Туристская нагрузка и методика ее определения
При формировании и рациональном использовании ресурсов туристской дестинации следует учитывать тот фактор, что в основе развития туризма лежит принцип максимально допустимой нагрузки, превышение которой приводит к негативным последствиям физического, психологического и социального характера. Концепция допустимой нагрузки берет свое начало в менеджменте ресурсов. Особенно важна она именно сейчас, когда ограниченные ресурсы дестинации подвергаются все возрастающему давлению со стороны туристов. Допустимая туристская нагрузка - это та максимальная нагрузка, которую может выдержать туристская дестинация (или конкретный туристский объект) без серьезного ущерба для местных ресурсов, без негативного впечатления от поездки и без возникновения социально-экономических проблем у населения. Допустимую нагрузку можно разделить на три основных вида. 1. Экологическая допустимая нагрузка - это уровень посещаемости туристской дестинации или объекта, превышение которого приводит к неприемлемым экологическим последствиям. Происходит это либо в результате действий туристов, либо вследствие негативных последствий от функционирования обслуживающей туризм инфраструктуры. 2. Туристская социальная допустимая нагрузка - уровень посещаемости туристской дестинации или туристского объекта, превышение которого влечет за собой ухудшение впечатлений от поездки. 3. Местная социальная допустимая нагрузка - уровень посещаемости туристской дестинации, превышение которого приводит к негативным последствиям для местной культуры и ухудшению взаимоотношений местного населения с туристами. Определение допустимой туристской нагрузки на туристскую дестинацию не имеет единого механизма расчетов. Это обусловлено особенностями самих туристских дестинации, которые могут быть крупным городом, курортом и др., а также внутренними особенностями, т.е. ориентацией на те или иные виды туризма. Проблема оценки устойчивости природных комплексов и определения допустимых рекреационных нагрузок решается, прежде всего, путем изучения воздействия туристов и отдыхающих на различные природные комплексы. Это связано с основополагающей ролью природных условий в формировании рекреационного ландшафта - природно-антропогенной геоэкосистемы, используемой для рекреационных целей. Человек, посещающий природные уголки, слабо затронутые хозяйственной деятельностью или частично преобразованные в рекреационных целях, вольно или невольно оказывает на них определенное воздействие. Когда количество посетителей значительно, а устойчивость природных комплексов сравнительно невысока (подробнее об этом см. ниже), влияние человека становится не только заметным, но и может оказываться разрушительным как по отношению к отдельным природным компонентам, так и ко всему комплексу в целом. Одной из основных причин снижения качества рекреационных ресурсов при использовании природных и природно-антропогенных ландшафтов для отдыха является значительное превышение фактического количества отдыхающих над предельно допустимым. Это приводит к отклонению геосистемы от ее исходного состояния и потере ею способности к саморегуляции и восстановлению. Происходит рекреационная дигрессия ландшафта - деградация его структуры, ведущая к утрате экологического и ресурсного потенциала, в том числе эстетической привлекательности и комфортности среды. Одной из основных причин возникновения отрицательных последствий рекреационного использования территорий является значительное превышение фактического количества отдыхающих над предельно допустимыми нагрузками. Это приводит к дигрессии природных комплексов - отклонению их от исходного состояния, что в конце концов выражается в потере ими способности к самовосстановлению биоценоза. Такие участки, как правило, быстро теряют эстетическую привлекательность и становятся не вполне комфортны для отдыха. При вытаптывании территории, прежде всего, происходит уплотнение и иссушение почвы. Нарушается ее структура, снижаются воздухе- и влагопроницаемость; на наклонных участках происходят смыв почв и линейная эрозия, ведущая к образованию оврагов. На песчаных грунтах возможно начало ветровой эрозии - развевания почв. Наиболее заметно изменяется растительный покров: постепенно исчезают лесные виды трав, уступая место луговым и сорным. С болезнью деревьев ослабляется их способность к самовозобновлению - основной показатель жизненности лесного ландшафта. Деградация (дигрессия) ландшафта проходит в пять стадий. На первой стадии присутствие человека практически не ощущается. На второй стадии намечаются первые редкие тропинки, уплотняется и начинает разрушаться подстилка. На третьей стадии вытоптанные участки занимают уже значительную часть площади. Тропиночная сеть сравнительно густа, что приводит к значительной фрагментации ландшафта. Подстилка на тропах полностью разрушена. На четвертой стадии тропинки густой сетью опутывают лес, а в местах их пересечения образуются так называемые окна вытаптывания - участки, практически полностью лишенные травяного покрова. Молодого подроста, способного выжить и превратиться со временем во взрослые деревья, практически нет. Лесная подстилка встречается лишь отдельными пятнами у стволов деревьев. Пятая стадия - практически полное отсутствие лесной подстилки, подроста и подлеска. Отдельными экземплярами на плотной и утрамбованной, местами до плотности асфальта, почве встречаются сорные однолетние виды трав, прижимающиеся к стволам деревьев. Сами деревья чаще всего больные, имеют механические повреждения стволов. У многих из них корни обнажены и выступают на поверхность почвы. Однако, при одинаковой нагрузке одни ландшафты отличаются более продолжительной сохранностью своих естественных свойств и меньшей подверженностью разрушительным процессам, нежели другие. Одни природные комплексы деградируют под влиянием рекреационного освоения уже через 1-2 года; другие же - многие годы могут сохранять устойчивое состояние. Все дело в их потенциальной устойчивости к внешнему воздействию, или толерантности, которая проявляется, прежде всего, в сохранении своей возобновительной способности. Так, например, в лендшафтной зоне тайги высокоустойчивые к рекреационным нагрузкам ландшафты (допустимая нагрузка от 20 до 60 чел/час на 1 га) встречаются крайне редко в березняках. Преимущественно средняя устойчивость к рекреационному прессу (нагрузка варьирует от 7-8 до 11-12 чел/час на I га) характерна для еловых лесов, произрастающих в условиях нормального увлажнения. Там, где развиты преимущественно сосновые леса, а также болотные комплексы, устойчивость ландшафтов слабая (3-6 чел/час на 1 га) и крайне слабая (1-2 чел/час на 1 га) . Для определения допустимой туристской нагрузки 1. Мониторинг туристских потоков с дифференциацией по целям поездки, что необходимо для определения программы пребывания туриста в крупном городе. 2. Определение ежедневной пропускной способности наиболее посещаемых туристских объектов культурно-исторического потенциала крупного города туристами (с учетом корректировки посещения данных объектов местными жителями и неорганизованными туристами). 3.Определение размера существующего номерного фонда, средств размещений крупного города, удовлетворяющего определенным стандартам качества и потребностям различных сегментов туристского потока (с учетом количества мест на туристских паромах, прибывающих в крупный город, скорректированных на время их пребывания, и их количества в порту города в течение дня). 4. Определение количества туристов (один постоялец - одно койко-место), прибывших с целью познавательного туризма, с выделением процента гостей в гостиницах, которые совмещают цель своего пребывания в крупном городе с изучением его культуры и истории (например, организация культурной программы в рамках деловых переговоров – деловой туризм). 5. Определение допустимой нормы расширения номерного фонда средств размещений крупного города (койко-мест) для туристов, прибывающих с познавательной целью визита, с учетом допустимой пропускной способности объектов культурно-исторического потенциала. В основе подхода лежит целевая туристская направленность города, в первую очередь на познавательный туризм. Таким образом, в расчетах выделяются следующие этапы. Первый этап - дифференциация по целям поездки на основе мониторинга туристских потоков. Это крайне важно для определения программы пребывания туриста в городе. Весь туристский поток (D) принимают за 100% и определяют удельный вес каждого конкретного вида туризма: D 100 (%) = d1 (%)+ d2(%) + d3(%) +...dn,
где: dl - познавательный туризм; d2 - деловой туризм; d3 - паломнический туризм; dn - другие виды туризма. Второй этап - определение ежедневной пропускной способности наиболее посещаемых туристских объектов, формирующих культурно-исторический потенциал крупного города, который и привлекает туристов (С). Например, культурно-исторический потенциал Санкт-Петербурга развит только на одну треть. Причина - низкая степень его дифференциации. Отсюда в экскурсионную программу туриста включается определенный набор объектов туристского показа - Эрмитаж, Русский музей, Екатерининский дворец в Пушкине и т.п.:
С=(с1 + с2 + сЗ+ ...) х (1- Ir) где: cl - пропускная способность объекта 1; с2 - пропускная способность объекта 2; сЗ - пропускная способность объекта 3 и т.д.; Ir - коэффициент корректировки посещения объекта местными жителями и неорганизованными туристами. Трудность вызывает определение коэффициента Iг. Для этого требуется совместная, (двухсторонняя) работа по маркетингу всех туристских потоков в маркетинговой службе туристской фирмы и руководства объектов туристского показа. Учет по первым двум этапам может осуществляться одновременно. Третий этап - определение размера существующего номерного фонда средств размещений крупного города, удовлетворяющего определенным стандартам качества и потребностям различных сегментов туристского потока (Н): Н = hi + h2 + h3 + In, где: hi - количество мест в отелях высшей категории; h2 - количество мест в отелях средней категории; hЗ - количество мест в отелях низшей категории; In - количество мест на туристских паромах, прибывающих в город, скорректированное на время пребывания, и количество паромов в порту города (в период сезона) в течение дня. Четвертый этап - определение количества размещений из расчета - один постоялец - одно койко-место - для туристов, прибывших прямо или косвенно с целью познавательного туризма (К). Существует определенный процент гостей, которые совмещают основную непознавательную цель своего пребывания в крупном городе с изучением его культуры и истории, например, организация культурной программы в рамках деловых переговоров - деловой туризм. Номерной фонд средств размещений города следует скорректировать на количество мест на туристских паромах, прибывающих в крупный город, так как основной целью круизных туристов является именно познавательный туризм: T = (H - In) x dl, К.= ((Н - In) - Т) х Iо + Т + In, где: Т — количество мест в средствах размещения крупного города, соответствующее числу туристов, цель приезда которых - познавательный туризм; dl - доля познавательного туризма в туристском потоке; Iо - коэффициент туристов, посещающих объекты туристского показа, чья цель визита не соответствует познавательному туризму. Пятый этап - определение допустимой нормы увеличения номерного фонда средств размещений в городе (койко-мест) для туристов, прибывающих с познавательной целью, учитывая допустимую пропускную способность объектов культурно-исторического потенциала крупного города (Р): Р = С - К. Важным критерием рассмотренного подхода выступают известные объекты туристского показа, поэтому, чем более развит культурно-исторический потенциал крупного города и чем выше степень его дифференцированности, тем шире границы максимальной пропускной способности. Для развития туризма и расширения границ пропускной способности туристской дестинации должна проводиться совместная работа на уровнях: • администрации туристской дестинации (продвижение и позиционирование объектов туристской привлекательности на туристском рынке); • объектов туристской привлекательности; • туристских фирм (разработка новых экскурсионных программ с включением в них иных объектов, привлекательных для туристов и не встречающихся ранее в стандартных программах, т.е. диверсификация деятельности). Тесная и взаимосвязанная работа на всех трех уровнях позволяет расширить границы использования культурно-исторического потенциала города, а его развитость и дифференцированность окажет существенную помощь в развитии познавательного туризма как свидетельство степени туристской освоенности культурно-исторического потенциала туристской дестинации. Применение алгоритма ограниченно рамками несовершенства статистической маркетинговой туристской информации. Чем точнее маркетинговые данные, тем точнее оценка экономического эффекта туризма для экономики туристской дестинации и тем эффективней вложения денежных средств в данный сектор экономики. В туристской дестинации необходима работа специальной службы (отдела) маркетинга,которая изучает положение дел в дестинации с точки зрения перспектив развития туризма. Работа службы маркетинга должна осуществляться на постоянной основе и не ориентироваться только на краткосрочную перспективу для решения проблем, актуальных сегодня. Маркетинговая служба призвана дополнять статистические данные проведением непосредственно маркетинговых исследований в сфере туризма дестинации, основанных на: • установлении тесных контактов с обслуживающей туристской инфраструктурой (для получения материала возможны как прямые контакты в виде бесед с управляющими данных предприятий, так и косвенные в виде анкет, опросников и т.п.; здесь важна заинтересованность сторон, при которой, с одной стороны, туристская дестинация заинтересована в выявлении существующих в туристской сфере проблем, а с другой - предприятия заинтересованы в улучшении своего бизнеса благодаря помощи со стороны администрации дестинации); • поддержании контактов с различными туристскими ассоциациями в целях выявления потребностей населения и туристов в сфере туризма; • организации прямого контакта с гостями туристской дестинации с целью выявления их оценки сегодняшнего положения дел в дестинации в сфере туризма, а также с точки зрения удовлетворения их потребностей и ожиданий. Таким образом, маркетинговая служба: • выявляет проблемы в развитии туризма в туристской дестинации, носящие комплексный характер, и определяет источник их появления; • оценивает возможности дестинации, выявляя скрытые, не используемые резервы для развития туризма, составляет кадастр туристских ресурсов; • изучает степень понимания местным социумом значения развития туризма для дестинации и установление у него позитивного отношения к туристам; • выявляет потребности и возможности туристов дестинации; • анализирует перспективы развития конкретных видов туризма в дестинации и туристской сферы в целом; • определяет объекты, которые можно отнести в разряд туристских ресурсов, если они обладают свойствами какой-либо привлекательности для туристов; • определяет возможности преобразования имеющихся ресурсов в туристские и их развитие для туризма; • оценивает эффективность формирования туристских потенциалов в экономическом, социальном, культурном и иных аспектах. Полученная своевременно информация поможет наиболее точно определить уровень допустимой туристской нагрузки на туристскую дестинацию и ее объекты со стороны туристов, что позволит: • обеспечить рациональное и устойчивое функционирование дестинации, а также предупреждение негативных, проблемных ситуаций для жизнедеятельности местного социума (например, обострение транспортной ситуации в крупном городе и т.п.); • предоставить качественный туристский продукт, обеспечивающий максимальную степень комфорта в период пребывания туристов в дестинации, и обеспечить свободный доступ к объектам туристской привлекательности (туристского интереса); • снизить негативные последствия культуры в дистинации, например, чрезмерную коммерциализацию культуры, и улучшить межличностные взаимоотношения местного населения и туристов. Следует отметить, что учет допустимой нагрузки на туристскую дестинацию и ее объекты будет способствовать повышению обоснованности в принятии управленческих решений при планировании развития туризма. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|