I. ПИСЬМО БЕРНАРУ ГАВОТИ: ПЕССИМИЗМ БЕЗ ПАРАДОКСОВ
72 В конце 40-х годов парижское издательство «Конквистадор» подготовило выпуск серии брошюр, посвященных описанию различных специальностей, профессий, ремесел. Редакция с особой тщательностью подбирала авторов — крупнейших мастеров своего дела. Брошюру «Я — театральный деятель» писал выдающийся актер Жан-Луи Барро; «Я — дирижер» — Шарль Мюнш; «Я — летчик» — генерал французской авиации Пакье; «Я — портной» — законодатель мод Парижа Диор и т. д. Но долго не могли решить вопрос, кому доверить составление книги, описывающей профессию композитора. Тогда Бернар Гавоти предложил кандидатуру Онеггера, которого знал лично и, восторгаясь его творчеством, ценил также как замечательно талантливого разностороннего критика — сво- его рода «Берлиоза XX века». К тому же его имя пользовалось популярностью у широкой публики — читателей брошюр издательства «Конквистадор». Гавоти было получено обратиться к Онеггеру с просьбой принять заказ издательства. II. ЖАЛОБЫ 73 В автобиографии Равель относит начало работы над «Дафнисом и Хлоей» к 1907 г.; в 1909 г. он принял предложение С. Дягилева написать балет для его труппы (премьера в 1912 г.). 74 Три симфонических эскиза «Море» были исполнены впервые в концерте Ламурё 15 октября 1905 г. дирижером К. Шевийаром. Исполнение оказалось неудачным, и мнения критиков разошлись. Многие дебюссисты были неудовлетворены большей ясностью, определенностью образов и выразительных средств партитуры сравнительно с сочинениями прежних лет, а также присутствием в ней отголосков музыки русских композиторов и С. Франка. «Море» — самое крупное из симфонических произведений Дебюсси — отличается внушительностью масштабов, эпическим размахом, силой и яркостью красок. Эти изменения в стиле композитора были отмечены франц. муз. критиками. По их мнению здесь Дебюсси «поднялся на вершину своего искусства и выше самого себя». М. Д. Кальвокоресси отметил в сочинении «моменты мужественности, четкости линий и силы красок». В 1908 г. Луи Лалуа, биограф Дебюсси, подчеркивал, что сила «Моря» — в новых творческих тенденциях, в уходе от зыбких, намекающих образов и в утверждении сжатого, полного и четкого классического стиля. Характерна запись Н. Я. Мясковского в дневнике (24 ноября 1934) : «„Море" — лучшая партитура на свете». 75 «Фантазия» — мультипликационный фильм Уолта Диснея, созданный в 1940 г. (см. коммент. 71). Первое исполнение балета И. Стравинского «Весна священная» в Париже (29 мая 1913) вызвало шумный скандал. 76 ...попкьеллиевская балетная музыка — балетная музыка из оперы итал. композитора А. Понкиелли «Джоконда» (1876). 77 Онеггер имеет в виду балет Э. Сати «Парад» (1917), для которого Кокто написал либретто, а Пикассо сделал декоративное оформление, и исполнение романсов композитора (16 мая 1916) на вечере у сестры Поля Пуаре — знаменитого портного, законодателя парижских мод. 78 Первое исполнение во Франции театрализованной оратории Онеггера «Жанна д'Арк на костре» состоялось в Орлеане 6 мая 1939 г. 79 Речь идет о Мессе си минор Баха. 80 Имеется в виду Пятая симфония Бетховена. 81 «Прощай, мой столик-крошка» — ариозо Манон из II акта одноименной оперы Ж. Массне. 82 Каждый из этих композиторов написал по одному квартету: Сезар Франк — Квартет ре мажор (1889). Клод Дебюсси — Квартет соль минор (1893), Морис Равель — Квартет фа мажор (1905), Габриэль Форе — Квартет до минор (1879). 83 Ансамбль Вега основан в 1946 г. выдающимся венг. скрипачом Шандором Вегом. 84 Ансамблевые выступления А. Корто, Ж. Тибо и П. Казальса начались в 1905 г. 85 «Эколь нормаль» («Ecole Normale de musique» в Париже) — одно из наиболее авторитетных высших муз. учебных заведений Франции; основана А. Корто и А. Манжо в 1919 г. С первых лет существования в ней преподавали выдающиеся педагоги — Поль Дюка, Пабло Казальс, Жак Тибо, Надя Буланже и др. III. ЖИТЬ... 86 Речь идет о фильме франц. кинорежиссера Рене Клера «Последний миллиардер» (1934). 87 См. коммент. 70. 88 См. коммент. 11. 89 Возможно, здесь имеется в виду Симфония Поля Дюка, который пользовался репутацией одного из наиболее знаменитых франц. композиторов XX в. и являлся членом Академии. 90 Перифраз, стиха «О, сверх меры счастливые...» из поэмы Вергилия «Георгики» (II.458). ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|