристских объектов, формирующих культурно-исторический потенциал крупного города, который и привлекает тури­стов (С). Например, культурно-исторический потенциал Санкт-Петербурга развит только на одну треть. Причина - низкая степень его дифференциации. Отсюда в экскурсионную программу туриста включается определенный набор объектов туристского показа - Эрмитаж, Русский музей, Екатери­нинский дворец в Пушкине и т.п.:

 

С=(с1 + с2 + сЗ+ ...) х (1- Ir)

где: cl - пропускная способность объекта 1; с2 - пропускная способность объекта 2; сЗ - пропускная способность объекта 3 и т.д.;

Ir - коэффициент корректировки посещения объекта местными жите­лями и неорганизованными туристами. Трудность вызывает определение коэффициента Iг. Для этого тре­буется совместная, (двухсторонняя) работа по маркетингу всех турист­ских потоков в маркетинговой службе туристской фирмы и руководства объектов туристского показа.

Учет по первым двум этапам может осущест­вляться одновременно.

Третий этап - определение размера существующего номерного фонда средств размещений крупного города, удовлетворяющего определенным стандартам качества и потребностям различных сегментов туристского потока (Н):

Н = hi + h2 + h3 + In,

где: hi - количество мест в отелях высшей категории; h2 - количество мест в отелях средней категории; hЗ - количество мест в отелях низшей категории; In - количество мест на туристских паромах, прибывающих в город, скорректированное на время пребывания, и количество паромов в порту го­рода (в период сезона) в течение дня.

Четвертый этап - определение количества размещений из расчета - один постоялец - одно койко-место - для туристов, прибывших прямо или кос­венно с целью познавательного туризма (К). Существует определенный процент гостей, которые совмещают ос­новную непознавательную цель своего пребывания в крупном городе с изучением его культуры и истории, например, организация культурной программы в рамках деловых переговоров - деловой туризм. Номерной фонд средств размещений города следует скорректиро­вать на количество мест на туристских паромах, прибывающих в круп­ный город, так как основной целью круизных туристов является именно познавательный туризм:

T = (H - In) x dl,

К.= ((Н - In) - Т) х Iо + Т + In, где:

Т — количество мест в средствах размещения крупного города, соответ­ствующее числу туристов, цель приезда которых - познавательный туризм; dl - доля познавательного туризма в туристском потоке; Iо - коэффициент туристов, посещающих объекты туристского показа, чья цель визита не соответствует познавательному туризму.

Пятый этап - определение допустимой нормы увеличения номерного фонда средств размещений в городе (койко-мест) для туристов, прибы­вающих с познавательной целью, учитывая допустимую пропускную способность объектов культурно-исторического потенциала крупного города (Р):

Р = С - К.

Важным критерием рассмотренного подхода выступают известные объекты туристского показа, поэтому, чем более развит культурно-исторический потенциал крупного города и чем выше степень его диф­ференцированности, тем шире границы максимальной пропускной спо­собности.

Для развития туризма и расширения границ пропускной способно­сти туристской дестинации должна проводиться совместная работа на уровнях:

• администрации туристской дестинации (продвижение и позицио­нирование объектов туристской привлекательности на турист­ском рынке);

• объектов туристской привлекательности;

• туристских фирм (разработка новых экскурсионных программ с включением в них иных объектов, привлекательных для туристов и не встречающихся ранее в стандартных программах, т.е. дивер­сификация деятельности).

Тесная и взаимосвязанная работа на всех трех уровнях позволяет расширить границы использования культурно-исторического потенциала города, а его развитость и дифференцированность окажет существенную помощь в развитии познавательного туризма как свидетельство степени туристской освоенности культурно-исторического потенциала турист­ской дестинации.

Применение алгоритма ограниченно рамками несовершен­ства статистической маркетинговой туристской информации. Чем точнее маркетинговые данные, тем точнее оценка экономического эффекта туризма для эконо­мики туристской дестинации и тем эффективней вложения денежных средств в данный сектор экономики.

В туристской дестинации необходима работа специальной службы (отдела) маркетинга,которая изучает положение дел в дестинации с точ­ки зрения перспектив развития туризма. Работа службы маркетинга должна осуществляться на постоянной основе и не ориентироваться только на краткосрочную перспективу для решения проблем, актуальных сегодня. Маркетинговая служба призвана дополнять статистические дан­ные проведением непосредственно маркетинговых исследований в сфере туризма дестинации, основанных на:

• установлении тесных контактов с обслуживающей туристской инфраструктурой (для получения материала возможны как пря­мые контакты в виде бесед с управляющими данных предпри­ятий, так и косвенные в виде анкет, опросников и т.п.; здесь важ­на заинтересованность сторон, при которой, с одной стороны, ту­ристская дестинация заинтересована в выявлении существующих в туристской сфере проблем, а с другой - предприятия заинтере­сованы в улучшении своего бизнеса благодаря помощи со сторо­ны администрации дестинации);

• поддержании контактов с различными туристскими ассоциациями в целях выявления потребностей населения и туристов в сфере туризма;

• организации прямого контакта с гостями туристской дестинации с целью выявления их оценки сегодняшнего положения дел в дестинации в сфере туризма, а также с точки зрения удовлетво­рения их потребностей и ожиданий.

Таким образом, маркетинговая служба:

• выявляет проблемы в развитии туризма в туристской дестинации, носящие комплексный характер, и определяет источник их появ­ления;

• оценивает возможности дестинации, выявляя скрытые, не ис­пользуемые резервы для развития туризма, составляет кадастр туристских ресурсов;

• изучает степень понимания местным социумом значения разви­тия туризма для дестинации и установление у него позитивного отношения к туристам;

• выявляет потребности и возможности туристов дестинации;

• анализирует перспективы развития конкретных видов туризма в дестинации и туристской сферы в целом;

• определяет объекты, которые можно отнести в разряд туристских ресурсов, если они обладают свойствами какой-либо привлека­тельности для туристов;

• определяет возможности преобразования имеющихся ресурсов в туристские и их развитие для туризма;

• оценивает эффективность формирования туристских потенциалов в экономическом, социальном, культурном и иных аспектах.

Полученная своевременно информация поможет наиболее точно определить уровень допустимой туристской нагрузки на туристскую дестинацию и ее объекты со стороны туристов, что позволит:

• обеспечить рациональное и устойчивое функционирование дес­тинации, а также предупреждение негативных, проблемных си­туаций для жизнедеятельности местного социума (например, обострение транспортной ситуации в крупном городе и т.п.);

• предоставить качественный туристский продукт, обеспечиваю­щий максимальную степень комфорта в период пребывания ту­ристов в дестинации, и обеспечить свободный доступ к объектам туристской привлекательности (туристского интереса);

• снизить негативные последствия культуры в дистинации, напри­мер, чрезмерную коммерциализацию культуры, и улучшить меж­личностные взаимоотношения местного населения и туристов. Следует отметить, что учет допустимой нагрузки на туристскую дестинацию и ее объекты будет способствовать повышению обоснован­ности в принятии управленческих решений при планировании развития туризма.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.